|
Музыкальное развитие младших школьников на уроке музыки средствами импровизации
Кириченко Вера Юрьевна
Учитель музыки
Казахстан, Костанайская обл., г. Рудный
ГУ «Основная школа с углубленным изучением музыки»
Музыкальное развитие младших школьников на уроке музыки средствами импровизации.
В современных условиях всё возрастающей роли образования в социально-политическом развитии Казахстана немаловажную роль в музыкальном обучении играет развитие творчески мыслящей личности. В воспитании творчески мыслящей личности, умеющей добывать знания самостоятельно и применять их на практике заключается основная цель новой концепции развития среднего образования Республики Казахстан.
Музыкальное развитие – результат процесса музыкального обучения и воспитания, в свою очередь оно содействует всестороннему развитию личности, её эстетическому, умственному, нравственному и физическому совершенствованию. Следует подчеркнуть, что теория и методика музыкального воспитания детей рассматривают процесс музыкального развития с позиций основ педагогики и психологии.
Процесс музыкального развития осуществляется с помощью организации на уроке музыки различных видов музыкальной деятельности, которые способствуют развитию нравственно-эстетических чувств, художественно-эстетического вкуса, эстетического мышления. Это отвечает сегодняшним концепциям развития образования в Республике Казахстан и содержанию образования на современном этапе. Одним из видов музыкальной деятельности на уроке музыки является импровизационная деятельность. Поэтому музыкальное развитие младших школьников средствами импровизации было и остаётся одним из важных направлений на уроке музыки.
Цель: изучение импровизации как вида деятельности на уроке музыки и её влияния на музыкальное развитие младших школьников.
Для достижения основной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
-
изучить особенности музыкального развития младших школьников на уроке музыки средствами импровизации;
выявить виды импровизационной деятельности младших школьников на уроке музыки, роль учителя музыки в общем музыкальном развитии их импровизационной деятельности;
обосновать методику организации музыкальной импровизационной деятельности учащихся младшего школьного возраста как средства их музыкального развития.
Музыкальное развитие понимается как процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их духовного обогащения и накопления собственного музыкального опыта. Музыкальное развитие является неотъемлемой частью музыкального воспитания.
Движущими силами музыкального развития являются как воздействие воспитания и обучения, так и качественные изменения в психических процессах, вызываемых музыкальными переживаниями ребёнка. На основании накопленного опыта и предшествующего сформированного уровня развития способностей ребёнок сам активно участвует в процессе развития.
Импровизация (от лат. improvisus – непредвиденный, внезапный) – первичный и самый древний вид творчества. Импровизировать – значит сочинять сразу, в отличие от исполнения пьесы, заранее выученной по нотам. Характерным признаком импровизации является совпадение во времени моментов создания и воспроизведения творческого замысла.
Во все времена в импровизации видели высшее проявление творческих способностей. Таким образом, импровизационная деятельность - одно из средств музыкального развития.
Отсюда следует, что музыкальное развитие и импровизация взаимосвязаны и находятся во взаимодействии. Импровизационная деятельность способствует музыкальному развитию, но и развитие определяет успешность импровизации.
Изучая психофизиологические особенности импровизационной деятельности младших школьников, было отмечено, что для детей младшего школьного возраста типичны:
несформированность, хрупкость всего организма; быстрая утомляемость от однообразного положения, однообразной деятельности, монотонной речи учителя, шаблонного проведения урока;
отсутствие навыков систематической, целенаправленной умственной работы, но цепкая память;
-
небольшой объем произвольного внимания; преобладание непроизвольного внимания, что вызывает необходимость его постоянной активизации путем переключения на разные «объекты» (задания, виды деятельности, индивидуальные и коллективные формы работы и т. д.);
яркое образное воображение, его конкретность;
склонность к игре: через игровые формы легко усваивается даже сложный материал.
Таким образом, физическое и психическое развитие младших школьников – очень сложный и противоречивый процесс. При организации импровизационной деятельности на уроке музыки педагогу необходимо учитывать психофизиологические особенности младших школьников. Учителю важно иметь в виду некоторые общие моменты, наиболее типичные именно для данного возраста, в частности, особенности, относящиеся к физическим (особенности формирования различных функций коры головного мозга, системы кровообращения, дыхания, голосового и опорно-двигательного аппарата) и особенности, относящиеся к психическим (особенности восприятия, музыкальной памяти, мышления, внимания).
Опираясь на эти знания, учитель музыки получает педагогическую основу для организации импровизационной деятельности на уроке музыки, включения элементов импровизационной деятельности в ход урока.
Педагогу необходимо следующее:
отбирать такой музыкальный материал для урока, который может являться основой формирования конкретных навыков импровизации и в то же время отвечать дидактическим требованиям;
использовать приемы, методы и формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы активности, заинтересованности, непринужденности;
выбирать приемы показа образцов импровизации в различных видах музыкальной деятельности учащихся;
-
различным образом импровизировать;
разрабатывать и ставить серии заданий на импровизацию;
устанавливать наиболее рациональные пути взаимодействия, видов деятельности на каждом уроке, исходя из его темы.
Выделяют три основных вида импровизационной деятельности: двигательная (музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование), вокальная и инструментальная (ритмическая и оркестровая). Каждый вид импровизационной деятельности направлен на развитие определённых навыков и умений в создании собственных импровизаций. В основе двигательной импровизации лежит развитие у младших школьников восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Вокальные импровизации развивают музыкальный внутренний слух, способствуют развитию активного и чистого интонирования, а также целостному восприятию музыкальных произведений. Инструментальная импровизация осуществляется через игру на детских музыкальных инструментах, что способствует развитию музыкальной памяти, обогащению музыкального «багажа» учащихся, изучению тембров различных музыкальных инструментов и приёмов игры на них. Данный вид импровизационной деятельности ценен ещё и тем, что может применятся в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности.
