Главная страница

Конспект урока Цели урока: Выявить своеобразие романтического мироощущения в повести А. И. Куприна «Олеся»


Скачать 88.24 Kb.
Название Конспект урока Цели урока: Выявить своеобразие романтического мироощущения в повести А. И. Куприна «Олеся»
Дата 05.03.2016
Размер 88.24 Kb.
Тип Конспект


Урок литературы в 11 классе по теме «Романтические тенденции в повести А. И. Куприна “Олеся”

Конспект урока


Цели урока:

1.Выявить своеобразие романтического мироощущения в повести А.И.Куприна «Олеся».

2.Проследить отражение руссоистской концепции в повести Куприна.

3.Провести параллель между повестью А.И.Куприна «Олеся» и рассказом «Гранатовый браслет».

Домашнее задание к уроку:

1.Выписать из текста цитаты, характеризующие внешность, душевные качества героини, её отношение к природе, к любви. Попытаться с помощью выписанных цитат «составить» портрет Олеси.

2.Вспомнить основные признаки романтизма.
Ход урока

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы, целей урока.

III.Слово учителя.

Художественным утверждением духовной полноценности и нравственной красоты человека из народа явились произведения, созданные Куприным между 1898 и 1901 годами на материале полесских впечатлений. Для Куприна поездка в 1897 году в Полесье была своеобразной «творческой командировкой», которая преследовала совершенно очевидную цель – поведать другим об увиденном и пережитом. В полесском цикле имеется тенденция противопоставить деревенскую жизнь жизни капиталистического города, который выглядит скопищем голодного и нищего люда, буржуазной сытости и мещанского благополучия – синонимом социального неравенства людей. Эта тенденция нашла своё отражение и на страницах повести «Олеся» – пожалуй, самого значительного произведения полесского цикла (1898 год).

IV. Сам Александр Иванович Куприн в разговоре с Горьким назвал свою повесть «Олеся» «наивной романтикой».

– Какие же черты романтизма мы встречаем в «Олесе»? Проверим домашнее задание и запишем кратко на доске основные признаки романтизма:

1.Протест против пошлости, обыденности и прозаичности жизни.

2.Общая пессимистическая направленность.

3.В центре романтического произведения всегда стоит сильная, исключительная личность, противостоящая обществу, его законам и морально-нравственным нормам.

4. «Двоемирие», то есть разделение мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу (романтики противопоставили классицистическому «подражанию природе» творческую активность художника с его правом на преображение реального мира: художник создаёт свой, особый мир, более прекрасный и истинный).

5. «Местный колорит» (противостоящая обществу личность чувствует духовную близость с природой, её стихией).

– Назовите из перечисленных выше признаков романтизма те, которые мы можем увидеть в произведении невооруженным взглядом. Прокомментируйте свои ответы.

(1.В центре произведения стоит сильная, исключительная

личность, противостоящая обществу, его законам и морально – нравственным нормам. Это Олеся. Она не похожа на перебродских баб и девушек. Она выносливая, сильная, сумевшая не только воспитать в себе лучшие душевные качества, но и сохранить их, несмотря ни на что.

2. «Двоемирие», т.е. разделение мира на реальный и идеальный.

Обо всех событиях, происходящих в повести, мы узнаём

от Ивана Тимофеевича. Именно он и является своеобразной «границей», разделяющей реальный и идеальный миры. Реальный мир – это перебродские жители, Петербург, его «высший свет». Идеальный же – это лес, в котором живёт Олеся с бабушкой, тот самый лес, в котором и зародилась любовь главных героев повести. Эти два мира действительно противопоставлены друг другу в произведении Куприна.

3.Так называемый «местный колорит», то есть описание природы. Олеся не только чувствует духовную близость с природой, она сама является её неотъемлемой частью.

Можно отметить ещё и деятельно-активную роль пейзажа в развитии темы любви, и он чутко меняется одновременно с изменением душевного состояния Олеси.

Вспомним, как описывает время любви Иван Тимофеевич: «Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви, и до сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут с неувядающей силой в моей душе эти пылающие вечерние зори, эти росистые, благоуханные ландыши и медом утра, полные бодрой свежести и звонкого птичьего гама, эти жаркие, томные ленивые июньские дни…»1).

– Итак, можем ли мы назвать Олесю романтической героиней?

(Да, можем. Олеся – это новый, романтически окрашенный, поэтический образ простой деревенской девушки, нравственно и физически красивой, своенравной по характеру, смело принимающей вызов перебродских баб. Олеся совсем не похожа на дам «благородного» общества. Этот романтический образ создан Куприным с большой симпатией и любовью).

