Главная страница

«Как приучить ребенка к самостоятельности и ответственности во второй младшей группе», как средство повышения педагогической культуры родителей


Скачать 203.9 Kb.
Название «Как приучить ребенка к самостоятельности и ответственности во второй младшей группе», как средство повышения педагогической культуры родителей
Дата 27.02.2016
Размер 203.9 Kb.
Тип Документы

Родительское собрание на тему:

«Как приучить ребенка к самостоятельности и ответственности во второй младшей группе», как средство повышения педагогической культуры родителей
Цель: Дать родителям знания о значении воспитания у детей самостоятельности и культурно-гигиенических навыков, как средство повышения педагогической культуры родителей. Заинтересовать проблемой.

Ход собрания:


Вступительное слово.

Самостоятельность и ответственность - это в первую очередь независимость от чужих мнений и крепкие собственные убеждения, и правильные поступки.

Чтобы этого добиться родителям следует запомнить одно самое главное правило: «Не делайте за ребёнка то, что он сам может сделать».

Все дети разные по темпераменту и определенного рецепта, как научить малыша самостоятельности нет, здесь родители должны исходит из возможностей ребенка, его стремлений и желаний. Когда у ребёнка начинается период «Я сам» не останавливайте его, а наоборот поощряйте. Это позволит малышу самовыражаться.

В маленьком возрасте малыши зависят от взрослых. Взрослее они обретают самостоятельность. Приучая малыша самостоятельно одеваться, умываться вы поддерживаете его стремление к самостоятельности в мыслях и поступках.

Примерно в 2,5-3 года малыш может самостоятельно раздеться, а одеваться они начинают примерно к 5-6 летнему возрасту. Но не следует настаивать и принуждать малыша делать всегда и всё самостоятельно – это будет неверный путь приучения к самостоятельности. В последствии он будет делать это с неохотой и бунтовать, когда его будут заставлять. Такие дети вырастают упрямыми, и зависящими от родителей, без собственного мнения. Также не торопите своего ребенка, когда он пытается застегнуть пуговицы, завязать шнурки или надеть пальто – поторопив, и сделав все за него, вы можете загубить его стремление к независимости. И ни в коем случае не кричите и не угрожайте малышу, а просто доходчиво объясните, что одеваться нужно чуть быстрее. И сделайте скидку на то, что малыш только учится и естественно не всё сразу и быстро получается.

Также процессу обучения самостоятельности, способствуют домашние обязанности чада, например, собирать игрушки, или складывать вещи. Делая эти элементарные вещи, у ребенка быстрее сформируется ответственное поведение. Если у него что-то не получается, подбодрите его и покажите, как надо правильно делать. Но, ни в коем случае не отстраняйте его от работы, он должен научиться добиваться хорошего результата путем проб и ошибок. И не делайте всё за него, а иначе ребенок просто станет ленивым и перестанет стараться. Когда у ребёнка всё получается, он ощущает чувство подъема, свою значимость и у него появляется стимул к новым достижениям. Таким образом, у него будут развиваться такие качества, как упорство, стремление к победе, и самое главное самостоятельность.

Не запрещайте ребёнку высказывать своё мнение, это позволит ему ощутить свою значимость и еще больше побудит его к самовыражению и самостоятельности. Например, когда вы покупаете ребёнку одежду, возьмите его с собой и пусть он выбирает, а вы советуете или наоборот. Так вы привьете чаду и самостоятельность выбора, и ненавязчиво сформируете вкус ребёнка в одежде, его чутье стиля и чувство цвета (это полезно как девочкам, так и мальчикам).

Позвольте своему чаду оформить свою комнату, так как ему нравится, чтобы ему было комфортно. Хочет повесить постеры – пожалуйста, переклеить обои – вперёд. И старайтесь при этом не комментировать: криво, или некрасиво – это отобьет у ребёнка всякое желание к творчеству и самостоятельности. Это второе правило родителей: «никогда не высмеивать и не унижать ребёнка, если у него что-то не получилось и тем более не делать этого перед посторонними людьми». Сделав так один или несколько раз, ребёнок станет замкнутым, перестанет стремиться к освоению нового, перестанет пытаться чего-либо достигнуть. В итоге ребёнок вырастет неуверенной и зажатой личностью, которая будет полностью зависеть от вас и вашего мнения.

