|
Уроке. Мбоу «Рождественская средняя общеобразовательная школа»
АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ.
МБОУ « Рождественская средняя общеобразовательная школа».
Собинский район Владимирская область.
Учитель истории и обществознания Кольченко Лидия Николаевна. (Из опыта работы) Воспитание гражданина и патриота Отечества, целостно ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к саморегуляции в условиях современной российской социокультурной ситуации, является важнейшей целью исторического образования. Отсюда моя задача – не только вооружить детей некоторой суммой знаний, но и сформировать у них практические умения и навыки существования в правовом пространстве, научить работать с информацией, ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, практически мыслить, а также иметь навыки работы в группе, владеть алгоритмом решения нестандартных ситуаций, уметь отстаивать свое мнение. Иными словами на смену «знаниевой» парадигме в общем образовании должен прийти «компетентностный подход». Выполнению этой задачи способствует представленная мной система активных приемов, игровых технологий (конструктор урока). В ней в едином ключе разработана методика 10 уроков. Около 40 приемов работы с учащимися, на уроке (игры-тренинги, игры в случайность, деловые игры – точка зрения, НИЛ, пресс-конференции и др.) Данные приемы можно варьировать. Это универсальная шпаргалка для учителя, которая понадобится как опытному педагогу, так и начинающему.
Урок №1
А
Начало урока
|
Интеллектуальная разминка или простой опрос (по базовым вопросам). Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями. Затем вытащим из тайников памяти кое-что ценное…
На первом уроке новой темы учитель вывешивает «Базовый лист контроля». В нем перечислены основные правила, понятия, даты, которые обязан знать каждый. Учитель начинает урок с «настройки».
|
Б
Объяснение нового
материала
|
Привлекательная цель. Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог. Разыграть ситуацию, например, телевизионную программу «Взгляд» и т.д.
|
В
Закрепление,
тренировка,
отработка умений
|
Лови ошибку! Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Ученики заранее предупреждаются об этом. В качестве награды почетная шляпа «Фомы неверующего». Можно искать группой. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает перед всем классом.
|
Г
Повторение
|
Своя опора: ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Ученики обмениваются конспектами и
проговаривают тему по опорному конспекту соседа. Предложить создать «универсальную шпаргалку». Конкурс опор/шпаргалок. Можно специально заложить ошибку. Класс разбивается на группы и составляют свой конспект, выбирают тренера. Тренер дает своей группе задание.
|
Д
Контроль
|
«Светофор». Полоски картона, с одной стороны красная, с другой - зеленая. При опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Красный означает «Я не знаю». Зеленый – «Я знаю». Возможна проверка зеленого света. Только по базовым вопросам.
|
Е
Домашнее
задание
|
Задание массивом. Любой из уровней д/з учитель может задавать массивом. Несколько заданий ученик может сам выбрать, а стимулировать это желание релейными контрольными работами. Задания работ формулируется из массива.
|
Ж
Конец урока
|
Опрос-итог. В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока. Например: что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового сегодня узнали? Чему научились?
|
Урок №2
А
Начало урока
|
«Да – нетка». Учит: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; слушать и слышать соучеников. Учитель загадывает нечто (ист. героя). Ученики пытаются найти ответ задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами «да», «нет», «да и нет».
Этот человек придумал способ передвижения, который спас ему жизнь. Кто это? (Одиссей прицепился снизу к овце).
|
Б
Объяснение нового
материала
|
Удивляй! Учитель находит такой угол зрения при котором даже обыденное становится удивительным. Вы уже изучали роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Воланд – какой он? Зло наказывает зло. А знаете ли вы, что в образе Воланда Булгаков зашифровал свое понимание исторической роли Сталина?
Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес.
|
В
Закрепление,
тренировка,
отработка умений
|
Пресс-конференция. Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы. Заранее расскажите ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Репр – повторение уже известного; расшир – узнать новое об объекте; разв – вскрывают суть, обобщают.
|
Г
Повторение
|
Повторяем с контролем. Ученики разрабатывают списки вопросов (контрольных) ко всей ранее изученной теме.
|
Д
Контроль
|
Опрос по цепочке. Применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связанный ответ. Рассказ одного ученика
прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.
|
Е
Домашнее
задание
|
Три уровня домашнего задания. Учитель одновременно задает д/з двух или трех уровней. Первый уровень – обязательный минимум (оно абсолютно понятно и посильно любому ученику), второй – тренировочный, тем, которые желают хорошо знать предмет.
Третье – творческое задание (добровольное начало) и оценка (похвала). Язык богат – будем же щедрыми (это – высший пилотаж, так работают асы).
|
Ж
Конец урока
|
Отсроченная отгадка. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Загадку дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. («Бедствия от княжеских усобиц. А какая от них польза?»)
|
Урок №3
А
Начало урока
|
Удивляй! Отсроченная отгадка. Учитель находит такой угол зрения при котором даже обыденное становится удивительным. Вы уже изучали роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Воланд – какой он? Зло наказывает зло. А знаете ли вы, что в образе Воланда Булгаков зашифровал свое понимание исторической роли Сталина?
Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес.
Отсроченная отгадка. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Загадку дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. («Бедствия от княжеских усобиц. А какая от них польза?»)
|
Б
Объяснение нового
материала
|
Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; перенести реального или исторического героя во времени. Рассмотреть ситуацию глазами, например, древнего грека.
|
В
Закрепление,
тренировка,
отработка умений
|
Урок «Германия и СССР накануне войны». Учащиеся должны сделать предположения о факторах, приведших к войне. УМШ (Анализ наработанных гипотез в историческом контексте)
|
Г
Повторение
|
Повторение с расширением. Ученики разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволят дополнить знания по всей ранее изученной теме. На некоторые из этих вопросов уместно дать ответ.
|
Д
Контроль
|
Тихий опрос. Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом (тесты).
|
Е
Домашнее
задание
|
Необычная обычность. Учитель задает домашнее задание необычным способом: устроить почту. Почтальон, раздающий письма – задания. Беспроигрышная лотерея (дети достают из коробки номера заданий), кидать кубик и др.
|
Ж
Конец урока
|
Роль «психолог». Ученик участвует в управлении обучением, выполняя некую роль. Например, «Фома неверующий». (Докажите, что. «А я не верю, что вы рассказали»). «Связник» - найти связь сегодняшнего материала с ранее изученным. «Спонсоры знаний» - те, к кому может обратиться отставший по болезни ученик. «Штурман» - группа учеников, задача которых разработать программу повторения темы. «Адвокат» - жалобы по домашнему заданию.
|
Урок №4
А
Начало урока
|
Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; перенести реального или исторического героя во времени. Рассмотреть ситуацию глазами, например, древнего грека.
|
Б
Объяснение нового
материала
|
Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
|
В
Закрепление,
тренировка,
отработка умений
|
Игра-тренинг. Эти игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия. «Эстафета». На доске, или на столе разнообразные задания:смешанные даты, четвертый лишний и др. Класс разбит на 3 команды. Первые участники от каждой команды подходят, делают задание, возвращаются на свои места, передав эстафету другим.
|
Г
Повторение
|
Свои примеры. Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Сочинение своих задач, кроссворда.
|
Д
Контроль
|
Программируемый опрос. Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных (тесты), контурная карта, на ней номерами указаны: реки, моря, горы. Дать ответ.
|
Е
Домашнее
задание
|
Особое задание. Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно в специальной тетради. Включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной трудности.
|
Ж
Конец урока
|
Роль «подводящий итоги». Ученик участвует в управлении обучением, выполняя некую роль. Например, «Фома неверующий». (Докажите, что. «А я не верю, что вы рассказали»). «Связник» - найти связь сегодняшнего материала с ранее изученным. «Спонсоры знаний» - те, к кому может обратиться отставший по болезни ученик. «Штурман» - группа учеников, задача которых разработать программу повторения темы. «Адвокат» - жалобы по домашнему заданию.
