Главная страница

Программа музыкального развития детей стар­шего дошкольного возраста (раздел пение)


Скачать 461.47 Kb.
Название Программа музыкального развития детей стар­шего дошкольного возраста (раздел пение)
страница 1/2
Дата 17.02.2016
Размер 461.47 Kb.
Тип Программа
  1   2


Автономное образовательное учреждение

Дошкольного образования

«Детский сад «Сказка»

Тюменской области

с. Аромашево


Программа

музыкального развития детей

стар­шего дошкольного возраста

(раздел пение)




Музыкальный руководитель:

Бывалина Елена Анатольевна
2009-2010 уч. год

Содержание



  1. Введение.

  2. Пояснительная записка

  • Возрастные особенности слуха и голоса ребенка

  • Охрана детского голоса

  1. Задачи в обучении пению

  2. Методическое обеспечение.

  3. Методы и приемы обучения пению

  • Индивидуальный подход

  • Планирование работы

  1. Результаты работы.

  • Диагностика музыкальных способностей

  1. Литература.

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с требованиями "Программы воспитания и обучения в дет­ском саду" одной из задач музыкального воспитания является обучение детей выразительному, искреннему исполнению интересных им и несложных песен. Педагог должен помочь детям понять содержание музыкальных образов, овла­деть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, есте­ственном пении. Достичь успеха в этом виде педагогической деятельности можно разными способами и при создании определенных условий.

Пение по праву считается первичным из всех видов музыкального испол­нительства, одним из первых проявлений музыкальности ребенка. Г.Рукавишников писал, что «дети, которые сначала учились петь, а потом играть (на музыкальных инструментах), достигают успехов в музыке быстрее, нежели те, которые пению не учились». Именно творческая, активная сторона процесса пения является одним из основных рычагов музыкального воспитания учащихся.

Процесс пения помогает ребенку не только приобрести определенные на­выки в развитии голоса, но и способствует формированию в целом личности, умения выражать себя; развитию его музыкального вкуса; содействует укрепле­нию здоровья (развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему) и даже помогает устранению некоторых дефектов речи: заикания, кар­тавости, гнусавости и др. – и поэтому широко применяется в работе логопедов и дефектологов. Однако не всякое пение способствует развитию и охране детского голоса. Именно с той целью, чтобы пение не вредило здоровью, а шло ему на пользу, практические занятия построены с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей ребенка и носят здоровьесберегающий характер.

Уже известно, что ребенок, будучи в утробе матери, слышит различные звуки как внутреннего (при работе органов пищеварения, биения сердца матери и др.), так и внешнего происхождения. А это значит, что он способен слышать как шумовые, так и музыкальные звуки. Одни ему приятны, другие пугают. В этот период, период вынашивания ребенка до его рождения, женщинам реко­мендуется слушать музыку как мелодичную, с богатой гармонией (классиче­скую), так и простые народные мелодии. Не рекомендуется слушать тяжелую музыку (рок, тяжелый рок и т.д.). Очень полезно для формирования музыкально­сти ребенка в этот период развития слышать правильное (чистое, ладоустойчи­вое) пение. Это могут быть незамысловатые произведения детского музыкаль­ного фольклора: колыбельные, прибаутки, потешки, дразнилки и т.д. Таким об­разом, музыкальное развитие ребенка начинается еще задолго до его появления на свет.

Еще в пренатальном периоде развития (дородовом), как и после рождения, ребенок познает различные звуки окружающего мира. Как известно, все дети от­личаются один от другого степенью музыкальной одаренности, стилем познания, сферами интересов. Независимо от уровня их способностей к пению, все дети любят петь. И это желание следует поддерживать у ребенка.

Следует ли начинать работу по обучению правильному пению детей, раз­витию их певческого голоса уже в дошкольном возрасте? На этот вопрос можно ответить словами великого ученого И.П.Павлова о том, что каждый орган чело­века устроен так, чтобы выполнять определенную функцию в организме, т.е. конструкция и функция тесно взаимосвязаны. Значит, в процессе обучения пе­нию можно влиять на формирование функционирования голосового аппарата, особенно в период бурного роста всего организма, т.е. в детстве. Следовательно, специально обучать пению, тренировать детский голос не только можно, но и нужно, чтобы вовремя направить его развитие в нужное русло. Индивидуально-дифференцированный подход в воспитательно-образовательном процессе, лич­ностно-ориентированные методы обучения и воспитания в условиях внешколь­ного учреждения, индивидуальная углубленная работа создают условия для раз­вития детей, развития их вокальных способностей.

Чтобы научиться правильно петь, как известно, необходимо иметь целый комплекс музыкальных способностей и постоянно развивать его. Недоразвитость одного из его компонентов может стать причиной неправильного (нечистого) интонирования. Обучение пению детей – одна из труднейших задач музыкаль­ного воспитания учащихся. Главным условием формирования певческих навы­ков является развитие основных музыкальных способностей: чувства ладовой устойчивости, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма, - по­скольку освоить певческую азбуку без сформированности у ребенка этих музы­кальных способностей невозможно даже в том случае, когда у него имеется звонкий голос. Однако звонкий голос еще не показатель музыкальности. Встре­чаются дети (и взрослые) с очень звонкими голосами и красивыми тембрами звучания, но совершенно не умеющие правильно спеть простую небольшую ме­лодию.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пение - основной вид музыкальной деятельности детей. Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзыв­чивость на музыку. Правильно подобранный и художественно исполненный пе­сенный репертуар поможет успешному решению этой задачи. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способ­ности.

В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает вос­приимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнитель­ской деятельности.

Пение - основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспри­нимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мело­дию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, ко­гда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие.

Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, на­распев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Музы­кальный руководитель и воспитатель следят за правильным произношением слов.

Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совмест­ным действиям. Дети слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения.

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музы­кальный слух, память, чувство ритма.

Возрастные особенности слуха и голоса ребенка.

Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна коор­динация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации (нефальшивое звучание) и слухового, мышечного ощущения. Отмечая, что человек не просто переживает, вспоминая музыкальное звучание, но всегда поет эти звуки "про себя", с мышечным напряжением, русский физиолог И.М. Сеченов подчеркивает также инстинктивную звукоподражательность, свойственную ребенку: "Выяс­ненный в сознании звук или ряд звуков служит для ребенка меркой, к которой он подлаживает свои собственные звуки и как будто не успокаивается до тех пор, пока мерка и ее подобие не станут тождественны".

Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пыта­ются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами. При этом слух контролирует правильность звукоподражания.

Исследования взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учеными. Док­тор Е.И. Алмазов, изучающий природу детского голоса, подчеркивает особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации. Анализируя не­совершенное качество детского пения, он называет причины (дефекты слуха, больное горло, отсутствие связи между слухом и голосом) и говорит о необхо­димости своевременных врачебных осмотров и лечения этих заболеваний.

Слух совершенствуется, если обучение поставлено правильно. В младших группах детского сада внимание ребят привлекается к точному воспроизведению мелодии: петь простые, маленькие попевки, песенки, построенные на двух-трех нотах. Примером всегда служит выразительное, правильное пение воспитателя и звучание хорошо настроенного инструмента. Ребенок слушает, затем поет вместе со взрослым, как бы "подравниваясь" к вокальной интонации. Постепенно выра­батывается устойчивость слухового внимания и впоследствии развивается ладо­высотный слух.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первона­чальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительно­сти, поют интервалы, попевки. Слух ребенка все время контролирует правиль­ность звучания.

Охрана детского голоса

В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован (связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укреп­ляется вместе с общим развитием организма и созреванием так называемой во­кальной мышцы.

Певческое звучание ввиду неполного смыкания голосовых связок и коле­бания только их краев характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения.

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обуче­ние пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.

Правильному выбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса.

Певческий диапазон - это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диа­пазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять, чтобы большинство детей могли свободно владеть своим голосом. Наряду с этим важно создать благоприятную "звуковую атмосферу", способствующую охране голоса и слуха ребенка. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и раз­говаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не раз­решать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

Координация слуха и голоса - важнейшее условие развития певческих спо­собностей детей.

Музыкальный руководитель и воспитатель должны не только знать репер­туар детских песен, владеть методикой пения, но и беречь голос детей, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, не говорили слишком громко. Сам педагог также не должен громко говорить. Заботясь о соз­дании спокойной обстановки, об уменьшении шума в группе, воспитатель тем самым оберегает детский голос. Крик, шум портят голос, притупляют слух и от­рицательно влияют на нервную систему детей.

Для закрепления певческих навыков нужно, чтобы песня звучала не только в стенах детского сада, но и в семье. Поэтому педагогам следует проводить соот­ветствующую работу с родителями, знакомя их с детскими песнями, объясняя вред крикливого пения, громкого разговора, особенно на улице в сырую холод­ную погоду. Надо предупреждать родителей, чтобы они не позволяли) детям пить холодную воду, есть мороженое в разгоряченном состоянии во избежание простуды, заболеваний голосового аппарата.

Не следует поощрять пение детьми взрослых песен с большим диапазоном, которые они слышат дома и по радио. Неправильное, фальшивое исполнение та­ких песен не способствует развитию музыкального слуха у ребенка, а особенно громкое их исполнение наносит вред слабым голосовым связкам малыша.

ЗАДАЧИ В ОБУЧЕНИИ ПЕНИЮ

1.Формировать: Устойчивый интерес к пению с музыкальным сопровож­дением и без него; Навыки вокального исполнительства (дикция, звукообразова­ние, артикуляция, певческое дыхание); Первоначальный исполнительский опыт (соло, в ансамбле, в группе); Умение передавать в пении музыкальный образ, ис­пользуя для этого как певческие навыки, так и средства музыкальной вырази­тельности: тембр голоса, динамические оттенки, характер звуковедения и др.; Навыки пения в два голоса в ансамбле.

2. Развивать: Музыкальную память и беглость словесного выражения мысли (через запоминание текста); Умение моделировать различные ситуации (актерское мастерство) при пении; Чувство уверенности в своих способностях к пению и в достижении успеха в нем; Способность к самооценке песенно-испол­нительской деятельности, оценке и умение анализировать пение других; стрем­ление к высоким стандартам пения с сопровождением и a capella; Внимание ко всем деталям, помогающим выразительному пению (положение головы, корпуса, микстуры голосового аппарата); Умение эмоционально переживать создаваемый в пении образ, используя для этого жесты, мимику, выражение глаз и др.; Луч­шие качества голоса: звонкость, полетность, певческий диапазон и т.д.; Музы­кальное мышление; Музыкальные способности (ладовую устойчивость, апелли­рование звуковысотными представлениями, чувство ритма); Различные виды му­зыкального слуха.

3. Способствовать: Проявлению и развитию песенно-творческой музы­кальной деятельности; Формированию общей музыкальной и певческой куль­туры; Накоплению запаса музыкально-песенного репертуара и умению его ис­пользовать в повседневной жизни.

4. Стимулировать: Увлеченность пением; Индивидуальное и коллективное песенное творчество.

5. Работа по развитию вокальных способностей: Развитие голосообразова­ния с учетом роста всего организма ребенка; Совершенствование голоса и слуха (их взаимодействие); Развитие музыкального слуха (различных его видов); Фор­мирование и накопление певческих навыков (артикуляции, певческого дыхания, дикции и др.); Формирование и совершенствование качества звучания голоса: чистоты интонирования, тембра, диапазона, полетности и подвижности голоса, развитие кантилены (протяжного пения), четкой дикции.

