|
Формирование речевой и мыслительной деятельности с опорой на технологию развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка, литературы и психологических занятиях
Формирование речевой и мыслительной деятельности с опорой на технологию развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка, литературы и психологических занятиях
Одной из наиболее актуальных проблем современного образования является успешное развитие ребенка, которое возможно при условии психологического комфорта на уроке. Каждому педагогу хочется, чтобы на его уроках царила атмосфера творчества, психологического комфорта, чтобы ученики проявляли фантазию, могли сравнивать, опираться на интуицию.
Достичь этого можно и путем использования разных технологий в процессе обучения. Однако конкретные средства и методы практического решения этой проблемы разработаны недостаточно. Сущность проблемы, на наш взгляд, заключается в том, что дети приходят в школу с разным уровнем подготовки. Интуитивно каждый учитель старается построить свой урок с учетом этого, но в результате часто «соскальзывает» на некий усредненный подход, ориентируясь на «среднего» ученика, оставляя вне эффективного обучения многих детей в классе.
Проблема и заключается, во-первых, в том, чтобы выявить реальный уровень умений и навыков учащегося или группы учащихся, а во-вторых, построить дифференцированное или даже индивидуализированное обучение на базе полученной информации.
Проблема, с которой сталкивается учитель, в том, что нет четко выявленных путей определения базовых компетенций, нет конкретных наработок, определяющих конкретные методы и формы дифференциации.
Понятия «метапредметный подход» и «метапредметные образовательные результаты» получили в настоящее время широкое распространение в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации современного образования. Это связано с тем, как мы думаем, что сложившаяся система образования во многом не способна ответить на требования общества, которое стремительно меняется. Во-первых, «развитие процессов информатизации»(6) и, следовательно, неограниченный доступ к информации «ведут к полной утрате школой позиций монополиста в сфере общеобразовательных знаний» (6). Во-вторых, «ускорение темпов развития общества» (6) требует от школы готовить своих учеников к переменам, «развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность» (6). Уровень образованности в современных условиях не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью (6). Сейчас необходимо развивать у учащихся способность решать проблемы различной степени сложности на основе имеющихся знаний (6). Эту задачу решает реализация метапредметного подхода в обучении, которая заложена в таких документах, определяющих развитие системы российского образования на ближайшие годы, как
- Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования в России»,
- Федеральная программа «Модернизация образования»,
- Национальная доктрина образования,
- материалы заседания Государственного Совета РФ от 21.08.2001 года;
- проект «Разработка общей методологии, принципов, концептуальных основ, функций, структуры государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения» (2005), реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки российской Федерации и Федерального агентства по образованию;
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
Цель нашего исследования и заключается в том, чтобы разработать систему, которая позволила бы дифференцировать процесс обучения русскому языку с учетом разного уровня сформированности компетенций учащихся. И экспериментально, а где-то, возможно, и интуитивно, наша рабочая группа пришла к пониманию того, что это возможно реализовать через внедрение технологии развития критического мышления.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо тесно связана с понятием личностно ориентированного обучения, к которому относят программу «Школа 2100», используемую как в начальной школе, так и в среднем звене. Учителя знают, что именно эта программа ориентирована на формирование у детей речевой и мыслительной деятельности, на развитие коммуникативных компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании.
Мы убеждены, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности на основе собственного опыта учащихся и их возможностей. Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся анализировать, применять полученные знания и их результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.
Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми. Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается, на наш взгляд, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.
Каким же образом мы внедряем эту систему?
Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска?
Специфика этой технологии состоит в организации процесса обучения в трёхфазной структуре. Сначала мы начали использовать отдельные приёмы данной технологии, а затем, приобретя опыт и увидев плоды своего труда, начали разрабатывать целые блоки учебных занятий и тем. Фазы ТРКМ (технологии развития критического мышления) хорошо согласуются с привычными дидактическими циклами занятий.
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа); работа ведётся индивидуально или в парах.
Творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д. изученной информации; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
Технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов – реализация смысла – рефлексия, используя набор приёмов и стратегий.
Стратегия «толстые» и «тонкие вопросы»
Данный приём мы используем на любой фазе урока. Он может быть применён для учебной и домашней работы. «Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приёма учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут оформляться в таблицу или задаваться устно.
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.
«Толстые» вопросы
|
«Тонкие» вопросы
|
-Объясните, почему…?
-Почему вы считаете…?
-В чём различие…?
-Предположите, что будет, если…?
-На что похоже?
|
-Кто? Что?
-Когда? Может…?
-Будет…? Мог ли…?
-Было ли? Согласны ли вы?
-Верно ли?
|
Заданный учеником вопрос по тексту художественного произведения является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. На первых порах работы с этим приемом мы учим детей определять уровень сложности вопроса – относить его к «тонким» или «толстым». И здесь происходит дифференциация по готовности ученика к выполнению заданий определенного уровня сложности. Если ребенок справляется с самостоятельным составлением только «тонких» вопросов, то у него есть возможность здесь быть успешным. Мы поддерживаем его «относительную» успешность, постепенно «подталкивая» к успешности абсолютной, ведя мониторинг продвижения каждого ученика.
Эффективен, на наш взгляд, прием «Письмо по кругу». Учащиеся делятся на группы от трех до шести человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Мы предлагаем учащимся записать на листке одно - три предложения по определенной теме. На это отводится одна-две минуты. Потом каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем мы предоставляем слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.
Памятка «Возможные вопросы для работы в парах».
