|
Лексическая тема: Секреты животных
Логопедическое занятие «Родственные слова. Секреты животных»
Тема: Лексическая тема: Секреты животных.
Грамматическая тема: Родственные слова.
Предмет: логопедическое занятие.
Класс: 6 класс коррекционной школы VIII вида.
Тип занятия: отработка умений и рефлексии.
Продолжительность занятия: 40 мин.
Педагогическая цель: актуализация знаний по темам «Фонематический анализ и синтез слов», родственные слова.
Задачи
Образовательные:
- развивать навыки фонематических обобщений при звуковом анализе и синтезе слов;
- развивать навык словообразования слов;
- закреплять навык находить и выделять корень слова;
- уметь находить и образовывать однокоренные родственные слова,
объясняя лексическое значение слова;
- развивать навык правильного, осмысленного чтения;
-обогащать и активизировать словарный запас по теме: «Секреты животных».
- Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое и зрительное восприятие;
- развивать зрительно-моторную координацию и пространственную ориентировку;
- развивать навыки грамматически правильной речи
3. Воспитательные:
- воспитывать культуру речевого общения;
- формировать функции контроля и самоконтроля;
- воспитание внимательного и заботливого отношения к животным.
Методы и приемы используемые на логопедическом занятии
словесные: беседа, слово учителя, чтение;
практические: анализ слова, нахождение корня в слове, конструирование слов;
наглядные: схемы, опоры, презентация
Используемые технологии:
Технология на основе деятельностного подхода.
Здоровьесберегающие технологии.
Информационно-коммуникативные технологии.
Технология поэтапного формирования умственных действий.
Картинный материал, презентация.
Ход занятия
Орг.момент
Снежная вся улица.
За окном, снежок.
Наступила тишина,
начался урок.
Повторение:
Какие слова связанные с зимой вы слышали?
(Снежиночка, снежок)
Что общего в этих словах – корень - снеж- . Как можно назвать слова имеющие общий корень ( родственные)
Слайд 1. Дайте определение родственных слов.
Как вы думаете, какая тема нашего занятия?
Слайд 2.
Дети: Родственные слова
Нацелевание
Зимой очень холодно, и готовясь к зиме, мы приобретаем и одеваем теплые вещи. Так же и животные по своему готовятся к зиме.
Как вы думаете, есть ли у животных свои секреты при подготовке к зимовке?
Хотите их узнать?
Дети: да
Основная часть
А чтобы узнать эти секреты нам нужно превратиться в следопытов и пройти по следу.
Кто заметил, какие два родственных слова сейчас прозвучали.
Слайд 3
Следопыт - следы – однокоренные слова.
Какой общий корень этих слов – след.
Мы будем узнавать секреты животного, чьи следы вы найдете.
Дети ищут по классу следы.
Как вы думаете, чьи это следы?
Хотите узнать?
Переверните картинки и попробуйте составить слово?
Слайд 4
Ребус
Прочти по первым звукам
БЕЛКА
Чьи секреты мы будем сегодня искать?
Назовите первый звук в слове белка, дайте характеристику этого звука.
Назовите третий звук в слове белка, дайте характеристику этого звука.
Выделите четвертый звук в слове белка, дайте характеристику этого звука.
Назовите пятый звук в слове белка, дайте характеристику этого звука.
Где живет белка? Где ее домик?
Дети: В лесу. На дереве.
Слайд 5.
Логопед:
Вот тут дуб, а в нем дупло
Тайну спрятало оно,
Нужно родственные слова
Искать,
и секреты открывать.
Готовы открывать секреты? Для начала давайте немного разомнемся.
Динамическая пауза
Я буду читать пары слов, если они являются родственными хлопайте один раз в ладоши, если нет, то один раз топните.
Кот – котик, река – плот, рука – ручка, день – ночь, носки – нос, снег – снеговик, ткань – тканевый, стена – гвоздь, дом – домашний.
Слайд 6
Первое задание
Исключите лишнее слово. Объясните, почему оно
не является родственным.
