Главная страница

Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной несформированностью языковых и речевых средств в 3 классе


Скачать 271.86 Kb.
Название Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной несформированностью языковых и речевых средств в 3 классе
Дата 26.02.2016
Размер 271.86 Kb.
Тип Рабочая программа

Государственное казенное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение Свердловской области

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

"Каменск-Уральская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 23"

Рабочая программа

по коррекции дисграфии, обусловленной несформированностью

языковых и речевых средств
в 3 классе

на 201_-201_ учебный год
количество часов в неделю – 3

Учитель-логопед:


Составлена в соответствии с программой «Коррекция аграмматической дисграфии» (Е.В. Мазанова, 2006 г)

Прошла экспертизу на заседании методического объединения, протокол №____ от «____» _____201_г.




Пояснительная записка

Обоснование - Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве общего недоразвития речи. Несформированность грамматической, лексической и фонематической сторон речи ребенка проявляется на письме множеством специфических ошибок. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. У детей наблюдается в устной речи и на письме аграмматизмы, которые проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене частей слова, в нарушениях при составлении предложно-падежных конструкций, нарушениях согласования и словоизменения. При этой форме дисграфии отмечаются также сложности в построении сложных предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.

Нарушение письма у ребенка при аграмматической дисграфии носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

Название программы – Коррекция дисграфии у младших школьников, обусловленной несформированностью языковых и речевых средств

Рабочая программа рассчитана на 90 ч (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения)

Учебное пособие: рабочие тетради «Учусь работать со словом» для обучающихся по программе «Коррекция аграмматической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г)

Программа составлена для учащихся 3 классов, с нарушением письма, обусловленным несформированностью языковых и речевых средств

УМК учителя - методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Коррекция аграмматической дисграфии» (автор: Е.В. Козырева, 2006 г)

УМК обучающегося – рабочие тетради «Учусь работать со словом» для обучающихся по программе «Коррекция аграмматической дисграфии»

Цели и задачи курса (в целях курса учитываются цели и задачи
школы, МО):


  1. Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.

  2. Обогащение, закрепление и активизация словаря: имена существительными, глаголами, наречиями.

  3. Формирование понимания значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов.

  4. Закрепление правильных грамматических форм в письменной речи.

Ключевые ЗУНы, которые приобретут учащиеся за учебный
период :


Знать:

- Знать и понимать значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов;

- как дифференцировать оппозиционные звуки;

- как образовать новое слово при помощи суффиксов и приставок;

- обобщающие понятия предметов, явлений природы.

Уметь:

  • Владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне.

  • Обобщать и классифицировать предметы.

  • Не допускать часто повторяющихся ошибок в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже с ориентацией на их окончание.

  • Различать на слух и в произношении смешиваемые звуки.

  • Составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками.

  • Восстанавливать деформированные предложения и текст.


Практическая деятельность:

- анализ и оценка функционального состояния артикуляционного аппарата;

- составление алгоритма по работе со смешиваемыми звуками (оппозиционными) и буквами (сходными графически), по работе с текстом, по подготовки к списыванию и письму под диктовку;

- работа в логопедических тетрадях;

- организация и проведение занятий в игровой форме.

Критерии оценивания различных видов работ:

Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий

Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты:

используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является:

научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.

ожидаемые результаты:

  • ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;

  • ученик, с достаточно развитой импрессивной и экспрессивной речью для усвоения учебных программ на минимальном базовом уровне.

Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:

  • игровые,

  • наглядно-демонстрационне,

  • словесные.

Принципы логопедической работы:

  • наглядность,

  • доступность,

  • системность,

  • комплексность,

  • принцип развития,

  • онтогенетический принцип.

Формы организации деятельности учащихся:

- групповая

- работа в парах

- индивидуальная

Сводная таблица по видам контроля


Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4

Четверть

Год


итого

Проведение диагностик речи и письма

1







1




2

Количество плановых проверочных работ

1

2

3

2




8


Содержание коррекционной работы реализуется на протяжении

трех взаимосвязанных этапов:

I этап

  1. Обучение связности высказывания.

  2. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

II этап

1. Усвоение языковых средств межфразовой связи.

2. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

3. Формирование наиболее сложных и менее продуктивных форм словоизменения.

