|
1. ПОИСКОВЫЙ ЭТАП
Моделирование идеальной ( желаемой )ситуации
Анализ реальной ситуации
Определение и анализ проблемы
Анализ имеющийся информации
-
Определение потребности в информации
Сбор и изучение информации
2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Постановка цели проекта
Определение задач проекта
Определение способа решение проблемы
Анализ рисков
Пошаговое планирование работ
-14-
Анализ ресурсов
Планирование продукта
Определение потребности в информации
Сбор и изучение информации
3. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Выполнение плана работ
Текущий контроль
4. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ
Предварительная оценка продукта
Планирование презентации и подготовка презентационных материалов
Презентация продукта
5. КОНТРОЛЬНЫЙ
Анализ результатов выполнения проекта
Оценка продукта
Рефлексия
Оценка возможности продолжения проекта
ПОИСКОВЫЙ ЭТАП
В процессе определения рамок проектного замысла подросток не всегда осознанно останавливается на той или иной проблематике или ситуации, в рамках которой он испытывает неудовлетворенность. Необходимо актуализировать осознание этого противоречия, сформулировать его, определив тем самым проблему.
-15-
воспитанник
|
воспитатель
|
- Принимает в составе группы
|
- Фасилитирует:
|
(или самостоятельно) решение
|
Проблематизирует высказыва-
|
по поводу ситуации, которая будет
|
ния (или действия) воспитанника.
|
изменена при реализации
|
Использует проблемное изложение
|
проекта, и аргументирует свой
|
изложение
|
выбор.
|
Мотивирует подростка к обсуждению
|
- Определяет свои потребности,
|
|
интересы, представления
|
Обеспечивает процесс группового
|
о должном и заявляет о них.
|
обсуждения
|
- Осуществляет поиск источников
|
Задает вопросы, нацеленные
|
информации, сбор и обработку
|
на продвижение воспитанника.
|
информации, позволяющей
|
|
описать желаемую и реальную
|
- Информирует:
|
ситуации.
|
Предлагает схемы анализа.
|
- Описывает и обосновывает же-
|
Предлагает источники инфор-
|
лаемую и реальную ситуации.
|
мации по запросу воспитанника.
|
- Ищет противоречия между же-
|
- Наблюдает (оценивает):
|
лаемой и реальной ситуацией.
|
За процессом и содержанием
|
- Формулирует проблему
|
группового обсуждении.
|
|
За действиями воспитанника но
|
-Проводит анализ проблемы
|
время консультации
|
|
|
|
- Предлагает (корректирует):
|
|
Формулировку проблемы.
|
Пример. Проблема: Нас заставляют есть больше овощей, так ли уж они полезны?
Это не проблема, а вопрос. В отличие от проблемы вопрос требует не действия (проекта), а ответа, т.е. познавательной деятельности (возможно, самостоятельной).
-16-
Цель: Выяснить, полезны овощи или нет.
Это познавательная задача, а не цель проекта. В рамках проекта, действительно, надо много узнать, но это не может быть самоцелью. Узнать надо для того, чтобы как-то что-то изменить в реальной ситуации, чтобы она соответствовала представлению о должном. Пути устранения такого рода ошибок лежат за вопросами.«Почему тебе важно это узнать?», «Что ты будешь делать, получив ответ на свой вопрос?» и т.п.
2.АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
На этом этапе проектной деятельности воспитанник определяет цель и задачи проекта, результат и планируемый продукт своей деятельности, ищет способ достижения поставленной цели, планирует порядок своих действий и необходимые ресурсы. Так же, как на поисковом этапе, здесь осуществляется работа воспитанника с информацией.
По окончании этапа воспитанник должен четко представлять себе, что именно и как именно он будет делать для достижения цели. Поэтому задачи типа «изучить литературу и выбрать схему для изготовления охранного устройства «пасечный сторож»» недопустимы. Воспитанник должен это выяснить на аналитическом этапе. При этом было бы неплохо, если бы он изучил и сопоставил схемы различных сигнальных устройств, чтобы убедиться в правильности своего решения использовать именно «пасечного сторожа».
воспитанник
|
воспитатель
|
- Проводит поиск, сбор, система-
|
- Фасилитирует:
|
тизацию и анализ информации.
|
Проблематизирует высказыва-
|
- Вступает в коммуникативные
|
ния (или действия) подростка.
|
отношения с целью получить
|
Задает вопросы, нацеленные
|
информацию.
|
на продвижение воспитанника.
|
- Осуществляет выбор способа
|
Обеспечивает процесс группо-
|
решения проблемы (выход на IV
|
вого обсуждения.
|
уровень).
|
Инициирует запуск процесса
|
- Формулирует (индивидуально
|
самоконтроля.
|
или в результате обсуждения в
|
|
группе) цель проекта.
|
- Информирует:
|
- Предлагает и обсуждает способ
|
При необходимости помогает
|
достижения цели.
|
определить круг источников
|
- Ставит задачи.
|
информации, рекомендует экс-
|
- Описывает (характеризует)
|
пертов.
|
предполагаемый продукт своей
|
Предлагает учащимся различ-
|
(групповой) деятельности.