Также ошибкой служит и безмерное потакание прихотям ребёнка. Такой ребёнок без труда получит то, что хочет. Такие дети, как правило, вырастают малоактивными, капризными и не умеющими добиваться чего-либо самостоятельно. В итоге они становятся зависимыми от вас – это в лучшем случает, а если от посторонних людей или каких-либо других зависимостей (наркотической, алкогольной)?

Но как бы, то, ни было, все дети разные и к ним нужен разный подход. Не стоит вгонять своего ребёнка в жесткие рамки, у вас всё равно это не получится, а если и получиться, то вы вскоре сами этому не обрадуетесь. В рамках много запретов, и нарушение этих запретов, как правило, строго наказывается. Тогда у ребёнка пропадает тяга к новому, к самостоятельности, он просто будет плыть по течению и оглядываться на вас, что вы об этом думаете, а вдруг он не туда поплыл. Такие дети вырастают несчастливыми, неуверенными и несамостоятельными. А ведь при воспитании, счастье ребёнка должно стоять на первом месте. Это в первую очередь независимость от чужих мнений и крепкие собственные убеждения, и правильные поступки.

Достаточно наивно думать, что если ребенок долгое время выполняет все ваши поручения, то в один прекрасный день он превратится в самостоятельного и ответственного человека. Не бывает так, что он сам научится ставить перед собой цели, для достижения которых необходимо принимать осмысленные решения.

При этом не забывайте о том, что ребенок должен не только самостоятельно искать решение проблемы, но и нести ответственность за все свои действия. То, что он умеет убирать за собой игрушки, застилать кровать или мыть после еды посуду — хорошо, но этого недостаточно. Нужно еще и развивать в детях уверенность, чтобы они не казались сами себе нерешительными и ни на что не способными. Иначе ребенок всегда будет зависеть от родителей. Самостоятельность проявляется в любом поступке от «сегодня я убрался в квартире» до «я разобрал на части свою игрушку и перевел бабушку через дорогу». Главное, чтобы ребенок осознавал, правильно он поступает или нет.

Не нужно надеяться на то, что ребенок будет лучше вас или сможет совершить то, что так хотели, но так и не научились делать вы. Не стоит заставлять его учиться делать сразу все. Ваш сын или дочь – не игрушка, а живой человек. Если вы хотите, чтобы малыш стал ответственным помощником для вас, то стоит запастись терпением и быть готовыми к тому, что придется потратить много сил на это. Нельзя забывать, что на все требуется время. Придется вырабатывать такую линию воспитания, которая будет подходить и вам и малышу.
Какие причины того, что дети растут несамостоятельные?

Корни детской несамостоятельности лежат, конечно, в воспитании. Сейчас под влиянием большого количества книг и телепередач родители больше уделяют времени таким вопросам, как индивидуальность ребенка, раннее развитие, вопросы здоровья, и порой упускают такую важную составляющую его опыта как самостоятельность. И, конечно, надо учитывать стили семейного воспитания:

- Авторитарный – при таком стиле действия и поступки ребенка контролируются, им руководят, управляют, постоянно дают указания и следят за качеством их выполнения.  Самостоятельность и инициатива подавляются. Часто используют физические наказания. Ребенок, как правило, растет неуверенным в себе, запуганным, конфликтным со сверстниками. В подростковом возрасте, скорее всего, будет сложный кризисный период, который усложнит жизнь родителям настолько, что они будут чувствовать свою беспомощность. Конечно, ребенок растет несамостоятельным.

