|
Г в Твери во главе с Президентом РФ д. А. Медведевым прошло заседание
Из опыта внедрения сервиса «электронный журнал» ГОУ СОШ № 604.
8 июля 2010 г. в Твери во главе с Президентом РФ Д.А. Медведевым прошло заседание Совета по развитию информационного общества в России. Ключевые моменты были посвящены развитию информационно-коммуникационных технологий в образовании.
На Совете принят ряд ключевых решений, которые коснулись каждой школы, в том числе и нашей. Это введение электронных классных журналов. Как отметил Дмитрий Анатольевич, с 1 сентября 2010 года это становится приоритетным направлением развития Информатизации школы. "Национальная инициатива «Наша новая школа» предусматривает переход к самым эффективным образовательным технологиям. Современное информационное общество, вооруженное компьютерными и интернет технологиями, высоким уровнем развития мультимедийных сервисов предъявляет чрезвычайно высокие требования к организации образовательного процесса.
Потребности школы XXI века и эпохи информационного взрыва демонстрируют нам необходимость перехода образовательных учреждений к электронной форме ведения школьной документации.
Стратегия гуманизации современного образования, предполагающая учет личностных интересов и потребностей ребенка, связанные с этим сложности в моделировании учебного процесса и составлении расписания, сохранение персональной информации об успеваемости ребенка и удобная организация информационного рабочего пространства педагога – это далеко не полный перечень всех преимуществ, которые предоставляет школе электронный документооборот.
Одной из задач Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы является совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства. Использование информационных технологий в управлении образовательным учреждением является самой эффективной моделью по соотношению средств, необходимых на ее реализацию, и влияния ее результата на всех участников образовательного процесса в школе. Вместе с тем, это самое проблемное направление инновационных процессов в современной школе.
В Решении Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года №185-руказывается, что внедрение электронных форм отчетности в образовательную деятельность предусматривает практическое использование систем электронных журналов и дневников в большинстве школ страны, что должно обеспечить рост качества и повышение эффективности системы образования Российской Федерации в целом.
Электронный школьный журнал – лучший способ решения каждодневных вопросов, связанных с учебным процессом – как для школ, так и для родителей и учеников. Цель электронного журнала - способствовать своевременному выявлению учебных и других проблем учащихся средних школ; их ликвидации посредством целенаправленных действий; прогнозированию дальнейшей деятельности учителя и ученика по повышению уровня предметной грамотности.
При введении электронных дневников и журналов администрация школы должна ответить на целый ряд вопросов:
- с какой целью вводятся электронный дневник и журнал?
- для кого он вводится (ученики, родители, учителя, администрация)?
- какую пользу их введение принесет педагогическому коллективу, ученикам, родителям?
- кто, прежде всего, заинтересован в их введении?
- какие локальные акты должны быть созданы в школе?
- в какие локальные акты необходимо внести изменения?
- кто будет осуществлять техническое сопровождение проекта?
- какие коррективы будут внесены в служебные обязанности учителя, классного руководителя и других работников, задействованных при реализации этого проекта?
- как мотивировать учителя заниматься новым видом деятельности?
- какой вариант занесения оценок выбрать: непосредственно на уроке, раз в неделю и др.?
- кто будет заносить оценки в электронные дневники и журналы: учитель, классный руководитель, технический специалист или вместе?
Для ответа на эти вопросы рассмотрим базовые возможности классного электронного журнала, которые позволяют определить его необходимость в учебном процессе.
Зачем нужен Электронный журнал для
Учителям
Введение электронных журнала и дневника в школе будет большим подспорьем для преподавателей. Используя электронный журнал, он сможет осуществлять с ним следующие операции, на первоначальном этапе проекта:
выставлять оценки учащимся
отмечать опоздания, прогулы и отсутствующих
назначать домашние задания
вести статистику успеваемости по своему предмету, в разрезе каждого ученика и каждого класса в целом
оставлять сообщения для родителей учащихся
просматривать расписание занятий на день, неделю, и т.д.