Послушай, какое у меня начало. Как можно было бы написать лучше?
Не кажется ли тебе, что в моём тексте что-то нужно конкретизировать?
Ты когда-нибудь теряешь нить повествования, когда читаешь мой текст?
Уже после года применения в работе различных приемов критического мышления диагностика уровня творческой активности учащихся (авторы М.И.Рожков, Ю.С.Тюнников и др.) дала положительный результат.
Динамика роста творческой активности учащихся
Класс
|
Кол-во детей
|
Показания творческой активности на начало 2013-2014 уч. года
|
Показания творческой активности на конец 2013-2014 уч.года
|
Показания творческой активности на начало 2014-2015 уч.года
|
1 класс
|
27
|
0,45
|
0,65
|
0,76
|
2 класс
|
27
|
0,48
|
0,60
|
0,74
|
7 класс
|
28
|
0,52
|
0,71
|
0,69
|
ТРКМ позволяет значительно поднять уровень познавательных запросов учащихся, повысить интерес к предмету, привить потребность к чтению и научить получать максимальное количество информации из прочитанного текста. Учащиеся приучаются к самостоятельному добыванию знаний из книги, из дополнительных источников, готовят сообщения, рефераты. Школьники получают задания творческого характера: составить ребусы, кроссворды, загадки, сказки, стихи, рассказы, эссе, карточки по заданной тематике.
На уроках русского языка и литературы результативными являются интерактивные формы работы, в основе которых лежит общение. Это уроки-конференции, круглые столы, диспуты, деловые игры, групповые игры, творческие отчеты. Они развивают коммуникативные навыки учащихся, помогают четко выражать детям свои мысли, воспитывают культуру общения. Иногда лидеры групп привлекаются к ведению урока в роли учителя: готовят опорные таблицы для изучения нового материала, проверяют правильность выполнения заданий, учатся объективно оценивать своих товарищей.
Важным вопросом в процессе работы с применением технологии критического мышления является мониторинг деятельности учащихся в процессе изучения, обобщения и закрепления учебного материала. Следует отметить, что использование листов оценки, анкетирование позволяет учащимся быстро, четко и объективно оценить свои знания и активность каждого участника групповой работы в процессе изучения материала.
Новые стандарты меняют всю образовательную ситуацию в школе, ставя на первое место применение психологических знаний в организации процесса обучения и воспитания. Поэтому деятельность педагога-психолога становится важным элементом всего образовательного процесса. Очень важным и ответственным для педагога- психолога школы является то, что актуальной задачей нового стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий как "психологической составляющей" ядра образования.
На психологических занятиях в авторской программе «Хочу быть умным!» развиваются эти действия с помощью различных приемов, которые используются в технологии развития критического мышления. Педагога-психолога привлекла эта технология тем, что разработчиками технологии понимается критическое мышление не как отрицающее или рационально-негативное, а как «процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что - отвергнуть. При этом иногда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новому знанию. Когда мы мыслим критически, задействованы не только разум, но и эмоции и чувства…». Эта сфера что ни на есть самая близкая любому психологу в работе. И в итоге дети получают возможность научиться способам активных, социально-значимых действий.
Каждое занятие посвящено освоению нового понятия – буквы, цифры, насекомые, растения, пространство и время и т.д. Особый интерес вызывают у ребят приемы «Выглядит, как…Звучит как…» и «Плюс- минус- интересно», которые используются на стадии вызова.
Например, понятие «Время»:
Выглядит, как…
|
Звучит, как…
|
часы
|
весело
|
календарь
|
повтор
|
плюс
|
минус
|
интересно
|
Можно много успеть
|
Можно не успеть что-то сделать
|
Как придумали рассчитывать время?
|
Могу не опоздать
|
Опоздания
|
Как правильно планировать день?
|
Имеющейся информации недостаточно, чтобы ответить на интересующие ребят вопросы, необходимо найти и осмыслить дополнительный материал в любом источнике или из изложения педагога. При работе с новым материалом на стадии осмысления также можно ставить «плюсы» и «минусы» явления и что интересует – так «вызывается» эмоциональное отношение к тексту, что активизирует работу учащихся. Известно, что эмоции и чувства помогают лучше усвоить и запомнить. Даже первоклассники с удовольствием участвуют в играх «Закончи предложение», «Перепутанные логические цепочки», «Верные - неверные утверждения», под руководством взрослого выполняют простые синквейны на этапе осмысления и рефлексии.
И изменения действительно происходят – одним из показателей можно считать то, что среди первоклассников нашей школы второй год нет детей, испытывающих школьную дезадаптацию. Также все дети показывают в проективных тестах положительное отношение к школе.
Главная цель данной технологии - научить ученика самостоятельно добывать знания, научить работе с информацией, в процессе которой эта информация понималась, осмысливалась, сопрягалась с собственным опытом - и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение. Применяя эту технологию, мы помогаем школьникам определить область их знания и незнания и спланировать действия по расширению пространства знания.
Список литературы:
Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма // lib. 1september/ru. 2004/17/15. htm-35к.
Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методы, приемы // Директор школы. 2005, №4, С. 66.
Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления //Школьные технологии. 2004. №2
Клустер Д. Что такое критическое мышление? //М.: Русский язык, 2002, №29. С.3
Низовская И. Критическое мышление это…Газета «Библиотека в школе» №16, 2003г. //lib. 1september/ru htm
Интернет-ресурс: http://edu.znate.ru/docs/1115/index-1873.html
|
|
|