|
Пояснительная записка. Тема «Побег» Учитель Бобкова Олеся Владимировна Предмет биология
Пояснительная записка.
Тема «Побег»
Учитель – Бобкова Олеся Владимировна
Предмет – биология
Класс – 6а (всего человек – 16). Класс в целом сильный, ребята работоспособные, творческие. Из 16 человек, половина стабильно занимается на 4 и 5. Ребята активно откликаются на нетрадиционные формы работы. Поэтому этим уроком хотелось поощрить их, так как основная масса уроков проводилась в традиционной форме (на биологию отводится всего 1 час).
Тип урока – обобщающий.
Вид урока – игра.
Программа - «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс». И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко. 2009г.
Учебник - И.Н. Пономарёва. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 2007г.
Урок завершает большую тему в курсе ботаники «Побег». На данном уроке повторялись опорные понятия темы, которые понадобятся обучающимся при написании контрольного теста.
Кол-во часов в неделю – 1 час, в год – 34 часа.
ЗАДАЧИ УРОКА
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания обучающихся о побеге:
а) особенности строения органов, входящих в побег;
б) функции органов
- повторить материал о многообразии и видоизменениях самого побега и его отдельных органов, (листа, стебля).
2. Развивающие:
- развитие памяти обучающихся (через повторение основных понятий темы);
- развитие приёмов мыслительной деятельности, таких как анализ-синтез, сравнение, обобщение.
- развитие личностных качеств обучающихся: любознательность, интерес к предмету.
3. Воспитательные:
- продолжить воспитание умения работать в группах, прислушиваться к чужому мнению.
Я считаю, что задачи урока были достигнуты в полной мере.
Структура урока:
Организация класса
Объяснение правил игры
Игра
- «Разминка»
- «Что? Где? Зачем?»
- «Дерево, прогневавшее богов»
- «Заморочки»
4. Индивидуальная работа
5. Домашнее задание
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Каждый этап урока взаимосвязан с другими. Класс был разбит на 5 команд по три человека (1 ребёнок в это время болел) так, чтобы в каждой команде был сильный ученик (капитан), учащийся со средними возможностями (помощник капитана) и слабый ученик. В ходе игры каждый из команды мог показать свои знания, так как на первом и втором этапах игры из команды уходили попеременно капитан и помощник капитана. У них было своё отдельное задание. Слабый ученик показывал свои знания в туре «Что? Где? Зачем?»
Было отмечено, что каждый работает не только на команду, но и на себя. Оценка участника вычислялась как среднее арифметическое м/д оценкой команды и оценкой за индивидуальное задание. Если у учителя возникает спорный момент, например 4 и 5 или 3-4, то в этом случае учитывается работа ученика в команде (заработал ли он баллы для команды, отвечал ли и как).
Каждая команда была обеспечена необходимым раздаточным материалом: игровая карта (см. приложение 2), карточки для индивидуального задания (см. приложение 4), жетоны, клей-карандаш.
Работа на уроке строилась на основе презентации, она проецировалась на интерактивную доску, так как во втором туре игры участники команд подписывают части стебля. Однако можно обойтись и простым экраном, а части стебля просто назвать.
В конце каждого этапа подводились итоги и раздавались жетоны 2-х цветов: красный (если ответ был полным) и зелёный (если ответ содержал негрубые ошибки). Если же ответ содержал много недочётов, то жетон команда не получала вовсе.
На уроке царила рабочая атмосфера, в каждом туре менялся вид деятельности, поэтому урок пролетел незаметно. Учитель вёл урок в оптимальном темпе: ребята успевали выполнить задание, но на занятие посторонними делами времени не оставалось. В речи учителя главенствовал доброжелательный тон, ошибки исправлялись корректно.
В конце урока были подведены итоги командной работы, все 5 команд сработали на «4», но зато в получении этой оценки поработали все члены команды(см. приложение 2). Окончательные же результаты были подведены на следующем уроке после проверки индивидуальных карточек.
Результаты урока «5» - 4 человека; «4» - 7 человек; «3» - 4 человека. Они отражают реальную картину знаний ребят.