|
Урок №5
А
Начало урока
|
«Светофор». Полоски картона, с одной стороны красная, с другой - зеленая. При опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Красный означает «Я не знаю». Зеленый – «Я знаю». Возможна проверка зеленого света. Только по базовым вопросам.
|
Б
Объяснение нового
материала
|
Пресс-конференция. Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы. Заранее расскажите ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Репр – повторение уже известного; расшир – узнать новое об объекте; разв – вскрывают суть, обобщают.
|
В
Закрепление,
тренировка,
отработка умений
|
Игра в случайность. (5 – 8 кл) Учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Полетать на «Хронолете». Изготовить бумажный самолетик. Пишу дату, место события и запускаю «Хронолет». К кому на парту сядет, тот и попадает в другое время. Ученик должен рассказать о том, что он там видел.
|
Г
Повторение
|
Опрос-итог. В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока. Например: что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового сегодня узнали? Чему научились?
|
Д
Контроль
|
Идеальный опрос. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Кто сегодня чувствует себя готовым на «5» (поднимают руки), на «4», на «3». Спасибо. Говорят хорошего – понемногу. А идеально – еще меньше. Поэтому такой сценарий применяют нечасто.
|
Е
Домашнее
задание
|
Идеальное задание. Учитель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется. Выполнить дома работу по собственному выбору.(нарисует иллюстрацию к теме, составит кроссворд, подготовит сообщение о исторической личности), прочитать параграф следующей темы.
|
Ж
Конец урока
|
Обсуждаем домашнее задание. Учитель вместе с учащимся обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен.
|
Урок №6
А
Начало урока
|
Щадящий опрос. Класс разбивается на группы по рядам. Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа. Каждый ученик дает ответ на вопрос своему соседу по парте – ученику 2 группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку. На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают (роль отвечающего и роль контролирующего).
|
Б
Объяснение нового
материала
|
Вопрос к тексту. Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов.
Открытая проблема: вот это мы изучили, а вот это, это и это осталось за пределами нашей программы.
|
В
Закрепление,
тренировка,
отработка умений
|
«Да – нетка». Учит: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; слушать и слышать соучеников. Учитель загадывает нечто (ист. героя). Ученики пытаются найти ответ задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами «да», «нет», «да и нет».
Этот человек придумал способ передвижения, который спас ему жизнь. Кто это? (Одиссей прицепился снизу к овце).
|
Г
Повторение
|
Обсуждаем домашнее задание. Учитель вместе с учащимся обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен.
|
Д
Контроль
|
Фактологический диктант. Диктант проводится по базовым вопросам (5 – 7) Работа ведется в высоком темпе, чтобы невозможно было списать. Можно в начале каждого урока или в «разболтанном классе». Команда «работа окончена, ручки в сторону». Проверяет выборочно (5 – 6 работ), но пересчитать, чтобы не оказалось, что кто-то не сдал.
|
Е
Домашнее
задание
|
Творчество работает на будущее. Ученики выполняют творческое задание (домашнее по разработке дидактических материалов): частушки по теме, чайнворды, кроссворды, сборники интересных фактов (в виде брошюры), учебные комиксы, ребусы, иллюстрации и обязательно подписывают для учеников младших классов (5-6 и т.д.)
|
Ж
Конец урока
|
|
Урок №7
А
Начало урока
|
Идеальный опрос. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Кто сегодня чувствует себя готовым на «5» (поднимают руки), на «4», на «3». Спасибо. Говорят хорошего – понемногу. А идеально – еще меньше. Поэтому такой сценарий применяют нечасто.
|
Б
Объяснение нового
материала
|
Лови ошибку! Объясняя, учитель намеренно допускает ошибку (заранее предупредив). Ребята ищут ошибку группой. Прия к определенному мнению группа выбирает спикера.
|
В
Закрепление,
тренировка,
отработка умений
|
Деловая игра «Компетентность». Участники: конкуренты – две команды учащихся, наниматели – группа учеников, определяющих победителя. Победителя как бы нанимают на работу. Арбитр – учитель, решающий спорные вопросы.