- Гиперопекающий стиль – само название уже говорит нам о том, что самостоятельность при таком стиле воспитания полностью в руках родителей. Причем все сферы под контролем: психологическая, физическая, социальная. Все решения в жизни ребенка родители стремятся взять на себя. Как правило, эти родители либо утратили первого ребенка, либо долго ждали появление малыша и теперь страхи не дают им возможность довериться. К сожалению, при таком стиле воспитания дети растут несамостоятельными, зависящими от родителей, окружения, тревожными, инфантильными (присутствует детскость), неуверенными в себе. Они могут до 40 лет получать помощь родителей и спрашивать совета, как им поступить в той или иной ситуации. Ответственность за ситуации в жизни перекладывают на близких, оберегая себя от чувства вины. Несамостоятельный ребенок растет с трудностями в социуме, ему сложно наладить контакты с лицами противоположного пола.

- Хаотический стиль воспитания один из самых сложных для ребенка, потому что нет четких границ и правил. Ребенок часто тревожится, нет чувства безопасности и стабильности. Воспитание родителей основано на двойственности, когда каждый из них стремится реализовывать свои мнения в отношении ребенка и любое решение оспаривается другим взрослым. Конфликтная семейная среда формирует невротическую личность, тревожную и несамостоятельную. Так как нет образца для подражания, потому что все под критикой, нет уверенности в том, что и как надо делать ребенок растет несамостоятельный, полон сомнений и негативных ожиданий.

- Либерально-попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека). Воспитание построено на вседозволенности и безответственности со стороны ребенка. Желания и требования детей - закон, родители всячески стремятся удовлетворить пожелания ребенка, самостоятельность поощряется, но инициатива родителей часто блокирует желания ребенка быть самостоятельным. Ему проще все переложить на родителей. Дети растут несамостоятельными, эгоистичными, перекладывают всю инициативу на близких. Отношения в социуме строят по типу пользовательских, что обуславливает трудности в установлении и развитии контактов.

- Отчужденный стиль – родители безразличны к личности ребенка. Они его кормят и одевают – это главные составляющие их усилий. Интересы ребенка, его пристрастия остаются незамеченными со стороны родителей. Ребенок имеет возможность проявить самостоятельность в любой сфере, но без ошибок. Если данные ошибки усложняют жизнь родителей (напрягают их), то возможны наказания, крики или упреки. К сожалению, при таком стиле воспитания самостоятельный ребенок чувствует постоянную нехватку во внимании родителей и близких. Самостоятельность у них очень развита и в жизни они способны много добиться, но можно с уверенностью сказать о том, что они глубоко несчастны. Могут быть одинокими, неуверенными в себе, иногда агрессивными людьми. У них обостренное чувство несправедливости, что усложняет формирование отношений в социуме.

- Демократический стиль воспитания характеризуется позитивными и прогрессивными позициями родителей в отношении ребенка. Инициатива и самостоятельность развиваются и поощряются родителями. Ребенок в центре внимания, но при этом родители стремятся не забывать о себе, тем самым показывая ребенку, что каждый член семьи имеет свою ценность. Любовь и поддержка родителей помогает принять неудачи в опыте. Отношение к детям как к равным партнерам, поэтому иногда требования со стороны родителей к детям могут быть завышенными. Дети воспитываются в атмосфере принятия и требовательности, твердости и дисциплины. В будущем вырастет личность, которая будет опираться на свои решения и нести ответственность за их реализацию.

На самом деле трудно придерживаться одного стиля воспитания, поэтому чаще всего все стили в то или иной степени находят отражение в реальности семьи. Это как конструктор, который используют в строении личности ребенка.   Главное не забывать о том, что задача родителей обучить детей самостоятельности, чтобы они могли рассчитывать на себя и строить свою жизнь со всей ответственностью. Тогда можно рассчитывать на то, что он свою жизнь проживет так, как этого хочет.
Почему дети не хотят или не могут стать самостоятельными?

Зачастую родители сами не понимают, что отбивают у ребенка подобное желание. Обычная ситуация: малыш решил написать письмо своей бабушке. Самостоятельно трудился над ним около часа. Заинтересовавшаяся мама попросила дать ей взглянуть на написанный текст. Заметив, что письмо написано не очень аккуратным почерком и с некоторыми ошибками, она начала кричать на ребенка, что он глупый и совсем не старается. Малыш расстроился. Мама решила помочь ему и исправила все ошибки красной ручкой, велела сыну переписать текст на чистый лист. Мальчик стал переписывать, но, ощущая за спиной присутствие матери, ждущей от него отличный результат, ребенок начал нервничать. В результате переписанное письмо оказалось намного хуже первого. Мать снова велела сыну переписать. В конце концов, ребенок расплакался, выбросил ручку и отказался писать вообще.