6. Развитие способности музыкально-слуховых представлений: Узнавание мелодии по слуху; Использования связи музыкально-слуховых представлений и восприятием только что звучащей мелодии (воспроизведения мелодии голосом); Запоминания определенной высоты и длительности звуков; Запоминания опре­деленной высоты нот; Повторения голосом звуков, спетых или сыгранных на ин­струменте; Подбора по слуху хорошо усвоенных ребенком мелодий на музы­кальном инструменте; Обучение певческим навыкам; Пения про себя с продол­жением пения вслух. Моделирования высоты звуков через движение (например, поднятием руки на определенную высоту, которая символизирует высоту ноты).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В процессе занятий используются следующие методы: наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, метод самоконтроля, словесные  (рассказ, объяснение, бе­седа), практические (исполнение упражнений, песенного материала, участие в концертах ит.д.).

На занятиях используются фонограммы песен, наглядный материал к пе­сенному репертуару, репертуарные сборники современных, зарубежных компо­зиторов.
Для реализации программы необходимо наличие помещения с инструментом, аудиоаппаратурой. По программе могут работать специалисты, имеющие музы­кальное образование, владеющие музыкальным инструменте с вокальной подго­товкой.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ

"Программа..." предполагает целенаправленное решение задачи по разви­тию творческой инициативы детей в самостоятельных поисках певческой инто­нации.

К сожалению, некоторые практические работники формально подходят к решению программных задач по пению (да и по другим видам музыкальной дея­тельности). Разучивается музыкальный репертуар с целью его использования на праздничном утреннике. Дети каждую песню исполняют приблизительно. Инто­нируют приблизительно, так как нет осознанного восприятия и воспроизведения определенных мелодических оборотом. Приблизительно передают содержание песен, порой не понимая его смысла. И не удивительно, что можно услышать в пении детей "башни" вместо "пашни", "мило" вместо "бело", "назабавлю" вместо "позабавлю" и т.д.

Поэтому музыкальные руководители в своей работе с детьми должны сис­тематически использовать упражнения на развитие музыкального слуха и голоса. Песни-упражнения, приведенные в данной книге, способствуют выработке от­дельных автоматизированных действий голосового аппарата, так как построены на коротких, повторяющихся мелодиях и попевках. Усваивая упражнения, дети учатся правильно воспроизводить в пении разнообразные виды мелодического движения и наиболее характерные интонационные обороты, встречающиеся в песенном репертуаре для детей данного возраста. А это в свою очередь в даль­нейшем облегчит усвоение детьми более сложных песен.

Учитывая особенности восприятия детей дошкольного возраста, нужно ориентироваться на упражнения в форме коротких песен с игровым содержа­нием. Такими упражнениями являются маленькие песенки, подобранные педаго­гами В.К. Колосовой, Н.Я. Френкелем, Н.А. Метловым. Среди упражнений много песен, написанных композиторами Е. Тиличеевой, В. Карасевой, народ­ных песен-попевок.

Упражнения отличаются разнообразием ладогармонической окраски, ме­лодических оборотов, яркими музыкальными образами.

Используются упражнения-игры в комплексном воздействии разнообраз­ных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмиче­ское игровое действие, игра на металлофоне). Все это помогает более прочному закреплению в слуховой памяти детей соответствующих песенных интонаций. Песни-упражнения, применяемые на занятиях, способствуют постепенной выра­ботке естественного, легкого звучания голоса, чистоты интонирования в пении, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса, помогают до­биться отчетливого произношения текста песен.

Например, мелодия песенки "Прибаутка" (обр.В. Карасевой) построена на контрастном сопоставлении певческих регистров, что помогает научить детей осознанно различать высотные соотношения отдельных частей мелодии, разви­вает умение произвольно приспосабливать голосовой аппарат к пению как более высоких, так и более низких звуков.

Дети 5-6 лет должны определять на слух направление мелодии, ее скачки, выкладывать на фланелеграфе (кружочками) рисунок мелодии, сопровождая за­дание пением, игрой на металлофоне. Для таких заданий целесообразно исполь­зовать упражнения "Лесенка", "Эхо", "Качели", "Скачем по лестнице" Е. Тили­чеевой. Для того чтобы дети уверенно различали чередование долгих и коротких звуков, умели точно пропеть ритмический рисунок попевки, показать рукой че­редование звуков (движение руки перед грудью слева направо в горизонтальном положении), а затем графически передать это чередование на фланелеграфе (длинными и короткими полосками), лучше всего начинать с упражнений "Сме­лый пилот", "Небо синее" Е. Тиличеевой.

Для формирования ладотонального слуха, умения быстро найти тонику не­заменимыми являются задания на развитие песенного творчества: "Что ты хо­чешь, кошечка?" Г. Зингера, "Зайка, зайка, где бывал?" М. Скребковой, "Зайка", "Лифт" Т. Бырченко. Вопросно-ответная форма упражнений или задание закон­чить мелодию, начало которой спел педагог, способствуют активизации внут­реннего слуха, развитию творческой инициативы.

Песни-упражнения используются не только для распевания, но и как уп­ражнения, которые подготавливают ребят к преодолению различных певческих трудностей.

Развитию дыхания, умению петь протяжно, напевно помогут такие пе­сенки, как "Кукушка" Е. Тиличеевой, "Колыбельная", "Дудочка" В. Карасевой, русские народные песни "Не летай, соловей", "Барашеньки".

Для детей, которые затрудняются в чистоте интонирования мелодии от­дельных мелодических ходов (интервалов), лучшими упражнениями будут "Труба", "Конь" Е. Тиличеевой, "Дятел" Н. Леви и др.

