Актуальность
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать воспитанникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности.
Процесс нравственно-эстетического воспитания сложен и многогранен. Однако в нем могут быть выделены некоторые главные моменты, составляющие как бы основную схему, модель этого процесса. Первым компонентом модели можно назвать формирование эмоционально-нравственного отношения к явлению действительности, к искусству. В процессе приобщения детей к искусству педагог так организует свою деятельность, чтобы дать им возможность эмоционально пережить произведение. В качестве второго компонента рассматриваемой модели выступает формирование у ребенка способности к самообучаемости в эстетической сфере. Формирование способности к самообучению, самоконтролю даст возможность ребенку правильно организовать свою поисковую деятельность, самостоятельно находить новые знания, усваивать их. В области искусства ребенок учится самостоятельно находить выразительно-изобразительные средства для передачи образа, экспериментирует.
В ходе освоения изобразительной деятельности и взаимодействия с людьми (педагогами, другими взрослыми, детьми) ребенок осваивает не только способы деятельности, но и нормы, правила, ценности, мотивы, отношения, имеющиеся в данном учреждении. Высокий уровень творчества органично связан с мотивационно-потребностной сферой личности. Поэтому освоение деятельности идет с опорой на эту сферу и в большей степени влияет на формирование системы мотивов, иерархию мотивов жизнедеятельности личности воспитанника в целом.
Программа предоставляет каждому обучающемуся свободу для художественно-творческого решения общей задачи. По мере реализации программы способность детей к целенаправленной творческой деятельности должна стать критерием художественного развития обучающихся.
Особенность работы
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:
Рисование по памяти,
Рисование по представлению,
Рисование с натуры (рисунок, живопись),
Рисование на темы и иллюстрирование (композиция),
Декоративная работа,
Лепка,
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Реализация программы предусматривает применение разнообразных заданий и упражнений, содержание и направленность которых определяются практической ориентацией автора. Так выделяются пять типов заданий, широко используемых в практике: предметно-тематический тип, образно-символический тип, упражнения на развитие образного восприятия, воображения; игры-упражнения с изобразительным материалом; задания на совместную деятельность.
Предметно-тематический тип – рисование на свободную и заданную темы, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми.
Образно-символический тип – изображение ребенком в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов, таких, как понятия «Добро», «Счастье», «зло», изображение эмоциональных состояний и чувств: «Радость», «Удивление», «Гнев» и др. Этот тип заданий требует от ребенка более высокой степени символизации, чем предшествующий, т. к. изображаемое понятие не обладает физической оболочкой. Это заставляет детей при выполнении задания обращаться к анализу нравственного содержания тех событий и явлений, которые становятся предметом изображения при выполнении задания, переосмысливать значение этих событий.
Упражнения на развитие образного восприятия и воображения – в этих заданиях детям предлагается, опираясь на стимульный ряд, воссоздать, воспроизвести целостный объект и придать ему осмысленность («Волшебные пятна», «Рисование по точкам»).
Игры-упражнения с изобразительным материалом – экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, глиной и т. д. с целью изучения их физических свойств и возможностей.
Задания на совместную деятельность могут включать задания всех указанных выше четырех типов. Этот тип заданий направлен на решение проблемы взаимоотношений со сверстниками, коммуникации. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединиться для общего дела, договориться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.
Коллективное художественное творчество воспитанников может найти применение в оформлении интерьера Реабилитационного центра. Выполненные на занятиях детские творческие работы можно использовать как подарки для друзей или гостей Реабилитационного центра.
Методы
организации воспитания и обучения
Основные виды занятий
Задачи программы
Типы заданий
Основная цель программы «Формирование художественно – творческих способностей» – это приобщение детей к духовной культуре, творческое и нравственное саморазвитие личности в процессе изобразительной деятельности.
Реабилитационная программа
по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Автор:
воспитатель младшей группы
Краснова Е.А.
|