|
Пояснительная записка «Шефство над малышами это интересно и ответственно!» Вожатые доо «Олимпика»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поздеевская основная общеобразовательная школа
Детское общественное объединение «Олимпика»
Социальный проект
«За собою поведем-делом нужным увлечем!»
Срок реализации проекта – 1 год
Организация работы с младшими школьниками.
7-9 классы
Домрачева Елена Павловна
Ст.вожатая МБОУ Поздеевской ООШ,
Д. Поздеево
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
«Шефство над малышами –
это интересно и ответственно!»
Вожатые ДОО «Олимпика»
Шефская работа в школе – важная составляющая воспитательного процесса. Она направлена на духовно-нравственное развитие каждого ребенка и формирование гражданского сознания. Шефство над младшими школьниками позволяет укрепить институт наставничества и формировать дружескую среду во всем школьном коллективе.
Цель шефской работы в школе - оказание помощи ученикам младшего возраста, мотивация учащихся на внеклассную работу, реализация интеллектуальных и творческих способностей детей.
При достижении цели решаются следующие воспитательные задачи:
- духовно-нравственное развитие школьников;
- воспитание чувства гражданственности и патриотизма;
- формирование чувства ответственности;
- вовлечение детей в процесс активной деятельности;
- организация внеурочного взаимодействия учащихся средней и младшей школы;
- стимулирование и создание ситуации успеха;
- организованное проведение свободного времени;
- создание атмосферы толерантности в детском коллективе.
Актуальность проекта
Закономерно, что выпускники детского сада, придя в школу и адаптировавшись в новом детском социуме, заимствуют поведенческую мотивацию у старших школьников. Объективные процессы трансформации воспитательной работы, построения высоконравственного социокультурного пространства в школе делает необходимым усиление роли актива учащихся средней и старшей ступени обучения, способного воздействовать на поведение учащихся начальной школы, умеющего организовать их культурный досуг на переменах, оказывать реальную помощь учителям и воспитателям младших школьников. Воспитание подрастающего поколения не может обойтись без активной пропаганды общественных ценностей: активности, толерантности, гражданской просвещённости. Эффективное решение проблем связанных с воспитанием невозможно без широкого участия самих учащихся школы.
Вожатый – это, прежде всего человек с активной жизненной позицией, лидер, способный повести за собой, следовательно, на занятиях большое внимание уделяется формированию и развитию лидерских навыков, самореализации учащихся. Раскрываются личностные качества подростка.
Работа в отряде вожатых представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, способствуя их взаимному обогащению, формированию новых устремлений; с другой стороны, происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями. Вышеуказанные причины способствовали разработке проекта сотрудничества старшего и младшего звена школы.
Ожидаемые результаты
- Обретение школьниками опыта социально активной жизни.
- Развитие творческих способностей и самореализация учащихся.
- Разнообразие видов деятельности младших школьников.
- Для младших школьников – приобретения новых друзей, нового жизненного опыта, дополнительное внимание и ощущение нужности, проявление интереса к их жизни. Подобное общение обогащает, дает ребенку положительный образ взрослого человека, который способен дарить заботу, решать бытовые вопросы, прийти на помощь в трудный момент.
- Для старших школьников – чувство сопричастности к проблемам младших детей, новые чувства и опыт во время общения с ребенком, возможность оказания реальной помощи.
В основе проекта используются воспитательные методы работы с учащимися:
- вовлечение в деятельность;
- сотрудничество;
- стимулирование;
- личный пример.
Данные направления включают в себя следующие виды деятельности:
Художественно - эстетическая деятельность(привитие интереса к видам художественного творчества).
Научно-познавательная деятельность(внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме кружков познавательной направленности, научного общества обучающихся, интеллектуальных клубов, библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т.п.).
Общественно - полезная деятельность(работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»; работа по озеленению класса, школы; организация дежурства в классе; встречи с представителями разных профессий; выставки поделок детского творчества; трудовые десанты, субботники; социальные пробы, коллективное творческое дело; социально-образовательные проекты и др).
Проектная деятельность(например, создание сборника пословиц, поговорок, загадок; викторины; сочинения собственных произведений; космонавты России; компьютеры вокруг нас; что можно сделать с мусором; кем я хочу быть; великие изобретения и т.д.)
Этапы работы учителя и учащихся над проектом
Этапы проекта
|
Задачи на данном этапе
|
Деятельность учащихся
|
Деятельность педагога
|
1. Запуск проекта
|
Определение темы и целей проекта.
