|
Столбушкина Валентина Николаевна
Столбушкина Валентина Николаевна
Развитие эмоциональной сферы младшего школьника посредством создания системы коррекционно-развивающих занятий как необходимое условие успешной социализации
Автор опыта: Столбушкина Валентина Николаевна,
социальный педагог МОУ СОШ №1
Информация об опыте……………………………………
|
|
|
|
Технология опыта………………………………………
|
|
|
|
Результативность опыта……………………………….
|
|
|
|
Библиографический список……………………………
|
|
|
|
Приложение к опыту……………………………………
|
|
Раздел I
Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта
Решение проблемы развития эмоциональной сферы младшего школьника ставит задачу успешной социализации личности, задачу формирования у школьников умений взаимодействовать. Именно в период обучения в школе начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Современных детей характеризует эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Воспитание тесным образом связывается с развитием сознания человека, основная цель которого, воспитать человека существом мыслящим, добродетельным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, а значит ответственным. Таким образом, внутреннее эмоциональное отношение ребёнка к окружающей действительности как бы вырастает из его практических взаимодействий с этой действительностью, и новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственно предметной деятельности. Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются.
Педагогическое значение правильного понимания этой проблемы состоит в том, что эмоции играют большую роль в формировании у ребёнка способов и приёмов овладения деятельностью. Иначе говоря, эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения в узком смысле слова (как усвоения), а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребёнка, в развитии его мышления.
Возникновение опыта связано с проблемами, стоящими перед ребенком начальной школы, а именно: трудности в социализации, межличностном общении, в умении регулировать собственное эмоциональное состояние.
Избежать данной ситуации можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка. Поэтому необходимо переосмыслить действительность и найти новые подходы в решении проблемы развития эмоциональной сферы школьника для успешной социализации в обществе.
С 2010 года в сфере профессиональных интересов социального педагога стала идея развития эмоциональной сферы младшего школьника посредством создания системы коррекционно-развивающих занятий. Заинтересовали возможности и пути развития формирования эмоциональной сферы как одно из условий успешной социализации учащихся. Другой важной задачей для социального педагога, стал поиск эффективных средств организации образовательного процесса, которые бы способствовали развитию эмоциональной сферы младшего школьника.
Для изучения исходного состояния сформированности эмоциональной сферы школьников была использована методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (автор Р.В. Овчарова), методика «Самооценка» (автор А.И. Липкин), методика «Навыки общения «Рукавички»» (автор Г.А. Цукерман)», методика «Несуществующее животное».
Обследования эмоциональной сферы и психологического здоровья детей младшего школьного возраста (методика «Несуществующее животное») показали, что 25% обучающихся имеют низкий уровень эмоционального комфорта в группе сверстников.
При проведении диагностики на определение наличия страхов (модифицированный по А.И.Захаров) на начальном этапе был выявлен высокий уровень их наличия у младших школьников - 82%.
Диагностирование тревожности с помощью методики «Рисунок семьи» показало что, при первичном обследовании были получены такие результаты (87,5%) преобладание тревожности и наличия агрессивных тенденций.
Результаты диагностики показали, что навыки общения и взаимодействия с миром у 42% обучающихся сформированы на низком уровне, у 46% - на среднем уровне и только у 9% обучающихся имеется высокий уровень развития навыков общения.
Заниженную самооценку имеют 55% обучающихся, адекватный уровень сформированности самооценки младшего школьника составил 18%, завышенную самооценку имеют 27% воспитанников.
По результатам диагностики коммуникативных склонностей 12 обучающихся имеют низкий уровень, ниже среднего - 1, средний уровень –5 обучающихся.
Результаты обследования обучающихся показали, что некоторые дети испытывают трудности в общении, не могут точно и последовательно рассказать о себе, своей семье, ближайших родственниках, испытывают трудности при построении межличностных отношений с одноклассниками, у детей не сформированы правила взаимодействия. Обучающиеся доброжелательны по отношению друг к другу, но слабо ориентируются в эмоциональных состояниях сверстников. Около 36% обучающихся испытывают негативное отношение к окружающим (методика «социометрия, автор Якоб Морено»), у 27% - отсутствуют друзья и приятели в классе, 36% воспитанников не могут регулировать свое эмоциональное состояние (методика «Цвето-рисуночный тест диагностика психических состояний, автор А.О. Прохоров»). У 55% обучающихся наблюдается неустойчивое настроение, вспыльчивость, агрессивность, тревожность.
