|
Применение коммуникативных игр в работе педагога-психолога по развитию словаря, как основы синквейна
Применение коммуникативных игр в работе педагога-психолога по развитию словаря, как основы синквейна.
«Обыкновенное чудо»
Для этой игры вам понадобится обыкновенный камень, найденный на улице. Желательно, чтобы он был шероховатый, с острыми гранями и не очень приятный на ощупь.
В игре могут принимать участие 2, 3, 4 и более человек.
Разместитесь на ковре (диванах, стульях) поудобнее. Так, чтобы все игроки видели друг друга. Теперь можно начинать игру.
Вы — ведущий. Возьмите в руку камень. Ощупайте его. Скажи участникам: «У меня в руке камень. Он тяжелый (движение вашей руки — вверх-вниз — имитирует взвешивание), холодный, неприятный на ощупь (ваша мимика должна соответствовать вашим ощущениям, которыми вы сейчас делитесь), шершавый, у него острые края. Не очень приятно держать его в руке. Но я постараюсь согреть этот камень, прежде чем передать его тебе (назовите имя сидящего рядом с вами игрока). Вы берете камень в ладони, сжимаете их и произносите: «Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь к людям, мою преданность. Передай, камень, мои чувства другу». С этими словам вы передаете камень игроку, сидящему слева от вас.
Камень находится в руках ребенка. Спросите его: «Что ты ощущаешь? Тяжелый ли этот камень? (Сопровождайте свой вопрос движениями рук, имитирующих взвешивание.) Правда, тяжелый?
А какой на ощупь? Гладкий или шероховатый? (Если игрок затрудняется с ответом, то предложите ему для сравнения провести пальцами по гладкой поверхности, а затем снова ощупать камень.) Да, он шероховатый. А теперь скажи, пожалуйста, ты держишь в руках холодный камень? (Если игрок испытывает трудности при ответе, то предложите ему для сравнения похожий камень, который «не побывал» еще ни в чьих руках).
Конечно же, камень теплый. Как ты думаешь, почему? Помнишь, что я делал(а), о чем просил(а) камень? Сейчас мы сделаем с тобой тоже самое: совершим обыкновенное чудо — согреем камень твоим теплом! Скажем вместе: «Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность людям. Передай, камень, мои чувства другу».
Текст можно адаптировать, учитывая речевые возможности ребенка. Если он не имеет возможности говорить, пусть просто согревает камень в руках. Вы произнесете этот текст сами. Самое главное — помочь ребенку приобрести опыт «сотворения чуда».
Далее камень передается другому игроку. Игра продолжается. Наступает момент, когда камень возвращается к вам. Вы говорите игрокам: «Я держу в своих руках камень. Он тяжелый, шероховатый, у него острые грани, но его очень приятно держать в руках, потому что он теплый, почти горячий, ведь он передает теплоту наших рук, жар наших сердец, нашу любовь и преданность людям! Оказывается, наши руки могут творить чудеса! Они согревают даже камень!»
Эта игра позволяет дифференцировать собственные ощущения, анализировать и вербализовывать их, тем самым, обучая основам самоанализа, развитию словаря, ассоциативных связей. Помимо этого очень важным является осознание того, что каждый может благодаря теплу своих рук и сердца, сотворить чудо.
Важно обсуждать с игроками каждую прожитую ситуацию, каждую проведенную игру. Если ребята могут говорить, побеседуйте с ними, задавая следующие вопросы.
«Понравилась ли тебе игра?»
«Что ты чувствовал, когда держал камень?»
Если ребята умеют читать, заготовьте карточки, на которых будут написаны опорные фразы. Красным цветом позитивные эмоции и чувства, а черным — негативные. Например: «Мне было приятно. Это было здорово!» Мне понравилось держать в руках теплый камень и греть его. Это было весело». «Это что-то новенькое. Хорошо!» Или: «Мне было неприятно». «Это просто ужасно — держать в руке камень!» «Мне не понравилась эта игра». «Я ничего не понял(а)».