Удобный интерфейс электронного журнала успеваемости позволит преподавателю быстро и в максимально удобной форме получить всю необходимую информацию за любой период (начиная с момента подключения школы к системе), например, оценки по контрольным, тематическим, лабораторным работам, рефератам и т.д.
Классным руководителям
Классный руководитель сможет осуществлять те же действия, что и преподаватель, но к ним добавятся возможность сформировать статистику успеваемости по своему классу в разрезе как отдельных предметов, так и по всем предметам в целом.
Данный проект позволит классным руководителям своевременно, практически в реальном режиме времени, уведомлять родителей о необходимости подтянуть те или иные «хвосты» и позволит контролировать и улучшать общую успеваемость в классе. Также система общения «классный руководитель – родители» позволит более эффективно и плодотворно проводить родительские собрания. Каждый родитель, который захочет обсудить тот или иной вопрос, сможет заранее написать сообщение классному руководителю с перечнем своих вопросов, а тот, в свою очередь, к моменту проведения родительского собрания подготовит ответы на заданные вопросы, что приведет к более плодотворному общению между школой и родителями, снизит напряженность, которая порой возникает в этих отношениях, а также будет способствовать более эффективному вовлечению родителей в воспитательный и учебный процессы.
Преимущества использования Электронного журнала для родителей
Родители узнают об оценках в день их выставления
Немедленно информируются о прогулах своих детей
Контролируют ребенка с помощью электронного дневника, в котором указаны все оценки, пропуски, домашние задания, замечания.
Своевременно могут принять меры для исправления ситуации с успеваемостью
Могут напрямую связаться с учителями по возникшим вопросам через переписку
При желании будут получать уведомления через sms или электронную почту
Будут знать, какие темы уроков пропущены ребенком во время болезни
Видят динамику успеваемости ребенка по изменениям средней оценки
Смогут быть информированными в случае пропуска родительского собрания
Грамотный контроль за успеваемостью помогает на ранних стадиях выявить проблемы с усвоением каких-либо дисциплин и своевременно обратить внимание родителей на эту ситуацию.
Ученик также может пользоваться инструментами Электронного журнала
Всегда видеть актуальное расписание занятий с учетом запланированных замен
Иметь в своем электронном дневнике домашнее задание, записанное самим учителем
Следить за своей средней оценкой
Кроме этого, мотивированность учеников возрастает, и они более ответственно подходят к посещению занятий и непосредственно к учебе.
РАСПОРЯЖЕНИЕПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ от 10.09.2010 № 1616-р «О внедрении комплексной автоматизированной информационной системы каталогизации ресурсов образования» требует осуществить введение сервиса «Электронный дневник» в штатный режим всеми государственными общеобразовательными учреждениями Санкт-Петербурга с 01.01.2011. В нем же
утвержден план мероприятий по внедрению сервиса «Электронный дневник». В рамках этого плана и работала наша школа.
Рассмотрим каждый его пункт.
Подготовительный этап: до 01.11.2010
Определение должностных лиц, ответственных за внедрение сервиса «Электронный дневник», включающего работу с модулями «Электронный журнал» «Электронный дневник» системы КАИС КРО.
В сентябре мы провели административное совещание, на котором рассматривались вопросы внедрения «эж» в нашей школе. Были определены следующие должностные лица:
Директор школы – руководит участниками ?
Заместители Директора по УВР – контролируют работу учителей-предметников по своевременной сдаче тематического планирования руководителю ЦИО, ежедневное внесение оценок, еженедельный контроль за накопляемостью оценок и посещаемостью учащихся.
Руководитель ЦИО - отвечает за внесение необходимых для работы данный и бесперебойную работу сервиса.