Я считаю, что урок прошёл хорошо, задачи, поставленные на уроке, были выполнены. Итог урока был подведён составлением синквейна. Вот, что у нас получилось
1. Урок
2. Весёлый, увлекательный
3. Научил, помог, заинтересовал.
4. Урок показал наши знания.
5. Удовольствие.
Конспект урока
Тема урока «ПОБЕГ»
ЗАДАЧИ
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания обучающихся о побеге:
а) особенности строения органов, входящих в побег;
б) функции органов
- повторить материал о многообразии и видоизменениях самого побега и его отдельных органов, (листа, стебля).
2. Развивающие:
- развитие памяти обучающихся (через повторение основных понятий темы);
- развитие приёмов мыслительной деятельности, таких как анализ-синтез, сравнение, обобщение.
- развитие личностных качеств обучающихся: любознательность, интерес к предмету.
3. Воспитательные:
- продолжить воспитание умения работать в группах, прислушиваться к чужому мнению.
Тип урока – обобщающий.
Вид урока – игра.
Оборудование и материалы: презентация, мультимедийные средства (проектор, интерактивная доска, компьютер), игровые карты по числу команд (см.приложение2); клей-карандаш, индивидуальная карта ученика с заданием (варианты отличаются цветом), жетоны, призы (на усмотрение учителя), микроскопы по числу команд, гербарные экземпляры по числу команд, карточки – задания.
ХОД УРОКА
На перемене ученики рассаживаются по командам, выбирают название, капитана, вытягивают номерок и фигурку - приложение 3)
Каждая команда включает сильного, среднего и слабого ученика.
Организация класса (приветствие, проверка готовности к уроку). Слайд №1 в презентации на экране.
Объяснение правил игры.
У. – Ребята, мы с вами завершили большую тему «Побег». Сегодня в ходе нашей игры мы ещё раз проработаем полученные понятия, а также узнаем кое-что новое. Игра наша будет состоять из ряда этапов, которые представлены на экране (слайд №2). В ходе игры вы будете работать с картой, у каждой команды она имеет собственный цвет. В каждом туре вы будете получать определённый значок, он красный, если ваша команда дала правильный ответ и зелёный, если ответ был неполным. Его вы будете вклеивать в табло на своей карте. Сразу хочу сказать, что принимать участие должны все члены команды, а капитан в конце оценит работу каждого. Если команда будет нарушать дисциплину, то ей я дам черную карточку. С ней ваша команда получит оценки на балл ниже.
3. ИГРА
1 тур – разминка «Вопрос – ответ»
Работаем со слайдом №3, где показана сетка из 10 вопросов. Каждая команда выбирает какой-либо номер вопроса и тут же даёт определение появившемуся понятию.
Вопросы
Побег (стебель с расположенными на нём листьями и почками).№4
Генеративная почка (почка, содержащая зачаточные бутоны). №5
Простой лист (лист, имеющий только одну листовую пластинку). №6
Устьице (орган газообмена в листьях). №7
Узел (место на стебле, от которого отходят листья и почки). №8
Сидячий лист (лист, не имеющий черешка). №9
Пазуха листа (угол между стеблем и отходящим от него листом). №10
Сложный лист (лист, имеющий несколько листовых пластинок). №11
Вегетативная почка (почка, содержащая в себе зачаточные листья). №12
Супротивное листорасположение ( листорасположение, при котором от каждого узла отходят 2 листа). №13
Затем вернулись на слайд №2.
2 тур – «Что? Где? Зачем?»
Идёт работа с одноимённым слайдом (№14). Ученики должны определить, ЧТО указано цифрой, ГДЕ оно находится и ЗАЧЕМ - какую функцию оно выполняет. Обсуждают ровно 3 минуты. Затем один из команды выходит к доске подписывает цифру и отвечает на вопросы
1 – пробка; покрывает стебель сверху; защищает внутренние слои от механических повреждений и проникновения бактерий.
2 – луб; внутренний слой коры; по его клеткам передвигаются органические вещества.(вернулись на слайд №2).