4. Развитие фонематического анализа и синтеза.

5. Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).
III этап

Закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению менее продуктивных форм словоизменения:

  • закрепление навыка употребления предложно-падежных конструкций с именами существительными в косвенных падежах;

  • согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах;

  • согласование местоимений с существительными.

Учебно - тематический план

пп

Тема занятий

Содержание

Количество часов




Развитие навыков словообразования и словоизменения (29 часов)

1

Родственные слова

Знакомство с понятием родственное слово. Подбор родственных слов, знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Развитие словаря. Подготовка к словообразованию

2

Слово. Однокоренные слова

2

Корень слова

Знакомство с понятием корень. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня в серии слов. Правописание родственных и однокоренных слов

2

Словообразование

3

Приставка.

Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Словообразование при помощи приставок. Работа с антонимами

3

Образование слов при помощи приставок

4

Суффикс

Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по темам: профессии, существительные с уменьшительно-ласкательным значением и так далее. Выбор суффикса. Дифференциация суффиксов

3

Образование слов при помощи суффиксов

5

Мофологический состав слова

Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Тренировка в языковом анализе. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов

2




Проверочная работа




1

6


Предлоги

Предлоги – в-на

Предлоги – на-над

Предлоги – к -от

Предлоги – в-из

Предлоги – от - из

Предлоги – с - со

Предлоги – в – у

Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога

15




Проверочная работа




1




Развитие навыков согласования и управления (21час)

7

Употребление существительных в косвенных падежах


Знакомство с падежами существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Работа по словоизменению. Преодоление аграмматизма падежных окончаний в устной речи

9




Проверочная работа




1

8

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе

Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию. Соотнесение рода предмета и признака. Работа с антонимами, синонимами

2

9

Согласование прилагательных с существительными в падеже

Согласование существительных с прилагательным в роде. Соотнесение предмета и признака в различных предложнопадежных конструкциях. Преодоление аграмматизма падежных окончаний прилагательных в устной речи

2

10

Согласование глагола с существительным в числе

Работа по словоизменению. Соотнесение числа существительного с числом

глагола. Обогащение словаря действий. Преодоление устного аграмматизма. Развитие внимания, мышления и восприятия

2

11

Согласование глагола с существительным в роде

Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению.

Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами

2

12

Согласование глагола с существительным во времени

Знакомство с тремя временами глагола.

Развитие умений постановки вопроса к словам, обозначающим действия предмета. Изменение глагола, по временам. Развитие пространственно-временных отношений. Дифференциация родовых и временных понятий

2




Проверочная работа




1

Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (21 час)

13

Звуки С - С, Ш

Дифференциация звуков С — С, Ш в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза

3

14

Звуки 3 - 3', Ж

Дифференциация звуков 3 — 3', Ж в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие

фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза

3

15

Звуки С - С, Ц

Дифференциация звуков С - С, Ц в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза

3

16

Звуки Ч – Щ

Дифференциация звуков Ч — Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза

3

17

Звуки Ч — ТЬ

Дифференциация звуков Ч — ТЬ в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза

2

18

Звуки Ч — Ш

Дифференциация звуков Ч — Ш в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок

3

19

Звуки Ч — Ц

Дифференциация звуков Ц — Ч в слогах,

словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза

3




Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста

проводится на основном этапе работы во время дифференциации

оппозиционных пар звуков




Проверочная работа




1

Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака (5 часов)

20

Мягкий знак

Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения

4




Проверочная работа




1




Предложение (10 часов)

21

Предложение

Соотнесение предложений с графической схемой. Знакомство со словосочетанием и предложением. Объяснение связей в предложении. Построение сложных предложений различного типа. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение — словосочетание — текст

4

22

Состав предложения


Наблюдение связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла фразы в зависимости от перестановки слов в предложении, изменения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями

5




Проверочная работа




1




Текст (4 часа)

23

Работа с текстом

Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых связей текста

3




Проверочная работа




1

Планирование контроля

Проведение пре- и пост-тестов (письменные ответы на задания тестового типа).

