Главная страница

Социальное пространство


Скачать 34.26 Kb.
Название Социальное пространство
Дата 12.02.2016
Размер 34.26 Kb.
Тип Документы

Любое явление жизни разворачивается в пространстве. Воспитательный процесс располагается и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные рамки.

Социальное пространство – это протяженность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед ребенком либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определенном образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля, транспорта и прочего. И все это создает социальную ситуацию, что важно для растущей личности ребенка. Когда говорят «среда воспитывает» - подразумевается, что только в социальной среде рождается «Я», только в единении с другими личность способна освобождаться от зависимости, приобрести способности к саморегулированию, к самоутверждению и к самоуправлению.
Семья, двор, школа, дом творчества – вот основной перечень этих слагаемых социального пространства.

Мы сегодня говорим о том, как уберечь детей от негативного влияния социального пространства, что может сделать школа и в частности мы педагоги.

Педагог осуществляет профессиональный перевод социальной ситуации развития ребенка в педагогическую. Не в состоянии изменить обстоятельства, он и не посягает на такого рода труд, лишь интегрирует происходящее, вскрывая сущность, снимая поверхностный слой, который доступен восприятию ребенка.

К примеру: Учитель узнает, что мальчик выпрыгнул из окна второго этажа. Об этом сообщают дети, смеясь и гордясь товарищем. «А ты о маме подумал?.. А что будет с отцом, если бы ты разбился, сломал себе ноги, руки? Ты играл со смертью – это твое право. Но сколько горя было за твоей спиной, и оно дожидалось, чтобы ты оступился …- так откликнулся учитель.

Педагогическая интерпретация совершается на уровне наивысших ценностей жизни, достойной Человека. Педагог не может завязать глаза воспитаннику, чтобы тот не видел черных сторон жизни, но не может и пройти мимо замечательных сторон человеческой культуры.

Методов воздействия на учащихся в педагогической практике каждого из нас очень много. Часто эти методы используются спонтанно, по наитию. В ход идут и беседы, диспуты и встречи с работниками правоохранительных органов и здравоохранения. Конечно, личный пример остается очень важным для воспитания обучающихся, тем более нашей школы. Ведь не секрет, что для некоторых из ребят, учитель является чуть ли не единственным положительным примером. А тут в ход идет и манера одеваться, манера говорить, тон, эмоции учителя и т.д.
В начальных классах самый действенный метод воспитания – сюжетно-ролевая игра. Игра – метод, позволяющий воспроизводить реальные, либо воображаемые действия.
Педагог может и должен использовать игру в качестве социально-профилактического воздействия на обучающихся. Дети могут сами создавать, моделировать ситуацию по подражанию, используя пример взрослых. А воспитатель, наблюдающий за игрой детей, должен ненавязчиво высказать свое мнение о правильности действий героев, помочь найти выход из создавшейся ситуации.

При проведении игры необходимо учитывать основные правила:

  • До начала игры обсуждаются правила, ситуация, распределяются роли.

  • Учитель следит за соблюдением правил игры

  • Участие в игре должно быть добровольным

  • Важно соблюдать соответствующий темп игры

  • Во время игры учитель должен проявлять максимум внимания, такта, доброжелательности к учащимся, чтобы неуместными замечаниями не повлиять на активность и инициативу детей.

  • Нежелательно во время игры делать дисциплинарные замечания.

  • В игре младшие школьники должны чувствовать себя свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности

  • По окончанию игры обязательно обсуждение ситуации и найденного решения


Во время игры учитель наблюдает за действиями детей и для себя может сделать выводы об окружающем каждого игрока социуме, ведь дети – великие подражатели. Сделав выводы, учитель может спланировать последующую работу с детьми «группы риска».
И далее идут в ход другие методы:

  • Беседы с учащимися и их родителями,

  • Встречи с работниками правоохранительных органов и здравоохранения

  • Работа психолога с учащимися и их родителями

  • Проведение внеклассных мероприятий

  • Чтение и обсуждение книг

  • Просмотр документальных фильмов с последующим обсуждением

  • Посещение театров и выставок

  • Организация чаепития совместно с родителями


В моем классе на сегодняшний день у детей нет дурных привычках, хотя имеется практически в каждой семье родительский пример курения и злоупотребления алкоголем, сквернословие. Поэтому я считаю, что в начальной школе воспитание надо начинать с родителей, но, к сожалению, они плохо поддаются нашему влиянию.
Беда многих школьников – их жестокость. Ударить, оскорбить для многих не является плохим проступком. Но если оставлять такие проступки безнаказанными, то эта ситуация выльется в более страшные действия. Поэтому я стараюсь не оставлять такие проступки без внимания.