|
Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной несформированностью языковых и речевых средств в 3 классе
Государственное казенное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение Свердловской области
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
"Каменск-Уральская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 23"
Рабочая программа
по коррекции дисграфии, обусловленной несформированностью
языковых и речевых средств
в 3 классе
на 201_-201_ учебный год
количество часов в неделю – 3
Учитель-логопед:
Составлена в соответствии с программой «Коррекция аграмматической дисграфии» (Е.В. Мазанова, 2006 г)
Прошла экспертизу на заседании методического объединения, протокол №____ от «____» _____201_г.
Пояснительная записка
Обоснование - Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве общего недоразвития речи. Несформированность грамматической, лексической и фонематической сторон речи ребенка проявляется на письме множеством специфических ошибок. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. У детей наблюдается в устной речи и на письме аграмматизмы, которые проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене частей слова, в нарушениях при составлении предложно-падежных конструкций, нарушениях согласования и словоизменения. При этой форме дисграфии отмечаются также сложности в построении сложных предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.
Нарушение письма у ребенка при аграмматической дисграфии носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.
Название программы – Коррекция дисграфии у младших школьников, обусловленной несформированностью языковых и речевых средств
Рабочая программа рассчитана на 90 ч (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения)
Учебное пособие: рабочие тетради «Учусь работать со словом» для обучающихся по программе «Коррекция аграмматической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г)
Программа составлена для учащихся 3 классов, с нарушением письма, обусловленным несформированностью языковых и речевых средств
УМК учителя - методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Коррекция аграмматической дисграфии» (автор: Е.В. Козырева, 2006 г)
УМК обучающегося – рабочие тетради «Учусь работать со словом» для обучающихся по программе «Коррекция аграмматической дисграфии»
Цели и задачи курса (в целях курса учитываются цели и задачи
школы, МО):
Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.
Обогащение, закрепление и активизация словаря: имена существительными, глаголами, наречиями.
Формирование понимания значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов.
Закрепление правильных грамматических форм в письменной речи.
Ключевые ЗУНы, которые приобретут учащиеся за учебный
период :
Знать:
- Знать и понимать значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов;
- как дифференцировать оппозиционные звуки;
- как образовать новое слово при помощи суффиксов и приставок;
- обобщающие понятия предметов, явлений природы.
Уметь:
Владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне.
Обобщать и классифицировать предметы.
Не допускать часто повторяющихся ошибок в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже с ориентацией на их окончание.
Различать на слух и в произношении смешиваемые звуки.
Составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками.
Восстанавливать деформированные предложения и текст.
Практическая деятельность:
- анализ и оценка функционального состояния артикуляционного аппарата;
- составление алгоритма по работе со смешиваемыми звуками (оппозиционными) и буквами (сходными графически), по работе с текстом, по подготовки к списыванию и письму под диктовку;
- работа в логопедических тетрадях;
- организация и проведение занятий в игровой форме.
Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий
Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты:
используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является:
научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.
ожидаемые результаты:
ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
ученик, с достаточно развитой импрессивной и экспрессивной речью для усвоения учебных программ на минимальном базовом уровне.
Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:
игровые,
наглядно-демонстрационне,
словесные.
Принципы логопедической работы:
наглядность,
доступность,
системность,
комплексность,
принцип развития,
онтогенетический принцип.
Формы организации деятельности учащихся:
- групповая
- работа в парах
- индивидуальная
Сводная таблица по видам контроля
Виды контроля
|
1 четверть
|
2 четверть
|
3 четверть
|
4
Четверть
|
Год
|
итого
|
Проведение диагностик речи и письма
|
1
|
|
|
1
|
|
2
|
Количество плановых проверочных работ
|
1
|
2
|
3
|
2
|
|
8
|
Содержание коррекционной работы реализуется на протяжении
трех взаимосвязанных этапов:
I этап
Обучение связности высказывания.
Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
II этап
1. Усвоение языковых средств межфразовой связи.
2. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
3. Формирование наиболее сложных и менее продуктивных форм словоизменения.
4. Развитие фонематического анализа и синтеза.
5. Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).
III этап
Закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению менее продуктивных форм словоизменения:
закрепление навыка употребления предложно-падежных конструкций с именами существительными в косвенных падежах;
согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах;
согласование местоимений с существительными.