Предложите ребятам выбрать ту карточку, надпись на которой соответствует их чувствам. Если необходимо, прочитайте надписи сами, перебирая карточки. Попросите ребят повторять за вами ту фразу, которая им понравилась. Обсудите ее.
Если ребята не говорят и не читают, но знают цвета, то можно предложить им выбрать одну из цветных полосок: красного, синего, зеленого, желтого, оранжевого, серого, фиолетового, коричневого и черного цветов. Скажите ребятам: «Возьми ту полоску, цвет которой тебе нравится больше всего».
Выбранный участником игры цвет соответствует его настроению и состоянию в данный момент и отражает те чувства, которые игрок испытал во время игры.
Красный, желтый, оранжевый, синий, зеленый цвета отразят позитивные чувства; а черный, коричневый, серый — негативные.
Если ребята плохо ориентируются в цветах, обратитесь к «тактильному тестированию». Для этого приготовьте картонные квадраты размером 20 х 20см. С помощью клея ПВА наклейте на них: манную крупу, дробленый горох, гречку, вату, поролон, бархатную и наждачную бумагу, различные виды тканей, елочный дождик, веревки и пр. Таким образом, у вас получится целый набор различных поверхностей. Разложите их перед участниками игры.
Скажите им: «Ознакомьтесь с поверхностями. Подержите их в руках, проведите по ним пальцами, ладонью. А теперь выберите ту поверхность, которая вам понравилась».
Понаблюдайте за ребятами. Обратите внимание на то, как они исследуют предложенный материал, как взаимодействуют, друг с другом какую поверхность выбрали. Постарайтесь проанализировать результаты обследования, опираясь на ранние наблюдения за воспитанниками, знание их интересов и наклонностей. Допустим, игрок выбирает шершавую на ощупь и невзрачную на вид поверхность. О чем это может рассказать? Или берет в руки карточку с бархатной поверхностью. Что это может означать?
Если же и этот вид деятельности доставляет определенные трудности, то можно «обсуждать» игру с помощью мешочков или подушечек сшитых из одного материала и одинакового размера. Они заполняются мукой и крахмалом, горохом и фасолью, орехами и шишками, ватой и гайками, фольгой и газетой и пр. Не правда ли, взаимодействуя с предложенным материалом, ребята не только обогащают свой чувственный опыт, но и начинают познавать себя, свое состояние «здесь и теперь».
«Камень и веревка»
В этой игре могут участвовать несколько человек. Для игры Вам понадобится камень и обыкновенная бельевая веревка. Игроки и ведущий удобно размещаются на ковре или рассаживаются на стулья в круг.
Вы, как ведущий, показываете игрокам камень, и спрашиваете: «Что у меня в руках?» Даете каждому игроку подержать его в руках, акцентируя внимание не только на его вес, форму, вид поверхности, но и на твердость.
«Камень очень твердый», — говорите вы. — «Сейчас мы все попробуем сжать свои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Посмотрите, как это делаю я!
(Сожмите сильно кулаки, предложите игрокам ощупать ваши руки, чтобы они смогли почувствовать их напряжение и твердость). А теперь вы сожмите свои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Я. буду проверять, насколько тверды ваши кулаки!»
Обойдите всех участников игры, проверьте напряжение их рук, похвалите удачно выполнивших задание, еще раз покажите это упражнение тем, у кого не получилось. Очень важно добиться того, чтобы все участники, по мере своих возможностей, успешно выполняли это задание.
«Молодцы, ребята! Разожмите свои кулаки! Посмотрите, у меня в руках веревка. Возьмите ее, пощупайте, покрутите ее, сверните, сожмите... Какая она? Правильно, мягкая, гибкая, податливая. А теперь — посмотрите, мои руки станут точно такими, как веревка!» Расслабьте свои руки так, чтобы они напоминали плети, стали мягкими, гибкими, податливыми. Позвольте каждому игроку ощупать ваши руки, покачать их, «поиграть с ними».
