Главная страница

«Формирование грамматически правильной речи дошкольников в дидактических играх и упражнениях» Цель мастер класса


Скачать 164.18 Kb.
Название «Формирование грамматически правильной речи дошкольников в дидактических играх и упражнениях» Цель мастер класса
Дата 13.03.2016
Размер 164.18 Kb.
Тип Анализ

«Формирование грамматически правильной речи дошкольников в дидактических играх и упражнениях»

Цель мастер класса: Представить систему работы по формированию грамматически правильной речи дошкольников в дидактических играх и упражнениях.

Что же следует понимать под грамматическим строем языка в контексте речевого развития дошкольника?

Грамматический строй языка – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменения его по родам, числам, падежам); словообразования, синтаксиса (сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений. Важной единицей грамматического строя является предложение, оно вступает в отношения с другими предложениями, образуя текст. Эту систему изучает лингвистика и описывает академическая грамматика.

Проблема освоения ребёнком грамматического строя языка встала перед дошкольным воспитанием уже давно. Для полноценного психического и физического развития ребёнку необходимы не только пища, тепло и чистота, но и полноценное общение с близкими взрослыми и детьми.

А. Н. Гвоздев очертил круг тех неточностей и ошибок, которые свойственны детям: спряжение глаголов (чередование в основах и изменения места ударения в словоформах), ряд падежных форм, множественное число и родовая принадлежность существительных, предложное управление и другое.

Ребенка надо научить не только отвечать на вопросы, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, совместную деятельность со сверстниками, поддерживать содержательный разговор, беседу.

Педагогические исследования М. С. Лаврик, Н. Ф. Виноградовой, Г. И. Николайчук позволили выявить общее и различное в сфере освоения детьми этих сторон грамматического строя и определить особенности формирования грамматического компонента языковой способности в разные периоды детства.

Анализ диагностических исследований дошкольников подтверждает, что уровень развития грамматического строя речи детей в детском саду на протяжении последних лет оставался средним у 78% выпускников, только 10% детей показывали высокие результаты.

Вот эти причины и побудили ученых (Е. И. Радину, Р. И. Жуковскую, Е. А. Флерину, Н. С. Карпинскую, А. П. Усову, М. М. Конину) к исследованиям обучения детей родному языку, его фонетике, лексике, грамматике.

Диагностика помогла конкретизировать в каждой возрастной группе содержание работы, целью которой стало формирование грамматически правильной речи дошкольников в дидактических играх и упражнениях.

Задачи грамматической работы включали:

  1. Обогащение речи дошкольников грамматическими средствами

  2. Расширение сферы использования грамматических средств языка

  3. Развитие у ребёнка лингвистического отношения к слову

Систематическая работа по формированию грамматически правильной речи детей дала свои результаты. Прежде всего, помогла объединить все стороны специально организованной речевой работы с дошкольниками по развитию звуковой культуры речи, словаря, связной диалогической речи, навыков рассказывания для решения задач формирования грамматического строя языка ребёнка (морфологии, словообразования, синтаксиса), затрачивая на все от 15 минут в неделю в младших группах до 30 – 35 – в старших.

В повседневном общении и в детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве грамматические средства языка используются дошкольниками в диалогической речи. При составлении рассказов, в играх-инсценировках и драматизациях – в монологах. При этом ребята обращают внимание на ошибки в собственной речи и высказываниях товарищей, используют разные конструкции предложений.

Качества, сформированные у дошкольников, пригодятся им для благополучной адаптации в школе, приобретенный маленький опыт поможет решить проблемы, возникающие в общении со сверстниками, в обучении. И не только на уроках чтения, литературы или русского языка, но и в освоении любых учебных дисциплин, так как именно речь является орудием мышления человека.

Для реализации задач по обогащению и совершенствованию детской речи мы вместе с родителями и детьми создали в группе все необходимые условия: постоянно меняющуюся предметно-развивающую среду, включающую множество дидактических игр, пособий по развитию речи, книжный уголок, где систематически организовывали выставки книг детских писателей, большую групповую библиотеку с методической, энциклопедической и художественной литературой.