На прошедшем затем педагогическом совете руководитель ЦИО ознакомила учителей с возможностями сервиса, а руководители – с системой работы с ним. После проведения педсовета возникли психологические трудности работы с учителями, т.к. необходимо было разъяснять
Создание технических условий для работы педагогических коллективов ОУ с модулем «Электронный журнал».
При создании технических условий мы столкнулись со следующими проблемами:
отсутствие в нашей школе сети, в результате чего мы можем пока использовать только компьютеры, находящиеся в кабинете информатики,
Организация системы обучения пользователей работе с модулями «Электронный журнал», «Электронный дневник».
Обучение преподавателей походило в несколько этапов. В октябре обучались руководители ОУ и координаторы по школе. Затем все учителя были разбиты на три группы, и с каждой из них руководитель ЦИО и координаторы провели теоретическое занятие, а затем практическое. В течение первых дней работы в тестовом режиме каждый преподаватель получал консультацию по любому вопросу, возникающему во время работы с системой.
Издание нормативных и распорядительных документов, регламентирующих работу с модулями «Электронный журнал», «Электронный дневник».
В ОУ были созданы и доведены до сведения всех
Следующие документы:
Регламент работы с модулем «Классный журнал»
Положение о электронном журнале, в котором определены Задачи, решаемые Электронным
классным журналом, Правила и порядок работы с ним, Права, обязанности и ответственность пользователей, отчетные периоды.
Новые должностным инструкции, разработанные на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования""
План внедрения сервиса «Электронный дневник»
Организация системы администрирования и защиты данных
Информирование участников образовательного процесса о работе сервиса «Электронный дневник»
Опытная эксплуатация: до 31.12.2010
Регистрация пользователей на портале «Петербургское образование» и получение письменных согласий на обработку персональных данных в системе КАИС КРО
Организация ввода данных в АИСУ «Параграф»
Организация ввода данных в модуль «Классный журнал» с достижением заданного показателя актуальности.
Проведение опытной эксплуатации сервиса в пилотных группах пользователей
Организация системы сбора данных о необходимых доработках, предложений по модернизации системы
Организация мониторинга использования сервиса «Электронный дневник»
Информатизация образования развивается стремительно. Учителя как минимум уже в трех общеобразовательных учебных заведениях нашего района столкнулись с серьезной проблемой - ведением электронного документооборота (заполнение электронных классных журналов и т.п.). Не перегибаем ли мы палку спеша, с введением такого механизма в образовательный процесс? Происходит дублирование существующих бумажных аналогов (двойная работа с заполнением классных журналов просто раздражает и вносит дисбаланс и в, без этого напряженную работу). У учителя опять отнимают драгоценные минуты и часы, которые он мог бы потратить на подготовку к учебному занятию. Страдают в конечном результате ученики. Говорят одни. К положительными моментами во всей этой ситуации можно отнести - тотальное освоение учителями компьютерной техники (хочешь - не хочешь, а работать без этого нельзя, приходится учиться), и возникновение реальной родительской рефлексии. Говорят другие. Есть какие-нибудь рекомендации по эффективному ведению подобного рода работы?
Попробуем на основе имеющегося пусть еще небольшого опыта рассмотреть плюсы и минусы этой инновации.
Введение электронного документооборота, в том числе электронных дневников и журналов в систему российского образования – важная и необходимая работа. Но, как это было и раньше с другими проектами, существует реальная опасность свести это полезное дело к обычной кампанейщине, в ходе которой школы, не имея реальных возможностей и необходимых условий, будут под давлением сверху вводить электронные дневники и журналы. Между тем, дело это сложное и требует большой подготовительной работы. Тем более что сейчас у нас нет соответствующей правовой базы, которая позволила бы даже на период апробации отказаться от двойной документации, которая, и вызывает справедливое негативное отношение к этим ценным и необходимым новшествам со стороны учителей.