Систематическое использование песен-упражнений (не менее 6-7 в квар­тал) поможет педагогам сформировать устойчивые певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании песенного материала.

Одна из сложных задач "Программы..." - это "уметь петь без музыкального сопровождения с воспитателем", как показывает практика, часто не выполняется. Как правило, песни разучиваются с детьми с музыкальным сопровождением и с одновременным пением взрослых (музыкальным руководителем или воспитате­лем), которые, заглушая детей. Для детей складываются неблагоприятные усло­вия: они не могут контролировать качество исполнения песен. Они не слышат друг друга ни время хорового пения, не слышат себя. У детей не развиваются ак­тивность слухового внимания, чувство самоконтроля, не формируются устойчи­вость вокально-слуховой координации, умение петь самостоятельно без музы­кального сопровождения. А этому научить необходимо.

Во время разучивания песни лучше всего предлагать детям вначале петь в сопровождении фортепиано, подыгрывая мелодию, далее с полным сопровожде­нием, затем без инструмента с помощью педагога, наконец, самостоятельно спеть а captlla. Эта задача решается на маленьких песенках, попевках, на русских народных песнях, доступных детям 5-6 лет.

Можно предложить такой прием - пение в сопровождении металлофона, отрывистое и поверхностное звучание которого приближает детей к условиям, близким к пению без сопровождения.

Полезен и такой прием - петь все й группой, небольшими подгруппами и индивидуально стоя, находясь на значительном расстоянии от фортепиано. При таком пении дети лучше слышат себя. Желательно предлагать хорошо выучен­ные маленькие песенки, а также отдельные музыкальные фразы, запев или при­пев. При этом особое внимание надо уделить детям, нечисто поющим. Их целе­сообразно размещать среди хорошо поющих.

На занятии детей рассаживают следующим образом: в первом ряду, ближе к музыкальному руководителю, сажают детей с плохой вокально-слуховой коор­динацией, новеньких, давно не посещавших дошкольное учреждение; во втором ряду - детей с неустойчивыми певческими навыками; в третьем - детей с чистой интонацией, поющих естественно и непринужденно.

Уровень индивидуального певческого развития каждого ребенка прове­ряют путем пения по музыкальным фразам ("цепочкой"). Кроме того, этот прием способствует формированию у детей правильного дыхания.

Начинать разучивать с дошкольниками любую песню следует с целостного ее восприятия, т.е. первый раз песня должна прозвучать выразительно, со вступ­лением, с полным аккомпанементом. Важно обратить внимание детей на содер­жание песни, ее характер, изобразительность. Приступив к разучиванию, целесо­образно проиграть трудные мелодические обороты, пропеть их без музыкального сопровождения, проиграть отдельно, предложить прохлопать сложные в ритми­ческом отношении места (пунктирный ритм), одновременно помогая детям ос­ваивать и текст, п мелодию. Па первых занятиях по время разучивания песни лучше не пользоваться аккомпанементом, а играть только мелодию или предла­гать запомнить ее с голоса взрослого. Нельзя разучивать текст хором, иначе дети будут плохо интонировать, петь "речитативом", скандировать. По этой же при­чине не желательно поручать воспитателям разучивать текст песен в свободное от занятий время.

Продолжая работать над песней, особое внимание на каждом занятии сле­дует уделять трудным местам: играть одну мелодию, петь без сопровождения, но с помощью взрослого, привлекать к пению хорошо поющих детей, предлагать всем спеть мелодию без слов (на каком-либо звуке) и т.д.

На одном занятии, кроме разучиваемой песни, должны звучать песни, ра­нее выученные. При их исполнении от детей следует добиваться точной интона­ции, выразительности, естественного звучания, пения без поддержки взрослого, а некоторые песни можно петь без сопровождения аккомпанемента. Всего на ка­ждом занятии может звучать 1-2 песни-упражнения; 1-творческое задание, 1 - песня разучиваемая, 1 - песня повторная. Исключение составляют занятия, про­водимые непосредственно перед праздничным утренником, когда повторяют 3-4 песни.

Игра на детских музыкальных инструментах способствует формированию у детей умения петь в ансамбле, слитно, с одинаковой силой звучания, в единой манере исполнения. Этот вид деятельности развивает память, чувство ритма, по­могает активизировать застенчивых детей. Так как обучение игре на музыкаль­ных инструментах проводится индивидуально или с небольшими подгруппами детей, то эти занятия помогают педагогу выявить способности каждого ребенка. Полученные навыки дети закрепляют в самостоятельной деятельности, подби­рают на слух знакомые песни.

Большое воспитательное значение не только для музыкального, но и все­стороннего развития ребенка имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к песне, к певческой деятельности, делает более осознанным вос­приятие содержания и настроения песни. Кроме того, игры с пением - это кол­лективная форма общения детей с музыкой на игровой основе, которая воспиты­вает у них дружеские взаимоотношения, сознательную дисциплину, так как каж­дый ребенок должен подчиняться правилам игры и точно выполнять их.

Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру детей, а возможность играть без музыкального сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом.

Игры с пением разучиваются на музыкальных занятиях. Вначале разучива­ется песня, постепенно, от занятия к занятию развивается игровая ситуация, свя­занная с содержанием песни, и, наконец, все дети включаются в игру.

Позднее, при закреплении игры детям представляется возможность играть под пение без музыкального сопровождения, но с поддержкой голоса взрослого, а в дальнейшем они и ера ют и поют самостоятельно.

В играх с пением дети упражняются в умении петь а capella. Важно, чтобы воспитатель создавал в группе ситуацию, при которой дети стремились бы по­вторить игру. Для этого порой достаточно внести необходимые атрибуты, ша­почки-маски.

Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно пере­дать и мелодию, и текст, и, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Таким образом, игры с пением активизируют детей, побуждают их к са­мостоятельному пению.