Словесные дидактические игры и упражнения включались в занятия и режимные моменты, в сюжетно – дидактические игры, игры – драматизации, литературные викторины, вечера загадок, использовались при оформлении альбомов детского творчества.

Младший возраст

В формировании грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста много времени занимала работа над развитием понимания и использования в речи грамматических средств и активацией ребёнком правильной формы слова. Обучение изменению слов по падежам, согласованию имён существительных в роде и числе я проводила в специальных играх и упражнениях (маленькая лошадка, длинный хвост, длинные уши). В игре с предметами «Чего не стало?», «Чего нет у куклы?» дети упражнялись в образовании форм родительного падежа единственного и множественного числа имён существительных. (Не стало утят, игрушек. Нет тапочек, платья, рубашки). В игре «Прятки» - в понимании и употреблении пространственных предлогов: в, на, за, под, около, тем самым они обучались правильному использованию разных падежных форм (Игрушки прячутся в разных местах, дети, находя их, называют правильно слова с предлогами: в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати).

Особое место с детьми младшего дошкольного возраста занимала работа с глагольной лексикой. Я старалась научить детей правильно употреблять форму повелительного наклонения глаголов единственного и множественного числа (беги, лови, покружитесь), спрягать глагол по лицам и числам (бегу, бежишь, бежит, бежим), образовывать видовые пары глаголов (один ребёнок уже встал, а другой только встаёт). Для этого проводила разнообразные игры, в которых дети учились разным способам словообразования: наименование животных и их детёнышей, предметов посуды образуется с помощью разных суффиксов (заяц – зайчонок – зайчата; сахарница – маслёнка).

Различные способы образования глаголов закреплялись в играх «Кто что делает?», «Кто больше назовёт действий?», «Что делают на музыкальных инструментах? И других.

В играх «Молчанка», «Сова» дети овладевали умением образовывать слова приставочным способом (выйди – войди – отойди, залезь – вылезь; закрякай, закукарекай, зафыркай; спрыгнуть, наклониться, перепрыгнуть, присесть).

В работе над синтаксисом детской речи значительное внимание уделяла развитию умений строить разные типы предложений – простые и сложные. Использование игровых сюжетов мотивировало детей заканчивать предложение. Например, игра «Что умеет делать Аня?» Воспитатель начинает: «Аня умеет пол…..(подметать), цветы (поливать), посуду (мыть, вытирать)». Детям предлагала картинки, чтобы помочь назвать действия персонажей, т. е. перечислить однородные члены предложения, а, составляя предложения по картине - строить распространённые и сложные конструкции, используя разные средства связи.

Работу над грамматической формой слова и предложения рассматривала в тесной связи со словарной работой и развитием связной речи. Эти задачи решались на занятиях по пересказу хорошо знакомых литературных произведений, рассматриванию картин и игрушек. Сначала дети воспроизводили текст по методу отраженного пересказа, включаясь в изложение сказки воспитателем. При рассматривании картин, игрушек, предметов (их признаков, качеств, действий), дети выполняли сначала различные фонетические, грамматические, лексические упражнения, а затем делали задания, направленные на обучение рассказыванию.

Уже в младшем возрасте, побуждая детей к импровизации, организовывала игры – драматизации. Дети с удовольствием разыгрывали пластические этюды с ряженьем, где каждое движение ребёнка сопровождалось меткой характеристикой: лисичка красивая, лёгкая, игривая; медведь тяжёлый, косолапый, неповоротливый; и т. д.

В игре – драматизации старалась не упускать из виду два направления деятельности: сюжетно – ролевую игру с использованием ролей, взятых из сказок – для себя, при рассматривании картин, при рисовании и собственно театрализованную игру – для зрителей. Использовала и другой вид игры: с игрушками, фигурками из плоскостного театра, куклами би – ба – бо. Оба вида драматизации полезны для развития речи детей, для совершенствования структуры предложений.

