|
«Комплекс методик по изучению уровня воспитанности учащихся»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 36 III-IV видов»
ул. Бажова, 28, г. Озерск, Челябинской области, 456780
Учитель начальных классов высшей категории
Кузнецова Людмила Александровна
Выступление по теме:
«Комплекс методик по изучению уровня воспитанности учащихся»
Ход мероприятия
Введение.
«Каждый ученик – личность, и задача учителя –
распознать, выявить, раскрыть и помочь реализовать
его неповторимо – индивидуальные способности».
Учитель:
- Я полностью согласна с тем, что быстро меняющиеся социальные условия, ускорение темпов жизни, увеличение потоков информации, её постоянное усложнение и обновление, ставят перед обществом трудную задачу. Она заключается в формировании нового типа личности, умеющей ориентироваться в постоянно изменяющемся мире, способной к принятию и реализации решений, ответственной за свой выбор и готовой к саморазвитию и самообразованию.
Перед нами стоит проблема создания в школе условий для развития всех детей, независимо от социального происхождения, их способностей, интересов и самореализации каждого.
В последние годы педагогический коллектив нашей школы работает, используя адаптивную модель школы, которая, как мне кажется, во многом отвечает современному видению школы. Основополагающие документы (Концепция развития и Образовательная программа) так формулируют основную линию её развития:
Обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учётом их индивидуальных способностей (возрастных, физиологических, интеллектуальных, психологических), образовательных потребностей и возможностей, склонностей с целью формирования личности, обладающей прочными базовыми знаниями, общей культурой, здоровой, социально-адаптированной.
Я думаю, что воспитание – это в первую очередь создание условий, для развития личности. К сожалению, сегодня для многих детей единственным местом, где хоть кому-то есть дело до ребёнка и его проблем, остаётся школа. Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как на место, где он может пережить радость достижения, почувствовать себя победителем.
А главная ценность человека заключается не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает. Человеческая уникальность тесно связана с его индивидуальностью. Способствуя проявлению человеком собственной индивидуальности, мы способствуем проявлению его личности.
Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы класса
Учитель:
- Методологической основой воспитательной деятельности в моём классе является парадигма гуманистического личностно ориентированного обучения и воспитания ребенка. Я считаю, что цель воспитательного процесса: создание условий для гармоничного развития личности, способной адаптироваться к современным условиям общества.
- Основная цель конкретизируется в решении следующих воспитательных задач:
формирование нравственности;
-
развитие способности к интеллектуальному и эмоциональному самовыражению младшего школьника;
раскрытие индивидуальных творческих способностей и познавательных интересов каждого ребёнка, через организацию игровой деятельности;
развитие потребностей в здоровом образе жизни;
формирование бережного отношения к окружающей среде;
формирование дружного коллектива с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
формирование гуманистической основы взаимодействия личности и общества.
- Решение перечисленных задач я осуществляю с учётом ряда принципов, определяющих характер взаимоотношений педагога и детей:
Принцип открытости. Ребята планируют жизнь в классе совместно со мной, вносят свои предложения, учитывая свои интересы, потребности и желания. Я лишь стараюсь чутко прислушиваться к мнению детей.
Принцип привлекательности дела. Необходимо увлекать ребят конечным результатом выполняемого дела, им не интересны абстрактные и расплывчатые цели.
Принцип деятельности. Я согласна с тем, что младшие школьники – это обучающиеся, которые в школе переживают бум деятельности. Им хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешными в глазах учителя и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования, театрализация, поэтому, я стараюсь предлагать ребятам разнообразные внеклассные мероприятия.
Принцип свободы участия. Предлагая, ребятам участие во внеклассном мероприятии, я учитываю их мнение. Это выражено в представлении учащимся возможности выбора задания с учётом своих интересов, личных качеств и возможностей. Такой подход учит ребёнка уже в младшем школьном возрасте ответственности за выполнение порученного дела.
Принцип сотворчества. В этом принципе соединяются два слова: сотрудничество и творчество. Детям предоставляется право выбора партнёра по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой работы, стимулирует её успешность.
Принцип успешности. Нам всем хочется быть значимыми и успешными. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Я стараюсь видеть участие каждого ребёнка во внеклассной работе и по достоинству её оценивать. Если ученик видит, что его вклад в общее дело достойно оценивается, то в последующем он будет ещё более активен и успешен.