Эти данные позволяют сделать вывод о необходимости совершенствования работы по развитию эмоциональной сферы младшего школьника, способствующей успешной социализации в обществе.
Ориентируясь на исследования выдающихся психологов, педагогов, философов, автор опыта выбрала направление своей работы, которое заключается в создании системы коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоциональной сферы школьника как необходимого условия успешной социализации посредствам создания системы работы.
Автор опыта считает, что именно создание системы работы по развитию эмоциональной сферы содействует успешной социализации личности младшего школьника.
Обоснование актуальности и перспективности опыта
Проблема развития эмоций имеет важное психолого-педагогическое значение: воспитание предполагает не только обучение детей определённой системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям, психологического здоровья. Эффективность обучения, в свою очередь, зависит и от того, какие чувства вызывает у школьника та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и т. д. Следовательно, данная проблема в современной школе приобретает доминирующее значение. Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при развитии эмоций важно не просто научить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, ошибок и срывов.
Вместе с тем увеличивается количество детей с отклонениями в эмоциональной сфере. Сложившаяся ситуация требует что бы работа была направлена не только на исправление дефектов в эмоциональной сфере, но и на сохранение и укрепление психологического здоровья каждого ребенка.
Если все эти качества будут проявляться в мере, то эмоциональная сфера, которая лежит в основе психологического здоровья, будет развиваться в норме.
Важное место в жизни ребенка занимает среда, которая как сложный социальный организм отражает характер, проблемы, противоречия общества и в значительной степени благодаря своему потенциалу определяет ориентацию конкретной личности. Потенциал школы может быть реализован лишь при соответствующих условиях, которые позволяют наиболее результативно формировать эмоциональную сферу. Среди множества условий одно из важнейших – умение социального педагога управлять психическими процессами младших школьников, дифференцированно, на диагностической основе, с учетом их индивидуально - возрастных особенностей.
В связи с этим, необходимость создания системы работы по развитию эмоциональной сферы младшего школьника достаточно очевидна.
Актуальность работы заключается в создании системы работы социального педагога, что создает базу для развития эмоциональной сферы младшего школьника. Так как развитие внутреннего мира школьника, когда он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях, требует дальнейшего усовершенствования организации воспитательного процесса.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью развития эмоциональной сферы школьника и отсутствием целенаправленного, систематического обучения, воспитания и недостаточной реализацией возможностей образовательного пространства.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий, системы коррекционно-развивающих занятий обеспечивающих развитие эмоциональной сферы младшего школьника.
Длительность работы над опытом
Работа по разрешению противоречий между необходимостью развития эмоциональной сферы школьника и отсутствием целенаправленного, систематического обучения, воспитания и недостаточной реализацией возможностей образовательного пространства разделена на несколько этапов.
Этап
|
Название этапа
|
Цель этапа
|
Сроки
|
1
|
Подготовительный
|
Предполагает обнаружение проблемы. Сбор необходимой информации по проблеме развития эмоциональной сферы младшего школьника определение целей, постановка задач. Изучение методической литературы. Подбор диагностического материала.
|
2010 – 2011
|
2
|
Организационный
|
Становление опыта. Разработка системы коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоциональной сферы младшего школьника и успешной социализации.
Отработка механизма управления данной системой.
Решение поставленных задач.
Внедрение автором опыта циклов занятий.
|
2011-2012
|
3
|
Заключительный
|
Подведение итогов достигнутых результатов. Проверка успешности выбранных организационных форм, методов работы для решения возникшего противоречия.
|
2012-2013
|
Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен системой коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоциональной сферы младших школьников и охватывает всех участников образовательного процесса.