Итак, администрация школы должна понимать, что без обеспечения финансовых, правовых, технических, педагогических условий вводить электронные дневники и журналы нельзя. Иначе это будет профанация хорошего и полезного дела. Это будет делаться для галочки и при этом за счет учителя.
В вопросе икт компетентности необходимо затронуть как минимум две темы. Первая касается ИКТ-компетентности учителя школы. Вторая - технических и правовых аспектов использования компьютеров. ИКТ-компетентность имеет несколько уровней, например, базовый, профессиональный, предметный. Указанные выше умения относятся к профессиональному уровню и связаны с использованием электронных УМК. На базовом уровне учитель должен уметь: находить информацию с использованием ресурсов Internet, создавать простые (без рисунков и таблиц) и сложные (с таблицами, рисунками и схемами) документы в Word, создавать расчетные таблицы в Excel с использованием формул, а также математических, логических, статистических функций, строить диаграммы, создавать базы данных однотабличные и многотабличные, делать запросы, формы и отчеты. Таким образом, требовать от всех учителей указанных умений нельзя. Все зависит от их категории и уровня ИКТ-компетентности. При этом чтобы требовать от учителя определенной работы с компьютером, в нормативных документах по аттестации должно быть отражено соответствие определенного уровня ИКТ-компетентности той или иной квалификационной категории. В подавляющем количестве регионов, например, таких нормативных актов нет. В нашей школе ведётся их разработка, но продвигается по понятным причинам крайне медленно.
Но кроме этого нужно учитывать, что разрешение учителю устанавливать программное обеспечение на компьютер может привести и к техническим (сбои в работе компьютера, локальной сети и пр.) и к правовым (установка нелицензионного продукта) проблемам. И поэтому ответственный за ИКТ в школе должен осуществлять постоянный контроль за тем, что устанавливается, имеется ли на программу лицензия, насколько правильно была осуществлена установка и пр. В школе должны быть разработаны правила работы учителя с электронными учебными пособиями, необходимо провести инструктаж и целый ряд других мероприятий. Словом, должна быть проведена большая, системная подготовительная, а затем и постоянная текущая, работа администрацией школы, сисадмином (если он есть). К сожалению, не имея средств на лаборантов, у нас опять все хотят повесить на учителя. Но тогда надо подготовить этого учителя к такой работе, а не требовать это от всех педагогических работников. Все должно быть в меру, целесообразно и главное профессионально. Думается тема, поднятая на этой страничке должна стать предметом обсуждения всех учителей района, а не только внедривших данную инновацию в своих школах. Следует, образно выражаясь предпринять своеобразный «Мозговой штурм», что бы за пределами внимания не осталась ни одна мелочь, в данном новшестве.
В эпоху модернизации информационного пространства страны возникает потребность создания единого информационного поля в сфере образования, так, как будущее как Российской Федерации, так и отдельных ее субъектов полностью зависит от уровня образования и социальной ответственности ее граждан. Во многом социальное восприятие ребенка зависит также от уровня вовлеченности его родителей в школьную жизнь, в понимании проблем и пожеланий ребенка, а также своевременности корректировки поведения и успеваемости ребенка по всем направлениям развития. Для реализации данного проекта необходимо построить аналитическую систему контроля успеваемости и посещения учащихся такого уровня, чтобы было возможно максимально интегрировать возможности по корректировки образовательных программ, вовлечению родителей в учебный процесс, пониманию ситуации по успеваемости и причинам ее динамики, а также контроля посещаемости учащихся учебных заведений.
Родителям
На уроках, внеклассных занятиях, факультативах, детских площадках - везде с ним происходят события, которые необходимо знать каждому родителю, заботящемуся о своем чаде.
Однако сегодня в большинстве семей и папа и мама работают с раннего утра и до позднего вечера. Из-за такого плотного графика работы они не в состоянии достаточно времени уделить общению с ребенком, узнать о его успехах и помочь преодолеть неудачи. И уж тем более для них практически невозможно в ранний вечерний час зайти в школу на родительское собрание, побеседовать с учителями.