№ раздела по теме

Тема

Месяц

№ 5

Словообразование

октябрь

№ 6

Словоизменение

ноябрь

№ 7

Управление

декабрь

№ 12

Согласование

январь

№ 19

Дифференциация фонем

февраль

№ 20

Обозначение мягкости Ь

март

№ 22

Предложение

апрель

№ 23

Текст

май

Литература

Для учителя

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у детей с ОНР., СПб.: «Детство - Пресс», 2001.

  2. Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. Развитие фонематического слуха у детей., СПб.: «Лань», 1999.

  3. Беляева А.И.. Изучение состояния речевых процессов детей с ОНР.//Логопед.2004

  4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.

  5. Волкова Л.С. Логопедия., М., 1995.

  6. Сборник. «150 тестов, игр, упражнений» АСТ, М., - 2002г.

  7. Сенсомоторика. Внимание // Диагностический инструментарий детского психолога/Под ред. И.В.Дубровиной.- Вып.1. - Н.Новгород, 1996. — С.23-26.

  8. Кукушкина.В.С. Н.А.Румега Логопедия в школе.– глава 6 - М., 2004г

  9. Левина Р.Е.. Недостатки чтения и письма у детей.

  10. Логопедия в школе: практический опыт/ Под редакцией

  11. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.

  12. Мазанова Е.В. Логопедия. М.: «Аквариум бук», 2004.

  13. Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.//Логопед. 2004.№ 2.

  14. Трубникова. Н.М. Структура и содержание речевой карты: Учебно-методическое пособие/Екатеринбург, 1998г.



Для ученика

  1. Горбачевская Н.Ю., Елецкая О.В. Развитие пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. Логопедическая тетрадь с заданиями.

  2. Мазанова Е.В. Преодоление нарушение письма: логопедическая тетрадь «Учусь работать со словом»., М., 2006.

  3. Павлова Т.А. альбом по развитию пространственного ориентирования у младших школьников. М., «Школьная пресса», 2004.


Приложение
Содержание приложения:

  • Психолого-педагогическая характеристика детей

  • Диагностика письменной речи (сентябрь)

  • Диагностика письменной речи (май)

  • Проверочные работы


1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся:


  1. Диагностика письменной речи (сентябрь)

Цель: выявить учащихся с нарушениями письма и определить причины данного нарушения

Задачи:

  • подготовить дидактический материал для диагностики

  • провести анализ письменных работ; провести обследование устной речи

  • по результатам обследования сформировать группы для коррекционной работы



Речевой материал (Садовникова И.Н.):

Диктант.

Ночной праздник.

Ночь наступила лунная, росистая. Порхали огромные ночные бабочки. Тихо чертили небосклон летучие мыши. Раскрывались белые пахучие цветы. Вскоре закружили в воздухе зеленые огоньки светлячков. Еще гуще засеребрилась трава. Ярче заблестели ночные причудливые цветы. Даже шорохи затихли в чащобе. Тайга начинала свой ночной праздник.

Слова для справок:

Для определения лексического значения слова: росистая, небосклон, причудливые, чащоба.

Для письменного разбора: закружили, вскоре, засеребрилась, даже.

Критерии:

каждая дисграфическая ошибка – 1 балл.

исправления, грязь – 3 балла.

колебания в выборе букв, замена сходных графически букв – 2 балла.

нестабильный почерк – 1 балл.

Письмо в норме – 0 – 3,5 балла

Неспецифические ошибки - 4 – 7,5 баллов

Специфические ошибки - 8 - 11,5 баллов

(по типу литеральной, вербальной или оптической дисграфии дисграфии)

Дисграфия различного генеза – 12 баллов и выше.
Анализ дисграфических ошибок младших школьников







Виды ошибок



Ф.И

Фонетико-фонематические

Анализа и синтеза,

Выделение предложения из текста и слова из предложения

Графические ошибки

Орфографические






Пропуск букв и слогов

Обозначение мягкости согласных гласными

Обозначение мягкости согласных «Ь»

Акустические замены

Добавление букв, слогов, слов перестановки

Отсутствие точки, заглавной буквы

Слитное написание слов, предлогов

Раздельное написание слов, приставок

Пропуск, замена слова

Замена по графическому сходству, зеркальное написание

Исправления

Безударные гласные

Гласные после шипящих

Словарные слова

Имена людей, клички животных

Перенос


























































  1. Диагностика письма (май), (речевой материал О.А.Оксимец)

Цель: оценить степень усвоения навыков письма, обусловленных развитием:

  • операций звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза – тест № 1;

  • речедвигательного, речеслухового, зрительного анализаторов – тесты №№ 2-3;

  • произвольного внимания – тесты № 4, № 6;

  • операции смысловой обработки и прогнозирования письменного текста –тест № 5;

  • двигательного анализатора – тест № 7.