2.Теоретическая база опыта
Сегодня проблема психологического здоровья является актуальной и разрабатывается рядом исследователей (В.А.Ананьев, Б. С. Братусь, И.Н.Гурвич, Н.Г.Гаранян, А. Н. Леонтьев и др.). Проблеме психологического здоровья детей посвящены труды И.В.Дубровиной, В.В.Давыдова, О.В.Хухлаевой, Г.С.Никифорова, Д.Б.Эльконина и др
В работах отечественных исследователей А.Г. Ковалёва, А.И. Пуни и др., раскрывается место психических, в том числе и эмоциональных состояний в психической структуре личности, их связь с психическими процессами и психическими свойствами личности.
Специалисты единодушны во мнении, что субъективное состояние ребенка имеет непосредственную связь с окружающей его обстановкой (В. И. Гарбузов, В. А. Гурьева, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская и др). Основывая свои выводы на анализе исследований, считают, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, живущих в ситуации дисгармоничных отношений со взрослыми. Эти же исследования обнаружили, что преобладающая часть нарушений психического здоровья в детском возрасте имеет две характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития, во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на психотравмирующие ситуации.
Проблеме самосознания посвящено значительное число работ, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В отечественной психологии эти исследования сконцентрированы в основном вокруг трех групп вопросов:
- философско-методологические историко-культурные аспекты самопознания, связанные с личностной отвественностью, моральным выбором, моральным сознанием (И.С. Кон, А.Г. Спиркин, А.И. Титаренко); общепсихологические аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности (Божович, А.И, Чеснокова, С.Л, Рубинштейн);
- социально-перцептивные аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности (Л.И. Божович, И.И. Чеснокова, С.Л. Рубинштейн);
- социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих, с самосознанием и познание других людей (А.В. Захаров, А.И. Липкина, В.В. Столин).
В основе опыта лежат исследования, посвящённые проблемам воспитания эмоциональной отзывчивости (А. Д. Кошелева, Л. П. Стрелкова, В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова и др.). Они связаны, прежде всего, с изучением специфики этой особой сферы — сферы эмоций и чувств, в которой, как нигде, необходим индивидуальный подход, глубокое понимание каждого ребенка, желание увидеть своих воспитанников настоящими людьми.
Формирование эмоциональной сферы в опыте основано на программе «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» основной девиз которой: «Чувствовать – Познавать – Творить». Линия чувств определяет в программе направление эмоционального развития младшего школьника и обеспечивает эмоционально – комфортное состояние ребёнка в референтных для него группах общения с взрослыми и сверстниками, а также гармонию с предметным миром.
Исследование эмоций и их развитие имеют существенное значение для разработки общих проблем онтогенеза человеческой психики, который не может быть сведён только к развитию интеллекта. Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать, как справедливо указывал Л. С. Выготский, с глубокими изменениями в мотивационно-эмоциональной сфере личности ребёнка.
В основе формирования эмоциональной сферы в опыте лежат психотерапевтические техники, которые являются её средством формирования. Одна из них это игро-терапия, скозко-терапия, арт-терапи, тренинги общения,
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в создании системы, в конструировании и реализации циклов занятий по развитию эмоциональной сферы младшего школьника
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта
Применение данного опыта возможно в условиях, начальной школы общеобразовательного учреждения, в повседневной жизни, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные формы взаимодействия с обучающимся.
Раздел II
Технология описания опыта
Цель деятельности:
- Создание условий для обеспечения положительной динамики в развитии эмоциональной сфере младшего школьника и успешной социализации.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
1 Разработка и апробация структуры развития эмоциональной сферы школьника
2. Конструирование цикла занятий с обучающимися и родителями для создания оптимальных условий развития эмоциональной сферы
-формирования позитивного общения школьников;
- продуктивных изменений самооценки младших школьников;
- управления своими эмоциями;
-принятия решений
-снятия тревожности и страхов.
3.Организация занятий, дающих ученикам возможность систематической и последовательной отработки и тренировки своих чувств, эмоций, что обеспечивает их успешную социализацию.
