Главная страница

Урок по обществознанию в 6 классе «Человек славен добрыми делами»


Скачать 63.9 Kb.
Название Урок по обществознанию в 6 классе «Человек славен добрыми делами»
Дата 12.03.2016
Размер 63.9 Kb.
Тип Урок

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа г.Дигоры Северная Осетия -Алания

Урок по обществознанию в 6 классе

«Человек славен добрыми делами»

Учитель истории и обществознания

Туаева Жанна Руслановна

Предмет : Обществознания Класс 6

Тема урока : «Человек славен добрыми делами» Тип урока: Изучение нового материала. Цели урока: Сформировать представление учащихся о добре ,доброте и добрых делах. На доступном возрасту уровне подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым человеком . Предметные результаты : Подвести учащихся к пониманию термина «добро» ,как категории этики, постепенному наполнению этого понятия конкретным содержанием ,путем : -объяснения того, что значит быть добрым ,кого называют добрым, каково главное правило доброго человека, в чем суть доброго отношения. Метапредметные результаты : Использовать возможности урока для развития нравственной рефлексии, оценки своих действий ,поступков ,отношения к окружающим ,оценки различных жизненных ситуаций, действий других людей с нравственных позиций .

Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения . Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности ; задают вопросы ,необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Личностные : Воспитать навыки доброжелательного поведения , способность сочувствовать, сопереживать и т. д. Содействовать формированию понимания значения конкретных добрых поступков,готовности поддерживать того ,кому нужно помочь.

Образовательные ресурсы : комьютер и мультимедийный проектор , интерактивная доска , видеоролик «Сказка о счастливом принце» ,бумажные макеты человечка, клей,ножницы,цветную бумагу ,маркеры .

План изучения нового материала: !. Что такое добро. Кого называют добрым. 2. Доброе – значит хорошее. 3.Главное правило доброго человека. 4.Притча о блудном сыне .

Личностно значимая проблема

Достается не дешево Счастье трудных дорог… Что ты сделал хорошего ? Чем ты людям помог ? ( Л. Татьяничева )

Методы обучения : наглядный ,частично-поисковый, практический , контроля.

Формы обучения :индивидуальная , фронтальная ,групповая.

Основные понятия : добро , доброта ,нравственность, мораль .

СЛАЙД 1 Тема урока

1.Организационная часть.

Учитель . Добрый день ребята! Добрый день всем присутствующим на нашем уроке! С добрым весенним настроением начинаем изучать новую тему, которая называется «Человек славен добрыми делами».

Слайд 2 Эпиграф урока: « Жизнь дана на добрые дела»

Ход урока . .

Учитель. Сегодня мы узнаем, что такое добро, доброта, кого считают добрым человеком, какие дела считаются добрыми, научимся совершать добрые дела. Давайте ребята послушаем один куплет песни «Что такое доброта» и попытаемся объяснить . что это такое доброта?

Слайд

Ответы детей.

В нашем мире происходит и хорошее и плохое, но добра должно быть больше, иначе жизнь остановится. Ведь добро служит сохранению и развитию жизни, а зло уничтожает жизнь или препятствует ей. Слово учащимся.

Ученик .Хочу я чтоб добро к тебе пришло Как свет весенний ,как тепло костра. Пусть для тебя источником добра Не станет то, что для другого зло.

Ученик. Добро и зло творить всегда Во власти всех людей.

Но зло творится без труда, Добро творить трудней.

Обсуждение стихотворений.

Учитель. Добро, сколь ни было б оно мало, гораздо лучше, чем большое зло. Ребята , а что нужно для того ,чтобы отношения между людьми были добрыми, чистосердечными, дружелюбными?

Ответы детей.

Учитель .А вот что думает об этом, наш осетинский поэт Георгий Кайтуков, в своём произведении «Пожелай добра» Ученик.

Входя в метро или в маршрутку,

В трамвай ,троллейбус и такси,

Скажи негромко: «С добрым утром!»-

Тем, кто кажется вблизи.

В начале дня скажи такое,

Чтобы потом, в его конце,

Звучало слово золотое,

Светилась радость на лице.

Кому-то облегчишь тревогу,

Приободрится, кто устал.

На трудной утренней дороге

Так важно взять хороший старт.

Но суетимся мы ,томимы

Предчувствием дневных забот,

И не в глаза глядим ,а мимо-

Кто место лучшее займёт.