Учебно - тематический план
№ пп
|
Тема занятий
|
Содержание
|
Количество часов
|
|
Развитие навыков словообразования и словоизменения (29 часов)
|
1
|
Родственные слова
|
Знакомство с понятием родственное слово. Подбор родственных слов, знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Развитие словаря. Подготовка к словообразованию
|
2
|
Слово. Однокоренные слова
|
2
|
Корень слова
|
Знакомство с понятием корень. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня в серии слов. Правописание родственных и однокоренных слов
|
2
|
Словообразование
|
3
|
Приставка.
|
Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Словообразование при помощи приставок. Работа с антонимами
|
3
|
Образование слов при помощи приставок
|
4
|
Суффикс
|
Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по темам: профессии, существительные с уменьшительно-ласкательным значением и так далее. Выбор суффикса. Дифференциация суффиксов
|
3
|
Образование слов при помощи суффиксов
|
5
|
Мофологический состав слова
|
Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Тренировка в языковом анализе. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов
|
2
|
|
Проверочная работа
|
|
1
|
6
|
Предлоги
Предлоги – в-на
Предлоги – на-над
Предлоги – к -от
Предлоги – в-из
Предлоги – от - из
Предлоги – с - со
Предлоги – в – у
|
Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога
|
15
|
|
Проверочная работа
|
|
1
|
|
Развитие навыков согласования и управления (21час)
|
7
|
Употребление существительных в косвенных падежах
|
Знакомство с падежами существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Работа по словоизменению. Преодоление аграмматизма падежных окончаний в устной речи
|
9
|
|
Проверочная работа
|
|
1
|
8
|
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе
|
Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию. Соотнесение рода предмета и признака. Работа с антонимами, синонимами
|
2
|
9
|
Согласование прилагательных с существительными в падеже
|
Согласование существительных с прилагательным в роде. Соотнесение предмета и признака в различных предложнопадежных конструкциях. Преодоление аграмматизма падежных окончаний прилагательных в устной речи
|
2
|
10
|
Согласование глагола с существительным в числе
|
Работа по словоизменению. Соотнесение числа существительного с числом
глагола. Обогащение словаря действий. Преодоление устного аграмматизма. Развитие внимания, мышления и восприятия
|
2
|
11
|
Согласование глагола с существительным в роде
|
Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению.
Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами
|
2
|
12
|
Согласование глагола с существительным во времени
|
Знакомство с тремя временами глагола.
Развитие умений постановки вопроса к словам, обозначающим действия предмета. Изменение глагола, по временам. Развитие пространственно-временных отношений. Дифференциация родовых и временных понятий
|
2
|
|
Проверочная работа
|
|
1
|
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (21 час)
|
13
|
Звуки С - С, Ш
|
Дифференциация звуков С — С, Ш в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза
|
3
|
14
|
Звуки 3 - 3', Ж
|
Дифференциация звуков 3 — 3', Ж в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие
фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза
|
3
|
15
|
Звуки С - С, Ц
|
Дифференциация звуков С - С, Ц в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза
|
3
|
16
|
Звуки Ч – Щ
|
Дифференциация звуков Ч — Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза
|
3
|
17
|
Звуки Ч — ТЬ
|
Дифференциация звуков Ч — ТЬ в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза
|
2
|
18
|
Звуки Ч — Ш
|
Дифференциация звуков Ч — Ш в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок
|
3
|
19
|
Звуки Ч — Ц
|
Дифференциация звуков Ц — Ч в слогах,
словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза
|
3
|
|
Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста
проводится на основном этапе работы во время дифференциации
оппозиционных пар звуков
|
|
Проверочная работа
|
|
1
|
Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака (5 часов)
|
20
|
Мягкий знак
|
Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения
|
4
|
|
Проверочная работа
|
|
1
|
|
Предложение (10 часов)
|
21
|
Предложение
|
Соотнесение предложений с графической схемой. Знакомство со словосочетанием и предложением. Объяснение связей в предложении. Построение сложных предложений различного типа. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение — словосочетание — текст
|
4
|
22
|
Состав предложения
|
Наблюдение связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла фразы в зависимости от перестановки слов в предложении, изменения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями
|
5
|
|
Проверочная работа
|
|
1
|
|
Текст (4 часа)
|
23
|
Работа с текстом
|
Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых связей текста
|
3
|
|
Проверочная работа
|
|
1
|
Планирование контроля
Проведение пре- и пост-тестов (письменные ответы на задания тестового типа).
