|
Подготовила: Воспитатель старшей группы
Консультация для родителей
«Современные пятилетние дети: особенности игры, общения и психического развития»
Подготовила:
Воспитатель старшей группы
Брук Инна Владимировна
Город Смоленск,2014год
Возраст пять лет, в настоящее время, как правило, является последней ступенью дошкольного периода развития: ведь многие дети уже в шесть лет переступают порог школы. В этой связи чрезвычайно важно выявить уровень развития ребенка, так как именно на этом этапе складываются многие познавательные способности и личностные особенности.
Пятилетний возраст - хронологическая граница перехода от младшего дошкольного возраста к старшему. В этом возрасте отмечается существенное изменение в психическом развитии ребенка. В общих чертах их суть можно определить, как становление его внутренней психической жизни, внутреннего плана действия, которые начинают определять внешнее поведение. Ребенок знает, чего он хочет, и добивается своей цели; его поведение определяется не окружающей обстановкой, а собственным решением, начинают преобладать «действия от мысли, а не от вещи».
Изменения эти находят своё отражение и конкретизируются во всех сферах психического развития - коммуникативной, познавательной, волевой, мотивационной.
Именно в этом возрасте в сфере общения с взрослым на первый план выходит такая форма общения, как познавательная и личностная. Ребёнок теперь уже может задавать взрослому чрезвычайно разнообразные вопросы, охватывающие все области знаний о мире.
Взрослый для него - источник новых знаний, эрудит, способный разрешить сомнения. Если у 4-5-летних детей в беседах с взрослым преобладают темы о животных, машинах, явлениях природы, то старшие дошкольники предпочитают говорить о правилах поведения, о себе, своих родителях. У пятилетних детей начинает проявляться особая активность, что выражается в вопросах. Это «почемучки», их все интересует, они всё подмечают.
Пятилетки уже могут играть по правилам, вести себя по правилам. Ребенок становится способным к деятельностям, в которых требуется от него самому что-то задумать, и в соответствии со своим замыслом точно выполнить это. Если раньше ребенок ставил один кубик на другой, возил их и говорил: «Это у меня машинка», а через две минуты: «Нет, это у меня дом», то пятилетние дети так уже не действуют. Если ребёнок что-то делает, то он в начале скажет: «Я буду строить гараж для машины», и будет строить так, чтобы эта машина могла туда въехать.
В пятилетнем возрасте дети сначала называют, что они будут делать, а потом пытаются сделать, похоже, придумывают, а потом пытаются этого достичь.
Если раньше внимание ребёнка было приковано к разным предметам, то теперь перед ребёнком открываются взаимоотношения людей - взаимоотношения своих товарищей, взрослых между собой.
И он пытается проигрывать эти новые смыслы в играх. В пять лет ребёнок может играть в игры, где требуется большая произвольность, опора на правила и нормы, где надо иногда себя сдерживать. Сколько перемен происходит в пятилетнем ребёнке!
Он уже умеет сдерживать свои чувства и произвольно контролировать своё поведение, способен оперировать количеством и подчинять своё поведение общему правилу.
Пятилетний возраст - это период бурного роста самосознания. Это период повышенной ранимости, когда у многих детей появляются (а у некоторых остаются на всю жизнь) такие черты, как обидчивость, застенчивость, агрессивность, демонстративность.
К пяти годам начинает складываться и логическое мышление. Соответственно он может устанавливать логическую последовательность событий, решать не сложные логические задачи.
Ребёнок понимает, что умеет делать, а что не умеет, способен произвольно регулировать поведение, понимать речевые инструкции, сознательно выполнять задание в том случае, если оно не противоречит его интересам.
Ребенок старшего возраста уже вполне самостоятелен, результативен, автономен. Он способен осознанно относиться к выбору дела, к оценке его результатов, к пониманию своих перспектив, а главное он умеет и готов работать в команде.
И, тем не менее, несмотря на все достижения, пятилетний ребёнок остаётся дошкольником; по-прежнему все его интересы и потребности лежат в сфере игры. Все важнейшие новообразования этого периода и произвольность поведения, и все психические процессы, и воображение, и умение общаться - зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста - сюжетно-ролевая игра. В условиях игры он лучше сосредоточивается, больше запоминает. Играя с детьми, он отстаивает свою точку зрения, разрешает конфликты, строит и реализует свои планы. Иными словами, учится умению общаться.
|
|
|