Чтобы научить детей выразительными условными действиям и движениями разыгрывать иллюстрации и собственные рисунки, предлагала им пластические упражнения. Например, рассмотрев открытку с медвежонком, читала стихотворение про медведя (И. Токмакова «Как на горке снег»), а затем просила изобразить не только мишку, спящего под ёлкой, но и играющего с детьми в снежки, на барабане, дудочке. Дети, в этих играх, соотнося действия с глаголом, использовали звукоподражания. Так комплексно мы решали задачи развития речи: через активизацию употребления глаголов дети осваивали структуру двусоставного предложения, а далее – текст.

Игра для детей младшей группы «Кто как голос подаёт»

Цель: Научить детей образовывать глаголы от звукоподражательных междометий; составлять простые предложения.

- Я буду вам показывать картинки, а вы подавайте голос того животного, которое изображено на картинке.

(Мяу – мяу) – Кошка. Кошка что делает? (Кошка мяукает)

(Хрю – хрю) – Свинья. Свинья что делает? (Свинья хрюкает.)

Средний возраст

В среднем дошкольном возрасте закрепляла уже сформированные грамматические умения и расширяла круг грамматических явлений, подлежащих усвоению. Продолжала обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа имён существительных (нет шапки, варежек, брюк); правильному согласованию имён существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; развивала умения детей ориентироваться на окончание слов при их согласовании в роде (добрый мальчик, весёлая девочка, голубое ведро).

Обучение детей образованию форм глаголов в повелительном наклонении проводила в играх. (Например, Петрушка выполняет поручения детей: побегай, поскачи, нагнись, помаши рукой). Упражняла детей и в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, под, над, между, около). Значительное внимание уделяла обучению дошкольников разным способам словообразования различных частей речи. Упражняясь в образовании предметов посуды, дошкольники осознавали, что не все слова образуются одинаковым способом (сахарница, салфетница, но маслёнка, солонка). Я знакомила малышей с происхождением и образованием некоторых слов (подосиновик, подснежник), уделяла внимание правильному образованию глаголов (лезла – залезла – вылезла), продолжала учить образовать звукоподражательные глаголы.

Работа с глагольной лексикой переходила в синтаксис. В специальных играх и упражнениях, например, «Закончи предложение», дети составляли с глаголами словосочетания, предложения, учились строить связные высказывания.

В средней группе усложнились объекты, предлагаемые для описания и повествования, при этом я добивалась чёткой структуры: название предмета, его признаки, качества, характеристики, свойства, действия, отношение к предмету. В этом возрасте детей подводила к образованию однокоренных слов (лес, лесник, лесной, лесная), продолжали учиться способам глагольного образования (прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает).

К концу учебного года дети средней группы уже имели достаточный запас слов, могли составлять описательный или сюжетный рассказ, умели точно обозначать предмет, его качества, свойства, признаки, действия, причём речь их была грамматически правильной и выразительной. Из 23 детей 18 могли самостоятельно составить рассказ на заданную тему, 5 – рассказать с помощью взрослого, по вопросам.

Игра для детей средней группы «Что забыл нарисовать художник?»

Цель: Упражнять детей согласовывать слова в предложениях, закреплять навыки соответствия частей и целого, развивать внимание.

(показываются картинки)

  1. Дом без окон; 2. Часы без одной стрелки; Петух без гребешка. Хорошо, вы всё правильно сказали.

Старший возраст

В старшем дошкольном возрасте в работу по обучению детей правильным грамматическим формам включала:

  • ситуации «письменной речи (ребёнок диктует рассказ, взрослый его записывает). Так создавала благоприятные условия для активации сложных синтаксических конструкций, для их заимствования в случае пересказа;

  • игры и упражнения (как часть занятия) на распространение предложений, их составление, реконструирование (игры «Дополни предложение», «Размытое письмо», «Живые слова»);

  • игры и упражнения, включающие употребление трудных грамматических форм имён существительных, прилагательных, глаголов; использующие наречия и предлоги (именительный и родительный падежи множественного числа существительных, согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными; неизменяемые существительные; родовая принадлежность существительных; чередования в основах и изменения места ударения при спряжения глаголов; степени сравнения прилагательных и наречий). Сюжеты всем давно и хорошо знакомы: «Чудесный мешочек», «Узнай на ощупь», «Магазин игрушек», «Скажи правильно», «Волшебное словечко». Эти игры и игровые упражнения учили детей обращать внимание на звучание слова и его частей с помощью соответствующих правил: например, если играющий говорит неправильно, медвежонок не будет прыгать, автомобиль не тронется с места.

