|
Обобщение опыта работы с родителями воспитателя Виноградовой С. А. От сосуществования к сотрудничеству и партнёрству
Обобщение опыта работы с родителями воспитателя Виноградовой С.А.
От сосуществования-
к сотрудничеству и партнёрству.
«Чем чаще смеётся в доме ребенок, тем правильнее идет воспитание».
Кей Кузьма
Далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные: одни родители не хотят воспитывать, другие не умеют, а третьи не понимают, зачем им это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь специалистов.
Семья и детский сад- два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом мы создаём оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Наш девиз в работе с родителями воспитанников : от сосуществования к сотрудничеству и партнёрству .
Цель взаимодействия:
Создание единого образовательно- воспитательного пространства, в котором всем участникам процесса комфортно, полезно и интересно: и детям, и родителям, и педагогам.
Сотрудничество с родителями опирается на принципы :
Целенаправленность и систематичность;
Открытость детского сада для семьи; доброжелательность;
Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Дифференцированный подход к каждой семье с учетом специфики семьи, возраста родителей;
Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
Мониторинг общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка;
Сотрудничество с семьёй осуществляется посредством разнообразных, как традиционных, так и нестандартных форм взаимодействия:
Коллективные / родительские собрания, дни открытых дверей, занятия тренингового характера, мастер- классы, ролевые игры, дискуссии, семинары- практикумы, творческие лаборатории, круглые столы, конференции, конкурсы, анкетирование и тестирование /
Индивидуальные /консультации, анализ педагогических ситуаций, день вопросов и ответов о проблемах детского развития, посещение родителями образовательной и игровой деятельности, тетрадь «Говорят дети» и пр./
Наглядно- информационные / уголок педагогической информации, сменная информация «Тема недели» и «Сегодня», фотоуголок, выставки детского и семейного творчества, уголок коротких новостей «Актуально!» и «Наши успехи», советов специалиста /логопед и ГИБДД/, рекомендации медицинского работника, поздравительный стенд, библиотечка для родителей и т.д./
Расскажу о становлении родительского коллектива нашей группы. Взаимодействие с родителями началось в 2009 году с первой младшей группы. Известно, что ранний возраст- это период маленьких достижений. Участие родителей в жизни малыша в это время наиболее важно для полноценного развития ребенка и его успешной адаптации к ДОУ.
Взаимодействие с семьями начали со знакомства. Изучили взаимоотношения в них, взгляды на воспитание. Использовали следующие методы:
анкетирование; индивидуальные беседы с родителями; наблюдения;
Выборочное посещение семей;
Беседы с ребенком и наблюдение за ним.
По результатам исследования выявилось три группы родителей в зависимости от их позиций:
группа
|
характеристика
|
Позиция
|
Количество
|
1.
|
Родители, очень занятые на работе. Детский сад им необходим жизненно. Ожидают от сада не только присмотра и ухода за ребенком, но и развития, оздоровления, обучения и воспитания, интересного досуга.
|
В силу занятости часто посещать ДОУ не смогут. Но при правильной организации взаимодействия будут активными участниками конкурсов, выставок, субботников и т.п./ в удобное для них время/
|
12
|
2.
|
Родители с удобным рабочим графиком. Имеют неработающих бабушек или дедушек. Дети их могли бы не посещать ДОУ, но родители не хотят лишать детей полноценного общения со сверстниками, развития и обучения.
|
Могут оставаться на позиции пассивных наблюдателей. Требуется активизация их умений, вовлечение в дела.
|
7
|
3.
|
Семьи с неработающими мамами. Ждут интересного общения для детей со сверстниками, и для себя. Хотят дать детям правила поведения в коллективе, обучение и развитие ребенка.
|
Энергичны, могут стать членами родительского комитета и помощниками педагога. Опора в подготовке групповых мероприятий.
|
8
|
Из наиболее активных родителей был сформирован родительский комитет, который стал опорой для педагогов и проявил себя в позитивной деятельности в течение всех 4 лет существования группы. Родительский комитет :
оказывает помощь в оформлении пространства развивающей среды группы; занимается благоустройством территории участка для прогулок детей; участвует в оформлении и подготовке совместных мероприятий и т.п.
