|
Познавательно-исследовательская деятельность в доу (экология)
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ (экология)
Исаева Вера Васильевна воспитатель-эколог
МБДОУ №4 городского округа г. Выкса Нижегородская область.
Самое лучшее открытие то,
которое ребенок сделал сам.
Ральф У. Эмерсон
Для современного этапа системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов такой деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей является экспериментирование.[ 1 ]
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.[ 2]
Проблема познавательно-исследовательской активности в дошкольном возрасте является актуальной и мало внедряемой методикой обучения.
И именно поэтому тема исследовательской деятельности в дошкольном возрасте была мною выбрана не случайно. Я считаю, что исследовательской деятельности уделяется недостаточно внимания в нашем детском саду, а мне бы хотелось глубже вникнуть в ее суть. Поэтому мною изучен передовой педагогический опыт по вопросу «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста». Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
-Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
-Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы. ----Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
- Детское экспериментирование важно и для формирования, самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности 3
Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются на долго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и было основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы нашего дошкольного учреждения, которое происходило поэтапно.
1 этап
Разработала и провела мониторинг уровня знаний детей, анкетирование родителей и педагогов.
Данные мониторинга наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности, дети не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель и т.д. Развивающая среда в группах не способствовала развитию у детей поисково-исследовательской деятельности, низкий уровень знаний у педагогов по развитию у детей поисково-исследовательской активности, а также низкий уровень педагогической компетенции родителей в области детской исследовательской деятельности.
Материалы мониторинга и анкетирования способствовали постановке цели работы: развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста как основы самообучения, самовоспитания и саморазвития. В результате внедрения детского экспериментирования ожидала выявить у детей старшего дошкольного возраста:
1.Умение видеть проблему в процессе экспериментальной деятельности.
2. Способность выдвигать гипотезы, ставить цели и делать выводы.
У педагогов ДОУ:
1.Повысить уровень знаний и практических умений по развитию у детей старшего дошкольного возраста поисково-исследовательской деятельности.
У родителей:
1.Повысить педагогическую компетентность родителей через вовлечение их в процессы совместного детского экспериментирования.
Мною были намечены основные формы работы с детьми родителями и педагогами.
2 этап
Работа по развитию поисково- исследовательской деятельности началась с подбора и изучения методической литературы.
В двух старших и двух подготовительных группах детского сада вместо традиционных уголков экспериментирования создали центры:
- центр «Науки и природы», где дети проводят наблюдения за комнатными растениями и экспериментируют с огородом на окне.
«Я исследователь» здесь дети проводят опыты с использованием различного оборудования и материала: лупа, глобус, микроскоп, магнит, резина, дерево и др.
При оборудовании центра учитывались следующие требования:
1.Безопасность для жизни и здоровья детей;
2.Доступность расположения;
3.Соблюдение правил при проведении опыта и эксперимента.
- Игровой центр содержит развивающие игры и упражнения.
- Литературный центр «Хочу все знать!» включает энциклопедии, картины, иллюстрации, альбомы и пр.
Приобретено оборудование для исследовательской деятельности:
Центр песка и воды, наборы для сенсорного развития и исследований, лупы, компасы, глобус, микроскоп. Разработана картотека опытов по каждой возрастной группе.
3 этап
Для воспитателей были проведены обучающие семинары: «Развитие поисково-исследовательской активности через экспериментирование», «Организация поисковой деятельности детей дошкольного возраста».
Консультация «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками».
Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекла родителей к активной помощи.
Так, например, предлагала детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее?
Родители помогали, направляли детей на выполнение заданий.
Для родителей разработала рекомендации: «Чего нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Опыты в домашних условиях».
Провела консультации : «Опытно-экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников», «Как помочь маленькому исследователю».
Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем?»
Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты, проекты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему? Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов – песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. По теме «Волшебница –вода» проводили опыты: «Наливаем-выливаем, «Снежинка на ладошке», «Превращения воды в лед» и др.
При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:
1.Постановка проблемы;
2.Поиск путей решения проблемы;
3.Прверка гипотез, предположений;
4.Обсуждение увиденных полученных результатов;
5.Формулировка выводов.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
В подготовительной группе был разработан и реализован проект «Царство камней».
Дети выбрали себе наиболее полюбившийся им камень, подготовили мини-презентацию о нем, познакомив своих сверстников с интересной информацией, составленной своим трудом и с помощью родителей. В ходе проекта дети узнали о происхождении камней, их физических особенностях. Итогом работы стала замечательная коллекция камней, собранная детьми.
В своей работе я использую инновационные технологии.
Использование элементов ТРИЗ[ 3]. При проведении опытов по знакомству детей с разными агрегатными состояниями воды я использую прием «маленькие человечки» для обозначения жидкого, твердого и газообразного состояния воды.
Метод игрового проблемного обучения [3] заключается в проигрывании в организованной образовательной и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
При проведении регламентированной образовательной деятельности использую отдельные приемы мнемотехники, мнемотаблицы и коллажи.
В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.
Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной
презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.
В результате внедрения детского экспериментирования дети старшего дошкольного возраста легко выдвигают гипотезы, объясняют закономерности в природе, постоянно интересуются, задают вопросы. Они стали увереннее в себе, обогатилась речь, возросла познавательная активность. Однако, дети все еще испытывают трудности при обобщении и анализировании материала. Это ставит перед нами новые ориентиры, которые требуют искать эффективных форм и методов при организации поисково-исследовательской деятельности.
«Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребенку захотелось еще и еще
раз возвратиться к тому, что он узнал».
В.А. Сухомлинский
Литература:
[1] –Савенков А.И. «Маленький исследователь. Как научить ребенка приобретать знания», Ярославль, 2002 г.
[2] – Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009
[3]- Микляева Н.В. Методическое пособие «Инновации в детском саду»:
Москва, 2008
|
|
|