Вовсю работая локтями,

Иль в безразличии застыв,

Не видим дымки над горами,

Не слышим лиственный мотив.

Мне всё понятней с каждым годом,

Хоть эта истина стара:

Чтоб день твой оказался добрым,

Ты утром пожелай добра.

Ты людям пожелай добра.

Рассуждение детей.

Слайд 3 . Учитель. И так на экране у нас слова, которые образовались от слово добро придумайте с ними предложения . Ответы детей. Учитель. Нам легче стало идти дальше ,наш багаж пополнился новыми словами. Ребята , на вопрос что такое добро и зло искали ответ задолго до нас ,и наши далекие предки. А свои размышления оставили нам в назидание в пословицах и поговорках. Слайды 4 ,5,6. Ребята ,а какие вы знаете пословицы и поговорки?

Ответы детей. Слайд 7 Собери пословицы О чем мы узнали из этих пословиц ? Наверное то ,что во все времена высоко ценили добро и доброту ,а человека за добрые дела.

Физминутка . Предлагаю всем встать в круг и взяться за руки. Вы чувствуете, как тепло переходит от одной ладошки к другой? Становится хорошо и спокойно на душе. Поднимем наши ручки вверх и построим пирамиду Добра. Смотрите, какая высокая получилась пирамида. Я верю, что впереди у вас много славных дел, и наша пирамида добра будет расти.

А теперь мы познакомимся с английской сказкой ,которую написал Оскар Уальд « Счастливый принц»

(просмотр мультфильма «Счастливый принц») Слайд 8 Вопросы к фильму. Сообщение ученика об Андрее Дмитриевиче Сахарове.

Вопросы к сообщению :

№1 Можно ли назвать академика А.Д.Сахарова добрым человеком ? №2 Почему вы так думаете ? №3 Кого из известных вам людей могли бы назвать Совестью Народа ?

Обсуждение картины Рембрандта ванн Рейна «Возвращение блудного сына»

Какие чувства персонажей сумел передать художник ?

Слайд 9

Творческое задание «Очеловечить человека»

Учитель: Перед вами контуры человечка, маркеры ,цветная бумага . Наделите его самыми важными ,на ваш взгляд человеческими качествами. (Ученики пишут на листочках выбранные качества и зачитывая приклеивают их к человечкам)


Учитель проводит беседу
по вопросам:

– Что сходного в образе человечка получилось у каждой группы?

– Какие различия?

– Случайны эти сходства и различия или нет?

– Удалось ли придумать идеального человечка?
– В чем вы видите идеальные черты?

Ответы детей.

Доброта проявляется везде: в школе, дома, в отношениях с друзьями, родителями, окружающими людьми.

Ученик.

В доме добрыми делами занята, Было доброе вчера, Я тебе отвечу прямо:

Тихо ходит по квартире доброта. И откуда, спросишь ты, Это мама, мама,

Утро доброе у нас, В доме столько доброты мама!

Добрый день и добрый час, Приживаются цветы,

Добрый вечер, ночь добра, Рыбки, ёжики, птенцы?

Учитель : Мама – это самый дорогой на свете человек. Она рядом всегда - в горе, и в радости. Мама поможет, пожалеет, похвалит, приласкает. У мамы доброе сердце и заботливые руки.

Конечно же , мы очень любим своих родных: мам, отцов, дедушек, бабушек, сестёр и братьев. Они окружают нас заботой, вниманием, любовью. Пусть каждый из вас помнит об этом. Но доброту и заботу надо проявлять и к посторонним людям . Всё верно. Только быть добрым человеку не просто, так как этот человек думает о других, отдаёт свою душу, тепло, силу, время окружающим людям.

Ученик. Добрым быть совсем-совсем не просто.

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Только надо, надо взрослым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Учитель : Ребята из всего услышанного , мы делаем вывод ,что в обществе существуют свои моральные, нравственные законы . Среди них есть самое главное – «Золотое правило нравственности».

Оно гласит : «Чего не желаешь сам ,того не делай другим».

Слайд 10

Я верю ,что вы будете жить по законам добра ,приходить другим на помощь . Ведь человека ценят за доброе сердце и добрые поступки. Спешите делать добро.

Ребята оцените свою работу на уроке .




Ребята оценивают свою работу с помощью  кругов: зеленый круг — «понял», желтый круг – «остались вопросы», красный — «не понятно»




Слайд 11 VI. Домашнее задание П.10 и вопросы к нему.

Спасибо за работу . Доброго вам дня.