Различные формы взаимодействия, которые предлагались родителям в группе, помогли им осознать не только ценность этапа раннего развития ребенка, но и восполнить живое общение с ним в ходе совместной двигательно- игровой деятельности:
Форма взаимодействия в первой младшей группе:
|
Предлагаемая тема:
|
Информация в родительском уголке
|
«Девочки и мальчики адаптируются по- разному» и т.п.
|
Консультация
|
«Ваш малыш учится общению» и т.п.
|
Памятка
|
«Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада?» и т.п.
|
Индивидуальные беседы
|
«Трудности адаптации» и т.п.
|
День открытых дверей
|
Совместное /родители и дети/ развлечение в группе
|
Советы специалиста
|
«Игры перед сном» и т.п.
|
Адаптация детей группы прошла успешно у 99% детей:
Степень адаптации:
|
Количество детей:
|
Легкая степень /длится 1- 2 недели/
|
14 детей
|
Средней тяжести / до 30 дней/
|
12 детей
|
Тяжелая степень / более 40 дней с длительными периодами заболеваний/
|
1 ребенок
|
Причина тяжелой адаптации - в неподготовленности данного ребенка родителями к посещению детского сада, частые болезни.
Родительский коллектив сложился в группе не сразу. Возникающие между педагогом и родителями разногласия решались, не выходя за рамки группы и д/с. Причинами разногласий становились запачканные на прогулке штанишки или поломанная игрушка, принесенная ребенком из дома. Родители сумели оценить компетентность воспитателей группы. Позитивная атмосфера, доброжелательность и взаимное доверие содействовали процессу сотрудничества. Становлению партнерских отношений способствовала организация совместных мероприятий нестандартных форм:
Развлечение с игротекой и элементами рукотворчества «Шарики воздушные, легкие, послушные!»/ присутствовали дети, родители, воспитатели/
Выставка родительского творчества «Умелые ручки»;
Родительское собрание в середине года в форме творческой лаборатории по теме «Окружающий мир глазами и руками ребенка и взрослого». Родители обучались практическим приемам.
В конце первого года итоговое собрание прошло «За круглым столом». Воспитатели и родители поделились успехами и вспомнили о том, как преодолевали трудности.
С помощью анкетирования были выявлены запросы родителей об информировании :
Родителям необходимы:
|
% от числа опрошенных:
|
Максимально полная информация о ребенке
|
36%
|
Педагогические советы по общению с ним, психологическую консультацию
|
28%
|
Рекомендации, как и чем лучше заниматься с ребенком дома
|
14%
|
Рекомендации по выбору литературы о воспитании детей
|
12%
|
Устраивает объём предоставляемой информации
|
10%
|
Для укрепления партнерских отношений планомерно придерживались стратегии сотрудничества. Наиболее активных родителей, бабушек и дедушек поощряли :
Благодарственное письмо, грамота или диплом за победу, участие в выставке или конкурсе, в акции;
Информация о проявившем себя родителе помещалась на стенде в приемной;
Дети взрослели, а вместе с ними становились мудрее родители. Обогащался новыми знаниями их опыт воспитания собственного ребенка. Отношение к детскому саду становилось всё более позитивным.
На родительских собраниях сегодня всегда полный зал. Нетрадиционные формы проведения, актуальные темы, эмоциональный настрой под тихую инструментальную музыку в начале каждой встречи делают их не похожими друг на друга.
Задачи родительских собраний:
Создание атмосферы общности интересов;
Оказание помощи родителям в овладении психолого- педагогическими знаниями по развитию ребенка- дошкольника;
Развитие у родителей умения анализировать и критически оценивать собственную воспитательную деятельность, находить причины своих педагогических неудач и просчетов.
Возраст детей
|
Тематика родительских собраний
|
Форма проведения
|
Аудитория
|
3 – 4 года
|
1.Возрастные особенности детей. Сохранение здоровья ребенка- забота общая.
2.Совместная деятельность педагогов и родителей по созданию обстановки комфортного самочувствия ребенка в ДОУ и в семье.
|
Устный журнал
Круглый стол
|
Родители. Учитель- логопед.
