|
Урок по обществознанию в 6 классе «Человек славен добрыми делами»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г.Дигоры Северная Осетия -Алания
Урок по обществознанию в 6 классе
«Человек славен добрыми делами»
Учитель истории и обществознания
Туаева Жанна Руслановна
Предмет : Обществознания Класс 6
Тема урока : «Человек славен добрыми делами» Тип урока: Изучение нового материала. Цели урока: Сформировать представление учащихся о добре ,доброте и добрых делах. На доступном возрасту уровне подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым человеком . Предметные результаты : Подвести учащихся к пониманию термина «добро» ,как категории этики, постепенному наполнению этого понятия конкретным содержанием ,путем : -объяснения того, что значит быть добрым ,кого называют добрым, каково главное правило доброго человека, в чем суть доброго отношения. Метапредметные результаты : Использовать возможности урока для развития нравственной рефлексии, оценки своих действий ,поступков ,отношения к окружающим ,оценки различных жизненных ситуаций, действий других людей с нравственных позиций .
Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения . Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности ; задают вопросы ,необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Личностные : Воспитать навыки доброжелательного поведения , способность сочувствовать, сопереживать и т. д. Содействовать формированию понимания значения конкретных добрых поступков,готовности поддерживать того ,кому нужно помочь.
Образовательные ресурсы : комьютер и мультимедийный проектор , интерактивная доска , видеоролик «Сказка о счастливом принце» ,бумажные макеты человечка, клей,ножницы,цветную бумагу ,маркеры .
План изучения нового материала: !. Что такое добро. Кого называют добрым. 2. Доброе – значит хорошее. 3.Главное правило доброго человека. 4.Притча о блудном сыне .
Личностно значимая проблема
Достается не дешево Счастье трудных дорог… Что ты сделал хорошего ? Чем ты людям помог ? ( Л. Татьяничева )
Методы обучения : наглядный ,частично-поисковый, практический , контроля.
Формы обучения :индивидуальная , фронтальная ,групповая.
Основные понятия : добро , доброта ,нравственность, мораль .
СЛАЙД 1 Тема урока
1.Организационная часть.
Учитель . Добрый день ребята! Добрый день всем присутствующим на нашем уроке! С добрым весенним настроением начинаем изучать новую тему, которая называется «Человек славен добрыми делами».
Слайд 2 Эпиграф урока: « Жизнь дана на добрые дела»
Ход урока . .
Учитель. Сегодня мы узнаем, что такое добро, доброта, кого считают добрым человеком, какие дела считаются добрыми, научимся совершать добрые дела. Давайте ребята послушаем один куплет песни «Что такое доброта» и попытаемся объяснить . что это такое доброта?
Слайд
Ответы детей.
В нашем мире происходит и хорошее и плохое, но добра должно быть больше, иначе жизнь остановится. Ведь добро служит сохранению и развитию жизни, а зло уничтожает жизнь или препятствует ей. Слово учащимся.
Ученик .Хочу я чтоб добро к тебе пришло Как свет весенний ,как тепло костра. Пусть для тебя источником добра Не станет то, что для другого зло.
Ученик. Добро и зло творить всегда Во власти всех людей.
Но зло творится без труда, Добро творить трудней.
Обсуждение стихотворений.
Учитель. Добро, сколь ни было б оно мало, гораздо лучше, чем большое зло. Ребята , а что нужно для того ,чтобы отношения между людьми были добрыми, чистосердечными, дружелюбными?
Ответы детей.
Учитель .А вот что думает об этом, наш осетинский поэт Георгий Кайтуков, в своём произведении «Пожелай добра» Ученик.
Входя в метро или в маршрутку,
В трамвай ,троллейбус и такси,
Скажи негромко: «С добрым утром!»-
Тем, кто кажется вблизи.
В начале дня скажи такое,
Чтобы потом, в его конце,
Звучало слово золотое,
Светилась радость на лице.
Кому-то облегчишь тревогу,
Приободрится, кто устал.
На трудной утренней дороге
Так важно взять хороший старт.
Но суетимся мы ,томимы
Предчувствием дневных забот,
И не в глаза глядим ,а мимо-
Кто место лучшее займёт.
Вовсю работая локтями,
Иль в безразличии застыв,
Не видим дымки над горами,
Не слышим лиственный мотив.