1 тест

Написать под диктовку слова (слово произносится орфографически только один раз).

Велосипедист, милиционер, холодильник, аквариум, транспорт.


1.Ошибка в порядке и количестве букв и слогов – 1 балл.

2.Орфографические ошибки не считать.

2 тест


Запомнить предложение, написанное на доске – первое предъявление – 15 сек, перерыв – 10 сек., второе предъявление – 15 сек.

Первый чистенький снежок падает на мерзлую землю. –16 слогов.

1. Неточность в написании предложения (пропуск, искаже-ние, перестановка слов)– 1 балл.

3 тест

Записать под диктовку – произносить предложения 2 раза орфографически, перерыв 10 секунд.

Ранней весной прилетела птичка и стала вить гнёздышко. – 17 слогов





4 тест

Исправить 5 ошибок, списать правильно. (Работа по карточкам)

Шарик лает, дорбо охраняет, злых люде во твор не пускат_


1.Неисправленная ошибка – 1 балл.

2.Неправильно исправленная ошибка – 0,5 баллов.

5 тест

Добавить нужные по смыслу слова. Списать предпоследнее предложение. (Работа по карточкам.)

Прошло жаркое лето. Наступила ___________. Дни стали ___________. По небу поплыли серые ___________. Заморосил мелкий холодный __________. Трава на лесной полянке ______. Цветы ___________.

В лужах плавают осенние листья. Птицы готовятся к ______________.


1. Слово подобрано правильно-0 баллов.

2. Слово подобрано с учетом темы, но в текст вписывается недостаточно – 0,5 баллов.

3. Слово не соответствует теме, хотя само предложение дополняет правильно – 1 балл.

4.Слово отсутствует или подо-брано неправильно – 2 балла.

5. Списано не то предложение –

1 балл.

6 тест

Списывание – проверяется по тестам №№ 4-5.


1.Каждая ошибка – 1 балл.


7 тест

Каллиграфия – проверяется по всей работе.

1.Исправления, грязь – 3 балла.

2.Колебания в выборе букв – 2 балла.

3. Нестабильный почерк – 1 балл.


Критерии:

Письмо в норме – 0 – 3,5 балла

Неспецифические ошибки - 4 – 7,5 баллов

Специфические ошибки - 8 - 11,5 баллов

(по типу литеральной, вербальной или оптической дисграфии дисграфии)

Дисграфия различного генеза – 12 баллов и выше.

Инструкция к диагностике письма – 2 класс.

Сейчас вам надо будет выполнить задания, которые помогут выявить ваше умение рассуждать, оценивать вашу зрительную и слуховую память, ваше умение красиво и аккуратно писать.

Это не контрольная работа и оценка выставлена не будет.

Я также хочу посмотреть, умеете ли вы работать самостоятельно. Постарайтесь писать, как можно лучше.
1 тест.

  • Я прочитаю слово так, как оно пишется только один раз.

  • Слушайте и запоминайте, как оно звучит.

  • Запишите.


2 тест.

  • Я покажу предложение, записанное на доске два раза с небольшим перерывом.

  • В первый раз прочитайте предложение, поймите его смысл.

  • Во время перерыва повторите его про себя.

  • Второй раз прочитайте глазами так, как оно записано. Запомните.

  • Пишите.


3 тест.

  • Я прочитаю предложение два раза с небольшим перерывом.

  • В первый раз прослушайте его, поймите смысл.

  • Повторите про себя.

  • Второй раз запоминайте, как звучит предложение.

  • Пишите.


4 тест. А)

  • Работаем в карточках.

  • Прочитайте задание.

  • Поймите его.

  • Выполните задание.


Б)

  • Прочитайте рассказ полностью.

  • Поймите его.

  • Добавьте нужные по смыслу слова.

  • Прочитайте задание – выполните его.


5 тест.

  • Сдайте работу.