Порой, достаточно трудно совместить родительские обязанности с работой, отнимающей много сил и времени. Данный проект призван помочь родителям в исполнении их «родительских обязанностей» в отношении их детей-школьников. Теперь не нужно с замиранием сердца идти на родительское собрание и ждать «сюрпризов» от классного руководителя, а потом устраивать своим провинившимся чадам «разбор полетов» и заставлять их браться за ум, и исправлять оценки, когда до окончания семестра или учебного года осталась неделя.
С помощью нашей системы электронного дневника родители ежедневно, практически, в режиме реального времени смогут узнавать об успеваемости и поведении своих детей в школе, и своевременно принимать соответствующие меры. Практически у каждого родителя на работе есть доступ к сети Интернет. Выкроить же пару минут в обеденный перерыв для того, чтобы посмотреть, как дела у ребенка в школе, очень просто. Для этого не нужно отпрашиваться с работы, устраивать не очень приятную, временами, процедуру проверки дневника. Кроме того, ребенок будет понимать, что родители узнают его оценки еще до того как он вернется из школы и нет смысла прятать заветный дневник или обманывать, в случае неудачи на уроке. Да и у родителей будет время взвесить ситуацию, не наломать дров сгоряча, а подумать, как помочь ребенку исправить сложившуюся ситуацию.
Такая, максимально открытая обстановка, на наш взгляд, поможет решить множество психологических проблем и благотворно скажется на успеваемости ребенка.
Ученикам
Многие учащиеся, особенно те, которые смотрят программы новостей, уже знают о существовании так называемых электронных дневников. По поводу внедрения этих систем в школах, со стороны учеников существует много различных мнений. Некоторые из них против использования данных технологий в школах, они не заинтересованы в этом, потому что родители смогут более плотно контролировать процесс их обучения и то, какие оценки они получают. Однако, тайное рано или поздно становится явным и если ученик не выполняет домашнее задание, то это, в конце концов, становится известно родителям. И нет смысла это скрывать. Конечно, каждый человек индивидуален, но «чистосердечное признание смягчает наказание», поэтому лучше сразу честно признаться в том, что за невыполненное задание в школе поставили плохую оценку. Причины невыполнения могут быть различными, но реакция родителей, как правило, мягче в том случае, если учащийся самостоятельно сообщает об этом факте, чем когда родители узнают обо всем на родительском собрании.
Данный проект и электронный дневник, как часть этого проекта, позволяет не только быть честными и открытыми с родителями, но и дает оперативный доступ учащемуся к массе полезной и необходимой информации : домашнее задание, расписание занятий, регулярные напоминания о незакрытых «хвостах», рекомендуемая литература, хранилище информации (оно может быть организовано в виде библиотеки, которая будет содержать необходимые для учебы материалы, учебники, книги и т.д.), общение с преподавательским составом и администрацией школы, а также, общение со сверстниками из своей школы или из других школ, которые являются участниками данного проекта, и многое другое.
Таким образом данный проект, на наш взгляд, с самого детства будет способствовать развитию личности ребенка, благодаря развитию таких его качеств как честность, открытость в общении, умение работать самостоятельно с учебными материалами и постижение новых технологий, которые с каждым днем все более активно входят в нашу жизнь.
В школьный учебный процесс все теснее интегрируются информационные технологии, прежде всего, потому, что с их помощью легко и удобно обмениваться информацией всем участникам школьного процесса – учителям, родителям, ученикам
В ходе круглого стола «Могут ли информационные технологии в школе качественно изменить учебный процесс», который состоялся в Санкт-Петербурге 2 ноября 2010 г. в физико-математическом лицее № 239, активно обсуждались проблемы и перспективы информационных технологий в школе. В мероприятии приняли участие директоры ведущих петербургских школ, чиновники, педагоги, родители и психологи. К дискуссии по видеомосту подключилась также гимназия при Одинцовском гуманитарном институте Московской области.