Медицинская сестра ДОУ.
Воспитатели группы.
Родители и педагоги группы.
|
4 – 5 лет
|
1.Развивающая среда группы как фактор успешности воспитательно- образовательного процесса.
2.Законодательное обеспечение системы образования в РФ. Введение новых ФГТ.
3.Значение трудовых поручений. Возрастные особенности детей 4- 5 лет.
4.Мониторинг интеллектуального, творческого и физического развития детей.
|
Информационная корзина с элементами круглого стола.
Собрание- совещание.
Устный журнал с просмотром видеоклипов о трудовой деятельности детей в группе.
Собрание- выставка.
|
Педагоги и родители.
Педагоги и родители. Заместитель директора по ОВД.
Педагоги группы и родители.
Совместно дети, педагоги и родители.
|
5 – 6 лет
|
1.Старший дошкольник в детском саду. Взаимоотношения со сверстниками.
2.Ребенок входит в мир социальных отношений.
3.Мониторинг развития детей старшего возраста.
|
Информационная корзина с элементами деловой игры.
Устный журнал с элементами игрового тренинга.
Собрание –выставка.
|
Присутствует логопед ДОУ.
Родители и педагоги группы.
Педагоги, дети и родители группы.
Совместно дети, педагоги, родители.
|
В.А.Сухомлинский:
« Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени и труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
Общение с коллективом родителей осуществляем с опорой на конструктивные правила:
Говорим только о том, судить о чем мы имеем право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.
Планируя серьезный разговор с родителями, никогда не начинаем его утром, на улице, на ходу, в детской приемной при скоплении других родителей; приглашаем пройти в группу и присесть . Это дает гарантию того, что нас услышат и дослушают до конца.
Никогда не начинаем разговор со слов «Ой, извините, вы не уделите мне несколько минут для беседы?» или «Вы не понимаете всей важности разговора…», «Вы должны меня выслушать…» . Начинаем беседу со слов: «Хочу с Вами посоветоваться» или «Сегодня Тимоша меня приятно удивил».
Не сравниваем неумения ребенка с успехами других детей, чтобы не создавать ситуацию неловкости, каждый день находим маленький успех.
Научились говорить строго по делу и приводить конкретные факты, предлагать пути решения сложной ситуации.
Не стремимся демонстрировать родителям свое интеллектуальное превосходство в педагогических знаниях, говорим доступным языком.
В формировании общественного мнения по актуальному вопросу опираемся на родителей- единомышленников, имеющих авторитет в группе.
При общении, убеждении родителей в чем- либо стараемся помнить поговорку : «К каждому замку найдется свой ключ». Результат не всегда оправдывает ожидания.
-
Содержание выставляемой для ознакомления информации четко структурируем, обязательно обращая на свежую информацию внимание фразой: «Вас это обязательно заинтересует!»
Выкладываем на подоконник в приемной периодически литературу на актуальные педагогические темы.
Напоминаем, что всегда рады видеть их в группе на любом мероприятии.
Не скупимся на благодарности, помещаем хвалебную информацию в приемной на всеобщее обозрение в качестве стимула для других, менее активных родителей, а также для детей, чтобы учились гордиться друг другом.
Систематически обновляем фотографии в фотоуголке.
Применение этих простых правил позволило нам увидеть эффективность вложенных усилий. По результатам опроса:
Показатели эффективности
|
Результативность
|
Проявление интереса к образовательной и воспитательной деятельности в ДОУ
|
На высоком уровне- 74% родителей
На достаточном- 26%
На низком уровне- 0 %
|
Проявления активности
|
Высокий уровень- 56%
Средний- 42%
Низкий- 2%
|
Посещение родительских собраний и других просветительских мероприятий
|
82- 98%
|
Поведение на родительских собраниях
|
*участники дискуссий на собрании;
*увеличение вопросов педагогу и их усложнение по вопросам воспитания, педагогического процесса, игровой деятельности детей и т.п.;
*доброжелательные взаимоотношения друг с другом, сопереживание;
|
Авторитет педагога и сотрудников ДОУ
|
Повышение авторитета
|
Количество претензий и агрессивность по отношению к педагогам и друг другу
|
Агрессивность отсутствует, претензии минимальны, обоснованны , не выходят за пределы группы.