№ раздела по теме
|
Тема
|
Месяц
|
№ 5
|
Словообразование
|
октябрь
|
№ 6
|
Словоизменение
|
ноябрь
|
№ 7
|
Управление
|
декабрь
|
№ 12
|
Согласование
|
январь
|
№ 19
|
Дифференциация фонем
|
февраль
|
№ 20
|
Обозначение мягкости Ь
|
март
|
№ 22
|
Предложение
|
апрель
|
№ 23
|
Текст
|
май
|
Литература
Для учителя
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у детей с ОНР., СПб.: «Детство - Пресс», 2001.
Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. Развитие фонематического слуха у детей., СПб.: «Лань», 1999.
Беляева А.И.. Изучение состояния речевых процессов детей с ОНР.//Логопед.2004
Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.
Волкова Л.С. Логопедия., М., 1995.
Сборник. «150 тестов, игр, упражнений» АСТ, М., - 2002г.
Сенсомоторика. Внимание // Диагностический инструментарий детского психолога/Под ред. И.В.Дубровиной.- Вып.1. - Н.Новгород, 1996. — С.23-26.
Кукушкина.В.С. Н.А.Румега Логопедия в школе.– глава 6 - М., 2004г
Левина Р.Е.. Недостатки чтения и письма у детей.
Логопедия в школе: практический опыт/ Под редакцией
Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.
Мазанова Е.В. Логопедия. М.: «Аквариум бук», 2004.
Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.//Логопед. 2004.№ 2.
Трубникова. Н.М. Структура и содержание речевой карты: Учебно-методическое пособие/Екатеринбург, 1998г.
Для ученика
Горбачевская Н.Ю., Елецкая О.В. Развитие пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. Логопедическая тетрадь с заданиями.
Мазанова Е.В. Преодоление нарушение письма: логопедическая тетрадь «Учусь работать со словом»., М., 2006.
Павлова Т.А. альбом по развитию пространственного ориентирования у младших школьников. М., «Школьная пресса», 2004.
Приложение
Содержание приложения:
Психолого-педагогическая характеристика детей
Диагностика письменной речи (сентябрь)
Диагностика письменной речи (май)
Проверочные работы
1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся:
Диагностика письменной речи (сентябрь)
Цель: выявить учащихся с нарушениями письма и определить причины данного нарушения
Задачи:
подготовить дидактический материал для диагностики
провести анализ письменных работ; провести обследование устной речи
по результатам обследования сформировать группы для коррекционной работы
Речевой материал (Садовникова И.Н.):
Диктант.
Ночной праздник.
Ночь наступила лунная, росистая. Порхали огромные ночные бабочки. Тихо чертили небосклон летучие мыши. Раскрывались белые пахучие цветы. Вскоре закружили в воздухе зеленые огоньки светлячков. Еще гуще засеребрилась трава. Ярче заблестели ночные причудливые цветы. Даже шорохи затихли в чащобе. Тайга начинала свой ночной праздник.
Слова для справок:
Для определения лексического значения слова: росистая, небосклон, причудливые, чащоба.
Для письменного разбора: закружили, вскоре, засеребрилась, даже.
Критерии:
каждая дисграфическая ошибка – 1 балл.
исправления, грязь – 3 балла.
колебания в выборе букв, замена сходных графически букв – 2 балла.
нестабильный почерк – 1 балл.
Письмо в норме – 0 – 3,5 балла
Неспецифические ошибки - 4 – 7,5 баллов
Специфические ошибки - 8 - 11,5 баллов
(по типу литеральной, вербальной или оптической дисграфии дисграфии)
Дисграфия различного генеза – 12 баллов и выше.