Почему же так произошло? Все просто! Вместо того чтобы похвалить малыша за проявленную инициативу, мать начала ругать ребенка за его ошибки, забыв о том, что ребенок САМ захотел что-то сделать. Если бы она сказала ему: «Какой ты молодец, написал письмо бабушке. Но тут у тебя несколько ошибок. Давай, вместе их исправим?», то все бы обошлось и малыш в дальнейшем, с удовольствием сам проявлял бы инициативу. А так получается, что старайся – не старайся, все равно все будет не так. Логично, что в голове малыша появится вопрос: «Зачем, вообще что-то начинать?».

Еще одной распространенной причиной того, что дети не становятся самостоятельными, является элементарное непонимание того, что им нужно таковыми становится. И действительно, откуда же они об этом узнают, если родители все делают и решают за них. Они говорят своему сыну или дочери: «подрастешь-научишься!». Получается, что старшие сначала блокируют проявление самостоятельности, а потом обижаются на то, что ребенок не убирает за собой. А он, просто-напросто, не догадался, не знал, что это следует сделать. И опять же, в результате получается: «не знал – не сделал – поругали». Таким образом, взрослые изначально отбили у ребенка желание в дальнейшем вообще что-либо делать.

Какие же действия стоит предпринять, чтобы научить ребенка самостоятельности и ответственности?

Для начала необходимо научиться предоставлять ребенку право выбора. Пусть он сам решает, как ему стоит поступить в той или иной ситуации. Учите его анализировать последствия. «Что может получиться в результате, если ты поступишь так, а если выберешь иной вариант?». К примеру, подросток хочет разобрать шкаф со своей одеждой. Уточните, сможет ли он сделать это до конца без посторонней помощи или вынет вещи и оставит их разбросанными по полу? Поясните, что вы сегодня заняты, и помогать ему не сможете, но так как это его шкаф, то прибраться там можно в любой момент. Единственное условие: если все-таки начнет выполнять свою задачу, то придется довести дело до конца. Готов ли он к этому?

Планируйте заранее дела, которые необходимо сделать. Например, на следующий урок нужно выучить новые слова по английскому языку. Не надо заставлять малыша бросать все дела и срочно приниматься за изучение новых слов. Просто спросите у ребенка, когда он хочет заняться выполнением задания по иностранному языку. Таким образом, в голове малыша формируется образ того, что он принимает решение. В дальнейшем он сам научится распределять свое время без посторонней помощи.

Но не забывайте и о режиме дня. Приурочьте какие-либо обязательные дела и занятия к определенному времени. Если такого режима нет, то родителям придется постоянно следить за тем, чтобы ребенок справлялся со всеми своими заданиями и обязательствами, точнее, чтобы он успевал их выполнить. А это будет только вредить динамике развития самостоятельности.

Поощряйте своего сына или дочь к самостоятельности. Не забывайте лишний раз похвалить. Говорите ему о том, что гордитесь им за совершенные поступки, что очень рады тому, что он, пока мама была на работе, сделал все уроки сам, протер пол или пыль и навестил больную бабушку. Развитием самостоятельности и ответственности служат и сюжетно-ролевые игры, а также игры с правилами. В них можно представлять себя кем угодно, принимать какие угодно решения, но не забывать, что они тоже ведут к каким-то последствиям. Чем чаще ребенок играет в такие игры, тем быстрее он примерит на себя роль самостоятельного человека в жизни.

Советы для родителей.

Не давите на своего ребенка. Не говорите ему: «Вот я в твои годы!» или «Да если бы я так сделал, то уже бы получил!». Вы – это вы. Он – это он. Он – ребенок. Ему нужно совершать свои ошибки, чтобы научиться понимать жизнь и быть ответственным. И нет ничего страшного в том, что иногда ошибки повторяются. Дети должны переживать последствия неверных решений. Ничего ужасного в этом нет. Рано или поздно, ребенок все поймет и будет правильно применять полученные знания на практике.