Принцип обратной связи. Каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое, как правило, заканчивается рефлексией. Совместно с ребятами мы обсуждаем, что получилось, а что не получилось, определяем настроение и перспективу участия в будущих делах класса. Я сама принимаю участие в мероприятиях, и это положительно сказывается на отношениях ребят ко мне
Учитель:
- Я считаю, что приоритетными направлениями воспитательного процесса являются:
Создание нового стиля взаимоотношений между взрослыми и детьми, стиля совместной, равноправной, взаимно-развивающей, интеллектуальной творческой деятельности;
Использование в повседневной работе разнообразных доступных и интересных детям младшего школьного возраста форм и методов работы;
Развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка;
Включение родителей учащихся в воспитательный процесс;
Сплочение классного коллектива.
Изучение эффективности воспитательной системы
Учитель:
- Как классному руководителю, мне приходится выполнять функцию аналитико-диагностической деятельности, так как мы постоянно находимся в ситуации, которая вынуждает искать, определять причины, основания того или иного поведения ученика, его отношения к учению, взрослым, составлять перспективную программу педагогической деятельности, направленной на воспитание личности того или иного школьника.
В этом мне помогает психолого-педагогическая диагностика - одно из направлений воспитательной работы.
Психолого-педагогическая диагностика – не самоцель, она связана с управлением педагогическим процессом. Она помогает своевременно получить соответствующую информацию о протекании процесса воспитания и для принятия оптимальных коррекционных решений.
- Что относят к показателям воспитанности школьников?
- Общепринято считать интегральным показателем общественную направленность детей, которая выражается во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях личности. Направленность школьников проявляется через ведущие устойчивые мотивы деятельности, через интерес к определенным видам социальной активности, через отношение к окружающему миру.
Выделяют три главных вида направленности: «на себя», «на задачу», «на взаимодействие». Например, «на себя»: быть здоровым, жить весело, развлекаться; «на объект»: наличие интересного дела, увлеченность занятием; «на других людей»: желание помочь окружающим, наличие друзей.
Возможен и другой подход к характеристике направленности личности: положительная, то есть направленность на добро, созидание, и отрицательная, то есть направленность на зло, разрушение.
Существует точка зрения исследователей, что показателем воспитанности школьника является наличие социально значимых качеств. По уровню сформированности этих качеств, дается общая оценка воспитанности школьников. Качества личности рассматриваются как сплав специфического для данного качества мотива и форм, способов поведения.
Я использую различные методики для определения уровня воспитанности младших школьников.
Комплекс методик по изучению уровня воспитанности учащихся
Изучение нравственных ценностей семей учащихся в проекте «Семейная книга»;
Изучение интересов, увлечений, мечтаний ребёнка о будущем в проекте «Звезда недели»;
Методика «Герб коллектива»;
Методика по изучению уровня воспитанности учащихся Капустина Н.П.
Тест «Цветок настроения»;
Исследование жизненных мотивов личности с помощью анкетирования.
Изучение нравственных ценностей семей учащихся в проекте «Семейная книга»
Учитель:
- Проект «Семейная книга» позволяет привлечь к участию в воспитательном процессе родителей. Собравшись за семейным столом, дети и взрослые, вспоминают памятные даты и события, восстанавливают генеалогическое дерево своей семьи.
В книге содержатся разделы:
1. Рисунок «Моя семья»
2. Словарик семьи
3. Генеалогическое дерево
4. Памятные даты
5. Мой дом
6.Любимое занятие для всей семьи
- В оформлении «Семейной книги» учащиеся проявляют своё творчество и фантазию. Книга помогает мне посмотреть на семьи учащихся глазами детей, предоставляет возможность изучить нравственные ценности семьи.
Изучение интересов, увлечений, мечтаний ребёнка о будущем в проекте «Звезда недели»
Учитель:
- Я полностью согласна с тем, что для того чтобы повысить самооценку ребенка необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.
А чтобы о достижениях каждого ученика узнали окружающие, в классе оформлен стенд "Звезда недели", на котором раз в неделю вся информация посвящена успехам конкретного ребенка.
Каждый ребенок, таким образом, получает возможность быть в центре внимания окружающих. Рубрики для стенда, их содержание и расположение обсуждается совместно взрослыми и детьми.