Исходя из этого одним из перспективных путей деятельности по разрешению противоречий является система работы социального педагога по развитию эмоциональной сферы, которая включает:
1. Структуру организации деятельности
2. Задачи.
3.Формы организации деятельности и взаимодействия социального педагога с обучающимися.
4.Циклы занятий.
5.Рефлексию эффективности профессиональной деятельности автора опыта.
Для планомерной систематической работы автором опыта определена структура работы, разработан и апробирован цикл коррекционно-развивающих занятий. Задачи, содержание, длительность зависят от уровня знаний, представлений детей, навыков общения и эмоционального состояния. Ориентируясь на современные направления инновационной работы, педагогические технологии, используемые в образовательном процессе, автор опыта пришел к тому, что приемлемым в решении данного вопроса - использование специальных коррекционных занятий, в которых выделяется три основных компонента:
гибкое планирование тематических разделов;
коллективные занятия;
индивидуальная работа с отдельными детьми.
Специфика проведения занятий заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром; педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опираясь на собственный опыт.
Особая педагогическая ценность занятий в том, что:
используются методы практического целенаправленного действия, открывающие возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка во взаимодействии с окружающим миром.
Содержание занятий идет от детских потребностей, интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующей детскую самодеятельность.
На занятиях используются методы, выводящие педагогический процесс из стен школьного сообщества.
Одним из условий, дающим возможность развития эмоциональной отзывчивости и воспитания психического здоровья, считать вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (игры, тренинги, этюды и т.д.).
При выстраивании педагогического процесса, по развитию эмоциональной отзывчивости и психического здоровья посредствам терапевтической деятельности использовали оптимальные методы и приёмы, такие как:
- использование этюдов на выражение основных эмоций и снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников;
- использование сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений;
- включение в непосредственно образовательную деятельность элементов психогимнастики, техник выразительных движений, элементов психологических тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок, способствующих развитию эмоциональной сферы дошкольников;
- посещение комнаты релаксации.
- разыгрывание ситуаций, отражающие те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении;
- совместная работа с родителями по развитию у детей эмоциональной отзывчивости;
- личный пример педагога, проявляющего эмоциональную отзывчивость - самый сильнодействующий фактор.
Эмоциональное развитие ребенка и формирование психологического здоровья в опыте основано на использовании психотерапевтических технологий.
Автором опыта разработанная структура системы работы представлена шестью направлениями и рассчитана на три года обучения и воспитания. Занятия, рассчитаны на 2-6 часов. Такой временной интервал, как считает автор опыта вполне целесообразен. Занятия проводятся 2-4 раза в неделю.
СТРУКТУРА
Развитие эмоциональной сферы
Мир в котором я живу
Снимаем тревожность
Добро и зло
Самооценка
Мои эмоции
Принятие решений
Детско-взрослое сообщество
Цель: Организация системного подхода в организации и управлении работой по социальной поддержке и педагогическому сопровождению семьи в вопросах воспитания детей
Задачи:
- организация просвещения родителей;
-содействовать выработке у родителей представлений о единстве и целостности воспитательного процесса в семье и школе;
- внедрение новых, нетрадиционных форм общения с родителями, формирование активной педагогической позиции родителей;
- создание системы массовых мероприятий с родителями.
Формировать адекватное восприятие сообщений партнера. Определение своего статуса в системе взаимоотношений
Формировать правильное отношение к своим поступкам и поступкам окружающих.
Снятие эмоционального напряжения, чувства страха , неуверенности, тревожность.
Учить вычленять и формулировать проблему, осознавать, анализировать и оценивать свои реальные возможности с решаемой проблемой.
Развитие положительных эмоций.
Формировать умение регулировать своими эмоциями
Создание условий для продуктивных изменений самооценки частных характеристик, которые модифицируются под влияние новой информации, опыта, оценок окружающих, объективного анализа достижений Воспринимать и анализировать информацию.
Вырабатывать собственное мнение и обосновывать его.
Строить доказательство и умозаключения.