3 – камбий; находится м/д корой и древесиной; за счёт деления его клеток стебель растёт в толщину.
4 – древесина; находится снаружи от сердцевины; по её клеткам передвигаются неорганические вещества;
5 – сердцевина; находится в центре стебля; в её клетках запасаются питательные вещества.
Помощники капитана в это время отправляются за стол исследователя, где их ждёт микроскоп с микропрепаратом. Их задачи: 1) настроить микроскоп к работе; 2) рассмотреть микропрепарат; 3) ответить на 2 вопроса в карточке (С какой стороны листа расположены устьица? Перечислить функции устьиц.
3 тур – «ДЕРЕВО, ПРОГНЕВАВШЕЕ БОГОВ» слайд №15
У. - Это дерево выглядит своеобразно: вместо стройного ствола – пузатая бутылка, вместо пышной кроны – торчащие в разные стороны ветки. Африканская легенда гласит: бог посадил дерево в пойме полноводной реки, но дерево изъявило недовольство – сыро ему было. Тогда творец поместил его на склоне горы, и это не понравилось дереву. Бог разгневался и воткнул дерево посреди саванны корнями вверх, так и растёт оно по сей день.
Однако дерево прекрасно переносит неблагоприятные условия: в его толстом (до 9 метров в диаметре) стебле скапливается влага. За свой необычный вид дерево имеет много прозвищ. Так его зовут дерево-бутылка, или бутылочное дерево. Это дерево местное население использует как источник воды; старые деревья внутри полые и в нём люди хранят зерно; также его используют в качестве небольшого летнего домика.
Наша – задача – узнать, что это за дерево.
Работает команда со своими картами. Найдите в них сетку, которая аналогична сетке на экране. Прочитайте девять утверждений написанных рядом. Если речь идёт о стебле – закрасить клетку чёрным, если о листе – оставьте её белой, если о почке, то закрасить синей пастой. Три минуты на обсуждение.
Капитаны команд на это время отправляются за стол исследователя. Там каждого капитана ждёт его растение (можно взять живое или гербарный экземпляр). Капитан должен определить
тип листорасположения (очередное, супротивное, мутовчатое)
тип листа по наличию черешка (черешковый или сидячий)
тип листа по числу листовых пластинок (сложный или простой)
тип жилкования (параллельное, дуговое или сетчатое)
Поменяйтесь картами с соседями. Без ошибок – красный, с 1-2 ошибками – зелёный. Больше ошибок – ничего.
Вопросы команды
1. Орган газообмена - устьице.
2. Главная функция – фотосинтез (синтез органических веществ из неорганических)
3. Может снижать температуру растения, осуществляя испарение воды.
4. Орган газообмена – чечевички.
5. Растёт в толщину за счёт камбия.
6. Главная функция – проведение веществ (органических и неорганических).
7. Бывают боковыми, спящими, верхушечными, вегетативными.
8. Лежат в пазухах листьев.
9. Из них весной появляются новые побеги.
Ответы:1,2,3 – лист; 4,5,6 – стебель; 7,8,9 – почка. Должно быть три линии: белая, чёрная и синяя.
У вас должна появиться картина (открываю слайд №16). Обратите внимание на белых клетках появилась формула: 1О, 2А, 3Б. Составьте слово. Конечно же это БАОБАБ слайд №17 (вернулись на слайд №2).
Ещё одно название – дерево желаний. Дерево употребляет все нужды человека: его листья в отваренном виде используют как овощ, плоды как десерт, а запить всё можно напитком, приготовленным из этих же плодов. Напиток напоминает лимонад. Кора дерева содержит волокна, которые используют для изготовления мешков, сетей, сёдел, бумаги, одежды.
4 тур – ЗАМОРОЧКИ (слайд №18).
Команда уже на перемене выбрала свою фигурку. Учитель наводит курсор на гиперссылку, открываются задания. Команда может ответить сразу или попросить минуту на размышление.
ПОПУГАЙ (слайд №19) – Подумайте, что объединяет побег и клубень.
