|
«Повышение качества образовательного процесса через использование проектного метода в работе с детьми и родителями» «Федеральные Государственные требования к основной образовательной программе»
«Повышение качества образовательного процесса через использование проектного метода в работе с детьми и родителями»
«Федеральные Государственные требования к основной образовательной программе» учитывают, что содержание дошкольного образования должно охватывать все направления развития личности ребенка-дошкольника.
Одной из приоритетных задач современной системы образования становится формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями. Необходимыми параметрами развития признаются мышление, творческие способности, личностные качества.
Важнейшими средствами развития детей дошкольного возраста выступают содержание и технологии обучения. Одна из эффективных педагогических технологий – метод проектов – направлен на развитие творческого потенциала личности ребенка, его ценностно- смысловой сферы. Большое внимание проектному методу обучения уделял еще в начале прошлого века один из создателей новой школы и педагогики в России Станислав Теофилович Шацкий. Он исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни и разрешение детского вопроса не в том, чтобы все дети были грамотными, а в том, чтобы они умели жить.
С.Т. Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности. Условиями эффективности метода проектов как личностно-ориентированной технологии являются дифференцированная организация учебной деятельности детей, основанная на учете возрастных особенностей, уровня умственного развития, типа мышления, интересов, возможностей при выполнении проектной деятельности.
В качестве условия эффективности метода проектов выступает позиция педагога, которая заключается в организации соответствующей развивающей среды, находясь в которой, ребенок опирается на личностный потенциал и соответствующую технологию обучения. Исходя из этого нами, прежде всего, была создана соответствующая предметно развивающая среда в группе с учетом принципа интеграции образовательных областей.
Но одной соответствующей среды мало, так как на множество возникающих в процессе деятельности интересующие вопросы дошкольники самостоятельно ответить не могут. Тут на помощь приходим мы, взрослые, которые помогают ребенку познать окружающий мир. «Развитие происходит только в деятельности, вне деятельности нет никакого развития» В.И.Волынкин, поэтому на протяжении года дети были включены в проектную деятельность. Тему проекта, его форму и подробный план действия разрабатываем коллективно. Основные действия при планировании проектной деятельности:
На основе изученных проблем детей определяем цель проекта.
Разрабатываем план достижения цели (обсуждаем план с родителями).
Привлекаем специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
Составляем план-схему проекта.
Собираем материал.
Включаем в план-схему занятия, игры и другие виды деятельности.
Предлагаем родителям домашнее задание для самостоятельного выполнения.
Представляем проект в виде презентации, открытого занятия.
Основные действия при планировании проектной деятельности
Этапы проекта
|
Деятельность педагога
|
Деятельность детей
|
I
|
1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу
|
1. Вхождение в проблему
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
|
II
|
4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность.
6. Организует деятельность.
|
5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение ролей.
|
III
|
7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.
|
7. Формирование специфических знаний, умений и навыков.
|
IV
|
9. Подготовка к презентации.
10. Презентация
|
8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
|
В своей работе применили четыре вида проектов:
исследовательско- творческий,
творческий,
информационно- творческий.
Тематика проектов, предлагаемая для совместной реализации, относится к конкретному практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни, вместе с тем, требующему привлечения знаний детей не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.
Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формировать навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Одна из важнейших задач повышения качества дошкольного образования – сотрудничество родителей воспитанников с педагогами, и сотрудниками. Привлечение родителей к совместной деятельности способствуют укреплению детско-родительских отношений, и улучшает взаимоотношения педагогов и родителей.
Чтобы привлечь родителей к совместной деятельности в нашей группе был разработан и реализован первый проект «Дикие животные нашего леса». В него вошли все направления работы ДОУ: познавательная, художественно-эстетическая, социальная, игровая, физическая.
В течение недели дети и родители были участниками проекта.
Процесс проектирования протекал по трем этапам:
1-й этап – мотивационно-ориентировачный (разработка проекта). Была разработана цель, задачи проекта.
2-й этап – поисковый (это модель реализации и поэтапный план действий).
3-й этап – практический (анализ результатов).
В данном проекте родителями была проведена поисковая работа:
- подбор иллюстрации по теме;
- подбор специальной литературы;
- оформление предметно- развивающей среды ( настольные игры и т.д)
Результатом совместного творчества детей и родителей стала выставка работ «Дикие животные».
«Последний» этап проекта – защита – всегда самый зрелищный. На защиту приглашаем гостей, родителей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и её необходимо усилить социальной значимостью проекта. Объясняю, для чего он создавался и зачем он нужен. Форму защиты проекта продумываю так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя.
Так, например, на защиту проекта «Все дело в шляпе», в котором приняли участие сотрудники детского сада, были приглашены дети старших групп, результатом которого стало «Дефиле головных уборов».
Также интересным проектом стал «Семейные традиции», результатом этого проекта было проведено развлечение для детей и родителей «Праздник народных игр», где очень активное участие приняли родители.
Таким образом, внедряя технологию проектирования, вдвое повысился уровень познавательного интереса у детей. Кроме того, родители стали активными участниками образовательных проектов, которые учат работать в команде. Помогают выработать свой алгоритм действия для достижения поставленной цели. Метод проектирования позволил изменить стиль работы с детьми, вовлечь родителей и других членов семьи в общеобразовательный процесс ДОУ.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ОГОНЁК» р.п. ЛИНЁВО
«Повышение качества образовательного процесса через использование проектного метода в работе с детьми»
Докладчик:
Сараева Марина Владимировна
воспитатель первой категории
2012 год
|
|
|