Цикл коррекционно-развивающих занятий
формы работы: игры, терапевтические методы (сказко-терапия, арт-терапия, игро-терапия) тренинги, проекты, исследовательская деятельность, упражнения, анализ проблемных ситуаций
индивидуальные
Группы сменного состава
фронтальные
дифференцированные
групповые
парные
В результате бесед с обучающимися была определена очередность проведения занятий.
На первом этапе реализуется направление «Мир, в котором я живу», целью которого стало формирование адекватного восприятие сообщений партнера и определение своего статуса в системе взаимоотношений с обществом. Занятия направлены на развитие навыков общения и взаимодействия. Данный блок включает семь занятий. (Приложение 1,2).
По результатам изучения первого направления автор опыта приступил содержанию второго «Самооценка». Содержание занятий строятся по принципу возрастающей сложности и нацелены на то, чтобы у обучающихся сформировалась адекватная самооценка. В процессе работы содержание занятий усложнялось, где целью является создание условий для продуктивных изменений самооценки частных характеристик, которые модифицируются под влияние новой информации, опыта. Педагог добивается в процессе работы умений учащихся анализировать свои поступки, чувства, переживания; наблюдать и анализировать поступки, чувства, переживание других, ясно и конкретно выражать свои мысли; слушать, воспринимать и обдумывать высказывания партнера о его чувствах, эмоциях. На данном этапе автор опыта выявляет проблемные зоны, разрабатывает индивидуальные задания, беседы, консультации. В результате работы по направлению «Самооценка», который включает 6 тематических занятий, обучающиеся закрепляют раннее полученные умения, учатся слушать себя и видеть других. (Приложение 3).
В соответствии с поставленными целями и задачами автор опыта переходит к реализации следующего раздела «Мои эмоциями» (8 занятий). Цель данного раздела: Развитие положительных эмоций. Формирование умений регулировать свои эмоции. Для того чтобы научить детей управлять своими эмоциями и адекватно действовать в стрессовых ситуациях, педагог создает условия, в которых воспитанники упражняются в решении проблем, связанных с эмоциями и эмоциональными воздействиями. Для этого автор опыта использует специальные игровые упражнения, задания, организованные в систему (ролевая игра, проблемная ситуация, чтение литературы и их последующий анализ).
По завершению изучения раздела «Мои эмоции» автор опыта усложняет содержание материала, разрабатывает индивидуальные задания, планирует организацию работу консультантов в группе, родителей. (Приложение 4).
Занятия по материалу первых трех разделов можно объединять в единый тренинг. Для этого организуется выход в парковую, лесную зону и зону отдыха во время зимних и весенних каникул.
Автор опыта, приступает к реализации направления «Принятие решений» (9 занятий), целью которого является развитие принятия и исполнения решений. Данный блок имеет свою специфику работы. Обучение решению проблем на первом этапе сводится к необходимости научить воспитанников вычленять и точно формулировать проблему, прогнозировать ресурсы, которые необходимо привлечь для решения проблемы, осознавать и анализировать и оценивать свои реальные возможности в связи с решаемой проблемой, планировать и осуществлять действия, направленные на решение проблемы. В рамках авторской системы работы педагога-психолога по формированию социально-значимых качеств личности используются различные нетрадиционные методы, приемы и игры («Живая скульптура, «Подобрать синонимы», «Веришь - Не веришь» и.т.д.). Содержание занятий четвертого блока требует достаточно длительных перерывов между встречами. Это обусловлено спецификой формируемых навыков. (Приложение 5).
В ходе усвоения материала по данному блоку автор наблюдает за деятельностью воспитанников и по результатам деятельности переходит к реализации раздела «Принятие решений». Участники занятий учатся в процессе групповых, парных, индивидуальных заданий учатся воспринимать и анализировать информацию, вырабатывать собственное мнение, строить доказательство и умозаключение, ясно и конкретно выражать свои мысли. (Приложение 6)
Наиболее сложным в организации деятельности является раздел «Снимаем тревожность». Структура занятий расположена по принципу возрастающей сложности и нацелена на то, чтобы у обучающихся снять эмоциональное напряжение, тревогу, страх. В ходе работы педагог использует терапевтические техники (сказко-терапия, игро-терапия, арт-терапия). На данном этапе автор ставит задачу увидеть проблемы, потом придумать и отобрать наилучшее решение из нескольких вариантов. При этом учит воспитанников отстраняться от предыдущего личного опыта, рассматривать проблемы шире, чем обычно принято в стандартных ситуациях. (Приложение 7).
