Главная страница

Проектная деятельность как эффективная форма работы с подростками в условиях срц


Название Проектная деятельность как эффективная форма работы с подростками в условиях срц
страница 3/4
Дата 09.03.2016
Размер 0.6 Mb.
Тип Отчет
1   2   3   4



5. КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП

Содержанием контрольного этапа является осмысление воспитанником хода и результатов проектной деятельности и оценочная деятельность. Обратите внимание: воспитанники зачастую стремятся делегировать воспитаталю функции как итогового, так и промежуточного контроля (к этому их приучает сама система: организации образовательного процесса). Поэтому при руко­водстве проектами педагог должен постепенно отказаться от выполнения функции контроля и организовывать ситуации, вынуждающие воспитанников проводить самоконтроль.

Объектами оценки являются:

  • результативность проектной деятельности,

  • продукт проектной деятельности,

  • продвижение воспитанника (личностные приращения: узнал,
    научился, смог, понял, преодолел...),

  • уровень сформированности ключевых компетенций ( педагог)
    воспитанников.

воспитанник



воспитатель



- Проводит оценку продукта про­екта
- Проводит оценку результатив­ности проекта.
- Обсуждает оценки, высказанные товарищами по группе, воспитателем одноклассниками и т.п., в том числе обратную связь в ходе презентации.
- Рефлексирует свою деятельность по проекту, производит оценку собственного продвижения.

— -Фасилитирует:
За Задает вопросы, нацеленные на продвижение воспитанника.
О Обеспечивает процесс группо­вого обсуждения.
-Инициирует оценку продукта, оценку презентаций, оценку продвижения, сопоставление оценок.

- - Наблюдает (оценивает):

За заполнением рабочих лист

-23-

2.3. Типы проектов (по Е.С.Полат)
По характеру деятельности:

  • Исследовательские

  • Творческие

  • Ролевые, игровые

  • Информационные

  • Практико – ориентированные


По предметно – содержательной области:

  • Монопроекты ( в рамках одного предмета)

  • Межпредметные

По продолжительности проекта

  • Краткосрочные (от 1 до нескольких дней или уроков)

  • Среднесрочные ( от недели до месяца)

  • Долгосрочные ( месяц и более)

Исследовательские

Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным

-24-

научным исследованием: обоснования актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта. Обозначение задач исследования в последовательности принятой логики. Определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.


Творческие

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. При выполнении творческого проекта следует сразу договориться о планируемых результатах, формах их представления ( совместная газета, сочинение, видеофильмы, драматизации, спортивные игры, праздники, экспедиции и т.п.) Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.
Ролевые, игровые

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть

-25-

литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, в различных смоделированных ситуациях. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является сюжетно-ролевая игра.
Информационные проекты (ознакомительно-ориентировочные)

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность — источники информации (литературные, средства СМИ, базы данных, включая электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки» и пр.) и обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) — результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.) — презентация публикаций, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции и т.п.). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты.
Практико-ориентирдванные (прикладные)

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован


-26-

на социальные интересы самих участников.

Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной, работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.


-27-

2.4. Сущность и содержание проекта.

Цели и задачи организации:

МУ г.Сызрани СРЦН «Островок» создано в рамках областной целевой программы борьбы с преступностью на территории Самарской области.

Цель деятельности Центра – оказание экстренной помощи, социальной поддержки детям и подросткам, оставшимся без попечения родителей, освобожденным из ВУЗТ и ВТК, организация их временного проживания, оказание правовой помощи, проведение психолого-педагогической реабилитации и коррекции, решение вопроса их дальнейшего жизнеустройства.
Основные задачи:



  1. Обеспечение временного проживания детей и подростков в нормальных бытовых условиях с предоставлением бесплатного питания, медицинского ухода;

  2. Предоставление детям и подросткам на период пребывания в центре возможности посещать образовательное учреждение или обучаться по индивидуальной программе, оказание содействия в профессиональном обучении;

  3. Вывод из кризисного состояния детей и подростков, находящихся в социально опасном положении;

  4. Восстановление психического и физического здоровья детей и подростков, находящихся в центре, оказание им правовой и медико-психологической помощи;

  5. Обеспечение своевременной квалифицированной социальной, правовой, психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим различные формы дезадаптации, на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой,

-28-

учебно-познавательный, социокультурный и иные компоненты;

  1. Оказание психологической, психокоррекционной и иной помощи по ликвидации кризисной ситуации в семье и содействие возвращению несовершеннолетнего к родителям или лицам, их заменяющим, в том числе в приемные семьи;

  2. Определение оптимального жизнеустройства детей и подростков, находящихся в центре.