Мне всё понятней с каждым годом,
Хоть эта истина стара:
Чтоб день твой оказался добрым,
Ты утром пожелай добра.
Ты людям пожелай добра.
Рассуждение детей.
Слайд 3 . Учитель. И так на экране у нас слова, которые образовались от слово добро придумайте с ними предложения . Ответы детей. Учитель. Нам легче стало идти дальше ,наш багаж пополнился новыми словами. Ребята , на вопрос что такое добро и зло искали ответ задолго до нас ,и наши далекие предки. А свои размышления оставили нам в назидание в пословицах и поговорках. Слайды 4 ,5,6. Ребята ,а какие вы знаете пословицы и поговорки?
Ответы детей. Слайд 7 Собери пословицы О чем мы узнали из этих пословиц ? Наверное то ,что во все времена высоко ценили добро и доброту ,а человека за добрые дела.
Физминутка . Предлагаю всем встать в круг и взяться за руки. Вы чувствуете, как тепло переходит от одной ладошки к другой? Становится хорошо и спокойно на душе. Поднимем наши ручки вверх и построим пирамиду Добра. Смотрите, какая высокая получилась пирамида. Я верю, что впереди у вас много славных дел, и наша пирамида добра будет расти.
А теперь мы познакомимся с английской сказкой ,которую написал Оскар Уальд « Счастливый принц»
(просмотр мультфильма «Счастливый принц») Слайд 8 Вопросы к фильму. Сообщение ученика об Андрее Дмитриевиче Сахарове.
Вопросы к сообщению :
№1 Можно ли назвать академика А.Д.Сахарова добрым человеком ? №2 Почему вы так думаете ? №3 Кого из известных вам людей могли бы назвать Совестью Народа ?
Обсуждение картины Рембрандта ванн Рейна «Возвращение блудного сына»
Какие чувства персонажей сумел передать художник ?
Слайд 9
Творческое задание «Очеловечить человека»
Учитель: Перед вами контуры человечка, маркеры ,цветная бумага . Наделите его самыми важными ,на ваш взгляд человеческими качествами. (Ученики пишут на листочках выбранные качества и зачитывая приклеивают их к человечкам)
Учитель проводит беседу
по вопросам:
– Что сходного в образе человечка получилось у каждой группы?
– Какие различия?
– Случайны эти сходства и различия или нет?
– Удалось ли придумать идеального человечка? – В чем вы видите идеальные черты?
Ответы детей.
Доброта проявляется везде: в школе, дома, в отношениях с друзьями, родителями, окружающими людьми.
Ученик.
В доме добрыми делами занята, Было доброе вчера, Я тебе отвечу прямо:
Тихо ходит по квартире доброта. И откуда, спросишь ты, Это мама, мама,
Утро доброе у нас, В доме столько доброты мама!
Добрый день и добрый час, Приживаются цветы,
Добрый вечер, ночь добра, Рыбки, ёжики, птенцы?
Учитель : Мама – это самый дорогой на свете человек. Она рядом всегда - в горе, и в радости. Мама поможет, пожалеет, похвалит, приласкает. У мамы доброе сердце и заботливые руки.
Конечно же , мы очень любим своих родных: мам, отцов, дедушек, бабушек, сестёр и братьев. Они окружают нас заботой, вниманием, любовью. Пусть каждый из вас помнит об этом. Но доброту и заботу надо проявлять и к посторонним людям . Всё верно. Только быть добрым человеку не просто, так как этот человек думает о других, отдаёт свою душу, тепло, силу, время окружающим людям.
Ученик. Добрым быть совсем-совсем не просто.
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Только надо, надо взрослым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Учитель : Ребята из всего услышанного , мы делаем вывод ,что в обществе существуют свои моральные, нравственные законы . Среди них есть самое главное – «Золотое правило нравственности».
Оно гласит : «Чего не желаешь сам ,того не делай другим».
Слайд 10
Я верю ,что вы будете жить по законам добра ,приходить другим на помощь . Ведь человека ценят за доброе сердце и добрые поступки. Спешите делать добро.
Ребята оцените свою работу на уроке .
|
Ребята оценивают свою работу с помощью кругов: зеленый круг — «понял», желтый круг – «остались вопросы», красный — «не понятно»
|
|
Слайд 11 VI. Домашнее задание П.10 и вопросы к нему.
Спасибо за работу . Доброго вам дня.
|
|
|