Учите его гордиться своими поступками. Пусть чувствует себя важным. Это только подтолкнет его в следующий раз к еще большему количеству принятых самостоятельно решений.

1. Помогите ребенку обрести веру в себя и свои силы - он должен знать и понимать, что может влиять на события, происходящие вокруг него;

2. Контролируйте, но не давите на сознание малыша - он должен самостоятельно, но с вашей, малозаметной на первый взгляд, помощью прийти к мнению, что такое хорошо, а что - нет;

3.  Учите ребенка обдумывать свои слова и поступки (перед их совершением);

4. Регулярно проводите «домашние субботники» - у ребенка должны быть свои обязанности как у полноправного члена семьи, которые он должен выполнять.

Следует отметить, что чувство ответственности у маленьких деток формируется постепенно. И очень важно не перепутать ответственность с исполнительностью и послушанием.

Практически все родители хотят, чтобы ребенок самостоятельно отвечал за себя и свои поступки, однако, в тоже время подвергают его сильнейшему контролю и ожидают от него немедленного и беспрекословного повиновения.

Ребенок должен отвечать за свои действия - именно это подразумевается под ответственностью.

Ответственные действия либо поступки - это поступки, принятые по собственной воле. Именно поэтому оптимальным вариантом будет давать ребенку давать возможность выбирать: например, вымыть посуды либо помыть полы и так далее.

Говорите ребенку при каждом удобном случае, что он ответственный

Как утверждают детские психологи, дети оценивают себя, в-первую очередь, ориентируясь на оценки взрослых. В том случае, если родители убеждены, что если ребенка не заставлять, то самостоятельно он ничего не сделает. В этом случае ребенок просто перенимает эту установку. И действительно, повзрослев, очень маловероятно, что он будет что-либо делать без постороннего контроля и давления.

Для того, что бы избежать подобного, необходимо изменить свои внутренний настрой с негатива на позитив. Например, вместо: «он не может самостоятельно что-либо решать» твердите «полностью доверяю своему малышу, и он сам может нести ответственность за свои поступки». Если вы действительно поверите в то, что говорите, тогда и ребенок запрограммируется по-другому, а значит и действия его станут иными.

Доводите до сведения ребенка, насколько много вы в него вкладываете

Это очень важный аспект в воспитании. Ошибка многих родителей заключается в том, что они считают основной своей задачей обеспечить ребенка всем, что он хочет. А про затраты совершенно не думают. Однако дети растут и соответственно их запросы тоже. И ребята требуют от родителей все по максимуму, ведь они с детства привыкли получать все и сразу. И тогда родители вынуждены начать ограничивать себя, для того, чтобы дать ребенку все «необходимое». Однако является ли это «необходимое» действительно настолько жизненно необходимым?

Определите для себя, с какого возраста ребенок сможет обеспечивать себя самостоятельно

Допустим, это будет окончание школы или института. Очень важно заранее обговорить это с ребенком, прийти к общему мнению. Периодически, но ни в коем случае не очень часто и без упреков, напоминайте ему, что через определенное время ему нужно будет самостоятельно найти работу, рассчитывать свои доходы и расходы...

Если вы уже встали на этот путь - не сворачивайте с него. Будьте уверенны, тверды и последовательны в своих действиях.

Учите с раннего детства обращаться ребенка с деньгами

В первую очередь заходить следует издалека. Проводите с ребенком беседы о том кем он видит себя в будущем, сколько мечтает зарабатывать, на что собирается ее тратить. Это можно проводить и в виде какой-либо игры.

Следующий этап - научите ребенка рационально использовать карманные деньги. При этом не стоит забывать и о контроле. Если видите, что у ребенка пока получается распоряжаться правильно своими средствами - помогите ему немного, подскажите, но ни в коем случае не давите на него, не говорите, на что он должен их потратить, а на что нет.

Решите на семейном совете, сколько необходимо ребенку выделять денег на карманные расходы на определенный период (неделя, месяц). Выдайте ему оговоренную сумму и поставьте в известность, что следующие он получит только через определенное время. Это будет стимулировать ребенка рассчитывать свои деньги и естественно контролировать их трату.