ЗАЯЦ (слайд №20) – Рассмотрите рисунки. Решите, что здесь является лишним (изображены луковица, морковь, клубни, корневище). Почему?
ГУСЬ (слайд №21) – Подумайте, что общего между изображёнными животными (тигры) и растениями (росянка и венерина мухоловка)
УЛИТКА (слайд №22) – Подумайте, что объединяет паспорт человека и спил дерева.
ЦВЕТОК (слайд №23) – Что общего между устьицем растения и жабрами у рыбы?
5. Индивидуальная работа по вариантам – 8 минут (слайд №24)
ВАРИАНТ №1 _____________________________
Подчеркните верный вариант в карточке
1. Часть стебля, которая защищает внутренние слои от механических повреждений:
А) сердцевина; б) древесина; в) луб; г) пробка
2. На рис.1 под цифрой 3 изображено:
А) узел; б) стебель; в) междоузлие; г) стебель.
3. На рис.2 под цифрой 1 указано жилкование:
А) дуговое; б) сетчатое; в) веерное; г) параллельное.
4. Лист, имеющий одну листовую пластинку, называется:
А) сложный; б) сидячий; в) черешковый; г) простой
5. Клетки, по которым по стеблю передвигаются органические вещества:
А) сосуды древесины; б) сосуды луба; в) ситовидные трубки луба; г) ситовидные трубки древесины.
6. Выберите функцию, которая не является функцией стебля:
А) проводящая; б) фотосинтез; в) запасающая; г) опорная.
7. Почка, которая содержит зачаточные бутоны:
А) генеративная; б) вегетативная; в) боковая; г) верхушечная
8. На рис.3 под цифрой 4 указано:
А) устьице; б) жилка; в) кожица; г) межклетник.
9. На рис. 4 под цифрой 6 находится:
А) древесина; б) пробка; в) сердцевина; г) луб
|
Ответы
1- г
2 - в
3 - б
4 - г
5 - в
6 - б
7 - а
8 - а
9 - в
|
ВАРИАНТ №2 _____________________________
Подчеркните верный вариант в карточке
1. Часть стебля, в которой запасаются питательные вещества:
А) сердцевина; б) древесина; в) луб; г) пробка
2. На рис.1 под цифрой 4 изображено :
А) лист; б) междоузлие; в) пазуха листа; г) узел.
3. На рис.2 под цифрой 2 указано жилкование:
А) дуговое; б) сетчатое; в) веерное; г) параллельное.
4. Лист, у которого нет черешка, называется:
А) сложный; б) сидячий; в) черешковый; г) простой
5. Клетки, по которым по стеблю передвигаются вода и минеральные соли:
А) сосуды древесины; б) сосуды луба; в) ситовидные трубки луба; г) ситовидные трубки древесины.
6. Выберите функцию, которая не является функцией листа:
А) испарение воды; б) фотосинтез; в) газообмен; г) проводящая.
7. Почка, которая содержит зачаточные листья, называется:
А) генеративная; б) вегетативная; в) боковая; г) верхушечная
8. На рис.3 под цифрой 5 находится:
А) устьице; б) жилка; в) кожица; г) межклетник.
9. На рис. 4 под цифрой 4 находится:
А) камбий; б) пробка; в) сердцевина; г) кора
|
1 - а
2 - г
3 - г
4 - б
5 - а
6 - г
7 - б
8 - в
9 - а
|
ВАРИАНТ №3 _____________________________
Подчеркните верный вариант в карточке
1. Часть стебля, за счёт которой стебель растёт в толщину:
А) сердцевина; б) древесина; в) луб; г) камбий
2. На рис.1 под цифрой 5 находится:
А) стебель; б) междоузлие; в) пазуха листа; г) узел.
3. Листорасположение, при котором от узла отходит три и более листа, называется:
А) супротивное; б) мутовчатое; в) очередное; г) сетчатое.
