|
Природные ресурсы и условия, задачи и методы их экономической оценки
ТЕМА УРОКА: Природные ресурсы и условия, задачи и методы их экономической оценки
Тип урока: Урок формирования новых знаний и умений.
Цели урока: Вызвать интерес учащихся к изучению темы, продолжить формировать умение работать в группах с использованием карт и различных источников информации (Презентация: слайд 1-2)
Задачи урока:
Обучающая:
Дать представление о природные условия и природные ресурсы.
Классифицировать особенности ресурсов для развития и организации хозяйства
-
Выделить методы и задачи экономической оценки природных ресурсов
Охарактеризовать особенности размещения природно-ресурсного потенциала России для развития рынка.
Развивающая
Уметь анализировать, систематизировать и применять полученные новые знания
Воспитательная
Воспитание инициативности и уважения друг к другу.
Оборудование: Карта России, атласы, схемы и статистические материалы, учебники, мультимедиа и презентация.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Определение темы и целей урока.
Изучение нового материала:
Актуализация, опора на субъективный опыт учащихся.
Назовите известные вам виды природных ресурсов?
Какими видами ресурсов богата Россия?
Перечислите ресурсы, играющие огромную роль в экономике страны и почему?
Объясните, почему приоритетным в развитии экономики остаются отрасли ТЭК комплекса?
Знание терминов: ТСПР, рекультивация, терриконы, утилизация, экологическая экспертиза.
Что такое природные условия и ресурсы (Презентация: слайд 3)
Оценить природные условия жизни населения в России (работа в группах с атласами) Проанализируйте территориальные различия в степени благоприятности природных условий жизни населения (Презентация: слайд 3)
Классификация (группировки) природных ресурсов и условий в условиях многоцелевого характера их использования (Презентация: слайд 5)
(Презентация: слайд 6-9)
1)природная (по признаку принадлежности к тому или иному компоненту природы)
2)экологическая (по признаку исчерпаемости и возобновимости)
3) хозяйственная (по основным направлениям использования ресурсов)
Рыночная классификация ресурсов. (Презентация: слайд 10-11)
Ресурсы, имеющие стратегическое (оборонное) значение, торговля которыми чревата подрывом оборонной мощи страны (урановая руда и др.)
Ресурсы, имеющие широкое экспортное значение и обеспечивающие основной приток валютных поступлений (нефть, газ, алмазы, золото)
Ресурсы внутреннего рынка (имеющие, как правило повсеместное распространение)
Методы экономической оценки природных ресурсов (Презентация: слайд 12).
Выбор объекта
Критерии оценки
Ее показатели
Задачи экономической оценки ресурсов (Презентация: слайд 13).
1.оптимизация природопользования
2.совершенствование отраслевой и территориальной структуры хозяйства.
3.географический подход влияния природных факторов на величину экономической оценки
Два подхода в использовании и оценке природных ресурсов:
1)затратный подход - подход при котором, ценность источников природных ресурсов и их ТСПР определяется по суммарным затратам на их разведку и освоение
2) рентный подход - основанный на выявлении дополнительного экономического эффекта, возникающего при использовании данного (лучшего) ресурсного источника или ТСПР по сравнению с другими (основан на учете природных факторов и местоположения на величину экономической оценки)
Российская Федерация обладает огромными и разнообразными по видовому составу природно-ресурсным потенциалом, (работа со статистическими таблицами) (Презентация: слайд 14).
11. Размещение и проблемы развития сырьевой базы страны (работа со статистическими таблицами) (Презентация: слайд 15).
1)оцените регион России наиболее богатый разнообразными видами ресурсов
2)проанализируйте обеспеченность ресурсами нашего региона с точки зрения развития отраслей хозяйства
3)назовите наиболее обеспеченный регион лесными ресурсами
4)оцените регионы, наиболее обеспеченные гидроэнергетическими ресурсами с точки зрения их экономической и хозяйственной ценности.
5) Какие регионы с вашей точки зрения наиболее привлекательны для инвестиций в разработку ресурсов и почему?
9. Оценка важнейших ТСПР, учитывающая и условия их освоения
(работа с картосхемами) (Презентация: слайд 15).
1)назовите районы России с уникальным сочетанием ТСПР? (2/3 Сибирь и Дальний Восток)
2) Какие проблемы возникают при хозяйственном освоении данных районов?
3) Какие диспропорции возникли в размещении добывающих и перерабатывающих отраслей?
12. Проблемы, связанные с использованием природных ресурсов
(Презентация: слайд 17).
1. Сложные условия хозяйственного освоения регионов Сибири и Дальнего Востока.
2. Диспропорции в размещении добывающих и обрабатывающих отраслей, что привело к существенному увеличению затрат на транспорт.
3. Постоянное ухудшение качества добываемого сырья, горно-геологических и горнотехнических условий разработки месторождений.
4. Рост себестоимости добычи полезных ископаемых и удельные капиталовложения на единицу добываемого сырья.
5. Потери минеральных и лесных ресурсов при эксплуатации и переработке.
6. Некомплексное использование добытого сырья.
13. Пути решения проблем - (опережающее задание)
1)Ресурсосберегающая политика, с внедрением прогрессивных технологий обогащения и переработки минерального сырья.
2) Утилизация отходов горнопромышленного производства.
3) Рекультивация земель в районах добычи сырья.
4)Снижение затрат энергоемкости и материалоемкости.
5) Использование вторичного сырья(металлолома и, макулатуры, золы и злакошлаковых отходов ТЭС).
6) Система оборотного водоснабжения.
7) Создание территориально-производственных комплексов.
Закрепление
1) Для каких целей разрабатывается классификация природных ресурсов?
2) Какие задачи решает экономическая оценка природных ресурсов?
3)В чем проблемы использования природных ресурсов?
4) В чем суть различных методических подходов к оценке природных ресурсов?
Подведение итогов. Выставление оценок.
Домашнее задание : Предложите пути решения проблем, связанных с рынком использования природных ресурсов
|
|
|