|
Проявления солидарности и ответственности
|
Родители ощущают свою общность не только с детьми, но и с педагогами группы, оказывают им действенную помощь по многим вопросам.
|
Семья- одна из величайших ценностей, созданная человечеством за всю историю его существования. Современное общество заинтересовано в её сохранении и позитивном развитии. В надежной семье нуждается каждый человек и государство. В группе сложилась традиция семейных праздников:
«Пусть бабушки и дедушки улыбаются!»
«День Материнской славы»
«Новогодняя сказка»
«Зимние посиделки» для родителей
«Колядки» для детей
«Папа, мама, я- здоровая семья!»
«Мой папа – защитник Отечества!»
«Весенний мамин день!»
«Мы немного подросли, в группу старшую пошли»
Здесь всегда царит атмосфера эмоциональной доброжелательности, творчества и удивления друг другом. Связь поколений- важный аспект воспитания дошкольников. Сегодня близким людям не всегда хватает времени на полноценное общение друг с другом. В группе мы стараемся объединить старших членов семьи, детей и внуков, подарить им минуты радости. Бабушки и дедушки- частые гости на групповых мероприятиях. К Дню Победы дети вели поисковую деятельность, выявляли интересные факты из жизни бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. По итогам поиска была оформлена фотовыставка, состоялась встреча с чествованием старшего поколения. Пользу этого мероприятия трудно переоценить.
На праздниках родители не только гости, они с удовольствием перевоплощаются в сказочных героев:
Кукла Лена на развлечении «День игрушки»,
Веселый клоун с заданиями в сюжетной игре «Умники и умницы»,
Баба Яга или Зайка, Солнышко или Пугало огородное,
Зимушка или Дед Мороз со Снегурочкой.
Для нормального развития ребенка необходима не только материнская, но и отцовская любовь. Отсутствие внимания со стороны отца может привести к искажению мироощущения и нарушению поведения ребенка. А если нет отца, его заменяет дедушка или дядя.
Папы в нашей группе очень активны и отзывчивы: умеют не только отремонтировать или прикрутить, но и посоревноваться в перетягивании каната.
На городском конкурсе по ПДД родители поддержали детей и с достоинством показали свои умения.
В нашей группе очень любят пешие экскурсии. Дети систематически посещают промышленные и продуктовые магазины, Отделение связи, АЗС и Автомагазин, СТО, водоем по ул.Марчука. В некоторых экскурсиях нас сопровождают родители или бабушки.
Весной родители помогли организовать в нашей группе проведение велосипедного заезда в автогородке детского сада.
Дети еще раз закрепили знание правил безопасного движения.
В.А.Сухомлинский
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» Родители нашей группы приняли активнейшее участие в двух городских выставках в рамках мамонтовских фестивалей и в ежегодных выставках внутри ДОУ и группы.
Реализуя задачу педагогического просвещения родителей нашей группы, мы помогаем им получать такие знания, которые они используют теперь, как руководство к действию, а не как оторванную от жизни абстракцию.
По нашим наблюдениям более, чем у 58% родителей сформированы элементы педагогической рефлексии. Они научились самокритично оценивать себя как воспитателей и смотреть на ситуацию глазами ребенка, не стесняются обратиться за советом к педагогу. Мы сделали вывод:
партнерские отношения с коллективом родителей в нашей группе сформированы на достаточно высоком уровне .
Выиграли в этом процессе наши воспитанники. «Дети- это россыпи алмазов на земле, требующие тщательной огранки мастера». Так писала в своей книге английский психолог Кей Кузьма.
Родительский коллектив нашей группы, педагоги, дети - это коллектив единомышленников. И пусть не всегда всё получается так, как задумывается, но все вместе взрослые мы стремимся личным примером, полезной и нестандартной деятельностью помочь детям научиться уважать и беречь семейные традиции, хотеть стать достойными членами современного общества, неравнодушными, инициативными гражданами своей страны.
|
|
|