|
Приложение №1. Словарь основных понятий ( Метод проектов)
Актуальность - показатель исследовательского этапа проекта. Определяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью в новых данных; потребностью практики. Обосновать актуальность - значит объяснить почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.
Гипотеза - обязательный элемент в структуре исследовательского проекта; развернутое предложение о возможном результате исследования. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения(«Если…,то…..») или
( «Чем…,тем….»).
Групповой проект - совместная учебно - познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся - партнеров, имеющая общие проблемы, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.
Долгосрочный проект – проект, продолжительностью от одной четверти до нескольких лет).
Задачи проекта — это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели.
Заказчик проекта - лицо или группа лиц (внутри или вне школы), испытывающих затруднения в связи с имеющейся социальной проблемой, разрешить которую призван данный проект.
Защита проекта – «представление проектной разработки», рассказ о проектном замысле, избранном способе решения проблемы и поводится для того, чтобы привлечь к осуществлению проекта единомышленников или необходимые ресурсы, например, заручиться поддержкой администрации школы для реализации проекта.
Знания – информация, присвоенная человеком.
Индивидуальный проект - проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога.
Информационный проект - проект, в структуре которого акцент проставлен на способах получения информации, способах ее обработки и презентации.
-41-
Исследовательский проект - проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы в ходе эксперимента или исследования.
Консультант - педагог или специалист, выполняющий роль эксперта и организатора доступа к необходимым ресурсам. ( например в случае межпредметного, телекоммуникационного или международного проекта).
Компетенция – выражается в готовности субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.
Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении субъектом определенным набором знаний и способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия.
Краткосрочный проект - проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.
Монопроект - проект, проводящийся в рамках одного учебного предмета ( в отличие от межпредметного проекта).
Навыки – действия, выполняемые автомотически.
Портфолио (папка) проекта - подборка всех рабочих материалов проекта.
Практико - ориентированный проект - проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой - либо социальной проблемы прикладного характера или реального продукта.
Презентация проекта - публичное предъявление результатов проекта.
Проблема - социально значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта. Проблемой может быть, напр., противоречие между потребностью и возможностью ее удовлетворения, недостаток информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении и др.
Продукт проектной деятельности - разработанное участниками проектной группы реальное средство разрешения поставленной проблемы или материальный продукт.
-42-
Проект - специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый учащимися или детьми комплекс действий по разрешению значимой для учащегося или ребенка проблемы. Метод проектов –
технология организации образовательной ситуации, в которой учащийся или ребенок ставит и разрешает собственные проблемы.
Проектирование - 1) Процесс разработки проекта и его фиксации в какой - либо внешне выраженной форме. Основные этапы проектирования: обоснованный выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование; практическое оформление; экономическая и экологическая оценка проекта и технологии; защита проекта.
2) Возможный элемент содержания образования, в отличие от проекта. Как метода обучения, (обучать проектированию - обучать с использованием метода проектов). Как правило, «проектирование» является разделом образовательной области «Технология».
Проектная деятельность - форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта.
Проектные ситуации (для педагога) - различные социальные проблемы, которые можно разрешить с использованием метода проектов.
Результаты проекта:1)выход проекта,2) портфолио проекта,
3) педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и
интеллектуальной сфер ученика, формировании у него определенных ОУУН и др.
Рецензент - на защите проекта учащийся или педагог (специалист), представивший рецензию на подготовленный проект.
Ролевой проект - проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.
Руководитель проекта - педагог, непосредственно координирующий проектную деятельность группы, индивидуального исполнителя.
Среднесрочный проект - проект продолжительностью от одной недели до одного месяца.
-43-
Структура проекта - последовательность этапов учебного проекта. Обязательно включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по ее достижению, поиск необходимой
информации, изготовление с опорой на нее продукта, презентацию продукта, оценку и анализ проведенного продукта. Может включать и другие (необязательные этапы).
Творческий проект — проект, центром которого является творческий продукт -результат самореализаций участников проектной группы.
Телекоммуникационный проект (учебный) - групповой проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации.
Умения – подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполненным точно, быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.
Цель проекта - модель желаемого конечного результата.
Этапы проекта - основные периоды работы проектной группы.
-44-
Приложение № 2.
Правила успешного руководителя проекта.
1. Не теряйте из виду перспективу. Ваша главная задача – организовать созидательную жизнедеятельность группы.
2. Не утопайте в мелочах. Ваша продуманная тактика – успех в достижении результата деятельности группы.
3. Будьте внимательны к мнению каждого члена группы, даже если оно не верно. Имейте профессиональное терпение.
4. Будьте справедливы, мудры, тактичны, вежливы, не раздражайтесь.
5. Стремитесь говорить кратко, понятно, четко.
6. Благодарите каждого члена группы за выполненную работу.
7. Замечания делайте наедине и как можно реже.
8. Не опережайте инициативу подростка.
9. Доверяйте, и тогда процесс приобретения опыта каждым членом группы будет более интенсивным.
10. Если то, что делают подростки, иногда расходится с вашим мнением – не стремитесь всегда настаивать на своем, помните, что собственные ошибки порой более успешно оказывают влияние на поведение.
11. Не спорьте по мелочам, это часто затрудняет достижение положительных результатов работы.
12. Гордитесь теми, кто способен, умен, деятелен.
13. Никогда не применяйте своей власти до тех пор, пока все средства не использованы. Применяйте ее в максимально корректной степени.
14. Умейте признавать свои ошибки. Это вызывает уважение.
|
|
|