В ходе работы по направлению «Добро и зло» изменяются внутригрупповая динамика, то есть взаимоотношения воспитанников могут быть нестандартными и возможно столкновение мнений. Для того чтобы данной проблемы не произошло, автор опыта предусмотрел ознакомление воспитанников с правилами поведения в ситуации конфликта.
Создание условий для развития эмоциональной сферы младшего школьника требует включение родительской общественности в систему работы. Именно поэтому, автор опыта выделил отдельно блок «Детско-взрослое сообщество», целью которого является организация системного подхода в управлении работой по социальной поддержке и педагогическому сопровождению семьи в вопросах воспитания детей. Реализация блока «Детско-взрослое сообщество» осуществляется в рамках вышеназванных блоков, то есть родители становятся непосредственными участниками занятий с воспитанниками. Наряду с этим предусмотрены отдельные занятия с родителями, которые проводятся параллельно-синхронно («Как помочь ребенку быть уверенным», «Учим детей заботится о других, «Учим и учимся делать вместе общие дела и др.»») при использовании классным руководителей средств «технологии погружения.». (Приложение 8)
Раздел III
Результативность опыта
Критерием результативности опыта является положительная динамика развития эмоциональной сферы младшего школьника.
Показатели сформированности данных качеств и методики используемые автором опыта, представлены в таблице:
Наименование показателей
|
Используемая методика
|
Навыки общения
|
Методика выявления навыков общения «Рукавички»» (автор Г.А. Цукерман)».
|
Коммуникативные склонности
|
методика выявления коммуникативных склонностей обучающихся (автор Р.В. Овчарова)
|
Самооценка
|
методика «Самооценка» (автор А.И. Липкин)
|
Наличие страхов у школьников
|
Диагностика выявления наличия страхов по А.И.Захарову
|
Межличностные отношения, наличие друзей
|
методика «социометрия», автор Якоб Морено»),
|
Эмоциональное состояние
|
методика «Цвето-рисуночный тест диагностика психических состояний, автор А.О. Прохоров».
|
Эмоциональный комфорт (тест Несуществующее животное»)
|
Диагностика эмоционального комфорта (тест Несуществующее животное»)
|
Эмоциональное благополучие школьников в группе сверстников
|
Диагностика эмоциональное благополучие школьников в группе сверстников «Социометрия», автор Т.А. Репина
|
-
-
-
-
-
-
-
-
Наименование показателей
|
Начальный этап (2010 год)
|
Завершающий этап 2013год
|
Навыки общения
|
Низкий уровень – 45% обучающихся
|
Низкий уровень –9 % обучающихся
|
Средний уровень 46% обучающихся
|
Средний уровень –63% обучающихся
|
Высокий уровень – 9%
|
Высокий уровень – 27%
|
Коммуникативные склонности
|
Низкий уровень имеют – 12 воспитанников
|
Низкий уровень имеют – 1 воспитанник
|
Ниже среднего –3 воспитанник
|
Ниже среднего – воспитанник
|
Средний уровень - 3 воспитанника
|
Средний уровень - 14 воспитанников
|
Высокий уровень – 3 воспитанника
|
Самооценка
|
Заниженная самооценка у -55% воспитанников
|
Заниженная самооценка у -18% воспитанников
|
Завышенная у 27% воспитанников
|
Завышенная у 9% воспитанников
|
Адекватная у 18% воспитанников
|
Адекватная у 73% воспитанников
|
Диагностика выявления наличия страхов
|
82% обучающихся
|
35.3.% обучающихся
|
Межличностные отношения, наличие друзей
|
-36% воспитанников имели негативное отношение к окружающим;
-у 27% воспитанников отсутствуют друзья в классе;
|
- 91% воспитанников имеют положительные взаимоотношения с окружающими;
- у 9% (1 воспитанник) затрудняется в установлении межличностных контактов.