1. Учитель знакомит со схемой игры.
2. Формируется команда, определяется состав фирмы-нанимателя.
Команды придумывают по 5 заданий: 2 репродуктивных вопроса, 1 творческий и 2 задачи. Если соперник не справляется, задающая вопрос команда сама отвечает. Фирма-наниматель оценивает по 5 баллов задание и по 10 баллов ответ. Пока наниматели совещаются, учитель дает краткий разбор «полета», обращает внимание на ошибки, делает вывод.
|
Г
Повторение
|
Пересечение тем. Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем.(В Индии протекают большие реки Инд и Ганг, а какую реку называют горе-река, блуждающая река?)
|
Д
Контроль
|
Блиц-контрольная. Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых навыков. Время ограничено. После вариант самопроверки. Учитель диктует правильные ответы. Дети отмечают знаками «+», «-» (Тесты записаны на доске или плакате).
|
Е
Домашнее
задание
|
|
Ж
Конец урока
|
|
Урок №8
А
Начало урока
|
Взаимоопрос. Ученики спрашивают друг друга по базовым местам. Темы – по собственному усмотрению. По завершению работы в парах учитель может вызвать нескольких ребят, которые произносят фразу типа: «У меня вызвали затруднение такие-то вопросы». Отметки ученики выставляют друг другу по заданным критериям. В журнал они обычно не идут.
|
Б
Объяснение нового
материала
|
Доклад. Подготовку учеников к чтению доклада провести в несколько этапов.
Ι – карта сообщения.(4 мин) Тема – интересный факт. Первая и последняя фразы должны быть записаны и выучены наизусть.
ΙΙ – отработка регламента, научить детей «чувствовать время» (песочные часы)
ΙΙΙ – Доклад 5 – 7 мин.
ΙV – Доклад с затруднением. Приучать отрабатывать стандартные образы: «Простите, я оговорился».
|
В
Закрепление,
тренировка,
отработка умений
|
Деловая игра «Точка зрения». Участники: оппоненты – группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения; наблюдатели – учитель с несколькими помощниками. Две группы доказывают правильность противоположных точек зрения. Учитель объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами во время игры.
1. Группы обсуждают свой аргумент.
2. Группы вступают в диспут.
3. Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? Кто более убедителен, кто допустил ошибки, некорректность в споре (переход на личности)?
|
Г
Повторение
|
Деловая игра «Компетентность». Участники: конкуренты – две команды учащихся, наниматели – группа учеников, определяющих победителя. Победителя как бы нанимают на работу. Арбитр – учитель, решающий спорные вопросы.
1. Учитель знакомит со схемой игры.
2. Формируется команда, определяется состав фирмы-нанимателя.
Команды придумывают по 5 заданий: 2 репродуктивных вопроса, 1 творческий и 2 задачи. Если соперник не справляется, задающая вопрос команда сама отвечает. Фирма-наниматель оценивает по 5 баллов задание и по 10 баллов ответ. Пока наниматели совещаются, учитель дает краткий разбор «полета», обращает внимание на ошибки, делает вывод.
|
Д
Контроль
|
Релейная контрольная работа. Контрольная проводится по тестам ранее решенных задач.