Важным моментом во всей работе по обучению певческим навыкам явля­ется распевание. Прежде чем приступить к занятию пением, необходимо произ­вести разминку (гимнастику) голосового аппарата ребенка, что и есть распева­ние. Упражнений для распевания на занятии должно быть много. Обычно 2-3. В течение года таких упражнений может быть выучено 8-10. Распевая одно и то же упражнение в течение длительного времени, дети обычно хорошо его усваивают.

  • Вокальные упражнения интонационно-фонетические (для детей с различ­ным уровнем развития голосовых данных), направленные на раз­витие (расширение диапазона) голоса, формирование конкретного пев­ческого навыка; Артикуляционные;

  • Развитие различных видов музыкального слуха;

  • Развитие дикции;

Для распевания, построенные в определенной последовательности в соот­ветствии с закономерностями развития конкретного певческого навыка, и носят игровой характер, что очень важно в работе.

  • Певческое дыхание и опора (у дошкольников формирование);

  • Артикуляция (образование гласных звуков);

  • Слуховые навыки;

  • Навыки эмоционально-выразительного исполнения;

  • Формирование навыка правильного звукообразования;

  • Навыки выразительной дикции (произношение согласных звуков);

  • Атака звука.

После распевания необходима пауза (молчание) в течение 1-2 минут для отдыха голосового аппарата. Такую паузу мы (руководители) используем для объяснения дальнейшего материала (демонстрирование произведения, показ ил­люстраций и т.д.).

Для распевания на одном звуке можно предложить детям первую фразу из попевки "Андрей-воробей". Повторение мелодии на одном и том же звуке представляет для детей сложность в интонационном отношении. От них требуется умение держать высоко повторяющийся звук. Это упражнение часто дается тяжело и нередко, дошкольники поют фальшиво. Для исправления пения используется фланелеграф. Он дает возможность продемонстрировать детям, как можно "перекладывать" звуки с "попки на попку", придавая им предметное значение. В том случае, когда дети поют низко, им можно сказать: "Пойте так, чтобы звук "не падал" и "не сползал" с полочки". Показ движением руки, как петь выше или ниже помогает дошкольникам точнее интонировать звуки. С детьми старшего дошкольного возраста чаще рекомендуется использовать дирижерский жест в работе над динамикой, звуковедением, а также в развитии звуковысотного слуха. Дирижирование очень помогает в выработке общего движения в музыкальных фразах.

Индивидуальный подход.

Обучение на музыкальных занятиях проводится со всей группой детей. Но при этом педагог осуществляет индивидуальный подход к детям, который не должен превращаться в индивидуальное обучение, когда воспитатель работает с одним ребенком, оставляя других пассивными наблюдателями.

У детей любой возрастной группы не в одинаковой степени развиты музы­кальный слух, чувство ритма, музыкальная память. Оказывая индивидуальную помощь каждому ребенку, следует развивать ту способность, которая у него ме­нее развита.

Все дети отличаются один от другого. Одни слишком возбудимы, со сла­боразвитым торможением. Другие слишком заторможенные, безучастные. Есть застенчивые, робкие, невнимательные, с замедленной речью. Встречаются такие, которые любят подолгу играть, но неохотно занимаются. Методы подхода к этим детям различны. К одним приходится быть более снисходительными, к другим, наоборот, более требовательными, но к каждому надо найти свой путь воздейст­вия.

Планирование работы по пению

В течение года с детьми разучивается около 20 (и больше) песен, разнооб­разных и по форме, и по содержанию. Это песни описательного, повествователь­ного, танцевального, игрового характера, песни протяжные, лирические, торже­ственные, героические, грустные и веселые. Главное их качество - художествен­ность в изложении и в исполнении педагогом.

Обучение детей пению рекомендуется планировать. В перспективном плане необходимо учесть уровень общего и музыкального развития детей данной группы. В плане конкретизируются задачи "Программы..." в соответствии со спецификой репертуара по следующим направлениям: вокально-интонационные навыки (восприятие музыки, развитие музыкального слуха и голоса, усвоение певческих навыков), ансамблевый строй (гармонический слух, песенное творче­ство, певческая установка), исполнительство (артистизм, вокальная выразитель­ность). Перспективный план можно составлять на три (по кварталам), два или на один месяц в зависимости от того, насколько удобно педагогу планировать на более длительную или ближнюю перспективу.

В перспективном плане желательно отражать учет индивидуального разви­тия детей: отмечать певческий диапазон каждого ребенка в начале, в середине и в конце учебного года, выявлять уровень формирования певческих навыков (зву­кообразование, дикция, выразительность, умение петь без музыкального сопро­вождения и т.д.). Календарно планируются: фронтальные занятия, музыкально-дидактические игры, упражнения на развитие музыкального слуха и голоса, игры с пением. При планировании занятий (2 раза в неделю) определяется программ­ное содержание к обучению пению с учетом этапа разучивания песни, отмеча­ются задачи и методические приемы к упражнениям и творческим заданиям.

Тема за­нятий


Программное содержание

Музыкальный материал

Сентябрь

1
2

3

4


5

6


7

8

9


Закрепить знания детей о высоких, сред­них и низких звуках. Формировать пред­ставление о долгих и коротких звуках. Учить графически передавать ритмический рисунок простейших песенок на фланеле­графе (длинными и короткими полосками).

Закрепить знание детей о высоких, средних и низких звуках; о долгих и коротких. Познакомить с новым понятием – «ноты». Объяснить, как записывают долгие и короткие звуки. Продолжать учить детей графически передавать ритмический рисунок мелодии.

Познакомить детей с понятием – «нотный стан», с записью нот на линейках. Познакомить с нотой «соль», с ее расположением и звучанием. Упражнять в чистом пропевании этого звука.