Описание проблемы населенного пункта, на решение которой направлен проект

В г. Сызрани проживает 35 тыс. 952 несовершеннолетних подростка, что составляет 19,5% от всего населения города. Из них- 1780 подростков находятся в социально опасном положении, 332 - состоят на учете в Подразделении по делам несовершеннолетних.

В г. Сызрани и во всей Самарской области остро стоит проблема беспризорности, безнадзорности. В последние годы отмечается тенденция к снижению возрастного уровня контингента, вовлеченного в употребление и распространение наркотических средств, а также – к росту числа правонарушений и преступлений, совершенных подростками.

Анализ преступности в г.Сызрани показал, что несовершеннолетними совершено 169 преступлений, в которых участвовало 42 подростка. В настоящее время в Жигулевской колонии находятся 340 несовершеннолетних.

Незанятость подростков, наличие свободного времени - одна из причин отклоняющегося поведения: побеги из дома, употребление наркотических средств, алкоголя.

На учете в Управлении социальной защиты населения г. Сызрани насчитывается 50.000 семей, доход которых ниже прожиточного минимума. Это многодетные и неполные семьи, семьи инвалидов, беженцев и переселенцев, безработных. Практически весь их доход уходит на

-29-

приобретение продуктов питания и оплату коммунальных услуг. Эти семьи не имеют возможности приобретать новую одежду и мебель. Оплата услуг частных мастерских по ремонту одежды им недоступна.

Проект рассчитан на 30 несовершеннолетних (из них на сегодняшний день 1 после колонии г. Жигулевска, 1 после спецшколы г.Октябрьска, доставлены по актам ПДН - 2, 11 - стоят на учете в ПДН). В первое полугодие планируется принять по освобождении из колонии еще 5 подростков из социально незащищенных семьей.

Цель и задачи проекта

Цель данного проекта: создание подросткового отряда по оказанию помощи социально незащищенным слоям населения.

Осуществление проекта поможет решить важнейшие задачи:

  • ускорить процесс адаптации и социализации подростков, освобожденных из ВУЗТ и ВТК

  • решить проблему занятости несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

  • оказать безвозмездную помощь социально незащищенным слоям населения.

  • сформировать позитивное отношение к здоровому образу жизни, организовать досуг подростков.


В чем состоит новизна проекта

Подобных отрядов добровольной, безвозмездной помощи в нашем городе нет. Создатели проекта имеют большой опыт работы с детьми девиантного поведения, и их высокая квалификация позволяет рассчитывать на его успешную реализацию.

-30-

Основные этапы реализации проекта

Социальный молодежный отряд будет формироваться из подростков центра. Организаторы проекта проведут ряд бесед и лекций с целью разъяснения целей и задач формируемого отряда. Несовершеннолетними, под руководством педагогов, будет выбрано название отряда, актив, составлен план работы и организации досуга, распределены обязанности между членами отряда. Пройдет конкурс на лучший план-проект работы мастерской. Оценку предложенным проектам дадут члены Координационного центра, сформированного на базе учреждения. Одновременно с приобретением рабочих инструментов, оборудования и фурнитуры, начнется работа по информированию населения о предоставляемых услугах: ремонт мебели, мелкий ремонт одежды, вскапывание огородов.

Семьи, состоящие на учете в Центре «Семья», в Управлении по вопросам семьи, материнства и детства, в Управлении социальной защиты населения, одинокие и ветераны будут по возможности оповещены лично, через СМИ, путем автопробегов.

В ходе реализации проекта планируется организация досуговой деятельности подростков Будет создан Клуб по интересам с секциями шахмат, тенниса, формированием футбольной команды ,проведением встреч, бесед, конференций, просмотром видеофильмов с профилактической направленностью.

Будет организована работа социальной гостиной «Познай себя сам». Подростки примут участие в разработке и проведении мероприятий для микрорайона, костюмы и призы-сувениры изготовят сами несовершеннолетние в швейной мастерской


-31-

Ожидаемые результаты проекта

Реализация проекта:

  • решит проблему занятости не менее 30 несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

  • позволит оказать безвозмездную помощь социально незащищенным семьям;

  • ускорит процесс адаптации и социализации подростков центра

  • позволит сформировать позитивное отношение к здоровому образу жизни, организовать досуг подростков.