Выбор рабочей группы.
|
Получают информацию. Обсуждают задание.
|
Мотивирует уч-ся. Объясняет цели проекта. Наблюдает.
|
2. Планирование работы
|
Анализ проблемы. Определение источников информации, определение способов её сбора и анализа.
Постановка задач и выбор критериев оценки результатов.
Распределение заданий и обязанностей между членами команды.
|
Уточняют информацию. Формируют задачи.
Вырабатывают план действий.
|
Предлагает идеи, высказывает предложения.
|
3. Информационный этап
|
Сбор информации. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.
|
Работают с информацией. Решают промежуточные задачи.
Выполняют исследование .
|
Наблюдает. Консультирует.
Косвенно руководит деятельностью.
|
4. Аналитико-деятельностный этап
|
Анализ информации.
Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта.
|
Анализируют информацию.
Обобщают результаты.
|
Наблюдает. Советует. Обобщает.
|
5. Собственно-проектный этап
|
Выполнение проекта.
|
Работают над проектом.
|
Наблюдает. Советует. Контролирует работу уч-ся.
|
6. Оформительско-презентационный этап
|
Возможные формы представления результатов: устный, письменный отчеты, фоторепортаж, видеофильм.
|
Отчитываются. Обсуждают. Оформляют проект
|
Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.
|
7. Проверка и оценка результатов
|
Анализ выполнения проекта.
Анализ достижений поставленной цели.
|
Участвуют в коллективном самоанализе проекта.
|
Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использованных источников.
Делает предложения по качеству отчета.
|
Этапы реализации проекта
Этапы проекта
|
Название этапов проекта
|
Периоды
|
1 этап
|
Организационный. Организация деятельности творческой группы (выбор темы проекта, форм и методов его реализации, сбор информации, выбор форм представления проекта, планирование сценариев организации досуга младших школьников).
|
Сентябрь 2013 год
|
2 этап
|
Практический(организация мероприятий с младшими школьниками согласно намеченному плану).
|
Октябрь 2013-апрель 2014
|
|
|
3 этап
|
Рефлексивно-обобщающий. (подведение итогов проектной деятельности, определение перспектив развития).
|
Май 2014 год
|
Описание этапов проекта
1 этап «Организационный»
Выбор темы проекта, форм и методов его реализации.
Обучающимся 7-8 классов было предложено реализовать проект по организации шефской помощи ученикам начальных классов нашей школы. Были обозначены направления деятельности, в которых дети могли реализовать себя:
Учащиеся заинтересовались предложенными направлениями деятельности, проект был назван «За собою поведем-делом нужным увлечем!»
Творческая группа разработала план мероприятий и согласовала его с учителями, работающими в начальной школе. Мероприятия планируется проводить одновременно в 1,2,3,4 классах нашей школы, т.к. она является малокомплектной.
2 этап «Практический»
Основные мероприятия проекта
Наименование мероприятия
|
Дата проведения
|
|
|
Подготовка и проведение праздника Осени «Осенняя мозаика».
|
октябрь
|
Подготовка и проведение классного часа по теме «Дружба».
|
ноябрь
|
Подготовка и проведение новогоднего праздника «Новогодняя сказка».
|
декабрь
|
Подготовка и проведение интеллектуальной игры «Удивительный мир природы».
|
январь
|
Подготовка и проведение спортивного мероприятия «От Древней Греции до Сочи 2014»
|
февраль
|
Подготовка и проведение КВН «Сказки водят хоровод»
|
март
|
Подготовка и проведение информационно- познавательного часа «Безопасная дорога домой»
Подготовка и проведение внеклассного мероприятия «Праздник красок».
|
апрель
|
Трудовой десант, благоустройство школьной территории
Проверка чистоты кабинетов, внешнего вида учащихся
Организация игр на переменках
|
сентябрь-май
|
|
|
|
|
Источники финансирования
Для осуществления задуманного проекта необходимы минимальные, но всё же денежные средства на приобретение канцелярских товаров, призов, грамот и т.д.
Список литературы, Интернет-ресурсов
http://138.uralschool.ru/
http://festival.1september.ru/
http://www.coolreferat.com/Общие_методы_воспитания
http://www.vashpsixolog.ru/primary-school-age/
http://pedsovet.org/
http://tehnologi.su/
|
|
|