В старшей группе начала и знакомство детей со словесным составом предложений. Подводила ребят к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложения – из слов, слова – из слогов и звуков, т. е. вырабатывала у детей осознанное отношение к речи.

При ответах детей, я контролировала не только содержательную сторону, но и речевое оформление. Учила детей отвечать на вопросы по поводу причинно - следственных и временных зависимостей. При каждом подходящем случае показывала разницу между вопросами типа «Почему произошло событие?» и «Почему ты так думаешь?» В первом случае вопрос ребёнка должен был быть нацелен на поиск причины, во втором – на доказательство своего суждения.

Надо сказать, что в речи старших дошкольников присутствовали придаточные предложения всех видов, но пользовались они ими крайне редко. Поэтому я обращала внимание не только на неправильно сконструированное предложение, но и на наличие (или отсутствие) сложноподчинённых предложений с придаточными цели, причины, места и времени, а также причастных и деепричастных оборотов.

В употреблении предложений с сочинительной и подчинительной связью я упражняла детей с помощью приёма «Дополни (закончи) предложение»:

- Уже наступила весна, потому, что…

- Мы позвонили маме, чтобы…

- Мы позвонили маме тогда, когда…

Для мотивации использования детьми предложений с глаголами в сослагательном наклонении, я побуждала детей высказываться на такие темы, как «Если бы я был волшебником…», «Если бы я был воспитателем…» и др.

Установлено, что сложнее и доказательнее речь детей становится в ситуации привлечения детей к обсуждению разных вопросов, поэтому мы вместе обдумывали, как лучше встретить гостя, что подготовить для выставки и т. д.

Для обучения детей согласованию слов в рамках определённой синтаксической конструкции я использовала следующие упражнения:

  1. Придумывание определений к слову и формирование на этой основе законченного упражнения (воспитатель говорит: «Сегодня день…», дети продолжают: «Весенний, солнечный, тёплый…». Воспитатель просит сказать об этом предложением: «Сегодня тёплый, солнечный, весенний день, со звонкой капелью»).

  2. Ответы на вопросы: определите, про кого можно сказать то-то и то-то («чёрный, пушистый, усатенький, с коготками – царапками. Кто это?» «Котёнок» - «А если бы это был большуший кот?» - «Чёрный, пушистый, усатый, с когтищами – царапищами».

  3. Придумывание загадок по аналогии с образцом (Круглый, резиновый, разноцветный, прыгает, катится).

  4. Упражнения по формированию грамматических навыков старалась сочетать с работой по ознакомлению детей с художественной литературой, используя тексты сказок или фольклорных жанров. (Послушайте сказку «Крылатый, мохнатый да масленый». А кто они такие? «Крылатый – это птица, - говорили дети – «Может, синица?» - «Возможно, но послушайте, что получается: «крылатый синица». Дети приходили к выводу, что слово крылатый должно согласовываться с существительным мужского рода (воробей, грач).

  5. Составление детьми предложений с обобщающими словами (во время наблюдений, в процессе рассматривания картин, иллюстраций).

Кроме того, использовала игры и упражнения, направленные на обогащение речи детей морфологическими средствами: предлагала детям подумать над тем, как образовалось то, или иное слово (холодильник – образует и хранит холод); просила детей образовать однокоренные слова (кот – котик – коток – котенька – котище – Котофеевич). Подводила детей к осознанию того, что кличка животного (название предмета) может отображать особенности его внешнего вида (Этот щенок чёрный, пушистый, лохматый, ему можно дать такие клички: «Чёрный, Пушок, Лохматка. И чёрного котёнка можно назвать Черныш, Пушок, а вот Лохматка про него не скажешь»).