Анализ дисграфических ошибок младших школьников
|
|
Виды ошибок
|
№
|
Ф.И
|
Фонетико-фонематические
|
Анализа и синтеза,
Выделение предложения из текста и слова из предложения
|
Графические ошибки
|
Орфографические
|
|
|
Пропуск букв и слогов
|
Обозначение мягкости согласных гласными
|
Обозначение мягкости согласных «Ь»
|
Акустические замены
|
Добавление букв, слогов, слов перестановки
|
Отсутствие точки, заглавной буквы
|
Слитное написание слов, предлогов
|
Раздельное написание слов, приставок
|
Пропуск, замена слова
|
Замена по графическому сходству, зеркальное написание
|
Исправления
|
Безударные гласные
|
Гласные после шипящих
|
Словарные слова
|
Имена людей, клички животных
|
Перенос
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Диагностика письма (май), (речевой материал О.А.Оксимец)
Цель: оценить степень усвоения навыков письма, обусловленных развитием:
операций звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза – тест № 1;
речедвигательного, речеслухового, зрительного анализаторов – тесты №№ 2-3;
произвольного внимания – тесты № 4, № 6;
операции смысловой обработки и прогнозирования письменного текста –тест № 5;
двигательного анализатора – тест № 7.
1 тест
|
Написать под диктовку слова (слово произносится орфографически только один раз).
Велосипедист, милиционер, холодильник, аквариум, транспорт.
|
1.Ошибка в порядке и количестве букв и слогов – 1 балл.
2.Орфографические ошибки не считать.
|
2 тест
|
Запомнить предложение, написанное на доске – первое предъявление – 15 сек, перерыв – 10 сек., второе предъявление – 15 сек.
Первый чистенький снежок падает на мерзлую землю. –16 слогов.
|
1. Неточность в написании предложения (пропуск, искаже-ние, перестановка слов)– 1 балл.
|
3 тест
|
Записать под диктовку – произносить предложения 2 раза орфографически, перерыв 10 секунд.
Ранней весной прилетела птичка и стала вить гнёздышко. – 17 слогов
|
|
4 тест
|
Исправить 5 ошибок, списать правильно. (Работа по карточкам)
Шарик лает, дорбо охраняет, злых люде во твор не пускат_
|
1.Неисправленная ошибка – 1 балл.
2.Неправильно исправленная ошибка – 0,5 баллов.
|
5 тест
|
Добавить нужные по смыслу слова. Списать предпоследнее предложение. (Работа по карточкам.)
Прошло жаркое лето. Наступила ___________. Дни стали ___________. По небу поплыли серые ___________. Заморосил мелкий холодный __________. Трава на лесной полянке ______. Цветы ___________.
В лужах плавают осенние листья. Птицы готовятся к ______________.
|
1. Слово подобрано правильно-0 баллов.
2. Слово подобрано с учетом темы, но в текст вписывается недостаточно – 0,5 баллов.
3. Слово не соответствует теме, хотя само предложение дополняет правильно – 1 балл.
4.Слово отсутствует или подо-брано неправильно – 2 балла.
5. Списано не то предложение –
1 балл.
|
6 тест
|
Списывание – проверяется по тестам №№ 4-5.
|
1.Каждая ошибка – 1 балл.
|
7 тест
|
Каллиграфия – проверяется по всей работе.
|
1.Исправления, грязь – 3 балла.
2.Колебания в выборе букв – 2 балла.
3. Нестабильный почерк – 1 балл.
|
Критерии:
Письмо в норме – 0 – 3,5 балла
Неспецифические ошибки - 4 – 7,5 баллов
Специфические ошибки - 8 - 11,5 баллов
(по типу литеральной, вербальной или оптической дисграфии дисграфии)
Дисграфия различного генеза – 12 баллов и выше.
Инструкция к диагностике письма – 2 класс.
Сейчас вам надо будет выполнить задания, которые помогут выявить ваше умение рассуждать, оценивать вашу зрительную и слуховую память, ваше умение красиво и аккуратно писать.
Это не контрольная работа и оценка выставлена не будет.
Я также хочу посмотреть, умеете ли вы работать самостоятельно. Постарайтесь писать, как можно лучше.
1 тест.
Я прочитаю слово так, как оно пишется только один раз.
Слушайте и запоминайте, как оно звучит.
Запишите.
2 тест.
-
Я покажу предложение, записанное на доске два раза с небольшим перерывом.
В первый раз прочитайте предложение, поймите его смысл.
Во время перерыва повторите его про себя.
Второй раз прочитайте глазами так, как оно записано. Запомните.
Пишите.
3 тест.
Я прочитаю предложение два раза с небольшим перерывом.
В первый раз прослушайте его, поймите смысл.
Повторите про себя.
Второй раз запоминайте, как звучит предложение.
Пишите.
4 тест. А)
Работаем в карточках.
Прочитайте задание.
Поймите его.
Выполните задание.
Б)
Прочитайте рассказ полностью.
