|
Кейс-метод на уроках литературы как средство формирования метапредметных компетенций
Кейс-метод на уроках литературы как средство формирования метапредметных компетенций
Сейчас в стандарты общего образования вводится метапредметный подход, метапредметные цели. Метапредметный урок- это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося, т.е. полученные знания учащиеся могут применять не только в рамках образовательного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях.
Жизнь за стенами школы показывает, что успешность любого человека начинает определяться не объемом знаний, а его мобильностью, умением самостоятельно получить новую информацию, необходимую не вообще, а в данный момент, умением переучиваться. Если ученик знает, как учиться, как достигать цели, как работать с книгой, то ему легче получать любые знания, что и нужно в жизни. Скорее всего, этим обусловлен и переход от традиционной формы экзамена к ЕГЭ, открытие профильных школ и классов, основной задачей которых является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования, современной, личностно-ориентированной.
Формирование зрелой, целостной личности, адаптированной в социуме, - вот основная цель, которая сегодня должна быть приоритетной в современной школе. Отсюда и задачи:
- создание базовой культуры личности;
- формирование ценностных ориентаций, отвечающих интересам не только человека, но и общества;
- повышение культурного уровня каждого ученика;
- обеспечение индивидуальной траектории развития каждого ребёнка в соответствии с его возможностями.
А для этого необходимо, чтобы каждый ребёнок познал себя, особенности среды, тех условий, что его окружают, и сделал правильный выбор, определил цель и смысл своей жизни.
Из всех педагогических инноваций, на мой взгляд, сегодня особое внимание следует уделить кейс-методу как инновационному методу обучения, который позволяет учить детей развивать независимое мышление, формулировать и отстаивать свою точку зрения.
Считаю целесообразным эффективно использовать данную технологию и при преподавании предметов гуманитарного цикла. Как учитель русского языка и литературы кейс-метод использую преимущественно на уроках литературы (уроках внеклассного чтения, изучения нового материала) как в среднем, так и старшем звене..
Ещё один плюс использования кейс-метода я вижу в том, что проведение таких уроков в системе позволяет качественно готовить старшеклассников к заданиям части С ЕГЭ не только по литературе, но и по русскому языку, где ребёнку необходим кругозор читательского опыта.
Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в образовании занимает обучение кейс–методом. Кейс-технологии ранее традиционно применялись только в обучении менеджеров и юристов: студентам предлагались конкретные ситуации из экономической или юридической практики, которые обсуждались на занятиях и служили основой дальнейшей профессиональной деятельности. Сегодня данный метод активно внедряется в образовательный процесс средней школы и приносит свои результаты. Он ориентирован на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность учащихся, в которых ими приобретаются коммуникативные умения.
Кейс – метод совмещает в себе такие методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяют всем учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.
Суть кейс-метода – анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом обучения, он позволяет повысить интерес учащихся к предмету. Применение данной технологии помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества как: коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека.
Процесс обучения с использованием кейс–метода позволяет формировать метапредметные компетенции учащихся, осуществлять вариативность и личностный подход в обучении. Использование кейс–метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества и формирует познавательную мотивацию.
Сущность данного метода состоит в том, что учебный материал подается учащимся в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.
Цели кейс– метода заключаются в:
-
активизации учащихся, что, в свою очередь, повышает эффективность обучения;
повышении мотивации к учебному процессу;
отработке умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;
умении делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;
приобретении навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;
выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.
Сущность кейс-метода заключается в следующем:
Подбор заданий для возможности использования разных путей решения.
Блочно–модульное построение изучение нового материала.
-
Организация самостоятельной работы учащихся при подготовке к уроку, при работе с кейсом.
Общение, обмен ответами между учащимися.
Концентрация всех видов деятельности по этапам работы.
Главным условием использования кейс–метода в обучении той или иной дисциплине, является наличие противоречий, на основе которых формируются и формулируются проблемные ситуации, задачи, практические задания для обсуждения и нахождения оптимального решения учащимися.
Методика преподавания литературы по кейс–методу.
Средством для достижения поставленных целей преподавания литературы является кейс, как пакет документов для работы учащихся.
Структура и содержание кейса:
предъявление темы урока, проблемы, вопросов, задания;
подробное описание спорных ситуаций;
сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;
учебно-методическое обеспечение:
наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;
литература основная и дополнительная;
режим работы с кейсом;
критерии оценки работы по этапам.
Примерная схема обучения по кейс–методу:
Учитель
|
Ученики
|
Разработка кейса
Определение списка необходимой для усвоения учебной темы литературы
Разработка плана урока
Руководство групповой работой
Организация итогового обсуждения
Оценка работ учащихся.
|
Получение кейса
Изучение литературы
Самостоятельная подготовка
Организация предварительного обсуждения содержания кейса
Изучение дополнительной информации для овладения материалом учебной темы и выполнения задания
Представление и отстаивание своего варианта решения задания
Выслушивание точек зрения других участников
|
Методика каждого этапа.
1. Подготовка учителем и учащимися:
На этом этапе учитель проводит логический отбор учебного материала, формулирует проблемы. При отборе материала учитывает, что: учебный материал большого объема запоминается с трудом; учебный материал, компактно расположенный в определенной системе, облегчает восприятие; выделение в обучаемом материале смысловых опорных пунктов способствует эффективности его запоминания.
2. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся с кейсом:
Учащиеся на данном этапе работают с учебно–методическим обеспечением, дополнительной литературой, анализируют предложенные ситуации. При всей простоте названного этапа требуется большое искусство учителя, чтобы стимулировать интерес учащихся к самостоятельной работе, активизировать их учебную деятельность. В процессе самостоятельной работы к учащимся применяем самые различные методы и приемы обучения, в том числе и традиционные.
3. Проверка усвоения изученного материала. Так как учащиеся самостоятельно по кейсу изучают новый материал, часто возникает потребность в проверке его усвоения. Методы проверки могут быть традиционными (устный фронтальный опрос, взаимопроверка, ответ по карточкам и т.д.) и нетрадиционными (тестирование, рейтинг и т.д.)
4. Работа в микрогруппах занимает центральное место в кейс – методе, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом. После того, как учащиеся разделены на малые группы для работы, они начинают самостоятельную работу.
Принципы организации самостоятельной совместной работы учащихся в малых группах:
Принцип сотрудничества: ( совокупность совместной и индивидуальной деятельности; самостоятельная работа дома как опережающее обучение и работа непосредственно на занятии).
Принцип коллективизма: ( работа каждого адресована не учителю, а всем учащимся).
Принцип ролевого участия: (добровольность при выборе ролей; удовольствие от сыгранной роли; тактичность в смене ролей).
Принцип ответственности: (отвечает материал урока ученик не учителю, а одноклассникам; контроль гласный; обучаем учащихся методам самоконтроля и самооценки).
Для эффективной работы малыми группами соблюдаются правила:
общность проблемы для всех;
общность требований (для этого, особенно на первых порах, создаем группы примерно равных возможностей);
количество человек в группе – не более 5–ти (для эффективной работы каждого);
выделение лидера (формального или неформального);
создание контролирующей группы (например, экспертов);
гласность работы во всех группах и коллективное обсуждение;
учет возможностей группы при постановке проблемы (задачи должны быть посильными).
Выполнение этих правил дает возможность организовать развивающий учебный процесс, так как в решении творческой задачи учащиеся сначала ведут мысленный перебор известных им способов решения и, не найдя его в арсенале своего прежнего опыта, конструируют новый способ.
5. Особое внимание при работе в малых группах обращаем на дискуссию, в ходе которой осуществляется представление вариантов решения каждой ситуации, ответы на возникающие вопросы, оппонирование.
Критерии оценок работы по этапам занятия:
грамотное решение проблемы;
новизна и неординарность решения проблемы;
краткость и четкость изложения теоретической части;
качество оформления решения проблемы;
этика ведения дискуссии;
активность работы всех членов микрогруппы.
Примеры применения кейс-метода на уроке литературы.
При изучении
- рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор» (доброта и милосердие как высшие нравственные ценности жизни);
-сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» (понятие об истинных и ложных ценностях);
- Чему учит эта сказка?
Кто из дочерей согласился спасти отца?
- Представьте себе на место этой девушки. Вы смогли бы совершить такой поступок?
- Ради кого пошла младшая дочь к чудищу?
- Как вы оцениваете ее поступок?
-сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева» (тема верности и преданности в сказке);
-повести И.С Тургенева «Муму» (нравственное превосходство Герасима над барыней);
-рассказа К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» (умение сопереживать, сочувствовать всему живому, любовь к родной природе)
Проблема: Возможно ли было избежать конфликта?
Вопросы:
В чём причина конфликта?
Кто виновен в возникновении конфликта?
Как ведут себя участники конфликта?
Были ли в вашей жизни подобные ситуации? Как вы из них выходили?
Какие советы психологов помогли бы избежать конфликта?
Представление результата: Каждая группа детей разыгрывают свои вариант развития событий. Таким образом, определяется наиболее верная поведенческая модель.
Выявились и ограничения на использование кейс-технологии: она неэффективна в отношении ситуаций, лишенных альтернативных путей решения, она бесполезна в начале учебного процесса, когда у учащихся не актуализированы знания по теме, так как требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся.
Практика применения этой формы обучения дает возможность сделать выводы:
-учащиеся работают более активно, целеустремленно;
-повышается стимул к получению прогнозируемого результата;
-отрабатывается мобильность и оперативность в работе;
-создаются равные условия для каждого;
-выпускники адаптируются в новых социальных условиях.
Мы же все помним слова А.В. Луначарского: «И всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно учиться».
Использование кейс-метода позволяет значительно расширять кругозор детей, знакомить (хотя и фрагментарно) с большим количеством текстов, в том числе и художественных.
Список литературы
Буравой, М. Углубленное сase study: между позитивизмом и постмодернизмом /
Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций. Коллективная монография./ под ред Г.Н. Прозументовой. - Томск, Изд-во Том. Ун-та ,2005.
Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE — технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра.- , 2000. - №13-15.
Смолянинова, О.Г. Информационные технологии и методика Сase Study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды II Всероссийской научно-методической конференции "Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации", Красноярск, май 2000 г. / О.Г.Смолянинова. - Красноярск, 2000.
Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред .Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
|
|
|