Четвертый лишний
Лес
Лестница
Лесник,
Лесочек
Слайд 7
Вода
Водичка
водяной
водитель
Открывается дупло, первый секрет раскрывает оно.
Слайд 9
1 секрет
Белка - легкий и проворный лесной зверек с пышным хвостом. Осенью белки меняют шубку с рыжей на серую. Зимний мех у белки высокий, мягкий и пушистый, летний — более жёсткий, редкий и короткий.
Слайд 10
Второе задание
Назовите одним словом словосочетания и запишите, выделите корень:
маленький гриб…
много маленьких грибов…
суп из грибов…
человек, собирающий грибы…
ЧТЕНИЕ СЛОВ:
Гриб, грибок, грибочки, грибной, грибник.
Л.: - Сравните, что общего в этих словах?
- Что можно сказать о значении слов?
Открывается дупло, второй секрет раскрывает оно.
2 секрет
В беличьем меню есть много сушеных грибов. Сушат их белки сами, нанизывают на острые, сухие сучки или вешают на веточки. У грибов белочка съедает только шляпку, а ножку выбрасывает.
Слайд 14
Гимнастика для глаз
Белка дятла поджидала,
гостя вкусно угощала
Ну ка дятел посмотри
Вот орехи раз, два, три.
Пообедал дятел с белкой
и пошел играть в горелки
Слайд 15
Коррекция слухоречевого и зрительного восприятия, внимания и памяти.
(соединить родственные слова и запомнить их.)
куст
зима
белочка
мороз
гнездо
|
|
зимовать
гнездышко
кустик
беличий
заморозки
|
(После того как дети выполнят задание, слова второго столбика убираются, дети записывают в тетрадь пары родственных слов с опорой на слова первого столбика
Открывается дупло, третий секрет раскрывает оно
Слайд 17
3 секрет
Белочка выбирает только спелые орехи. Для этого она раскачивает ветку и смотрит, если ветка долго раскачивается, значит и орехов на ней много. Иногда в беличьих запасах бывает до трех и больше килограммов орехов.
Слайд 18
Физминутка
Физзарядкой ей не лень
(руки в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Заниматься каждый день.
(руки в стороны, вверх, в стороны, вниз)
С одной ветки, прыгнув смело,
(руки на поясе, прыжок влево)
На сучок она присела (присесть )
Вправо прыгнула потом,
(руки на поясе, прыжок вправо)
Покружилась над дуплом
( покружиться )
Влево – вправо целый день
(Прыжки влево-вправо)
Прыгать белочке не лень.
Слайд 19
Прочитайте текст. Озаглавьте его.
Белка
1 секрет
….- легкий и проворный лесной зверек с пышным хвостом. Осенью она меняют шубку с рыжей на серую ….. мех зимой мягкий и пушистый, летний — более редкий и короткий.
Слова для вставки: белка, Беличий
2 секрет
В …меню есть много сушеных грибов. Они сушат их сами, нанизывают на острые сухие сучки или вешают на веточки. У грибов ….съедает только шляпку, а ножку выбрасывает.
Слова для вставки: белки, белочка
3 секрет
…..выбирает только спелые орехи.
Для этого она раскачивает ветку и смотрит, если ветка долго
раскачивается, значит и орехов на ней много. Иногда в беличьих запасах
бывает до трех и больше килограммов орехов.
Слова для вставки: Белочка, беличьих.
Прочтите текст, найдите родственные слова, назовите их общий корень
Слайд 20
( Белка, белки, беличьем, белочка, (бельчонок…)
Подумайте можно ли подобрать к ним еще родственные слова
Слайд 21
Спешите один из секретов.
И вставьте правильно родственные слова
Слайд 2
Вспомните определение родственных слов и выберете правильный ответ на слайде
Подведение итога занятия.
Логопед: - Над какой темой мы сегодня работали? Чему научились? Какие моменты занятия вам особенно понравились? Почему?
Рефлексия
Оцените свою работу на занятии:
Продолжите предложения:
- Было интересно…
- Теперь я могу…
- Мне понравилось…
|
|
|