|
Эмоциональное состояние
|
72%
(12 воспитанников) испытывают трудности при регулировании своих эмоциональных состояний.
|
65%
(14 воспитанников) владеют навыком регулирования эмоционального состояния;
35% (5воспитанников) испытывают трудности при регулировании своих эмоциональных состояний.
|
Диагностика эмоционального комфорта (тест Несуществующее животное»)
|
25%
|
62.5%
|
Эмоциональное благополучие школьников в группе сверстников
|
-47% обучающихся
- низкий уровень удовлетворенность взаимоотношениями в группе сверстников;
-42% обучающихся средний уровень;
-11% обучающихся высокий уровень
|
коэффициент удовлетворенности детей своими взаимоотношениями со сверстниками в группе составляет (15:16=0,9) 90%, что соответствует высокому уровню
|
Представленные в таблице результаты обследования воспитанников освидетельствуют в целом о положительной динамике отслеживаемых показателей.
Опыт организации работы по формированию социально-личностных качеств у школьников начальной школы, свидетельствует о существенных изменениях:
в формировании адекватной самооценки обучающихся;
при построении межличностных отношений с одноклассниками;
в снижении уровня тревожности.
в сформированности навыков общения;
в понимании и оценивании своих эмоциональных состояний и состояний сверстников.
в отношение к окружающим, наличие друзей и приятелей в классе,
в повышении уровня эмоциональной сферы.
Библиографический список
Алябьева Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей младшего школьного возраста; Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам» - М.; ТЦ Сфера, 2005г.
Большебратская Э.Э. Песочная терапия- Петропавловск, 2010 – 74с.
Кошелева М.И. Эмоциональное развитие школьника, М.: Просвещение, 1983 г. – 174 с.
Шипицына П. М., Детство – Азбука общения, Пресс, Санкт – Петербург 2002г. - 380 с.
Савельева Н. « Настольная книга педагога психолога» - Ростов н./Д; Феникс, 2005г.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. «Учебники, учебные пособия» - Ростов н./Д: Феникс,2002. – 672с.
Психология. Учебное пособие для учащихся пед. училищ. / под ред. В.А.Крутецкого. М., Просвещение, 1974 г.- 304 с
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. - СПб.: Речь; ТЦ Сфера, 2001.
Марцинковская Т.Д. «Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии.- М.; Линка-Пресс, 1997г.
Коноваленко С.В. «Коммуникативные способности и социализации детей 5-10 лет» Комплекс коррекционно-развивающих занятий и психологических тренингов. – М.; «Изд-во ГНОМ и Д»,2001г.
Чистякова М.И. «Психогимнастика / Под. ред. М. И. Буянова. – М.; Просвещение,1990г.
Словарь психолога практика. / Сост. С. Ю. Головин. - Мн; Харвест М.: АСТ 2001г.
Узорова О. «Физкультурные минутки / О. Узорова, Е. Нефедова. – М.; ООО «Издательство АСТ»; ЗАО НПП «Ермак» 2004г.
Захаров А.И. «Как преодолеть страхи у детей» - М.; Педагогика, 1986г.
Пассов Е.И. Мастерство и личность. М.: Просвещение, 1993 – 159 с.
Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Под редакцией П.И. Шамовой, П.И. Третьякова. - М. - Тюмень, 1994
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. -М., 1998.
Журнал «Методист» №3,2 – 2001; №4,7 – 2002; №5 – 2003.
Е.С. Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Издательский центр «Академия», 200г.
Борисова Н.В., Соловьева А.А. Новые технологии в обучении. Москва 1992г.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Москва 1997г.
Запорожец А., Комарова Т. Педагогические и психологические проблемы дошкольного детства// Дошкольное воспитание – 1979 №11.
РепинаТ.А.., Стеркина Р.Б.Общение детей в школе и семье.
Сластенин В.А. Педагогика. Москва 1997г.
Приложение 1.2
«Мир, в котором я живу»
|
|
|