Будущее за электронным дневником
В ходе дискуссии собравшиеся признали, что одной из самых удобных и востребованных технологий в школе является электронный дневник. Директор «КОРУС Консалтинг СНГ» Леонид Якубовский рассказал гостям и выступающим, что сегодня информационную систему Электронный Дневник Учащегося, реализованную в виде online-сервиса, используют в 82 школах в 25 регионах России. Количество ежедневных пользователей сервиса составляет более 25 тысяч, посещения системы зафиксированы из 40 стран мира, в сентябре 2010 г. отмечено более 120 тысяч посещений.
Популярность электронных дневников обусловлена как реальной пользой, получаемой от их использования всеми участниками учебного процесса, так и вниманием к этому вопросу со стороны государства. Так, за последние 2 года несколько событий стимулировали развитие этого направления в российском образовании. Во-первых, Президент РФ выступил с инициативой о необходимости введения электронных дневников. Во-вторых, Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко принял решение об использовании в российских школах в 2012 г. электронных дневников. В-третьих, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко на августовском педсовете-2010 заявила, что все школы Петербурга к 1 января 2011 будут пользоваться электронными дневниками. Кроме того, с 1 января 2011 г. в полном объеме вступит в силу ФЗ № 152 о защите персональных данных.
Груз советского наследия
Как известно, до сих пор ведение бумажного классного журнала остается обязательной нагрузкой во всех российских школах. По словам Максима Пратусевича, директора физико-математического лицея № 239, это рудимент советской эпохи. «В законе СССР от 29 декабря 1974 года, описывающем требования к школьному журналу, указано, что записи в журнале должны вестись ручкой. Одна эта нелепая строчка до сих пор не дает нам избавить учителей от двойной работы – ведения электронного и бумажного журналов в масштабе всей страны», - отметил Максим Яковлевич.
Какие ИТ-решения должны использовать школы в своей работе и какова роль государства в выборе и разработке школьного программного обеспечения? Обсуждение этих вопросов стало одним из самых острых моментов круглого стола. Большинство учителей отметило, что практика централизованной разработки информационных систем для школ за средства бюджета пока не дает результатов. Большинство подобных разработок не учитывают меняющиеся потребности педагогов и особенности учебного процесса, строятся на базе устаревших технологий, требующих установки ПО на каждый школьных компьютер, закупки серверного оборудования, имеют неудобные интерфейсы, а обратная связь с разработчиками фактически отсутствует. Такие системы значительно уступают в качестве коммерческим разработкам, существующим на рынке.
В качестве примера такой системы, внедренной в учебных заведениях города за бюджетные средства, педагоги назвали информационную систему «ПараГраф» белорусской разработки, которую школы обязаны использовать. Сергей Бурячко, директор Классической гимназии № 610, отметил, что его учреждение использует информационную учетную систему собственной разработки, а в обязательный, по требованию администрации города, «ПараГраф» данные просто выгружаются. «Нигде в мире и даже в других регионах России власти не навязывают образовательным учреждениям конкретные ИТ-решения, разработанные без учета мнения педагогов за бюджетные средства. Единственное, что требуется от государства – это разработать единые стандарты и протоколы хранения и передачи данных, благодаря чему будет обеспечиваться интеграция различных школьных систем с любыми ведомственными базами данных. Школы должны пользоваться тем, что удобно, а не тем, что навязано «сверху», - заявил Сергей Бурячко.
В свою очередь, Игорь Базлов – ведущий специалист Отдела образовательных учреждений Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга – отметил, что в Петербурге в качестве обязательной автоматизированной системы управления образовательным процессом школы должны использовать АИС «ПараГраф», приобретенную на бюджетные средства и предоставляемую школам условно бесплатно. «При этом школы могут свободно выбирать любой коммерческий продукт для реализации электронного дневника, электронного журнала, - подчеркнул Игорь Базлов. – Важно, чтобы все эти решения были разработаны с учетом требований ФЗ №152 «О защите персональных данных», а компания-разработчик имела все необходимые лицензии и разрешения как оператор персональных данных. Пока этому требованию на рынке соответствуют единицы».