В качестве универсального приёма организации импровизационной деятельности выступают музыкальные игры. Чаще всего при импровизировании от ученика требуется умение продолжить начатую учителем мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. Наряду с этим достаточно широко распространенным приемом не следует отказываться и от другого — импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажорно-минорных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе не обязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные «вопросительные», «незавершенные» интонации.
Примером двигательных импровизаций служат пляски-импровизации.
Пляска типа «зеркало». Дети стоят по кругу. Педагог предлагает нескольким детям показать движения, а остальным повторить их. Такую пляску можно разнообразить тем, что на первую часть музыкального произведения несколько детей показывают движения, а все их повторяют, и на вторую часть все выполняют одно заранее показанное педагогом движение, например кружение. При показе движений солистами им предлагается не повторять движений товарища, а придумывать что-то новое, своё.
Пляска-импровизация 1. Всем детям даётся задание придумать плясовое движение для первой части музыкального произведения. Сидя у инструмента, они слушают музыку, а затем по очереди показывают придуманное движение. Движение ко второй части показывает педагог. Он вместе с детьми отмечает наиболее красивые движения, соответствующие характеру музыки и форме музыкального произведения. Воспитатель записывает их и составляет фигуры пляски. Обычно дети исполняют такую пляску с огромным удовольствием – ведь они сами её придумали! В ходе первичных исполнений пляски педагог подсказывает детям последовательность фигур.
Примеры вокальных импровизаций.
Игра «Музыкальное эхо». Педагог поёт начало фразы или мотива из двух восходящих ступеней (например, I-V), ученики должны ответить ему обратной фразой (V- I). Для этого предварительно педагог играет отдельные звуки (диапазон оговаривается заранее), учащиеся исполняют их голдосом. Затем следуют краткие мотивы-вопросы (предварительно надо договорится, какими звуками педагог и учащиеся ограничиваются (например, тремя первыми ступенями звукоряда). Уащиеся пропевают мотивы-ответы, состоящие из предложенных ступеней. После освоения большего количества ступеней, ученикам предоставляется возможность сымпровизировать своё окончание при любом сочетании этих ступеней. Эта игра может вводится на первых уроках музыки, направленных на развитие вокальных импровизаций у младших школьников.
Игра «Импровизатор». Педагог играет на инструменте гармоническую последовательность, состоящую из главных ступеней лада , ученики после её прослушивания на второй раз проигрывания должны спеть подходящую к данной гармонии мелодическую линию. Педагог может записать главные ступени лада, соответствующие гармонии, звучащей в играемой учителем последовательности. Учащиеся, опираясь на предложенный учителем вариант вокальной импровизации, дописывают её каждый самостоятельно ( в качестве домашнего задания) или в группах, предварительно составленных учителем. Для получения начальных навыков этой игры рекомендуется учителю самому пропеть знакомую мелодию к предложенной гармонической последовательности. (Рус.нар.песня «Ах, вы сени»; Рус.нар.песня «Во поле берёза стояла» и пр.).
Примеры ритмической импровизации.
Игра «Отзовись, кого зовут». Предварительно учащиеся называют по очереди свои имена, а учитель, чётко повторив каждое, прохлопывает его ритм; дети учатся делать так же. Замечаем, что в тех именах, где два удара, сильнее то первый (Ю-ра, Ка-тя), то второй (Бо-рис, И-ван); в других именах по три удара с акцентами на первом (Ма-шень-ка), втором (Ни-ки-та) или третьем (А-лек-сей) и т.д. в зависимости от имён детей.
Составляются группы детей, имена которых «прохлопываются» одинаково. Педагог должен заранее наметить такие сочетания имён конкретных детей, которые будут участвовать в игре, чтобы получились рифмованные двустишья, например:
1. Оля, Катя, Галя, Дина 2. Юленька, Машенька,
Витя, Юра, Коля, Дима. Зоечка, Сашенька
Таким образом, целенаправленное и активное музыкальное развитие младших школьников средствами импровизации, комплексное и рациональное применение видов импровизационной деятельности на уроке музыки, а также творческий подход учителя музыки способствуют раскрытию творческого потенциала младших школьников, развитию их способности к импровизации и музыкальному развитию в целом.
Список использованных источников:
Детское музыкальное творчество как метод воспитания. / Музыкальное воспитание в школе, вып.11.-М: Музыка,1976, с.58
Творческая деятельность учащихся на уроке музыки. / под ред. В.Лужный. Методика преподавания музыки в 1 классе.- Киев,1984, с.28
Дмитриева Л.Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки. / Музыкальное воспитание в школе. - М: Просвещение, 1982, вып.15, 175 с.
Айкынбаева Г. Способности и одарённость младших школьников. // Воспитание школьника, 2005, №6, с.7-10.
Музыкальное воспитание в школе. / Под ред.О.Очаковской, вып.1, М: Просвещение,1961, 136 с.
Луконина Е. Имитация – интерпретация - импровизация. // Искусство в школе, 2006 , №2, с.17-19.
Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка.// Вопросы психологии, 1996, №6, с.21-24.
Ригина Г.С. Уроки музыки в начальных классах : из опыта работы в 1 и 2 классах. / Под ред. Л.В.Занкова.- М.: Просвещение, 1979, 160 с. ил.
Занимательная педагогика. / под.ред А.К.Мынбаевой.- Алматы, 2007, 102 с.
Кожевникова Ю. Развитие творческих способностей первоклассников. // Искусство в школе, 2005, № 5, с.42-43.
|
|
|