|
«Роспись пасхального яйца»
Внеурочная деятельность кружка «Изостудия»
2 «в» класс
Тема:
«Роспись пасхального яйца»
Руководитель кружка:
Сергиенко М.П.
МОУ-СОШ №4 г. Маркса
2012
Внеурочная деятельность кружка «Изостудия»
2 «в» класс
Тема: «Роспись пасхального яйца»
Цель: формирование знаний, умений и технологических навыков творческой деятельности обучающихся через эстетическое воспитание.
Задачи:
-
Познакомить с историей возникновения праздника, образцами и способами росписи яиц.
Обучить воспитанников основным технологическим приемам и навыкам работы с различными материалами.
Развить образное и абстрактное мышление, творческие способности обучающихся, навыки практической деятельности.
-
Воспитать у обучающихся аккуратность, терпение, усидчивость, культуру труда.
Воспитать уважительное отношения к культуре своего народа.
Тип занятия: комбинированный.
Методы и формы работы: иллюстрированный рассказ, беседа, инструктаж, практическая работа.
Наглядное и материальное оснащение:
материалы: краски, кисти, баночки для воды, палитра, выточенные из дерева яйца на подставках.
Расписные яйца, иллюстрации, картинки.
План занятия:
1. Рассказ об истории праздника, о способах обработки и написания пасхальных яиц.
2. Символика написания.
3. Практическая работа.
4. Подведение итогов.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Сообщение темы и цели занятия.
Пасхальные яйца являются атрибутом одного из главных религиозных праздников христиан - дня поминовения чудесного Воскресения распятого на кресте Иисуса Христа.
Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо станет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.
Ещё задолго до появления христианства древние народы считали яйцо прообразом Вселенной - из него родился мир, окружающий человека. Как вы думаете, почему? (Из яйца появляются цыплята, птички, крокодилы, змей, черепахи). Отношение к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян. У славянских народов яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы.
Виды украшения яиц
Существует несколько видов украшения пасхальных яиц. Крашенки - яйца, окрашенные в один цвет. Крапанки - на общем цветном фоне рисовали пятна, полоски, крапинки другого цвета. Писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.
2. Символика написания
В христианстве яйцо приобрело новые символические значения. Каждый рисунок пришедший к нам из глубины веков, имеет свою символику, или легенду.
Символы были разные. Звездочки рисовали на рождение девочек, как пожелание нравственной чистоты, красоты, а мальчикам расписывали дубовыми листочками – символ стойкости, жизненной силы. Сосновые веточки - пожелание здоровья и долголетия, бабочка – несла детям веселую, легкую и беззаботную жизнь, мельница – для получения большого урожая. Многодетной семье – виноградная лоза, а бездетной - птички. Если рисовали барашков - то желали «жить - поживать - добра наживать». Изображение петушиных гребешков защищало дом от всякого несчастья.
Значение цвета:
красный - цвет радости, жизни, любви;
желтый – солнце, луна, звезды;
зеленый – символизирует весну, молодость;
сочетание красного и белого – благодарность за защиту от зла.
Пасхальные яйца выполнялись в различных техниках: роспись Городецкая, Хохломская, Майдановская, ювелирные яйца – «Фаберже» из золота, серебра и драгоценных камней, деревянные яйца для пасхальных игр, яйца из дерева, из бумаги – оригами.
3. Практическая работа
Сегодня на занятии вам предстоит выполнить роспись пасхального яйца. На уроках технологии мальчики 5-6 классов под руководством Великанова Валерия Васильевича выточили для вас деревянные яйца на подставках.
Прежде чем приступить к работе, подумайте, какой рисунок вы будете наносить, как будет выглядеть ваша работа после завершения.
Можете приступать.
4. Анализ детских работ. Организация выставки
5. Заключение:
Посмотрите, какие разные у вас получились работы. Нет ни одной похожей. Прочитайте пословицу: «Рукам работа – душе праздник». Объясните смысл пословицы. (Ответы детей). Да, чтобы изделие получилось красивым, нужно постараться. Вам нравятся ваши работы? В этом и заключается смысл пословицы. Что нового и интересного вы узнали на нашем занятии? (Ответы детей).
|
|
|