Показатели для оценки результативности проекта

Показателями, фиксирующими работу проекта являются:

  • количество подростков, принявших участие в работе отряда;

  • количество членов Клуба по интересам;

  • банк данных инновационных форм и методов организации досуга подростков;

  • количество изделий, изготовленных и отремонтированных в швейной мастерской;

  • мониторинг преступности по микрорайону осуществления проекта;

  • количество заметок в местных средствах массовой информации о ходе и результатах проекта;


В ходе реализации проекта будут вестись следующие документы:

  • Дневник Клуба по интересам

  • Отрядный дневник

Распространение информации о деятельности по проекту и его результатах

  • Пропаганда деятельности отряда через средства массовой информации

-32-

  • плакаты

  • рекламно-информационные буклеты

  • автопробеги по городу

  • фотовыставки в Управлении по вопросам семьи, материнства и детства, Управлении социальной защиты населения

  • стенд в Центре «Семья».

Описание видов деятельности

1. Публикация в средствах массовой информации о формировании молодежного социального отряда.

2.Организация Координационного центра на базе СРЦН

3 Выборы актива социального молодежного отряда. Планирование его деятельности. Распределение обязанностей между членами отряда.

4 Создание банка данных одиноких пожилых людей, ветеранов, малоимущих. Посещение их с предложением оказания услуг «Мастерской».

5 Конкурс на лучший план-проект работы мастерской

6 Приобретение оборудования, инвентаря для обеспечения деятельности отряда. Организация ремонтной мастерской.

7 Оснащение швейной мастерской для мелкого ремонта одежды, для изготовления призов-сувениров, театральных костюмов. Оформление стенда «Творческая мастерская».

8 Работа мастерской (ремонт мебели, мелкий ремонт одежды)

9 Обеспечение педагогического сопровождения подростков в ходе деятельности. Организация социальной гостиной для подростков «Познай себя сам».

10 Информирование населения о деятельности отряда через освещение деятельности в:

газетах «Волжские вести», «Дома и на работе», «Гильдия»

КТВ «Луч»

11 Изготовление информационных буклетов о деятельности отряда

12Съемка видеофильма об отряде

13 Создание Клуба по интересам, с целью организации досуга несовершеннолетних.

14 Проведение дней открытых дверей для ознакомления других подростков с деятельностью отряда

15 Организация совместных мероприятий, праздников с Центром «Семья».


-34-

2.5. Анализ эффективности проектной деятельности.

Одним из важных вопросов в работе с подростками является не только реализация поставленных задач, но и получение обратной связи. Это позволит говорить об эффективности проведенной мной и другими педагогами конкретной проектной деятельности. Оценка эффективности позволяет увидеть то, что следует в дальнейшем изменять в содержании, структуре данного проекта. Мы считаем, что их в числе могут быть:

1. Положительное отношение и принятие всеми участниками данного проекта, желание и стремление работать по нему.

  1. Профессиональная готовность всех субъектов, их методическая грамотность.

  2. Создание материальных условий в СРЦ. Закуплено было разнообразное оборудование, для оказания помощи социально незащищенным слоям населения.

  3. Соответствие содержания проекта основным общедидактическим, психологическим и социально-педагогическим принципам.

  4. Системность и последовательность проекта( взаимосвязь целей и задач конкретного дела с потребностями проектной деятельности в целом).

  5. Обеспечение мотивации, заинтересованности воспитанников в реализации проекта.

  6. Одним из самых значимых показателей эффективности, является стимулирования активной творческой позиции воспитанников (формирование нравственной самооценки, вовлечение в кружковую деятельность).

Опыт работы с несовершеннолетними в условиях СРЦ показывает, что дети активно включились в процесс разработки и участие проекта.

За время пребывания в центре подростки, при реализации проекта:

- Действовали;

- изучали, познавали, события, события, людей;

-35-

- приобретали и накапливали свой опыт;

- делились накопленным опытом с другими;

- совершенствовались;

- не останавливались на достигнутом;

- объединялись с единомышленниками.

« Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди». А.С.Макаренко.

Вооружась терпением, я и команда педагогов систематически проводили мероприятия, разработанные данным проектом, поощряя малейшее самостоятельное действие. Это был важнейший этап реализации проекта, когда действие зарождалось как совместное. Результат виден в сравнительной таблице уровней показателей нравственной самооценки, а также в книге отзывов, от малообеспеченных людей.

Сравнительная таблица уровней показателей нравственной самооценки воспитанников. ( 17 подростков)


уровни показателей

количественный показатель

(человек)

на входе на выходе

процентный показатель

( %)

на входе на выходе

высокий

2

5

11,8%

29,4%

средний

5

10

29,4%

58,9%

нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего

8

2

47%

11,7%

низкий

2

-

11,8%

-


-36-

Заключение.