4. Лист, у которого несколько листовых пластинок, называется:
А) сложный; б) сидячий; в) черешковый; г) простой
5. Клетки, по которым по стеблю передвигаются неорганические вещества, называются:
А) сосуды древесины; б) сосуды луба; в) ситовидные трубки луба; г) ситовидные трубки древесины.
6. Чечевички в стебле выполняют функцию:
А) запасающая; б) фотосинтез; в) газообмен; г) проводящая.
7. На рис.2 под цифрой 3 указано жилкование:
А) дуговое; б) сетчатое; в) веерное; г) параллельное.
8. На рис.3 под цифрой 1 находится:
А) устьице; б) жилка; в) кожица; г) мякоть листа.
9. На рис. 4 под цифрой 2 находится:
А) камбий; б) пробка; в) луб; г) кора
|
1 - г
2 - в
3 - б
4 - а
5 - а
6 - в
7 - а
8 - г
9 - в
|
4. Д/з (слайд №25)
- проработать понятия по карточке, если это необходимо;
составить синквейн по одному из понятий.
Рефлексия
Можно провести её как составление синквейна (его шаблон заранее написан на доске)
Урок
2 прилагательных
3 глагола
Фраза на тему синквейна
Слово, отражающее отношение к теме синквейна.
Отметка командного настроения на конец игры. Выставление оценок капитаном членам команды. Выставление оценки за игру:
«5» - все значки собраны, все красные или среди красных и один зелёный.
«4» - все значки собраны, но количество зелёных более чем один; один значок не собран.
«3» - не хватает более чем одного значка.
«2» - не может быть!
Урок окончен. До свидания, ребята! (слайд №26
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Задание капитана
Капитан ____________________________
Растение ____________________________
Рассмотрите своё растение. Верный вариант подчеркнуть прямо в карточке.
Тип листорасположения:
очередное, мутовчатое, супротивное
Тип листа по наличию черешка:
черешковый, сидячий
Тип листа по числу листовых пластинок:
простой, сложный
Тип жилкования:
сетчатое, параллельное, дуговое
|
|
Помощник капитана _________________________
ЗАДАНИЯ
Подготовьте микроскоп к работе.
Рассмотрите микропрепарат.
Найдите устьица на микропрепарате.
Ответьте на вопросы, подчеркнув верные ответы прямо в карточке.
С какой стороны преимущественно располагаются устьица у растений:
верхней, нижней
Выберите функции устьиц из нижеперечисленных:
проводящая, газообмен, фотосинтез, испарение воды
|
Верность настройки и нахождение устьиц фиксирует лаборант, так как учитель будет занят разбором задания.
|
Приложение 2
Команда ____________________________
Вопрос - ответ
|
Что? Где? Зачем?
|
Дерево, прогневавшее богов
|
Заморочки
|
ОЦЕНКА
|
|
|
|
|
|
3 тур – «Дерево, прогневавшее богов»
1. Орган газообмена - устьице.
2. Главная функция – фотосинтез (синтез органических веществ из неорганических)
3. Может снижать температуру растения, осуществляя испарение воды.
4. Орган газообмена – чечевички.
5. Растёт в толщину за счёт камбия.
6. Главная функция – проведение веществ (органических и неорганических).
7. Бывают боковыми, спящими, верхушечными, вегетативными.
8. Лежат в пазухах листьев.
9. Из них весной появляются новые побеги.
ЛИСТ – оставить белой.
СТЕБЕЛЬ – закрасить чёрным.
ПОЧКА – закрасить синим
Оценки участникам команды (выставляет капитан)
Капитан ___________________ - «__»
Участник __________________ - «__»
Участник __________________ - «__»
Приложение 3
Карточки для определения вопросов в турах «Что? Где? Зачем?» и «Заморочки»
(вытягиваются капитанами команд в самом начале урока)
Приложение 4
Задания для индивидуальной работы
(состояли из 2-х карточек: само задание и карта с рисунками, на основе которых ставились вопросы)
Рис. 1. Строение побега.
|
Рис. 2. Жилкование листьев.
|
Рис. 3. Внутреннее строение листа
|
Рис. 4. Внутреннее строение стебля.
|
|
|
|