|
Приемы формирования техники чтения и развитие интереса к содержанию читаемого у детей с нарушениями интеллекта
Гусев В.А.
ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К СОДЕРЖАНИЮ ЧИТАЕМОГО У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Опыт работы с детьми с различным уровнем интеллекта показывает, что они испытывают особые трудности при обучении чтению. Психофизической основой трудностей процесса чтения является замедленный темп приема и переработки зрительно воспринимаемой информации, установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации. Недостатки техники чтения приводят к значительным затруднениям в понимании учащимися смысла прочитанного.
Очевидно, что обучение чтению учащихся с нарушениями развития необходимо вести в соответствии с программами, учитывающими их психофизические особенности, и оно должно быть направлено на коррекцию и компенсацию имеющихся у школьников нарушений развития. Известно, что успешное освоение всех учебных предметов возможно только на хорошей языковой основе.
Следует особо отметить, что в последние годы контингент учащихся изменился в сторону более выраженных форм психического недоразвития. Это является причиной того, что многие дети овладевают лишь навыками слогового или даже буквенного чтения. У многих учеников имеются специфические дефекты речи, что задерживает их общее и речевое развитие. В этой связи в специальной педагогике и методике возрастает значимость проблемы формирования навыков чтения и интереса к читаемому тексту у учащихся специальной школы.
Актуальность нашей работы определяется сложившимся противоречием между достаточно высокими требованиями к технике чтения и недостаточностью специального методического инструментария по развитию читательской деятельности.
Проблема формирования интереса к чтению должна рассматриваться в контексте с психофизическими и интеллектуальными особенностями развития учащихся: учёт индивидуальных характеристик развития устной речи; феноменология умственной отсталости; особенности овладения навыками учебной деятельности и др.
Отдельные аспекты методики чтения рассматриваются в работах М.Ф.Гнездилова, А.К.Аксеновой, Е.Н.Ильина, И.Т.Федоренко, В.Н.Зайцева и др.
Следует отметить, что в методике А.К. Аксеновой и рекомендациях Ильина Е.Н. проблема чтения выступает самостоятельным объектом анализа. Однако формирование навыков чтения и интереса к чтению с учащимися 5-6 классов с навыками слогового чтения, т.е. той части учащихся, которые в начальной школе не овладели навыками слитного синтетического чтения в существующих исследованиях специально не раскрываются. Это определило тему нашего исследования: научить ребенка читать, воспринимать информацию и на ее основе осуществлять обобщения.
Наша педагогическая идея заключается в том, чтобы сформировать у детей интерес к чтению на основе развития техники чтения, что предполагает использование групповых и индивидуальных методов работы.
Решая проблему формирования и развития техники чтения, мы адаптировали технологии В.Н.Зайцева с опорой на развитие непреднамеренного запоминания.
Суть методики такова:
- ежедневные короткие упражнения в чтении;
- работа с карточками, предназначенными для активной тренировки непроизвольной памяти;
- зрительные диктанты с использованием методики И.Т.Федоренко, А.К.Аксеновой, Е.Н.Ильина.
Учитель, работающий в коррекционной школе VIII вида, часто сталкивается с тем, что в 4-5-х классах выделяется группа детей с послоговой и побуквенной техникой чтения. Такие дети на уроках чтения чувствуют себя неуютно: боятся насмешек, завышенных требований со стороны учителя. Под разными предлогами они отказываются читать на уроках, а учебник для них становится непреодолимой трудностью. На книгу они смотрят как на предмет, наполненный словесными абстракциями.
Мы изменили тактику занятий с такими детьми, для этого использовали вместо текстов учебника специально разработанные дидактические средства. Занятия с детьми проводятся в игровой развлекательной форме. Формирование техники чтения проходит в таких условиях естественно, в соответствии с особенностями детского возраста.
Основными принципами метода являются следующие :
- ученик должен получать удовлетворение в процессе обучения;
- игровая форма обучения позволяет закрепить желание читать, т.к. в игре отсутствуют дидактические требования, что эмоционально поддерживает интерес к игре-чтению.
Учитель должен помнить о том, что учебный материал необходимо демонстрировать перед учениками небольшими порциями, т.к. дети запоминают быстрее то, что не требует усилий. Важно также помнить, что учебный интерес у детей зависит от таких факторов, как скорость, с которой детям предъявляют карточки; количество новых сведений; настроение, с которым учитель проводит индивидуальное занятие.