|
Е
Домашнее
задание
|
|
Ж
Конец урока
|
|
Урок №9
А
Начало урока
|
УМШ. Урок «Германия и СССР накануне войны». Учащиеся должны сделать предположения о факторах, приведших к войне. УМШ (Анализ наработанных гипотез в историческом контексте)
|
Б
Объяснение нового
материала
|
Театрализация. Разыгрывается сценка на учебную тему: на берег выбросило бутылку с посланием человека, потерпевшего крушение. Ученики это послание читают, затем в видеозаписи слушают его жену и пишут ей письмо. Эта несчастная женщина звонит по телефону ребятам, и они как свидетели бесценной информации рассказывают о судьбе мужа.
|
В
Закрепление,
тренировка,
отработка умений
|
Деловая игра. НИЛ – Научно-исследовательская лаборатория. Участники: задачедатель (учитель или сильный ученик); исследователи – группа и несколько групп; приемная комиссия (учитель и 2 ученика). Задание подать как мини-спектакль или доклад. Группа выбирает спикера, который докладывает результат классу, приемная комиссия принимает или нет решение.
НИЛ. Для исследования:
«Кому принадлежат слова?»
«Крылатые выражения» (с каким событием связано)
«Неотосланные депеши»
|
Г
Повторение
|
Деловая игра «Точка зрения». Участники: оппоненты – группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения; наблюдатели – учитель с несколькими помощниками. Две группы доказывают правильность противоположных точек зрения. Учитель объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами во время игры.
1. Группы обсуждают свой аргумент.
2. Группы вступают в диспут.
3. Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? Кто более убедителен, кто допустил ошибки, некорректность в споре (переход на личности)?
|
Д
Контроль
|
«Выборочный контроль» По примеру «фактологический диктант».
Диктант проводится по базовым вопросам (5 – 7) Работа ведется в высоком темпе, чтобы невозможно было списать. Можно в начале каждого урока или в «разболтанном классе». Команда «работа окончена, ручки в сторону». Проверяет выборочно (5 – 6 работ), но пересчитать, чтобы не оказалось, что кто-то не сдал.
|
Е
Домашнее
задание
|
|
Ж
Конец урока
|
|
Урок №10
А
Начало урока
|
Игра в случайность. (5 – 8 кл) Учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Полетать на «Хронолете». Изготовить бумажный самолетик. Пишу дату, место события и запускаю «Хронолет». К кому на парту сядет, тот и попадает в другое время. Ученик должен рассказать о том, что он там видел.
|
Б
Объяснение нового
материала
|
Деловая игра «Точка зрения». Участники: оппоненты – группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения; наблюдатели – учитель с несколькими помощниками. Две группы доказывают правильность противоположных точек зрения. Учитель объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами во время игры.
1. Группы обсуждают свой аргумент.
2. Группы вступают в диспут.
3. Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? Кто более убедителен, кто допустил ошибки, некорректность в споре (переход на личности)?
|
В
Закрепление,
тренировка,
отработка умений
|
Тренировочная контрольная работа. Учитель проводит контрольную как обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников.
|
Г
Повторение
|
Деловая игра. НИЛ – Научно-исследовательская лаборатория. Участники: задачедатель (учитель или сильный ученик); исследователи – группа и несколько групп; приемная комиссия (учитель и 2 ученика). Задание подать как мини-спектакль или доклад. Группа выбирает спикера, который докладывает результат классу, приемная комиссия принимает или нет решение.
НИЛ. Для исследования:
«Кому принадлежат слова?»
«Крылатые выражения» (с каким событием связано)
«Неотосланные депеши»
|
Д
Контроль
|
Показательный ответ. Один ученик отвечает у доски, остальные слушают. Это скорее антиприем. Один отвечает, остальные как бы слушают, использовать редко. (Когда ученик демонстрирует блестящий ответ – чтобы формировать у остальных образец ответа, к которому можно стремиться).
|
Е
Домашнее
задание
|
|
Ж
Конец урока
|
|
Используемая литература:
Г. И. Тон « Активные формы работы на уроке»
Н. И. Запорожец « Развитие умений и навыков на уроке истории»
Журналы « Преподавание истории в школе».
|
|
|