Закрепить знание готы «соль», ее расположение и звучание. Упражнять в чистом пропевании этого звука и в проигрывании на металлофоне.

Познакомить детей с расположением нот на нотном стане на линейках и между линейками. Познакомить с новой нотой – «ля».упражнять детей в чистом пропевании звуков «соль» и «ля».

Закрепить знания расположения нот «соль» и «ля» на нотном стане. Упражнять в чистом пропевании звуков «соль» и «ля» и в проигрывании их на металлофоне.

Закрепить знание о расположении нот «соль» и «ля» на нотном стане. Проверить умения детей самостоятельно определять ноты, называть их длительность по нотной записи на таблице. Упражнять в чистом пропевании звуков «соль», «ля» и в проигрывании их на металлофоне.

Проверить умение детей определять на слух, какой звук выше, «ля» или «соль», познакомить с новой нотой – «фа». Упражнять в чистом пропевании звуков «фа»-«соль»-«ля».

Закрепить знание нот «фа», «соль», «ля». Учить по нотной записи определять название нот, их длительность («Фа», «соль», «ля»). Упражнять в чистом пропевании этих звуков.


«Петушок» (р.н.п.)
«Дудочка» В. Карасевой

«Барашеньки» (р.н.п), «Песенка о нотах « Г. Струве


«Барашеньки» (р.н.п), «Петушок» (р.н.п.) «Песенка о нотах « Г. Струве
«Дождик» В. Карасевой

«Смелый пилот» Е. Тиличеевой


«Дождик» В. Карасевой, «Песенка о нотах « Г. Струве
«Месяц май» Е. Тиличеевой, «Качели» Е. Тиличеевой


«Фасоль» В. Карасевой», «Так уж получилось» Г. Струве

Октябрь

1(10)


2(11)

3(12)

4(13)

5(14)

6(15)

7(16)

8(17)



Закреплять знания детьми нот «фа»-«соль»-«ля». Знакомить с нотой си. Упражнять в чистом пропевании звуков «си», «ля», «соль», «фа».

Закрепить знание детей о ноте «си». Учить графически передавать рисунок песенки на звуке «си». Проигрывать песенку на этом звуке на металлофоне и пропевать, дирижируя.

Закреплять знание о нотах «соль», «ля», «фа», «си», о их расположении на нотном стане, звучании. Знакомить с нотой «до. Упражнять детей в чистом пропевании звука «до и проигрывании на металлофоне.

Уточнить знания детей о нотах «ля», «соль»-«си»-«до2». Проверить, умеют ли они определять движение мелодии вверх и вниз. Учить графически передавать движение мелодии.

Формировать устойчивый ладотональный слух. Знакомить с названием ступеней: V-III-I. Упражнять в чистом пропевани этих ступеней, называя их (V-III-I); графически передавать на фланелеграфе.

Формировать устойчивый ладотональный слух. Закреплять понятие о ступенях, умение пропевать их в разной последовательности. Учить петь без музыкального сопровождения.

Учить детей по нотной записи (из двух звуков) и на слух определять, какой звук выше. Продолжать формировать у детей устойчивый ладотональный слух (в тональности ми мажор).

Развивать ладотональный слух; закреплять знание нот: «до2» –«ля»-«фа». Упражнять в чистом пропевании этих звуков в игре на металлофоне; учить графически передавать мелодию песни.


«Что ты хочешь, кошечка?» Г. Зингера

«Комари-мошки» (р.н.п.) «Так уж получилось» Г. Струве


«Дадушки» (р.н.п.)

«Лесенка» Е. Тиличеевой,

«Песенка о нотах « Г. Струве


«Солнышко» Е. Тиличеевой,

«Песенка про капитана» М. Дунаевского

«Зайка, зайка, где бывал?» М. Скребковой, «Песенка про капитана» М. Дунаевского

«Музыкальное эхо» Н. Ветлуг

иной, «Песенка про капитана» М. Дунаевского

«Тень,тень, потетень» (р.н.п.)

Ноябрь

1(18)


2(19)

3(20)

4(21)
5(22)


6(23)


7(24)
8(25)

9(26)


Продолжать формировать ладотональный слух (ощущение и нахождение тоники). упражнять в чистом пропевании звуков (от «до1» -«до2».

Проверить умение детей самостоятельно определять звуки по нотной записи ( на фланелеграфе) и называть ноты «си»-«соль»-«ля»-«фа»-«до2». Познакомить с нотой «ми». Упражнять в чистом пропевании звука «ми» и проигрывать на детских музыкальных инструментах.

Закрепить знание детей о ноте «ми» (где располагается, как звучит). Упражнять в чистом пропевании этого звука. Учить песенку с названием нот, выкладывая ее на нотном стане.

Закрепить знания детьми «фа», «соль», «ля». Познакомить с новой песней, построенной на этих звуках. Учить пропевать ее с названием нот со словами. Продолжить формировать ладотональный слух (в тональности «фа мажор»).

Познакомить детей с новой нотой - «ре», с тем, как она записывается, звучит. упражнять в чистом пропевании звуков «ре», «ми».

Закрепить знания детей о ноте «ре», о ее расположении и звучании. Упражнять в чистом пропевании этого звука в проигрывании на металлофоне. Проверить умение детей самостоятельно определять долгие, короткие звуки, передавать их чередование в знакомой попевке графически на фланелеграфе.

Закрепить знание нот «ре», «ми», «фа». Упражнять в чистом пропевании этох звуков (на знакомых попевках), в проигрывании на металлофоне. Учить узнавать знакомую песенку по ритмическому рисунку, петь ее с дирижированием.

Познакомить детей с нотой «до1» (где располагается, как звучит). Упражнять в чистом пропевании этого звука и в проигрывании на металлофоне. Закрепить знание детей о расположении нот на нотном стане.