«В «Олесе» одинаково пленительны и свежий голос с неожиданными низкими бархатными нотами, и врожденное изящество движений, и отсутствие жеманства и кокетничанья, и умение держать себя скромно и непринужденно…», – пишет Ф.И.Кулешов в своей монографии «Творческий путь А. И. Куприна».

V. Теперь обратимся к концепции Жан Жака Руссо, которая вошла в историю общественной мысли под названием руссоизма.

Вопрос к классу:

  • Что вам известно о Жан Жаке Руссо и руссоизме?

С помощью учителя называются основные положения в руссоизме:

  • противопоставление буржуазной цивилизации простой жизни людей на лоне природы, вдали от городов, в которых царит эгоизм и лицемерие;

  • цивилизация не дает людям счастья;

  • идея «естественного человека», человека природы, то есть противопоставление человеку природы «человека, созданного обществом».

  • Кто в повести А.И.Куприна является «естественным человеком»? Как изображает своего «человека природы» Куприн?

Здесь пригодятся цитаты, выписанные в тетради, подтверждающие мысль о том, что Олеся является «естественным человеком».

(«Естественным человеком» в повести А.И.Куприна является Олеся. Она живет в лесу. Это ее дом, ее мир, а она – часть этого мира, часть природы. Вспомним первое появление Олеси в повести: «Голос, певший песню, вдруг оборвался совсем близко около хаты, громко звякнула железная клямка, и в просвете быстро распахнувшейся двери показалась рослая смеющаяся девушка. Обеими руками она бережно поддерживала полосатый передник, из которого выглядывали три крошечные головки с красными шейками и черными блестящими глазенками.

– Смотри, бабушка, зяблики опять за мной увязались, –воскликнула она, громко смеясь…» (К.,81).

Из этого отрывка видно, что Олеся неразрывно связана с природой. Она пришла из леса и принесла с собой частичку леса, частичку природы – зябликов.)

  • На что обращает внимание Куприн, описывая свою героиню?

(Куприн обращает внимание на физическую крепость Олеси. Она сильна, красива, здорова.)

  • Кому противопоставлена Олеся в повести?

(Олеся в повести противопоставлена толпе – перебродским крестьянам.)

– Можем ли мы эту толпу отнести к «знакам цивилизации»? Аргументируйте свой ответ.

(Вряд ли мы можем отнести перебродскую толпу к «знакам» цивилизации, так как крестьяне у Куприна невежественны, темны, тупы и неразвиты: во всей деревне нет ни одного грамотного крестьянина. Нередко в них проявляется слепая жестокость и даже зверство. Вспомним, как Олеся отзывается о местных жителях: «Злой у нас народ здесь, безжалостный…» (К.,90). Большинство перебродских крестьян слепо верит в чертей и ведьм; их фанатизм религиозных и суеверных людей, их жестокость проявились в гонениях против старой Мануйлихи, которую они однажды чуть не убили камнями, приняв ее за ведьму.)

– Каким представлен город (Петербург) в повести? Как отзываются о нем Иван Тимофеевич и Олеся?

(Иван Тимофеевич: «Так вот такие высокие дома. И сверху донизу набиты людьми. Живут эти люди в маленьких конурках, точно птицы в клетках, человек по десяти в каждой, так что всем и воздуху-то не хватает. А другие внизу живут, под самой землей, в сырости и холоде; случается, что солнца у себя в комнате круглый год не видят» (К.,98).

Олеся: «Бог с ним, с городом вашим, не стала бы я там жить никогда» (К.,98).)

– Определите степень важности для Куприна изображения «естественного человека», человека природы в повести «Олеся». Следует ли А.И.Куприн руссоистским традициям?

(Образ Олеси в повести очень важен. Писатель хочет всячески «отделить» Олесю от внешнего мира, показать ее в естественной для нее обстановке прекрасной и могучей природы. Образ Олеси, ее любовь, окрашенные в пантеистические тона, отражают эстетическое отношение писателя к действительности. Подлинно прекрасное может торжествовать лишь вдали от мира, от цивилизации, где царит лицемерие. Поэтому столь большая роль в повести отводится описанию природы. Безусловно, Куприн следует руссоистским традициям.Мы видим, что и Иван Тимофеевич был счастлив с Олесей тоже вдали от городской и сельской суеты. А в городе, по предсказанию Олеси, он не найдет счастья.)

VI. – Какая тема является основной в повести Куприна?

(Основной темой купринской повести является, конечно же, тема любви).