Также детей упражняла в образовании по аналогии разных частей речи: существительных (сахарница - хлебница; солонка – маслёнка; певунья – плясунья; фигурист – шахматист; и т. д.); глаголов (пришёл – прилетел – прибежал;); прилагательных (ушастый, глазастый); причастий и деепричастий (плачущая – ревущая; не думая – не торопясь и т. д.)

Предлагала игры и упражнения, в которых дети могли упражняться в употреблении несклоняемых существительных и существительных среднего рода («Не хотите ли кофе? Кофе снимает усталость, даёт заряд бодрости».- «Как принято благодарить за вкусный кофе?»)

Дети с удовольствием упражнялись в образовании сравнительной степени имён прилагательных («Добрые руки у наших воспитателей, но мамины?» - «Ещё добрее»).

Предлагала использовать притяжательные местоимения – мой, твой, наш. (Моя бумага, мой карандаш; наши игрушки наши книги).

Знакомила детей с некоторыми случаями переноса ударения (волк – на волков; земля – землю); учила образовывать форму родительного падежа множественного числа имён существительных (чулок – носков).

Игра для детей старшей группы «Что прошло, что сейчас»

Цель: Развивать способности составлять предложения с глаголами совершенного и несовершенного вида, обращать внимание детей на завершённость и незавершённость действия, формировать звукопроизношение и представление о времени.

(показываются картинки)

  1. Девочка ставит на стол чайник; Девочка поставила чайник.

2. Мальчик лепит зайчика; Мальчик слепил зайчика.

Подготовительная группа

В подготовительной группе занятия, игры, имеющие целью усвоение знаний из области морфологии, словообразования и синтаксиса, направлены на обогащение речи ребёнка разнообразными грамматическими формами и конструкциями, на формирование языковых обобщений.

Поэтому в течение всего года продолжилась работа по согласованию имён существительных и имён прилагательных в роде, числе, падеже, но задания усложнялись.

Играя, дети с помощью суффиксов меняли слова, придавая им другой смысл (злой – злющий). Просили детей объяснять разные выражения (Красное платье – красная девица). Спрашивала «Что может быть полным?» (Полный: стакан, карман; полная: чаша, женщина; полное: ведро). Часто играли в игры «Скажи по-другому» - подбирали синонимы к словам (источник – ключ – родник; парк – сад – роща - сквер) и «Скажи наоборот» - подбирали антонимы (День – ночь; рассвет – закат)

В этом возрасте мы уточняли правильное употребление трудных глаголов одеть – надеть, при этом внимание детей я обращала на слова – антонимы: одеть – раздеть, но надеть – снять.

Задания на образование глаголов с помощью суффиксов и приставок, усложнялись: бежал – перебежал (на другую сторону), забежал (в дом), убежал (из дома). Предлагалось много игр на закрепление умения образовывать названия детёнышей животных в разных случаях (у лошади – жеребёнок, а у жирафа?). Дети продолжали тренироваться в подборе однокоренных слов (грач – грачонок, грачата, грачиные (гнёзда), грачевник) и конструировать производные слова в условиях контекста: Дрова надо…(пила).

Я обращала внимание детей на то, как подбирается словообразовательная пара (чистый пол, чистить, тряпка); как с помощью одного и того же суффикса, образуются слова, указывающие на лицо (школа – школьник).

И, конечно, особое внимание уделяла синтаксической стороне речи - умению строить предложения – с помощью игр «Закончи предложение» (Дети пошли в лес, чтобы…), «Составьте из слов предложения», «Вставьте нужные слова», «Переставьте слова в предложении» и другие.

Формирование грамматического строя тесно связано с работой над звуковой культурой речи. Развитый фонематический строй – основа освоения звукового состава грамматических элементов языка. Поскольку фонемы служат различению слов, соединение этой работы с грамматической позволяет на одном и том же лексическом материале одновременно решать обе задачи.