«А теперь каждый из вас попробует расслабить свои руки так, чтобы они стали "веревкой"».
Обойдите всех участников игры, проверьте выполнение задания. «Молодцы! А теперь по моей команде вы будете превращать свои руки то в камень, то в веревку!
Итак, слушайте команду:
— Камень!
— Веревка!
— Камень!
— Веревка!
—Молодцы! А теперь попробуем не только руки, но и все мышцы тела напрячь так, чтобы тело стало «каменным».
—Молодцы!
Сейчас попробуем расслабить все мышцы своего тела так, чтобы тело стало похожим на веревку. Молодцы! Слушайте команду:
— Камень!
— Веревка!
— Камень!
— Веревка!
— Молодцы!»
Заметим, что ведущий выполняет свои команды наравне с ребятами.
Эта игра содержит элементы изотонической гимнастики и позволяет произвольно чередовать напряжение и расслабление мышц тела, тем самым способствуя снятию чрезмерного напряжения, учит основам самоконтроля и саморегуляции, а также развивает словарь признаков, антонимов, синонимов, что способствует развитию языковой чувствительности- основы синквейна.
«Глина и скульптор»
Для игры необходимо четное количество участников. Ведущий обращается к игрокам:
—Знаете ли вы, что такое глина?
—Какая она?
Можно показать ребятам глину, надо ее потрогать.
— Что можно делать из глины? Конечно, лепить. Дорогие Скульпторы! Покажите ваши руки! Какие они у вас? Добрые, мягкие, но сильные. Ваши руки волшебные, они не причиняют никому вреда, не делают никому больно. Именно такие руки у настоящих волшебников, мастеров своего дела. Разомните свои кисти, приготовьтесь творить!
У вас есть глина — это ваши партнеры. Приготовьте, пожалуйста, глину к работе. Хорошенько разомните, разотрите ее, замесите. Важно добиться того, чтобы глина была полностью во власти ваших рук, слушалась вас.
Ведущий помогает игрокам, совместно с ними совершает действия, комментирует их, неоднократно напоминает основные заповеди творцов: доброта, терпение, внимание и любовь!
Когда глина будет достаточно размята, можно приступать к лепке.
Когда скульпторы закончат свою работу, предложите им устроить выставку своих произведений. Экскурсоводами могут быть сами скульпторы, ведущий или любой желающий.
Игра обязательно проводится не менее двух раз, для того, чтобы каждый игрок побывал в роли скульптора и в роли глины. Если есть возможность, после игры обсуждаются чувства скульпторов и глины.( можно использовать пластилин для детского творчества)
«Чудесные пироги»
В игре принимает участие четное количество человек (от 4 до 8); Необходимо приготовить большой ковер или несколько небольших ковриков. Включите магнитофон. Пусть звучит легкая, нежная, приятная музыка. Играющие разбиваются на пары и размещаются на ковре так, чтобы одному из игроков можно было удобно растянуться на ковре, а другому присесть рядом, при этом не мешая другим парам.
Ведущий предлагает игрокам распределить роли: кто-то будет пирогом, а кто-то — поваром. Роли распределены, будущий «пирог» лежит на «противне» (на ковре лицом вниз), а повар, стоя на коленях, склонился над «пирогом». Игра начинается!
Ведущий говорит игрокам: «Для того, чтобы испечь пирог, нам нужна... мука. Вот она перед вами (указывает на лежащих на полу игроков). Муку необходимо просеять. Посмотрите, как я буду это делать! (Ведущий кладет свои ладони на спину одного из лежащих на полу игроков и слегка давящими и покачивающими движениями создает незначительную вибрацию в теле игрока). Повторяйте за мной! (При необходимости ведущий оказывает помощь тем «поварам», которые не могут самостоятельно справиться с заданием). Помните о том, дорогие мои повара, что только в мягких, нежных и добрых руках получаются хорошие пироги. Молодцы! Мука просеяна. Что мы буде делать дальше? (А теперь вспомните какой либо из рецептов приготовления торта, пирога, плюшек, сырников... И приступайте к его изготовлению, разворачивая весь воображаемый технологический процесс на теле игрока, вызвавшегося быть пирогом)».