– Назовите еще одно произведение А.И.Куприна, в котором тема любви главного героя занимает так же главное место.

(Это рассказ А.И.Куприна «Гранатовый браслет».)

– О чем этот рассказ? В чем его суть?

(Суть «Гранатового браслета» заключается в том, что мелкий чиновник, робкий мечтатель и глубоко чувствующий человек, влюбляется в светскую даму, влюбляется безнадежно, безответно и беззаветно. Понимая, что его любовь не нужна, он убивает себя.)

Итак, эти два произведения объединены темой любви. Попробуем установить наличие сходных сюжетных и смысловых моментов. Для этого заполним небольшую сопоставительную таблицу.

«Олеся»

«Гранатовый браслет»

Самопожертвование во имя любви

Самоубийство во имя любви

Олесю избивают, над ней смеются, ее ругают (Олеся становится жертвой беснующейся толпы)

Желтков подвергает себя осмеянию тоже своего рода «толпы» (члены семьи Веры Николаевны смеялись, читая его письма)

Прощальные слова Олеси Ивану Тимофеевичу: «…Ну поезжай с Богом…»

Прощальные слова Желткова Вере Николаевне: «Дай Бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу…»

«Нитка дешевых красных бус, очевидно, нарочно повешенная на угол оконной рамы».

Бусы – «единственная вещь, которая осталась на память об Олесе и об ее нежной, великодушной любви»

Гранатовый браслет по просьбе Желткова повешен на икону.

Браслет – вещь, которая свидетельствовала о благоговении, вечном преклонении и рабской преданности предмету любви Желткова – Вере Николаевне

Уход Олеси из леса

Уход Желткова из жизни



На примере нашей таблицы мы смогли убедиться в том, что повесть «Олеся» и рассказ «Гранатовый браслет» действительно имеют сходные сюжетные и смысловые моменты. Заметим, что эти два произведения разделяют тринадцать лет! Именно через тринадцать лет после написания «Олеси» Куприн возвращается к теме «невозможности любви» в «Гранатовом браслете». И если в «Олесе» главные герои могли любить друг друга некоторое время и быть счастливы, то в «Гранатовом браслете» показана всего лишь безответная любовь Желткова.

VII. Обобщение урока.

В ходе нашего урока мы попытались выявить своеобразие романтического мироощущения в повести А.И.Куприна «Олеся». Для этого мы не просто повторили признаки романтизма, но и постарались найти их в «Олесе». Определив, что Олеся у Куприна является романтической героиней, мы представили ее художественный образ (составили портрет, используя заранее выписанные из текста цитаты). Далее мы обратились к концепции Жан Жака Руссо, рассмотрели ее основные положения и проследили за развитием руссоистских традиций в повести А.И.Куприна. Мы увидели, что писатель действительно следует Ж.-Ж. Руссо, противопоставляя «естественного человека» обществу (или «человеку, созданному цивилизацией»). «Естественным человеком», или человеком природы, в повести является Олеся, девушка, выросшая в лесу. Она живет далеко от людей, и поэтому счастлива. Но идиллия этого «дикого состояния» рушится, как только к девушке прикасается «цивилизованный человек» – Иван Тимофеевич. Мы убеждаемся, что «естественная личность» для Куприна может существовать только будучи изолированной от любой социальной среды. Олеся была недолго счастлива с Иваном Тимофеевичем. Их счастье, их любовь рушатся сразу, как только Олеся «соприкасается» с обществом, точнее с некоторыми его представителями – перебродскими жителями. Также мы провели параллель между повестью «Олеся» и рассказом «Гранатовый браслет» и убедились, что между ними во многом существует прямая связь. То, что в раннем творчестве Куприна (имеется в виду его повесть «Олеся») было просто уходом из леса, то уже в «Гранатовом браслете» становится уходом из жизни. Возможно, ключ к пониманию этого «перехода» нужно искать в системе мировоззренческих взглядов самого писателя.

Итак, мы можем сделать общий вывод по повести А.И.Куприна «Олеся». В этом произведении запечатлен авторский интерес к так называемому «естественному состоянию». Из купринских наблюдений вытекает производная проблема, приобретающая, однако, большое самостоятельное значение. Речь идет о раскрытии сложного взаимодействия между человеком природы («естественным человеком») и «человеком общества», о соотнесении стихии и культуры. С таких позиций рассматриваются Куприным вечные вопросы добра и зла, чувства и мысли, деяния и мечты.

VIII. Итоги урока.


11 Куприн А.И. Повести и рассказы. – М.,1987. – С.117. Далее цитируем по этому же изданию с указанием страницы в тексте и К.