Именно таким образом со временем ребенок научится контролировать свои доходы и расходы исходя из возможностей, и нести за них полную ответственность.

Не позволяйте детям манипулировать собой

Естественно, что может наступить такой момент, что ребенка станет жалко, захочется его побаловать. Помните, что всего должно быть в меру.

Иногда мы задумываемся: «Да, что будет, если я куплю ей лишнее платье?», либо «Он же единственный сынок - для него ничего не жалко...». Однако, именно от вас, от вашего воспитания, отношения зависит насколько ответственным, исполнительным и свободным вырастет ваш ребенок. Следует понять, что придёт время, когда именно ОН должен будет нести ответственность не только за себя, но и за своих детей. И именно вы сейчас должны научить ребенка этому - быть ответственным, исполнительным, порядочным.

Пусть ваши действия будут твердыми, уверенными и непоколебимыми. И будьте уверенны, что через время ваши усилия и старания вернутся вам благодарностью.

  Цените усилия и старания ребенка

Очень важно ценить старания и усилия, которые прикладывают ваши дети. Поощряйте их, хвалите, ведь для каждого малыша очень важно знать и понимать, что его понимают, поддерживают, ценят и любят. К тому же, похвала - это довольно действенное средство, которое мотивирует детей выполнять иные, более сложные задачи.

Будьте и вы в свою очередь ответственными и позаботьтесь о том, что дети не подвергаются никакой опасности. Например, не разрешайте детям находиться у включенной плиты, открытых окон и так далее. Следите, что бы они не работали с вредными для здоровья и жизни препаратами.

Помимо всего вышеперечисленного, необходимо понимать, что родители в первую очередь призваны содействовать, помогать своим детям. Показывайте свою любовь, заботу, поддержку и проводите как можно больше времени с детьми, показывайте на своем примере, что человек должен нести ответственность за свои слова и поступки.
Что должен уметь ребенок в младшем возрасте.

Для ребенка младшего возраста самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:

·  Прием пищи (есть ложкой, пить из чашки)

·  Раздевания и одевания (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты,  или юбку, шапку, варежки)

·  Гигиена тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой)

·  Опрятности (пользоваться горшком)

·  Убирать игрушки, строительный материал в определенное место. Однако надо приучить его не только убирать всё после игры, но и поддерживать порядок во время разнообразных занятий.

Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определенном уровне развития у ребёнка некоторых психо-физических возможностей. К ним относятся:

·  общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам);

·  мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры);

·  зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом);

·  мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т. е. подражать действиям взрослых).

Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо именно с них.

Как правило, к двум годам общая моторика у детей развита довольно хорошо, а вот развитие мелкой моторики сложный процесс, требующий поэтапного освоения.

На первом этапе ребёнок учится выполнять сгибательные движения кисти и применять их в игре. Далее осваивает хватание (пространственная и сенсорная ориентация, зрительно-моторная координация, согласованная работа рук, различные типы захватывания: кулачком, щепотью (тремя пальцами), одной рукой, обеими; различные действия пальцами: расставлять, сжимать вместе, выделять один палец). Дальше происходит развитие соотносящих действий, когда ребёнок учится совмещать два предмета или части, собирать такие игрушки, как матрешки, башенки, совершенствуется согласованность обеих рук, продолжает развиваться глазомер. На последнем этапе происходит развитие подражательных движений руками (пальчиковые игры, выполнение действий по показу).

Для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях.

Вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать дома. Предложить ребёнку переложить из одной миски в другую орехи, фасоль, шары, сначала рукой (каждую отдельно), затем ложкой (начиная с большой столовой или деревянной, потом переходите на чайную), потом с помощью пинцета. Позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках. Давайте ему проталкивать предметы в отверстия, нанизывать предметы на шнурок. Поиграйте в игры «Кукла Маша идет в магазин» (используйте кошельки и сумки с различными типами застежек: на липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках). «Постираем кукле платье» (развешиваем кукольную одежду и закрепляем прищепками). «Зайчик просыпается, зайчик умывается (одеваем кукольную одежду, имитируем процесс умывания).

Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше. В процессе прямого обучения сообщите ему кратко и чётко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребёнок смотрит на вас. При необходимости покажите это действие сами. Показ должен быть неторопливым, чётким и последовательным. После объяснения и показа возьмите своими руками руки ребёнка и проделайте вместе с ним нужное действие. Во время самостоятельного выполнения действия ребёнком поправляйте его корректно, в позитивном тоне, не указывая на то, что нельзя делать, или что надо перестать делать, а говоря прямо, что необходимо делать именно сейчас. Например, нужно сказать: «Давай есть медленно», «Говори тихо», «Возьми одну» вместо: «Не торопись во время еды», «Не кричи громко», «Не бери много» и т. д.

Не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата. Это может быть ласковое слово или прикосновение, небольшие самодельные подарки (из бумаги, ниток, солёного теста или пластилина, поделки из природного материала), а иногда и сладкое угощение. Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Ты справился! Отлично! Правильно! Я так рада! и др.

Блиц – опрос на тему «Знаете ли вы своего ребёнка?»

Сейчас вы проанализируете навыки самостоятельности своего ребенка. Если ребёнок выполняет этот навык самостоятельно, то вы обведите красным кружочком, или не совсем самостоятельно желтого цвета, если не выполняет – то синего цвета.

Посмотрите на цвет кружочков, их цвет поможет вам решить, над чем следует поработать с детьми.

Конечно, дети не сразу приобретают необходимые навыки им требуется наша помощь. И только совместно мы можем привить ребенку эти навыки, создавая для этого необходимые условия. Приспособить вешалку  по росту ребёнка, повесить полотенце непосредственно для ребёнка, выделить полку в шкафу для его вещей, чтобы ребёнок знал и мог подойти, взять или положить ту или иную вещь, малышу удобнее умываться, если он стоит на скамейке, подставленной к крану. Если же его на руках подносят к крану, научить умыванию в таком неудобном положении очень трудно.

Но создание условий ещё недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребёнка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, прием пищи, трудолюбия:

·  мыть руки, засучив рукава, не разбрызгивая воду, пользоваться мылом и полотенцем;

·  одеваться и раздеваться в определенной последовательности (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки);

·  складывать свои вещи в шкаф или на стульчик;

·  замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;

·  убирать игрушки, строительный материал в определенное место;

·  своевременно пользоваться носовым платком;

·  правильно пользоваться ложкой;

·  пить из чашки, есть, хорошо пережёвывая пищу закрытым ртом;

·  во время приема пищи есть аккуратно и после еды пользоваться салфеткой, задвигать стул и благодарить;

·  своевременно пользоваться туалетом.

Итог собрания:

В младшем возрасте дети обладают большой подражательностью. Поэтому, желая воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, мама и папа должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитывать у своего ребёнка привычки к аккуратности.

Итак ребёнок рождается беспомощным существом. За первые три года проходит огромный путь, пожалуй, более значительный и богатый приобретениями, чем во все остальные годы его жизни! В самом деле, с чем можно сравнить развивающуюся в раннем детстве способность владеть своим телом, речью, мыслить, радоваться, любить и грустить, воспринимать прекрасное в окружающем нас мире! Всё это, конечно, ребёнку ещё предстоит развивать и совершенствовать в дошкольном, а потом школьные годы и даже когда он станет взрослым.

Всю жизнь! Но все начинается с раннего детства. Здесь – истоки всего человеческого. Как от хилого росточка трудно добиться пышного цветения, так невоспитанному сызмала ребенку нелегко восполнить упущенное. Поэтому воспитание детей надо начинать с рождения. (Выдаю памятки «Как воспитывать у ребенка самостоятельность).

Решение собрания:

1.  Для развития мелкой моторики рук организовать дома специальные игры и занятия для детей.

2.  Создавать условия дома для формирования навыков самообслуживания.

3.  Обучение навыкам самообслуживания. Начинать с показа на любимых игрушках ребёнка, постепенно переходить к прямому обучению на самом малыше.