|
ные варианты и способы хранения
|
- Предлагает (принимает) критерии
|
хранения и систематизации со-
|
оценки продукта.
|
бранной информации.
|
- Осуществляет процесс
планиро-
|
Предлагает схемы анализа.
|
планирования.
|
- Наблюдает (оценивает):
|
- Анализирует ресурсы
|
За процессом и содержанием
|
|
группового обсуждения.
|
- Определяет свое место (роль)
|
За действиями воспитанника во
|
в групповом проекте.
|
время консультации.
|
|
За заполнением рабочих листов.
|
|
- Организует:
|
|
Экспертные консультации.
|
|
- Предлагает (корректирует):
|
|
Формулировку цели и задач.
|
|
Способы разрешения проблемы.
|
|
Критерии и способы оценки
|
|
продукта.
|
|
Хронологию.
|
|
Ресурсы.
|
3. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
На этом этапе воспитанники реализуют запланированные шаги (действия), выполняют текущий контроль. При работе над проектом воспитанники осваивают и различные конкретные технологии, необходимые для выполнения запланированных шагов, приобретают умения, не являющиеся обязательным содержанием образования. На этом этапе наиболее высока степень самостоятельности воспитанников.
Следует помнить, что результат проекта и качество полученного в итоге продукта - личное дело и зона ответственности самого воспитанника. Зона ответственности воспитателя - формирование ключевых компетенций.
воспитанник
|
воспитатель
|
- Выполняет запланированные
|
- Фасилитирует:
|
действия самостоятельно,
|
Обеспечивает процесс группового
|
в группе или в комбинированном
|
обсуждения.
|
режиме.
|
Мотивирует воспитанников к само-
|
- Осуществляет текущий самоконтроль,
|
контролю.
|
и обсуждает его результаты.
|
|
|
- Наблюдает (оценивает):
|
- При необходимости консультируется
|
За процессом и содержанием
|
с воспитателем (экспертом).
|
группового взаимодействия.
|
|
За соблюдением техники
|
|
безопасности.
|
|
- Организует:
|
|
Доступ к оборудованию и другим
|
|
ресурсам.
|
|
- Информирует:
|
|
При необходимости - о нарушениях
|
|
временных рамок деятельности.
|
|
|
4. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАП
Каждый проект предполагает получение какого-либо продукта. Это может быть: видеофильм,
альбом,
барометр,
компьютерная газета,
бюллетень,
зимний сад,
альманах,
варочный аппарат,
сайт,
костюм,
исковое заявление,
письмо главе местной администрации,
-20-
макет,
словарь,
электромагнит,
атлас, воздушный
мей, передвижная выставка,
экспозиция музея,
генеалогическое древо,
электродвигатель,
сбор лекарственных трав и т.д.
Этот список можно было бы продолжить.
Презентация в логике проектной деятельности предназначена для представления полученного продукта. Достаточно распространено стремление учителя включить в содержание презентации все, что было создано учеником во время работы над проектом, а также рассказ о том, чему научились и что узнали ученики в процессе работы. Однако культурная форма презентации, с одной стороны, и задача формировать компетентность публичного выступления, с другой, делают рассказ о процессе работы над проектом в рамках презентации продукта неуместным.
Презентацию проектов надо организовывать специальным образом. Здесь открываются самые широкие возможности для поиска жанров и организационных форм презентации. Это может быть: выставка, аукцион, спектакль, концерт, видеожурнал, демонстрация видеофильма, дегустация, рекламная акция, демонстрация моделей и т.д. Педагог несет ответственность за создание условий для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т.п.). Кроме того, руководителю проекта следует обсудить с коллегами ведение презентации: должен быть взрослый человек, который объявлял бы выступления, давал слово для вопросов. Необходимо стимулировать воспитанников-участников презентации для того, чтобы они
-21-
задавали вопросы. Педагоги, участвующие в презентации в качестве зрителей, могут быть привлечены к оценке умения воспитанника работать с вопросами. В отличие от воспитанников, чьи вопросы спровоцированы содержанием, они должны задавать вопросы разных типов с тем, чтобы у руководителя проекта была возможность оценить уровень сформированности коммуникативной компетенции воспитанника по соответствующей линии критериев.
воспитанник
|
воспитатель
|
- Выбирает (предлагает) форму
|
- Фасилитирует:
|
презентации.
|
Задает вопросы, нацеленные
|
- Готовит и проводит презентацию
|
на продвижение подростка.
|
|
Обеспечивает процесс группового
|
- Задает вопросы (при презентации
|
обсуждения.
|
других групп/воспитанников).
|
|
|
- Наблюдает (оценивает):
|
|
За процессом и содержанием
|
|
группового обсуждения.
|
|
За презентацией.
|
|
Задает вопросы с целью оценить
|
|
коммуникативную компетенцию.
|
|
|
|
- Организует:
|
|
Место и время проведения
|
|
презентации.
|
|
При необходимости – аудиторию.
|
|
|
|
- Предлагает (корректирует):
|
|
При необходимости - различные
|
|
формы презентации.
|
|
При необходимости - цель
|
|
презентации и способы воз-
|
|
действия на аудиторию.
|
|
|
|