Учителю необходимо продумать собственное поведение, организацию последовательность предъявления учебного материала. Иногда бывает необходимо отложить такие занятия, т.к. некоторые дети отказываются работать, но после перерыва работа начинается с того места, на котором произошёл отказ.
Педагогическая технология такова: плакатным пером (или толстым маркером) на полосках бумаги пишутся слова (существительные), обозначающие знакомые предметы из окружения. При написании слов следует использовать один и тог же доступный для восприятия печатный шрифт. На обратной стороне карточки (или плакатика) пишется это же слово, название предмета карандашом. Непременным условием работы является постоянное пополнение новыми карточками с новыми словами, ибо ребенок может утратить интерес к чтению.
Итак, ученик пришел к вам в 4-5-й класс. Он обладает навыками только послогового чтения, соединять слоги в слово ему трудно. Начинайте обучать, используя следующие этапы.
I этап. Разработка трех наборов карточек.
В каждом наборе пять слов.
1-й день. Первое занятие показываем первый набор из пяти слов (и называем слова).
- Количество индивидуальных занятий три раза в день.
- Продолжительность показа каждой карточки (слова) одна секунда.
Итог: три занятия.
2-й день. Второе занятие.
На второй день показываются эти же пять слов и вводится еще набор карточек из пяти новых слов. Эти наборы чередуются (набор старых слов и набор новых) через удобные промежутки времени.
Каждый набор показывается по три раза.
Итог: шесть занятий.
3-й день. Убирается первый набор слов и вводится третий набор (пять слов)
4-й день. Добавляется новый набор из пяти слов, его показывают по схеме третьего дня.
Итак, общее количество слов доводится до 170-180. Большая часть этих слов имена существительные. Постепенно вводятся прилагательные и глаголы.
Следующий этап переход к словосочетаниям. Из знакомых слов по методике I этапа составляются словосочетания. Их потребуется гораздо меньше. Работа идет по той же схеме, что со словами. Работе со словосочетаниями отводится гораздо меньше времени.
Следующий этап формирование связного текста с использованием предложений. Первые конверты (2-3) содержат простые нераспространенные предложения. Работаете с ними, как и со словами, с той разницей, что дети теперь читают самостоятельно. Новые предложения читает учитель, а старые наборы дети читают сами. С предложениями работаете до тех пор, пока не убеждаетесь, что эти задания выполняются успешно.
На следующем этапе используются распространенные предложения. При составлении распространенных предложений нужно также использовать знакомые слова. Чтобы поддержать интерес учащихся к работе на данном этапе, желательно составлять предложения с юмористическим текстом.
Следующий самый важный этап чтение книги. «Книги» учитель готовит из словосочетаний, простых и распространенных предложений на основе знакомых слов, постепенно вводятся новые слова. Сюжет рукописной книги должен быть занимательным.
Некоторые книги составляют по мотивам мультфильмов, сказок, детских рассказов и др., используя в них изученные слова. Здесь работа идет индивидуально. Объем такой книги школьная тетрадь.
Когда результат чтения очевиден, переходим к чтению детских книг, но еще не учебника.
На этом формирование навыка чтения не завершается. В библиотеке подбираются подходящие книги с крупным шрифтом и с интересным содержанием. Дети прочитывают их, обмениваются книгами, пересказывают учителю их содержание. Кроме этого, в нашем опыте заведена своя библиотека и оформлен уголок «Что мы читаем».
До конца учебного года этот процесс под контролем учителя. В следующих классах дети уже уверенно работают со школьным учебником и являются активными читателями как школьной библиотеки, так и городской.
Отличительной чертой данного метода является то, что у детей исчезает страх перед чтением, появляется желание научиться читать, что подтверждает эффективность данного метода для индивидуального и группового обучения чтению.
С точки зрения новизны, наш метод совмещает различные научно-педагогические и методические элементы, он построен с учетом специфики работы с детьми с разным уровнем интеллекта.
Данная методика рассчитана на учащихся младшего и среднего возраста с проблемами в технике чтения и является составной частью коррекционного обучения в школе.
|
|
|