В ходе исследования и реализации проекта, по созданию отряда подростков, который будет оказывать помощь социально незащищенным слоям населения, убедились в том, что он нуждается в дальнейшем изучении, так как в теоретическом анализе литературы было выявлено, что не все аспекты рассмотрены учеными: Дж.Дьюи. У.К.Килпатриком, С.Т.Шацким, М.И,Махмутовым, Г.Б.Голуб,Е.А.Перелыгиной и др. в равной степени. Поэтому особое внимание было уделено проектной деятельности как эффективной формы работы с подростками в условиях СРЦ.

До настоящего времени остается проблема адаптации и социализации несовершеннолетних в центре. Что и позволило поставить задачу в творческом отчете описать проблемы населенного пункта, на решение которой направлен проект, разработать основные этапы реализации проекта, и апробировать его.

Входе проведенной проектной деятельности был создан подростковый отряд. Работа по проекту помогла, решить важнейшие задачи:

  • ускорила процесс адаптации и социализации подростков, освобожденных из ВУЗТ и ВТК.

  • решила проблему занятости несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;

  • отряд подростков оказал и оказывает безвозмездную помощь социально незащищенным слоям населения (проживающих в районе Декабристов);

  • позволила сформировать позитивное отношение к здоровому образу жизни, дети активно занимаются в кружках центра.

Итак, с помощью проведенного эксперимента была подтверждена гипотеза, что одной из эффективной формы организации работы с подростками является проектная деятельность, которая обеспечивает положительную динамику нравственной самооценки личности.

-37-

В заключении,приведу высказывание президента РФ Д.А.Медведева: «Сегодня уже понятно, что на текущем витке истории определяющий фактор успеха развития – это поведение каждого отдельного человека,

стиль жизни каждой семьи, свобода самовыражения людей».

Вместе с тем данное исследование не дает окончательного ответа на столь сложную проблему, многие организационно-методические вопросы, касающихся методов, конкретного содержания работы остаются недостаточными и требуют продолжения научного поиска.

-38-

Литература.

  1. Акимов М.Н. Программа и методическое обеспечение учебного курса «Основы психодиагностики». Самара, 1998.

  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология // Соч.в 6 т.- М.: Мысль,1989.

  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: Черо, 1997.

  4. Данилина Т.П.,Моргорская Е.В. Проектная деятельность учащихся: так к какой жизни готовим?// Методист, 2008№5.

  5. Дьюи Дж. Введение в философию воспитания. - М.: Издательство ЦК Всерос. Союза Работников просвещения, 1921.

  6. Зыков О.В. Творчество, когда дело касается работы с детьми, совершенно необходимо. // Методист, 2007№8.

  7. Осипова А.А. Общая психокоррекция.-М:ТЦ «Сфера», 2000.

  8. Основы социальной работы/Отв.ред. П.Д. Павленок.-М: ИНФА-М,1998.

  9. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.- М., 2000.

  10. Раттер Майкл. Помощь трудным детям. Пер. с англ. Е. Алексеевой, С.Нуровой.- М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.

  11. Родионов В.А. Думайте сами, решайте сами... // Социальная профилактика и здоровье, 2007,№4.

  12. Родионов В.А. Думайте сами , решайте сами... // Социальная профилактика и здоровье, 2007№5.

  13. Родионов В.А. Думайте сами, решайте сами...// Социальная профилактика и здоровье, 2007№6.

  14. Ромашкина А.И. Опыт использования образовательных проектов в практике дошкольного образовательного учреждения // Методист, 2007№8.

  15. Словарь -справочник по социальной работе/ Под ред. д-ра ист.наук проф. Е.И.Холостовой.-М: Юристь,1997.


-39-

  1. Социальная педагогика/ Под общей ред. М.А.Галагузовой.- М:Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000.

  2. Социальная педагогика: Хрестоматия/ Сост. М.Д.Горячев/ Самарский институт управления.- Самара, СИУ, 1996.

  3. Ступницкая М.А. Критериальное оценивание проектной деятельности // Социальная профилактика и здоровье, 2007№3.

  4. Сухаревская Е. Проекты и исследования// Начальная школа,2008 №5.

  5. Сухомлинский В.А Мудрая власть коллектива. -М.: Педагогика, 1989.

  6. Тихомирова Е.И. Становление школьника – лидера в воспитывающей среде школы: Монография. -Самара: Изд-во СамГПУ, 2001.

  7. Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. - ООО»Издательство Скрипторий 2003», 2006.

  8. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: В 4-х т. - М.: Просвещение, 1964.

  9. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе.- М.: Новая школа, 1998.


-40-
1   2   3   4