Информационные технологии в школе – вопрос не однозначный
Отвечая на центральный вопрос дискуссии, Максим Пратусевич выразил сомнения в том, что ИТ могут качественным образом изменить учебный процесс. Роль технологий - скорее поддерживающая, облегчающая трудозатраты всех участников процесса. А вот влияние ИТ на сам учебный процесс весьма противоречиво. «В каждом классе нашей школы установлены проектор и экран. Мы посчитали, что подготовленная презентация, вместо мела и доски, экономит до 10 минут от урока, и видим здесь очевидную пользу. А вот вопрос, надо ли выкладывать эти презентации в Интернет для учеников, остается открытым. Мы считаем, что при условии отсутствия записей по ходу урока, у детей замедляется развитие моторных навыков и снижается запоминаемость материала. А хорошо ли, что с введением электронных дневников родители совсем перестали ходить в школу? Понимаем ли мы, что происходит в голове ребенка, когда он ставит галочки в электронном тесте вместо заполнения таблицы от руки? Так что ИТ в школе – это совсем не однозначный вопрос», - заметил Пратусевич.
Оценки не волнуют, волнует управляемость
О позитивной стороне использования электронного дневника рассказала Екатерина Лебедева, ведущий психолог детского психологического центра «12 коллегий». Совместно с «КОРУС Консалтинг», в Электронном Дневнике Учащегося психологи реализовали бесплатный сервис для удаленных психологических консультаций. «За год работы мы получили более 300 запросов. 60% из них прислали родители, 35% - дети и только 5% - сами учителя. Школьников подросткового возраста больше всего интересуют проблемы взаимоотношений со сверстниками и родителями. Родителей, в свою очередь, волнуют вопросы управляемости и контроля поведения детей, взаимоотношения с ними. Любопытно, что и те, и другие на последнее по значимости место ставят проблемы конкретных оценок», - подвела итоги работы сервиса Екатерина Лебедева.
По мнению психолога, уникальность сервиса заключается в том, что с его помощью общение происходит максимально конфиденциально, удаленно и просто. «В России до сих пор обращение к психологу является чем-то постыдным, а электронный дневник снимает психологические барьеры» - считает Екатерина Лебедева. Помимо этого, при регулярно использовании электронных дневников наблюдается изменение приоритетов: родители и ученики перестают ставить «во главу угла» оценки. Все участники учебного процесса понимают, что оценка – это лишь следствие, а причина заключается в отношении к учебе, предмету, учителю, личных особенностях людей, семейных проблемах. Эти вопросы и обсуждаются с психологами через электронный дневник.
«Электронный дневник» должен стать не средством контроля, а способом формирования позитивной мотивации у школьников, решения межличностных и психологических проблем, - уверен Леонид Якубовский. – В перспективе наш сервис от оценок, контроля посещаемости, домашних заданий и общения разовьется до полноценной информационно-образовательной среды. Мы планируем разработать системы мотивации ученика при помощи ИТ (фиксирование достижений учащегося, выявление позитивных тенденций его развития), создать хранилище электронных образовательных материалов, разработать конструкторы расписаний занятий для учителей, дополнительные системы отчетности для контролирующих органов, будем интегрироваться со всеми внешними информационными системами».
Что есть у взрослых семейных людей самое дорогое? Конечно, дети. Дети, на которых мы можем обращать внимание только после окончания рабочего дня. То есть в вечернее время. Как он провел время в школе, какие оценки получил, заполнил ли дневник и выполнил домашнее задание? И на все это у нас всего несколько вечерних часов.