Познакомить детей со звучанием всех звуков (гаммы) в восходящем и нисходящем порядке. Упражнять в чистом пропевании гаммы (снизу вверх и сверху вниз). закрепить знание детей о расположении нот на нотном стане.


Упр «Кузнечик», «Так уж получилось» Г. Струве

«Мы идем с флажками» Е. Тиличеевой
«Петушок» (р.н.п.)

«Листопад» Т. Попатенко


«Сарафан «В. Карасевой

«Листопад» Т. Попатенко

«Сарафан «В. Карасевой

Песня «Осень»

«Небо синее» Е. Тиличеевой


«Небо синее», «Мы идем с флажками», «Месяц май» Е. Тиличеевой, песня «Осень»

«андрей-воробей» (р.н.д.), «Два веселых гуся» (р.н.п.)


«Песенка о нотах « Г. Струве


Декабрь

1(27)

2(28)

3(29)


4(30)
5(31)

6(32)


7(33)

8(34)

9(35)


Закрепить знание детей нот «до», «ре», «ми», «фа», «соль». (их расположения и звучания). Подводить к умению сольфеджировать – петь по нотам простейшую мелодию.

Закрепить знания детей о нотах. Упражнять в чистом пропевании гаммы в вочходящем и нисходящем порядке. Учить играть ее на металлофоне. Способствовать формированию элементарного навыка сольфеджирования – пение по нотам простейшей мелодии знакомой песенки.

Закреплять знания детей о нотах «до», «ми», «соль». Упражнять в чистом пропевании этих звуков, в проигрывании на металлофоне. Развивать ладотональный слух.

Проверить умение детей самостоятельно ориентироваться в тембровых и ритмических отношенияз звуков. Упражнять в умении точно воспроизводить заданный ритмический рисунок на предложенном инструменте.

Продолжать формировать у детей первоначальный навык сольфеджирования; умения графически передавать движение и ритмический рисунок мелодии. Развивать творческие проявления детей в пении.

Развивать ладотональный слух детей (умение самостоятельно найти и спеть тонику – устойчивый звук). Способствовать творческим проявлениям детей.

Закреплять умение петь по нотам простейшую мелодию знакомой песни (отдельные ее фразы). Играть ее на металлофоне.

Закреплять знания детей о нотах. Упражнять в чистом пропевании звукоряда (вверх и вниз) и звуков «до»-«соль»-«до2»; учить детей самостоятельно выкладывать на нотном стане (фланелеграфе) название ноты. Развивать творческие способности детей в пении.

Проверить умение детей самостоятельно определять звуки по высоте, находить их на музыкальной лесенке. Упражнять в умении точно передавать заданный ритмический рисунок, проигрывая его на металлофоне и выкладывая на фланелеграфе.




«Пляшут зайцы на горе» В. Карасевой


«Сарафан» В. Карасевой

Песня «Российский Дед Мороз»
«Мы идем с флажками» Е. Тиличеевой, Песня «Российский Дед Мороз»
Дид игра «Придумай свой ритм и узнай инструмент»

«Прибаутка «Наша горка», Песня «Российский Дед Мороз»


«Как у наших у ворот» (р.н.п.)


«Прибаутка «Наша горка», Песня «Российский Дед Мороз»
Дид игра «Я здесь», «Прибаутка «Наша горка», Песня «Российский Дед Мороз»

«Тень,тень, потетень» (р.н.п.)

Январь

1(36)


2(37)


3(38)

4(39)

5(40)

6(41)


Упражнять в чистом пропевании всех звуков звукоряда с музыкальным сопровождением и без него. Способствовать творческим проявлениям детей.

Упражнять в чистом пропевании всех звуков звукоряда с музыкальным сопровождением и без него. Развивать ладотональный слух.

Закреплять умение петь по нотам простейшую мелодию знакомой песни. Учить пению без музыкального сопровождения.

Закреплять умение детей петь по нотам, графически передавать движение и ритмический рисунок мелодии на фланелеграфе. Учить играть мелодию на металлофоне. Упражнять в чистом пропевании без музыкального сопровождения всего звукоряда (сверху вниз м снизу вверх).

Упражнять в чистом пропевании звукоряда (вверх и вниз) с музыкальным сопровождением и без него. Закреплять умение графически передавать звуки определенной высоты.

Закреплять представление детей о возможности графически передать движение мелодии, используя игровой прием, образное сравнение. Развивать активность слухового внимания, музыкальную память.


«Лесенка» Е. Тиличеевой


«Это было в январе»-песня


«Загадка» Е. Тиличеевой, «Это было в январе»-песня
«Перепелочка» (б.н.п.), песня «Почему медведь зимой спит»
Упр «Кузнечик», песня «Почему медведь зимой спит»


Дид игра «Птички на проводе»,

«Это было в январе»-песня


Февраль

1(42)


2(43)

3(44)

4(45)

5(46)
6(47)

7(48)
8(49)


Развивать ладотональный слух детей. Закрепить представления о звуковысотных отношениях. Упражнять в чистом пропевании звуков «фа», «до2».

Развивать ладотональный слух, упражнять в чистом интонировании (от «ми»-«до2»). Закреплять представления детей о ритме, учить точно воспроизводить характерный ритм., связанный с игровыми образами.

Развивать ладотональный слух; упражнять в чистом интонировании. Закреплять представления детей о ритме; упражнять в умении точно воспроизводить ритм (прохлопать, сыграть на металлофоне).

Упражнять в чистом пропевании звукоряда (вверх и вниз) без музыкальным сопровождения. Упражнять в точном воспроизведении ритмических рисунков. Способствовать творческому развитию детей.

Закрепить представления о звуковысотных отношениях I, III, V, I ступеней лада, проигрывая их на металлофоне. Продолжать учить детей точно воспроизводить ритмический рисунок. Развивать их творческие способности.

