Главная страница

Профессионально -трудовое обучение в коррекционной школе


Скачать 44.85 Kb.
Название Профессионально -трудовое обучение в коррекционной школе
Дата 12.02.2016
Размер 44.85 Kb.
Тип Доклад

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Краснодарского края для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат станицы Медвёдовской.

Доклад на тему: Профессионально –трудовое обучение в коррекционной школе .

Учитель штукатурно-малярного дела: Конева. В.А

Целью профессионально – трудового обучения в коррекционной школе является подготовка учащихся к самостоятельному выполнению после окончания школы несложных видов работы. Для достижения этой цели в процессе трудового обучения решаются задачи: формирование технических и технологических знаний; развитие у учащихся трудовых умений и навыков; воспитание положительного отношения к труду.

Задачи эти должны решаться комплексно в тесной связи с преподаванием общеобразовательных предметов и проводимой в школе воспитательной работой.

Профессионально – трудовая подготовка в нашей школе имеет свои особенности, она носит коррекционную направленность в развитии личности школьников с интеллектуальной недостаточностью. Овладевая трудовыми навыками, ребята испытывают затруднения, поэтому задача формирования трудовых умений является ответственной и решать ее следует систематически, постепенно повышая самостоятельность учащихся. Обучение труду у нас в мастерской складывается из последовательных этапов. Каждый этап решает определенные задачи обучения. К нам приходят дети из начальной школы. Их трудовое обучение направлено на всестороннее развитие и приобретение начальных трудовых умений. Дети впервые приходят работать в мастерские, и важно воспитать у них организационные умения и навыки.

С первых дней дети учатся организованно и вовремя входить и выходить из мастерской, пользоваться оборудованием с соблюдением всех правил техники безопасности, соблюдать форму одежды, умению обращаться к учителю, убирать свое рабочее место. Усвоенные детьми организационные умения и навыки впоследствии закрепляются, как полезные привычки и облегчают переход к самостоятельной работе. Изучение правил техники безопасности начинаются с рассказов о некоторых случаях в мастерских школ, которые стали возможными в результате нарушения трудовой дисциплины и невыполнения правил техники безопасности. Ребята внимательно слушают и усваивают эти правила. С пятого класса учащиеся занимаются не только практическим исполнением задания, но предварительно обговаривается план работы, последовательность выполнения операций, анализирую выполненную работу. . Дети учатся логически мыслить, отвечать на поставленные вопросы, тем самым развивается речь каждого ученика. Чтобы учащимся было легче отвечать, на уроках используются образцы материалов, макеты, инструменты, плакаты, таблицы и др.

Очень важно предварительно продумывать все элементы урока. Такое осмысливание работы заметно влияет на повышение эффективности занятий. При подготовке к уроку подбираю различные игровые моменты. Игровые моменты особенно нужны, когда задание вызывает у ребят затруднение. Так например, учащиеся пятых классов, а иногда и старших затрудняются в определении последовательности действий и операций. В этом случае используется игра «Поезд знаний». В вагончиках поезда - прорези, в которые вставляются карточки с последовательностью работы. Или игра «Всезнайка». Учащиеся берут со стола перевернутые карточки с вопросом или заданием и дают на них ответ.

- Во время повторения темы урока учащиеся класса работают у доски и индивидуально.

На каждом уроке применяется наглядный материал. Эффективность применения наглядных средств в основном объясняется тем, что при зрительном восприятии образы изучаемого материала быстрее формируются и остаются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения. К наглядным средствам относятся реальные предметы, изображения, трудовые действия, с помощью которых раскрывается сущность воспринятого учащимися. Необходимым наглядным средством служит образец. Практический показ приема работы. Его цель состоит в восприятии и первоначальном запоминании учащимися трех составляющих приема работы.

-Образа результата действий;

-Орудия труда;

-Образа трудовых движений.

Трудности, которые испытывают учащиеся при усвоении теоретических знаний, хорошо известны. Поэтому, именно применение наглядных средств является отличным способом развития умений детей, активизирует внимание, улучшает восприятие учебного процесса.

После каждой практической работы проводится опрос детей: что они делали и в какой последовательности.

В конце каждой практической работы учащиеся проверяют работы друг у друга, оценивают их, указывают на ошибки.

Профориентационная работа в нашей школе имеет свои особенности. Дети не могут свободно выбирать профессию, как в других школах

На уроках практического повторения закрепляются навыки и умения. Применяется дифференцированный подход - уже с пятого класса успевающие учащиеся осваивают приемы выполнения операции. Этим детям дается два задания вместо одного. В старших классах эти учащиеся так же работают с опережением. Их работа усложняется, они привлекаются к оказанию помощи слабым учащимся. Для них проводится инструктаж с опорой на образец и инструкционную карту. На уроках практического повторения, чаще всего, выполняются работы связанные с косметическим ремонтом на территории школы.

Важнейшим фактором в профориентации являются экскурсии на производство. Они проводятся для ознакомления с различными рабочими профессиями. Приобщение к профессии дело не одного дня, а ежедневная работа всех учителей. Не все дети станут штукатурами в силу разных причин, но можно утверждать с полной уверенностью - учащиеся научатся выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважительно относиться к людям. А эти качества им пригодятся в жизни, в любой профессии. Многие мои выпускники, которые хорошо учились в школе, принимали участие в различных конкурсах, выставках, по окончании школы, пошли работать по специальности» штукатур-маляр». Они и там проявляют старание при выполнении сложных работ.

В конце обучения учащиеся сдают экзамены . Форма сдачи экзаменов - билеты. На два первых вопроса дети дают устные ответы, а на третьем выполняют практическое задание.

В дальнейшей работе планирую продолжать накопление дидактического материала, такого, как технологические карты с последовательностью выполнения операций , индивидуальные карточки – задания на каждого учащегося, инструкционные карты, макеты, плакаты.

Стремлюсь к эффективности уроков труда - включаю в уроки игровые моменты, стараюсь делать их интересными и увлекательными. Провожу занятия в необычной форме, но с обязательным соблюдением элементов урока. Это уроки – фантазии, деловые уроки, уроки – путешествия и, конечно, уроки-презентации. Использую на них доступный наглядный материал: плакаты, схемы, карты, таблицы, информационные электронные носители.

Одной из главных задач считаю воспитание у детей уважения к людям труда, профессионалам; развитие познавательных интересов и воспитание эстетического вкуса, творческое развитие, а главное – способность перенимать положительный опыт, как в работе, так и в жизни.