|
«Лоскутная мозаика». Теоретическое обоснование и практическое использование нестандартных пособий на уроках практического повторения.»
Тема : «Комплекты пособия по теме : «Лоскутная мозаика». Теоретическое обоснование и практическое использование нестандартных пособий на уроках практического повторения.»
Применение наглядных методов в обучении у/о детей создаёт необходимые условия для полноценного усвоения ими учебного материала и, следовательно, является одним из главных направлений развивающего обучения.
Программы трудового обучения 5-9 классов включают относительно сложный для учащихся вспомогательной школы теоретический материал, изучение которого недостаточно результативно без применения наглядных методов. Успешность практической деятельности школьников на уроках труда зависит от их способности усваивать предметные образцы изделий, планировать и контролировать работу. Такая способность также формируется с помощью наглядных средств. Использование наглядных методов позволяет подготовить учащихся к изучению более сложной техники в послешкольном профессиональном обучении.
Эффективность применения наглядных средств в основном объясняется тем, что при чувсвенном восприятии ( прежде всего зрительном) образцы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения.
Применяя наглядные средства, необходимо учитывать особенности, становления зрительных образов у учащихся вспомогательной школы. К ним относятся:
Неполнота формируемого образа (допускаются мелкие и малозаметные детали, нарушаются пропорции, величины деталей).
Неполноценность связи непосредственного восприятия с предыдущим опытом.
Недостаточное осознание связи между формируемым предметным образом и функциональным назначением предмета.
Трудности при мыслительном воссоздании образа объёмного предмета на основе восприятия его плоского изображения.
Неполное отражение воспринимаемых свойств, предметов в речи учащегося.
Слабость удержания предметных образов в долговременной, а часто и оперативной памяти.
Технология обучения с помощью наглядных средств опирается на результаты психологических исследований процессов восприятия и формирования образов памяти. Наглядным средством служит практический показ приёма работы. Его цель состоит в восприятии и первоначальном запоминании учащимися трёх составляющих приёма работы :
образа результата действий;
орудия труда;
образа трудовых движений;
К наглядным средствам, применяемым для развития способности к абстракции и обобщению, относятся схематические рисунки. Схематические рисунки применяются при формировании обобщённых образов швов и деталей изделий в швейном деле, устройства инструментов и приспособлений, производственных технологических процессов и при решении ряда других учебных задач. Необходимым наглядным средством служит изделие - образец. Кроме того, используются натуральные образцы выполнения отдельных операций, соединений деталей или отдельных деталей целого изделия (например, карманы, воротники).
Методики трудового обучения вспомогательной школы рекомендуют применять демонстрационные технологические операционные карты. Первые отражают процесс изготовления определённого изделия, вторые - выполнение отдельной технологической операции. Такие карты состоят из набора табличек с названиями операций, рисунком практических действий, названиями орудий труда. По условию упражнения учащимся необходимо развесить элементы карты на демонстрационном щите в соответствии с последовательностью предстоящей практической работы. Такую же задачу учащиеся решают с « предметной картой», состоящей из образцов объекта труда, доведённых до разной степени готовности. Предметная карта может входить в состав технологической или операционной.
Известно, что у/о школьники испытывают затруднения при самостоятельном планировании. Им сложно составить план работы над изделием, требующим нескольких операций, строгая последовательность которых должна быть непременно соблюдена. Использование предметной карты помогает учащимся устанавливать наиболее логическую последовательность изготовления изделия, но кроме того , это пособие оказывает детям помощь при практическом выполнении задания: учит отбирать необходимые инструменты, материалы и приспособления, пользоваться рациональными приёмами труда, применять в работе нужные правила, осуществлять поэтапный контроль выполнения изделия.
Использование карты способствует успешному выполнению изделия, а это создаёт у учащихся положительный эмоциональный настрой, заинтерисованность в работе, повышает веру в свои силы.
Предметно - технологические карты дают возможность учителю более чётко организовать урок, облегчают объяснение задания, делают более доступными инструктирование и показ способов выполнения отдельных приёмов. Отпадает также необходимость многократно оказывать помощь детям при изготовлении изделия т.к. карта содержит необходимые сведения. Таким образом, создаются благоприятные условия для воспитания у детей умения применять карту как средство помощи и контроля., а у учителя освобождается время, чтобы помочь детям справиться с выполнением изделия. Можно проводить, используя карту, самостоятельные работы.
При обучении у/о школьников планированию на уроках труда, особенно на первых этапах, важную роль играют различные наглядные пособия, позволяющие активизировать и направлять практическое мышление школьников.
Технологическая карта является незаменимым пособием при обучении учащихся планированию, т.к. помогают им усвоить последовательность трудовых операций и более чётко представлять те изменения, которые происходят с тем или иным изделием.
|
|
|