Развивать музыкальный слух детей; воспитывать активное слуховое внимание. формировать умение графически изображать движение мелодии. Учить чисто интонировать.

Продолжить учить детей графически передавать движение мелодии, выкладывая ее на фланелеграфе. Развивать творческие способности детей. Закреплять умение играть простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах.

Закреплять знания детей о нотах «фа» и «соль». Формировать навыки чистого пропевания этих звуков, умение выкладывать их на фланелеграфе. Развивать гармонический слух, умение выделить две сыгранные ступени тонического трезвучия.


«Зайчик» (р.н.п.)


«Музыкальное эхо» Е. Тиличеевой, Игра «Теремок»


«Качели» Е. Тиличеевой, Игра «Теремок»


«Музыкальное эхо» Е. Тиличеевой, Игра «Теремок»


«Качели» Е. Тиличеевой, Игра «Теремок»

Дид игра «Птички на проводе»

«Родная песенка» Ю Чичкова


«Циплята» А. Филиппенко, дид игра «Сыграй свою мелодию на инструменте»


Упр «Кузнечик», «Родная песенка» Ю Чичкова


Март

1(50)


2(51)
3(52)


4(53)


5(54)

6(55)

7(56)

8(57)

9(58)


Закреплять знания детей о нотах «фа» - «соль»- «ля». Формировать навыки чистого пропевания этих звуков. Учить графически изображать мелодию, построенную на этих звуках; играть ее на металлофоне. Развивать гармонический слух, умение определять сколько звуков сыграно одновременно и какие (с названием ступеней).

Развивать музыкальный слух детей, умение чисто пропевать данный интервал (м3), используя игровой прием, образное сравнение. Развивать гармонический слух: умение определять сколько звуков сыграно одновременно, петь их с названием ступеней.

Развивать у детей ладотональный слух. Воспитывать активное слуховое внимание. Закреплять знание всех нот (название, последовательность в гамме).

Закреплять знание детей о нотах. Упражнять в чистом пропевании звукоряда с название нот. Развивать активное слуховое внимание.

Закреплять знания детей о ступенях лада. Их названия. Учить чисто пропевать указанные ступени с их названием. Развивать гармонический слух детей: умение определять количество сыгранных звуков.

Развивать активное слуховое внимание. Учить играть на металлофоне отдельные ступени звукоряда в заданной последовательности. Развивать творческие способности детей.

Развивать активное слуховое внимание. Продолжать учить играть на металлофоне отдельные ступени звукоряда в заданной последовательности. Развивать творческие способности детей.

Развивать активное слуховое внимание. Продолжать работу над чистым интонированием гаммы. Развивать гармонический слух: различать мажорное и минорное трезвучие.

Развивать активное слуховое внимание; уметь петь чисто звуки гаммы без музыкального сопровождения. Развивать творческие способности детей.


Упр «Кузнечик», «Родная песенка» Ю Чичкова

«Кукушка» Е. Тиличеевой, «Весенняя капель» Ю Чичкова

«Музыкальное эхо» Е. Тиличеевой, «Весенняя капель» Ю Чичкова
«Музыкальное эхо» Е. Тиличеевой «Весеняя капель» Ю Чичкова
«Музыкальное эхо» Е. Тиличеевой «Весеняя капель» Ю Чичкова

Дид игра «Будь внимательным», песня «Кто построил радугу»


Дид игра «Будь внимательным», песня «Кто построил радугу»


«Музыкальное эхо» Е. Тиличеевой, дид игра «Будь внимательным»

Дид игры: «Будь внимательным», «Сочини свой вальс»

Апрель

1(59)


2(60)


3(61)


4(62)

5(63)


6(64)

7(65)

8(66)
9(67)


Развивать у детей тембровый слух; умении узнавать звучащий музыкальный инструмент. Развивать творческие способности детей.

Закреплять умение различать звуки по тембру. Учить самостоятельно действовать в игре. Упражнять в пении без музыкального сопровождения.

Закрепить знание детьми нот, умение найти их по изображению и сыграть на детском музыкальном инструменте. Продолжать работу над чистым интонированием.

Проверить умения детей определять ноту по изображению, называть ее, играть на инструменте.

Проверить умения детей по ритмическому рисунку (в графическом изображении) узнавать песенку, прохлопывать ритм, чисто петь, играть на инструменте.

Проверить умения каждого ребенка самостоятельно определять попевку по ритмическому рисунку (в графическом изображении); чисто петь заданную попевку, дирижировать, играть на металлофоне.

Проверить умения детей самостоятельно определять на слух знакомую песенку-попевку по ритмическому рисунку, находить ее изображение на нотном стане (на карточках). Формировать навыки чистого интонирования знакомых попевок, умение дирижировать.

Проверить умения детей самостоятельно определять по графическому изображению ритмического рисунка знакомую песенку-попевку, называть ноту, на которой она написана, и играть ее на металлофоне. Развивать творческие способности детей.

Закреплять умение детей определять на слух сыгранную на фортепиано песенку, находить ее графическое изображение на карточке, чисто пропевать и играть на металлофоне.


Дид игра «Будь внимательным», «Узнай инструмент», песня «Пушистое детство»
Дид игра «Узнай инструмент», песня «Пушистое детство»

Узнай ноту», песня «Пушистое детство»

Узнай ноту», песня «Пушистое детство»
Узнай песенку», песня «Пушистое детство»

Узнай песенку», песня «Улыбка» В. Шаинского


Узнай песенку», песня «Улыбка» В. Шаинского
Узнай песенку», песня «Антошкака» В. Шаинского

Узнай песенку», песня «Антошкака» В. Шаинского


Май


Все последующие занятии проводятся в форме концертных выступлений для закрепления пройденного материала.



  1   2