  1. Проверочная работа №1 (раздел «Словообразование»)




  1. Выдели корень в словах


Лес, лесок, лесник, лесочек.

Кот, котик, котята, котёнок.

Лист, листья, листок, листочек.


  1. Подбери однокоренные слова к слову дом. Выдели корень.




  1. Преврати большие предметы в маленькие с помощью волшебных суффиксов –ик-,-ищ-,-ин-. Запиши полученные слова в тетрадь.


Рука, нога, дом, стол, нос, усы, кот.


  1. Вставь нужные приставки в словах – за, вы, по.

Выдели приставки.

___звенел в школе звонок. Ученики ___шли из класса. Миша ___шёл домой. Дома он ___учил уроки.


  1. Прочитай предложения и исправь ошибки. Запиши предложения верно.

Мама пришла от магазина. На второе подали пюре с картофеля. Маша вернулась из бабушки. Козленок бежит из волка от козы. Мама испекла пирог с сливой.


  1. Проверочная работа № 2 (раздел «Словоизменение»)




  1. Прочитай слова. Составь из них словосочетания.






БЕЗ ЧЕГО?

Лошадь – седло

Собака – цепь

Кастрюля – крышка

Машина – руль

Корабль - паруса




  1. Прочитай предложения, найди и подчеркни слова, отвечающие на вопросы КОМУ? ЧЕМУ?

На вокзале мы вышли к вагонам. На праздник к детям пришел Дед Мороз. Дорога подходит к самым домам.

  1. Составь из записанных слов предложения так, чтобы к каждому слову можно было задать вопрос ЧЕМ? Образец: нос – собака чует (чем?) носом.


Лом, молоток, нос, веник, нитка, клюв.


  1. Прочитай пары слов и составь с ними предложения. Образец: петух – забор, Петух сидит на заборе.

Девочка – дверь, мальчик – брюки, бабочка – колокольчик.


  1. Проверочная работа № 3 (раздел «Согласование»)




  1. Прочитай текст и вставь слова, обозначающие признаки предмета. Спиши текст и подпиши вопросы к словам, обозначающим признаки предметов.


Первая прогулка
На -------- тропинку из ---------- кустов выскочил первый цыпленок. Следом за ним второй цыпленок. А потом и ----------- цыплята. Вот показалась мама-курица. Она посмотрела по сторонам и повела своих ----------- цыплят на прогулку.


  1. Прочитай текст и вставь слова, обозначающие действия предмета. Спиши текст и подпиши вопросы к словам, обозначающим действия предметов.


Лето

Вот--------- лето. Митя с отцом --------- на сенокос. Весь --------- день мальчик. Пока папа ------ траву, Митя ------ ягоды в лесу, ---- рыбу в ближайшем пруду, ----- в душистом сене. Вечером они ----- домой. Счастливый Митя с жаром ----- обо всем маме.


  1. Проверочная работа № 4 (раздел «Предложение, текст»)

  1. Составь предложения и запиши их в тетрадь.

Лампу, стола, со, убрали.

Кошка, котенком, спят, с, на, крыше.

В, мы, видели, со, слона, слоненком, зоопарке.

  1. Прочитай текст, подумай, чем могла закончиться эта история? Запиши свой рассказ в тетрадь.

Кот Васька и мышки

Кот Васька спал на подоконнике. В это время из норки тихонько вылезли две мышки. Они были серенькие. Хвостики у них длинные, лапки коротенькие. Ушки у мышек маленькие, а зубки остренькие. Стали мышки пробираться на кухню. Тут кот Васька уши навострил, втянул носом воздух и раскрыл широко глаза. Мышки замерли от страха. Прыгнул Васька с подоконника. Мышки бросились в разные стороны. Стал кот метаться по комнате: то за одной бросится, то к другой прыгнет………


  1. Проверочная работа № 3 (раздел «Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака»)


Прочитай текст и вставь в слова, где необходимо, Ь. Спиши текст.
За малиной
Наступил июл_ . Стоит сил_ная жара. Ребята идут в лес_ за грибами и ягодами. На кустах круп_ные душистые ягоды. Вот Ол_га. Она л_юбит малину. У неё пол_ная корзина ягод. Никита помогант ол_ге нести ягоды. К вечеру жара спала. Надвинулас_ тём_ная туча. Ребята быс_тро бегут к дому.