Рубрики:
1. Я рисую
2. Я умею
3. Я люблю
4. Я мечтаю
5. Я хочу научиться
6. Когда я стану взрослым
7. Мои друзья
Методика «Герб коллектива»
Учитель:
-Для определения понимания учащимися направленности коллектива и уровня его сплочённости я использую методику «Герб коллектива».
Методика включает два этапа.
На первом этапе каждый учащийся изображает на альбомном листе свою эмблему. На ней отображается собственное имя, любимые занятия и увлечения. Эмблема помещается в круг, квадрат, треугольник или прямоугольник по выбору ребенка. Учитель отмечает, какую форму выбрал каждый из учащихся.
Круг – символ гармонии. Тот, кто выбирает круг, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях.
Квадрат – неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, – вот чем, прежде всего, знамениты истинные квадраты.
Треугольник – очень уверенный человек, который хочет быть первым во всём. Энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их.
Прямоугольник – символизирует состояние перехода и изменения. Это – люди, неудовлетворённые тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поиском лучшего положения.
Кроме того, учитель обращает внимание на наличие зигзагов в эмблеме, что говорит о творческой личности.
Написание собственного имени говорит об отношении ребенка к самому себе, о его самооценке и уровне притязаний.
На втором этапе предлагается коллективная работа. Учащиеся разбиваются на три подгруппы. Каждая из них получают символы, вырезанные из бумаги: зонт, книга, глобус, кактус, маяк, “скорая помощь” и др.. Учитель разъясняет каждый символ. Например, книга – интерес к знаниям; зонт – желание “укрыть” одноклассников от проблем, переживаний; глобус – желание путешествовать, изучать мир и т. д. Из этих символов нужно составить герб класса, отразив главное назначение коллектива и направление его деятельности. Полученные гербы рассматриваются всем классом, выбирается лучший, к нему добавляются символы, которых не достаёт по мнению ребят. После чего окончательный вариант помещается в уголке класса.
Изучение уровня воспитанности учащихся (методика Капустина Н.П.)
Учитель:
- Изучение уровня воспитанности проходит по методике Капустина Н.П. Оцениваются такие качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха. Оценка выставляется по пятибалльной системе.
По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности. Показателем воспитанности школьника является наличие социально значимых качеств. По уровню их сформированности дается общая оценка воспитанности школьников.
Говоря о младших школьниках, необходимо иметь в виду возрастные особенности учащихся. В 6 - 8 летнем возрасте закладываются установки личности, моральные основы.
Схема экспертной оценки уровня воспитанности
(методика Н. П.. Капустиной)
Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха
|
Я оцениваю себя
|
Меня оценивает учитель
|
Итоговые оценки
|
Любознательность:
- мне интересно учиться
- я люблю читать
- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
- я всегда выполняю домашнее задание
- я стремлюсь получать хорошие отметки
|
|
|
|
Прилежание:
- я старателен в учебе
- я внимателен
- я самостоятелен
- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
- мне нравится самообслуживание в школе и дома
|
|
|
|
Отношение к природе:
- я берегу землю
- я берегу растения
- я берегу животных
- я берегу природу
|
|
|
|
Я и школа:
- я выполняю правила для учащихся
- я выполняю правила внутришкольной жизни
- я добр в отношениях с людьми
- я участвую в делах класса и школы
- я справедлив в отношениях с людьми
|
|
|
|
Прекрасное в моей жизни:
- я аккуратен и опрятен
- я соблюдаю культуру поведения
- я забочусь о здоровье
- я умею правильно распределять время учебы и отдыха
- у меня нет вредных привычек
|
|
|
|
Оценка результатов:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.
В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса
№ п/п
|
Фамилия, имя ученика
|
Любознательность
|
Прилежание
|
Отношение к природе
|
Я и школа
|
Прекрасное в моей жизни
|
Средний балл
|
Уровень воспитанности
|
|
сам
|
учитель
|
сам
|
учитель
|
сам
|
учитель
|
сам
|
учитель
|
сам
|
учитель
|
сам
|
учитель
|
сам
|
учитель
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В классе _% учащихся:
имеют высокий уровень воспитанности
имеют хороший уровень воспитанности
имеют средний уровень воспитанности
имеют низкий уровень воспитанности
Тест «Цветок настроения»
Учитель:
- В основе методики «Цветок настроения» лежит психологический тест «Цвет – настроение». Детям предлагается выбрать карточку такого цвета, который, как им кажется, соответствует их теперешнему состоянию, настроению.