Игра заканчивается воображаемым чаепитием со свежеиспеченным изделием. Эту игру можно приурочить к вечернему чаю или ко дню рождения одного из воспитанников, когда можно будет насладиться настоящей выпечкой. Так необходимо играть несколько раз, чтобы каждый игрок побыл и в роли повара и в роли пирога. Затем игру можно несколько изменить, например: пирогом будет один участник, а поварами все остальные. Или печь не простые пироги, а многослойные торты. Как это сделать, подскажет ваша фантазия или коллективный творческий поиск.
«Моя ладонь»
В игре принимает участие несколько человек (от 3 до 6).
Устройтесь удобно на ковре. Включите магнитофон с приятной музыкой.
Скажите игрокам: «Есть такое выражение: «Знать, как свои пять пальцев». Это означает, что человек что-то очень хорошо знает и никогда в этом не ошибается. Например, так хорошо мы знаем свое имя, имя мамы, свой домашний адрес и др. А хорошо ли мы знаем свои пять пальцев? Сейчас мы это проверим! Очень внимательно рассмотрите свою правую ладошку. Рассмотрите линии, которые на ней есть. Найдите самую длинную. Проведите по ней несколько раз указательным пальцем левой руки. Следите за движением своего пальца. А теперь попробуйте проделать это движение с закрытыми глазами. Получилось? Молодцы! (Тем ребятам, кому трудно выполнять это задание, помогает ведущий или игрок, сидящий рядом.) Теперь найдите на своей ладошке самую короткую линию и проведите по ней указательным пальцем левой руки. Сделайте это движение несколько раз. Получилось? Молодцы! A теперь то же, но уже с закрытыми глазами! Очень внимательно и подробно, линию за линией, исследуйте свою руку. Обратите внимание, как и где пересекаются линии на ваших ладошках. «Пройдитесь» пальцем по местам пересечений линий. Постарайтесь запомнить их. Найдите эти места на ваших ладонях с закрытыми глазами.
Молодцы! Но на ваших ладонях есть и другие отметины, которые, как и линии, есть только у вас. Да, конечно же, это царапины, мозоли, родимые пятнышки и др. Рассмотрите их. Потрогайте. Вспомните, как они появились на ваших ладонях: А теперь сможете ли вы найти их с закрытыми глазами?
Рассмотрим свои пальцы. Кто из вас знает их «имена»? Самый короткий и толстый какое имя носит? А самый длинный? Рассмотри каждый свой палец, исследуйте его с помощью другой руки. Постарайтесь запомнить свои пять пальцев.
Возьмите лист бумаги и карандаш. Обведите свою правую руку. У нас на листе получился контур вашей ладони. Чего нет на нем? Конечно же, вы правы, нет линий, их пересечений, мозолей и царапинок.
Можете ли вы их нарисовать? Давайте попробуем! (Может быть, кто-то из детей сумеет нарисовать по памяти, кому-то необходимо срисовывать со своей руки, а кому-то будет нужна и помощь ведущего. Если ребенок не может держать в руке карандаш, то можно рисовать на песке).
Нарисовали? Чудесно! Давайте сравним рисунки с оригиналом — вашей ладонью! Похоже?! Молодцы! Как будто вы сфотографировали свою ладонь!»
Словесные игры, как фундаментальная основа в работе над синквейном.