Поймите его.
Добавьте нужные по смыслу слова.
Прочитайте задание – выполните его.
5 тест.
Проверочная работа №1 (раздел «Словообразование»)
Выдели корень в словах
Лес, лесок, лесник, лесочек.
Кот, котик, котята, котёнок.
Лист, листья, листок, листочек.
Подбери однокоренные слова к слову дом. Выдели корень.
Преврати большие предметы в маленькие с помощью волшебных суффиксов –ик-,-ищ-,-ин-. Запиши полученные слова в тетрадь.
Рука, нога, дом, стол, нос, усы, кот.
Вставь нужные приставки в словах – за, вы, по.
Выдели приставки.
___звенел в школе звонок. Ученики ___шли из класса. Миша ___шёл домой. Дома он ___учил уроки.
Прочитай предложения и исправь ошибки. Запиши предложения верно.
Мама пришла от магазина. На второе подали пюре с картофеля. Маша вернулась из бабушки. Козленок бежит из волка от козы. Мама испекла пирог с сливой.
Проверочная работа № 2 (раздел «Словоизменение»)
Прочитай слова. Составь из них словосочетания.
БЕЗ ЧЕГО?
|
Лошадь – седло
Собака – цепь
Кастрюля – крышка
Машина – руль
Корабль - паруса
|
Прочитай предложения, найди и подчеркни слова, отвечающие на вопросы КОМУ? ЧЕМУ?
На вокзале мы вышли к вагонам. На праздник к детям пришел Дед Мороз. Дорога подходит к самым домам.
Составь из записанных слов предложения так, чтобы к каждому слову можно было задать вопрос ЧЕМ? Образец: нос – собака чует (чем?) носом.
Лом, молоток, нос, веник, нитка, клюв.
Прочитай пары слов и составь с ними предложения. Образец: петух – забор, Петух сидит на заборе.
Девочка – дверь, мальчик – брюки, бабочка – колокольчик.
Проверочная работа № 3 (раздел «Согласование»)
Прочитай текст и вставь слова, обозначающие признаки предмета. Спиши текст и подпиши вопросы к словам, обозначающим признаки предметов.
Первая прогулка
На -------- тропинку из ---------- кустов выскочил первый цыпленок. Следом за ним второй цыпленок. А потом и ----------- цыплята. Вот показалась мама-курица. Она посмотрела по сторонам и повела своих ----------- цыплят на прогулку.
Прочитай текст и вставь слова, обозначающие действия предмета. Спиши текст и подпиши вопросы к словам, обозначающим действия предметов.
Лето
Вот--------- лето. Митя с отцом --------- на сенокос. Весь --------- день мальчик. Пока папа ------ траву, Митя ------ ягоды в лесу, ---- рыбу в ближайшем пруду, ----- в душистом сене. Вечером они ----- домой. Счастливый Митя с жаром ----- обо всем маме.
Проверочная работа № 4 (раздел «Предложение, текст»)
Составь предложения и запиши их в тетрадь.
Лампу, стола, со, убрали.
Кошка, котенком, спят, с, на, крыше.
В, мы, видели, со, слона, слоненком, зоопарке.
Прочитай текст, подумай, чем могла закончиться эта история? Запиши свой рассказ в тетрадь.
Кот Васька и мышки
Кот Васька спал на подоконнике. В это время из норки тихонько вылезли две мышки. Они были серенькие. Хвостики у них длинные, лапки коротенькие. Ушки у мышек маленькие, а зубки остренькие. Стали мышки пробираться на кухню. Тут кот Васька уши навострил, втянул носом воздух и раскрыл широко глаза. Мышки замерли от страха. Прыгнул Васька с подоконника. Мышки бросились в разные стороны. Стал кот метаться по комнате: то за одной бросится, то к другой прыгнет………
Проверочная работа № 3 (раздел «Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака»)
Прочитай текст и вставь в слова, где необходимо, Ь. Спиши текст.
За малиной
Наступил июл_ . Стоит сил_ная жара. Ребята идут в лес_ за грибами и ягодами. На кустах круп_ные душистые ягоды. Вот Ол_га. Она л_юбит малину. У неё пол_ная корзина ягод. Никита помогант ол_ге нести ягоды. К вечеру жара спала. Надвинулас_ тём_ная туча. Ребята быс_тро бегут к дому.
|
|
|