Ключ к тесту:
Красный – восторг
Оранжевый – радость
Синий – беспокойство
Фиолетовый – тревога
Зелёный – спокойствие
Жёлтый – удовольствие
Чёрный – мрачное
Исследование жизненных мотивов личности с помощью анкетирования
Учитель:
- Исследование жизненных мотивов личности проходит с помощью анкетирования. Учащиеся выбирают вариант ответа. Пользуясь ключом, ответы классифицируются по трём видам направленности: «на себя», «на взаимодействие», «на задачу». Например, «на себя»: быть здоровым, жить весело, развлекаться. «На задачу»: наличие интересного дела, увлечённость занятием. «На взаимодействие»: желание помочь окружающим, наличие друзей.
Текст анкеты:
1. Я бы учился еще лучше, если бы:
А. Учитель нашел ко мне индивидуальный подход.
В. Подтолкнул к более интересной совместной работе.
С. Вызвал дискуссию по разбираемым вопросам.
2.В школе я хотел бы:
А. Чтобы решения принимались коллективно.
В. А. Научиться учиться.
В. Чтобы другие были довольны моими знаниями.
С. Помогать другим, когда представиться для этого случай.
3. Моя задача по окончании начальной школы:
А. Научиться учиться.
В. Чтобы другие были довольны моими знаниями.
С. Помогать другим, когда представиться для этого случай.
4. Моя задача по окончании средней школы:
А. Стать культурным, образованным человеком.
В. Добиться высокой оценки окружающих.
С. .Развиться как личность.
5.Основная роль школы должна заключаться:
А. В подготовке учеников к работе по специальности.
В. В развитии индивидуальных способностей и
С. Научить детей делать добро для других людей
6. Я хотел бы быть известным, как те:
А.Кто добился успеха в бизнесе.
В. Кто способствует развитию общества.
С. Кто отличается дружелюбием и приветливостью
7. Мне кажется, что я способен на максимум усилий, когда:
А. Работаю с симпатичными людьми.
В. Работа меня удовлетворяет.
С. Мои усилия достаточно вознаграждены.
8. В будущем у меня планы:
А. Овладеть профессией, найти свое призвание в жизни.
В. Вести нравственную жизнь.
С. Иметь интересный круг общения.
9. Я хотел бы:
А. Стать богатыми и вызывать восхищение у других.
В. Помогать другим в общем деле.
С. Стать научным работником.
10. Для меня важнее всего знать:
А. Что я хочу сделать.
В. Как достичь цели.
Ключ к анкете.
№ п/п
|
Больше всего
|
Меньше всего
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
НС
|
ВД
|
НЗ
|
Количество «+»
|
|
|
|
Количество «-»
|
|
|
|
Сумма
|
|
|
|
+ 10
|
|
|
|
Направленность
|
На себя
(НС)
|
На взаимодействие
(ВД)
|
На задачу
(НЗ)
|
1. А 6.А
2. С 7.С
3. В 8.А
4. В 9.А
5. А 10.А
|
1. В 6. В
2. А 7. А
3. С 8. С
4. А 9. В
5. В 10. С
|
1. С 6.С
2. В 7.В
3. А 8.В
4. С 9.С
5. С 10.В
|
Выводы
Учитель:
- Исходя из опыта работы, я выяснила, что динамика показателей может быть неодинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда быть хуже, чем на предыдущем этапе. Поэтому общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.
Я всегда помню, что диагностика важна не сама по себе, а с целью коррекции воспитательной деятельности, направленной на формирование личностных нравственных идеалов. Наиболее важными компонентами диагностики являются изучение воспитанности школьников, сплоченности коллектива и отношений в нем, исследование организационных аспектов.
Перечисленные методики позволяют мне получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и стадии формирования классного коллектива. Результаты диагностики я использую при планировании и организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса. Родители учащихся также имеют возможность ознакомиться с результатами проводимой работы.
Литература:
1. Чудновский В.Э. О нравственной устойчивости личности и ее формировании у подростка. – М.: Знание, 1979.
2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.
3. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.
4. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979.
5. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Просвещение, 1985.
6. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1981.
7. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии: Учеб.пособие/ СПб.: Речь, 2002.
|
|
|