1. Игры на установление правильного расположения картинок серии, объединенных единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента. В этих играх требовалось:
а) отобрать из ряда предложенных сюжетных картинок те, которые иллюстрируют прочитанный педагогом рассказ, расположить их в последовательности протекания событий;
б) восстановить заданный порядок картинок-событий по ранее прочитанному рассказу, т. е. по памяти;
в) найти место «пропавшей» картинке в ряду других. Вариантом этого приема является метод речевого восстановления недостающего звена в ряду других;
г) найти «ошибку» педагога и восстановить деформированный порядок в серии картинок. Этот вид работы развивает соревновательные мотивы: кто быстрее обнаружит неправильность в системе расположения наглядного материала;
д) расположить картинки серии соответственно опорным словам или словосочетаниям, предложенным педагогом. Опорными словами могут служить как наименования предметов, так и наименования действий;
е) найти «лишнюю» картинку среди заданных, расположить картинки в соответствии с логикой событий;
ж) самостоятельно расположить картинки в последовательности рассказа, составить по ним забавный (смешной), грустный (печальный) рассказ;
з) найти «ошибку» в чтении текста через восстановление порядка протекания событий на основе правильного расположения картинок и т. д.
2. Игры эвристического характера, направленные на нахождение недостающего элемента ситуации среди предложенных (фоновых) картинок:
а) найти «пропавшую» картинку среди фоновых, определить ее место в ряду заданных;
б) выстроить в правильной последовательности события по одной заданной картинке; отобрать из нескольких наборов картинок (сюжетных серий) элементы, адекватные заданному;
в) «распутать» две сюжетные канвы, состоящие из двух наборов картинок (вначале предлагаются эпизоды диаметрально противоположные: «делают снежную горку»— «ловят рыбу»; затем эпизоды близких ситуаций: «ловят рыбу» — «случай на реке»);
г) подобрать к сюжетной картинке отдельные предметные изображения (субъекты и объекты ситуации);
д) подобрать к каждой картинке предметные изображения и расположить их в последовательности изложения (рассказывания).
3. Игры на «воображение», связанные с придумыванием небольшого сюжета и последующим его оречевлением вначале с опорой на наглядный материал, а затем самостоятельно.
Например, детям можно предложить набор предметных картинок, на основе которых они должны придумать какое-либо событие.
Можно использовать и игру «Мим», в основу которой положена вербализация небольшой пантомимы. Такая игра является плодотворной и полезной для детей, страдающих моторной алалией, поскольку требует соотнесения ионического языка (предметные изображения) с пара-лингвистическими (жест, поза, мимика) и с языковыми средствами. Она развивает у воспитанников естественный переход с предметно-образного кода внутренней речи на код натурального языка.
4. Игры в «семантические абсурды», когда детям предлагают найти несоответствие между текстом и иллюстрацией к нему; найти в тексте слова, фразы, части, не подходящие по смыслу, и заменить их адекватными. Эти игры подготавливают детей к развитию поисковой деятельности, направляя их внимание на выбор языковых средств, адекватных как смысловым, так и синтаксическим отношениям сообщения.
5.Ассоциативные игры, цель которых — актуализация процесса отбора слов из долговременной памяти и систематизация имеющегося у ребенка словаря. Система подобных упражнений носит подготовительный характер (к пересказу своими словами) и может проводиться как на изолированных словах, так и словах, взятых из текста. Проведение этой игры связано с разнообразными заданиями на нахождение:
3-4 любого слова к заданному (тренировка быстроты реакции);
—слова (слов), близкого по смыслу к заданному;
—слова (слов), противоположного по значению;
—ряда слов к заданному;
—слов, объединенных тематическим признаком (все слова «про лес», «улицу», «идем в поход», «кто что потерял» и т. д.);
- слов, относящихся к одной лексико-грамматической группе (слова-предметы, слова-действия, слова-качества);
—слова по ряду заданных («кому нужны для работы кисти, краски, ведро, лестница; пила, топор, гвозди, молоток, рубанок?»);
—слов для адекватного завершения смысла высказывания («Витя закинул удочку и вытащил» (окуня, червяка, консервную банку);
—слова, не подходящего по значению к данным (вернулся — отвернулся — возвратился);
—слов с нарастанием или убыванием значения (усмехнулся — засмеялся — захохотал)
Проведение словесных игр имеет особое значение ввиду их направленности на формирование семантических полей значений.
|
|
|