|
Программа коррекционно развивающей работы с воспитанниками младшей группы ( с конспектами занятий) Старый Оскол
Муниципальное бюджетное учреждение
социального обслуживания системы социальной защиты населения
Старооскольского городского округа
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
программа
коррекционно - развивающей работы
с воспитанниками младшей группы
( с конспектами занятий)
Старый Оскол
Пояснительная записка
Переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л.И. Божович (1968), характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности, вопросы воспитания.
В связи с этим остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Выделяют три основные линии , по которым должна вестись подготовка к школе:
Во-первых, это общее развитие . К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;
Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;
В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению . Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не захромала с самого начала.
Можно выделять отдельные стороны готовности к школе:
физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.
Что понимается под физической готовностью?
Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6—7-летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированности новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.
Иногда различные аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая готовность в отличие от нравственной и физической.
В зависимости от выбора той или иной концепции готовности ребенка к систематическому школьному обучению практический психолог выбирает основные ее критерии и подбирает соответствующие методики для их диагностики.
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели: 1) нормальное физическое развитие и координация движений;
2) желание учиться;
3) управление своим поведением;
4) владение приемами умственной деятельности;
5) проявление самостоятельности;
6) отношение к товарищам и взрослым;
7) отношение к труду;
8) умение ориентироваться в пространстве и тетради.
Готовность по первому критерию предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.
Второй критерий включает наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям.
Содержание третьего критерия включает произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений.
В четвертом критерии фигурирует владение приемами умственной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала.
Пятый критерий — проявление самостоятельности — можно рассматривать как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи.
Шестой критерий предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения.
В содержание седьмого критерия входит умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми.
Восьмой критерий связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.
Социальная ситуация, имевшая место ранее, совместной деятельности ребенка со взрослыми распадается. Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию, в которой ребенок стремится к самостоятельности. Тенденция естественна и постоянна. Так как ребенок уже открыл, что существуют взрослые, то перед ним возникает сложный мир взрослых людей. Но ребенок еще не может принять участие в той жизни, которую ведут взрослые, и тенденция превращается в идеальную форму совместной жизни со взрослыми. Такой формой идеальной совместной жизни со взрослыми становится для ребенка игра. В дошкольном возрасте, как известно, есть еще и учение. При этом очень важно следующее: чтобы ребенок учился по программе, составленной взрослыми, необходимо, чтобы он ее принял. Но возможность учить детей по известной программе еще не означает, что они могут обучаться в школе. Например, научить читать дошкольников можно, но в школу ходить они еще не могут. Нужно не только уметь учится по определенной программе, но и быть к этому личностно подготовленным. Эта подготовленность начинает возникать лишь в самом конце дошкольного периода.
Цель программы – развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе.
Предлагаемый курс занятий направлен на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста специалистами Центра. Занятия проводятся в игровой форме, т.к. преобладающие мотивы поведения связаны с интересом к процессу игры, одновременно играя с дошкольником, мы, в процессе выполнения упражнений, развиваем его способности к восприятию, запоминанию, удержанию внимания и мыслительные процессы.
Специально организованные занятия помогают ребенку подготовиться к школе. Ребенку требуется постоянное закрепление знаний. Адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», активность в обучении он проявляет том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не корректором и цензором
план занятий по развитию связной речи
у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Пояснительная записка
Развитие связной речи у детей является одной из главных задач педагогов. Речевые нарушения у детей носят системный характер. Помимо дефектного произношения имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи.
В данном перспективном тематическом плане представлены 32 темы и 32 конспекта занятий по развитию связной речи у детей с ОНР. Конспекты занятий рассчитаны на три периода обучения. Каждую неделю проводится по одному занятию.
На занятиях, составленных с учетом основных дидактических принципов, используются следующие виды работы:
-составление описательного рассказа с опорой на схему;
-пересказ русских народных сказок с элементами драматизации, рассказов с помощью опорных сигналов и без опоры;
-составление рассказа по опорным словам, по серии сюжетных картин и по серии сюжетных картин с одним закрытым фрагментом;
-придумывание предшествующих и последующих событий рассказа, пересказ рассказа с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий, составление рассказа из коллективного и личного опыта;
-составление рассказа на заданную тему.
В процессе целенаправленного обучения дети постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками для составления пересказов и самостоятельных монологических высказываний, что является основой для развития связной речи и овладения знаниями в период начального обучения в школе.
перспективный тематический
план
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Темы
|
№ зан.
|
Обследование речи детей
|
Рассказывание по теме «Осень»
|
1
|
Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания
|
2
|
Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации
|
3
|
Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин
|
4
|
Составление описательного рассказа о пчеле с опорой на схему
|
5
|
Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сигналов
|
6
|
Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин
|
7
|
Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин
|
8
|
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
|
9
|
Составление описательного рассказа с опорой на схему
|
10
|
II период обучения (декабрь, январь, февраль)
Темы
|
№ зан.
|
Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине (образец — рассказ логопеда)
|
11
|
Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин
|
12
|
Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам
|
13
|
Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации)
|
14
|
Каникулы
|
Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»
|
15
|
Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»
|
16
|
Пересказ сказки «Две косы»
|
17
|
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
|
18
|
Составление рассказа «Собака — санитар» по серии сюжетных картин
|
19
|
Составление рассказа «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий
|
20
|
III период обучения (март, апрель, май)
Темы
|
№ зан.
|
Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»
|
21
|
Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий
|
22
|
Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин
|
23
|
Пересказ рассказа Г.А, Скребицкого «Весна» с придумыванием последующих событий
|
24
|
Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий
|
25
|
Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта)
|
26
|
Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта)
|
27
|
Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» с придумыванием предшествующих событий
|
28
|
Составление рассказа «Человек» по серии
картин
|
29
|
Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин
|
30
|
Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом)
|
31
|
Составление рассказа «Как я проведу лето» (на заданную тему)
|
32
|
|
|
|