|
практика организации исследовательской деятельности учащихся
РАЗДЕЛ: ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
Л.П Фисивная, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» г Балаково Саратовской области.
[email protected]
Скажи мне, я забуду.
Покажи мне, я могу запомнить.
Позволь мне сделать это,
Это станет моим навсегда.
Китайская пословица
Существенно изменившая система образования требует от учителя пересмотреть формы и методы преподавания учебных дисциплин. Соответственно, задача учителя не только перевести сложившуюся веками систему образования в инновационное пространство, отвечающее социальному запросу общества, но и созданию новой модели ученика, адаптированной к новым условиям обучения. Необходимо изменить не только методику преподавания своего предмета, но и свою собственную психологию.
Мною были пройдены курсы по «Программе Intel «Обучение для будущего»», на которых познакомилась с широким спектром использования информационных технологий в урочной и внеурочной деятельности, открыла новые возможности: использовать метод проектов для исследовательской работы учащихся. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью, научится мыслить, анализировать, делать выводы, прогнозировать.
Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для формирования исследовательских навыков у школьников. Отсутствие желания читать, узкий кругозор, слабо развитые коммуникативные навыки, отсутствие навыков анализа и обобщения - проблемы, с которыми сталкиваемся на своих уроках мы, учителя - словесники. Используя метод проектов, развиваю исследовательские навыки своих учеников, тем самым решая вышеперечисленные проблемы.
Систему работы выстраиваю стандартно:
как правило, на начальном этапе при изучении темы или раздела задаю ребятам вопрос: «Что бы вы хотели узнать по данной теме?»
проводим «Мозговой штурм»: формулирование и обсуждение тем исследований, что дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания;
ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?).
выдвигаем предположения – гипотезы. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?
-
тренируемся в выборе метода. (Что нужно сделать, чтобы получить результат
определяем состав творческих групп,
составляем «ленту времени» продвижения по теме исследования;
собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага);
анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
-
Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе;
Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
На подготовительном этапе готовлю:
готовлю памятки по работе со справочной литературой, поиску информации в сети Интернет и сохранению информационных объектов на внешние носители.
готовлю дидактический материал в виде инструктивных помощников: «Требования к оформлению исследовательской работы», «Требования к защите работы», «Требования к оформлению тезисов»
Предложенная схема помогает создать проблемно-мотивационную среду. Ученик не получает готовые знания, а учится добывать их самостоятельно, видеть в языковом явлении проблему и пытаться её решить.
1. Так, к примеру, создаю среди сильных учащихся творческую лабораторию. На основе изученных тем учащимся предлагаю написать лингвистическую сказку, не упуская основных морфологических характеристик исследуемой части речи. «История возникновения деепричастий» (7 класс), История, рассказанная местоимением» (7 класс), «Это непростое наречие».(7 класс) « Категория состояния. Самостоятельная часть речи?»
2. Работа в группах (парах). Анализ информации, выстраивание
формулировок, выводов. Так ученики 9 класса после изучения темы «Поэты серебряного века» исследовали особенности поэтического мастерства понравившихся поэтов, провели исследование «Цветопись в творчестве поэтов серебряного века». Итогом такой деятельности стала пресс-конференция «Береги «великий и могучий русский язык!». Каждый предложил свой проект исследования в области лингвистики русского языка.
Таким образом, у учеников сформировалось умение быть оппонентами, вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение.
3. Творческая лаборатория (в группах, в парах). Создание проекта «Совет одноклассникам прочитать «Мертвые души» (9 класс, вводный урок).
Таким образом, использование метода проектов для формирования навыков исследовательской деятельности позволяет в корне изменить систему получения знаний. Цель такой формы работы:
• Воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и
действиях; например, к предметной неделе русского языка и литературы ребята исследовали материал на тему: «Кирилл и Мефодий – основоположники русского алфавита».
• Развитие коммуникативных умений, так, к примеру, подготовка бесед в рамках предметной недели: «Д.И.Лихачев. Жизнь - служение языку», «Из истории имени», «Этимология фразеологизмов».
-
Развитие умения работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения; например, участие в городской практической конференции «Интеллектуалы 21 века» с темой «Обсценная лексика в подростковой среде»
Развитие критического мышления, например, участие в Конкурсе «Я и мои права» по проблеме: «СМИ и их влияние на подростковую среду», где мой ученик занял третье место на муниципальном уровне; «Имею право на имя».
Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы позволяет развить
- навыки аналитического мышления в процессе анализа информации, отбора
необходимых материалов,
- ассоциативное мышление в процессе установления ассоциаций нового
учебного материала с ранее изученным,
- логическое мышление, умение выстраивать логику доказательств, внутреннюю логику решаемой проблемы,
- умение рассматривать проблему в целостности связей и характеристик,
опираться на ранее изученный материал.
Психологи считают, что если на протяжении школьной жизни ученик
проживает ситуации выбора, то у него формируется самостоятельность,
без которой невозможна творческая личность.
|
|
|