Как изменить ситуацию? Вот для этого в школах района и вводится программа «Электронный дневник учащегося». Многие родители имеют сейчас доступ к сети Интернет через сотовый телефон, домашний компьютер или на работе. Не секрет, что и в «Контакте», и в «Одноклассниках» «зависают» не раз за день. А значит не составит никакого труда зайти на сайт wwwHYPERLINK "http://www.ahtarskcity.ru/".HYPERLINK "http://www.ahtarskcity.ru/"AhtarskcityHYPERLINK "http://www.ahtarskcity.ru/".HYPERLINK "http://www.ahtarskcity.ru/"ru и в «Электронном дневнике учащегося» в любое время суток узнать о том, как ваш ребенок провел школьный день.
Не правда ли, удобно? Не надо отрываться от домашних дел, от работы на предприятии и бежать в школу. Учитель на страницах «Дневника» оставит вам сообщение о предстоящем собрании или расскажет о проблемах в учебе. Вам будет известно, какую отметку ваш ученик получил на уроке – все сведения будут зафиксированы в электронном классном журнале и дневнике.
Тот факт, что ребенок теперь не сможет скрыть от вас плохие отметки и замечания учителя, вырвав страницу из своего дневника, или не показав его вам, повысит ответственность самого ученика, а значит и качество образования.
С введением в школе программы «Электронный дневник учащегося» родители учащегося становятся полноправными участниками образовательного процесса. Используя сеть Internet и СМС-уведомления они получают возможность:
Знать расписание занятий;
Своевременно контролировать исполнение домашнего задания, успеваемость и посещаемость ребенком школьных занятий;
Узнавать не только оценки, но и за что они получены;
Получать сообщения от преподавателей о предстоящих событиях в образовательном учреждении, классе и ребенке, а также обмениваться сообщениями с классным руководителем.
Все данные конфиденциальны и будут доступны только родителю оплатившему данную услугу!
Согласны ли Вы принять участие в жизни своего ребенка воспользовавшись услугой «Электронный дневник учащегося»? (Обвести кружком)
ДА (Вам, через вашего ребенка или иным образом будет передан договор и заполненная квитанция для оплаты)
НЕТ _____________________________________________________ (Указать причину отказа)
Стоимость услуг составляет 300 рублей за учебный год!
Данную анкету необходимо вернуть в учебное учреждение для формирования статистики!
Обязательная подпись родителя о прочтении данного сообщения ______________
Анкета для родителей
Уважаемые родители, просим вас ответить на предлагаемые вопросы.
1. Дневник в школе необходим, потому что в нем находятся:
· расписание и домашние задания ребенка;
· успехи ребенка;
· проблемы, которые необходимо оперативно решать;
· ___________________________________________
· ___________________________________________
· ___________________________________________
2. Как часто Вы просматриваете дневник своего ребенка?
· Ежедневно
· Раз в неделю
· После звонка классного руководителя
· Редко
· _____________________________________________
3. Подчеркните, какие средства обмена информацией между семьей и школой наиболее эффективны и корректны с Вашей точки зрения:
· Звонок классного руководителя (учителя) домой;
· Звонок на работу родителям
· Приглашение родителей в школу;
· Звонок родителей классному руководителю домой;
· Дневник ребенка;
· Коммуникативное письмо;
· Личные (индивидуальные) встречи с классным руководителем, учителями;
· Родительские собрания;
· Общение через ребенка;
· Электронный журнал;
· ___________________________________________________
Ваше отношение к введению в школе Электронного журнала
|
|
|
|
Поддерживаю
|
74
|
|
Сомневаюсь
|
9
|
|
Не поддерживаю
|
33
|
|
Как вы относитесь к введению в школе электронных журналов?
Повысит успеваемость ученика
Удобно и доступно
Опасаюсь
Безразлично
Отрицательно
Спасибо за проделанную работу!
|
|
|