Словарные упражнения и игры, всевозможные проблемные вопросы помогали учить детей ориентироваться в смысловой стороне производных слов, отмечать общий смысл в одноструктурных и однокоренных словах, фиксированный в словообразовательных суффиксах и приставках.

Игра для детей подготовительной группы «Исправь предложения»

Цель: Упражнять детей в умении составлять предложения, согласовывать слова в предложении и развивать внимание.

- Куры кормят Лену. (Лена кормит кур)

- Чашка разбила Гену. (Гена разбил чашку)

-Мяч играет с Сашей. (Саша играет с мячом)
А сейчас я бы хотела предложить вашему вниманию имитационную игру. Для этого предлагаю разделиться на две условные группы: группа «эксперты» и группа «дети». (Ставятся на стол надписи)

Для экспертов я приготовила карточки для анализа (Раздать карточки).

С группой дети мы немного поиграем. Готовы?
- Ребята, у меня есть волшебный сундучок: там кто – то спрятался. Хотите узнать кто? Тогда отгадайте загадку.

Он капустку обожает,

Никого не обижает.

Только волка и лисицу

Почему то он боится.

- Кто это? Молодцы, конечно, заяц.

- А как его ещё можно назвать? (Зайчик, зайчонок, заюшка, зайка)

- А как назвать маму зайчика? (Зайчиха)

- А у мамы – зайчихи детки кто? (Зайчата)

- А если один? (Зайчонок)

- А какой наш зайчик? (Пушистый, шустрый, быстрый, пугливый, стремительный, красивый)

- Молодцы! Наш зайчик очень любит фотографироваться. Хотите посмотреть его фотографии? Пожалуйста. (На мониторе появляются картинки с действиями)

- А скажите, что делает зайчик? Составьте про него короткое предложение.

(Зайчик ходит, зайчик прыгает и т. д.)

- Это ещё не все фотографии. У него есть и другие. Вот они.

- Чем отличаются движения одно от другого? Образуйте новые слова от слова «ходит». (Отходит, подходит, входит, заходит, сходит и т. д.) - Всё правильно.

А кто помнит пословицу, в которой есть слово «Заяц» (За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь). Как вы можете её объяснить?

- Ну и напоследок, что бы зайчику было приятно, мы составим про него рассказ с помощью картинки на тему: «Что любит делать зайчик?»
- Вы составили такие хорошие рассказы и так хорошо сегодня работали, что зайчик решил спеть вам песенку и угостить вас сладостями.

(Заяц музыкальный) Угощайтесь.

- И, конечно, слово нашим уважаемым экспертам.
- Следующий этап нашей работы – это этап моделирования. Я предлагаю нам вместе разработать модель сценария активизирующего обучения для детей средней и подготовительной группы. Вот вам карточки, на которые можно опираться в работе. (Раздать карточки)

- Кто хочет зачитать, что у вас получилось?
Анализ работы

Сегодня я

- Кратко описала опыт своей работы по формированию грамматически правильной речи дошкольников в дидактических играх и упражнениях;

- Представила достижения, рассказала о результативности системной работы

- Познакомила с перспективами;

- В имитационной игре я постаралась продемонстрировать некоторые приёмы работы с детьми, организовала экспертную оценку этих приемов;

- На этапе моделирования сегодня в нашем мастер классе мы упражнялись в разработке модели сценария активизирующего обучения.
- Спасибо, что вы работали вместе со мной, и очень хочется, что бы вы оставили отзыв о нашей работе на «ладошках». Но так как темой сегодня была грамматика, то я прошу вас охарактеризовать своё отношение ко мне, к мастер классу или пожелания одним словом и придумать его с помощью приставок, суффиксов, окончаний, корней, которые написаны на ладошках. (Раздаются листочки для записи в форме ладошки) И ваши маленькие ладошки подарить мне. (Прикрепить на большую ладошку).
- Ещё раз спасибо за внимание, было очень приятно с вами работать.