|
«В гостях у сказки»
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и изобразительной деятельности для детей младшей группы на тему «В гостях у сказки»
Составила: Воспитатель МАДОУ №4 «Детский сад комбинированного вида», Белоусова Инна Владимировна
Возрастная категория: вторая младшая группа (3-4 года).
Время использования: при изучении лексической темы «Домашние птицы».
Цель: ознакомление с новым литературным произведением К. Чуковского «Цыпленок».
Образовательные задачи:
Воспитание умения слушать литературное произведение, следить за развитием действия, осмысливать характер персонажей.
Формирование эмоционально-образного восприятия произведения (чувства сопереживания главному герою).
Обучение детей передавать в рисовании образ героя сказки: пользоваться красками и кистью.
Развивающие задачи:
Развитие звуковой культуры речи (фонетико-фонематической стороны): закрепление правильного произношения звука [К]; развитие слухового внимания (выделение звука [К] из текста); развитие интонационной выразительности речи, темпо-ритмической организации, речевых модуляций.
-
Расширение словарного запаса: пополнение словаря эмоционально-оценочной лексикой; пополнение словаря антонимов; уточнение и расширение словаря по теме «домашние животные» (отработка произношений существительных: курица, цыпленок, петух, кот, лягушка, забор, др.; прилагательных: желтый, красный, разноцветный, черный, рябая, красивый, маленький, большой, заботливая, ласковая, добрая, др.; глаголов: прогнать, задирать, вытянуть, закричать, запищать, споткнуться, шлепнуться, засмеяться).
Совершенствование грамматического строя речи: обучение подбирать определения к заданному слову, согласовывать существительные и прилагательные; составлять простые предложения с опорой на картинку.
Развитие связной речи: обучение правильно отвечать на вопросы воспитателя; воспроизводить содержание сказки по вопросам.
Развитие общей, мелкой и мимической моторики.
Воспитательные задачи:
Воспитание интереса к художественному слову, развитие эстетических чувств радости от ознакомления с литературным творчеством.
Развитие эмоционального отклика, воспитание нравственно отношения к поступкам персонажам литературного произведения.
Формирование доброжелательных отношений между детьми.
Воспитание бережного отношения к домашним животным.
Оборудование: сказка К. Чуковского «Цыпленок», цветные иллюстрации к сказке, игрушка – цыпленок.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1 ЧАСТЬ. Вводная.
1.1. Сюрпризный момент (≈ 2 минуты).
Высказывания, вопросы воспитателя
|
На что направлены высказывания, вопросы
|
Воспитатель. Здравствуйте ребята. К нам сегодня пришел необычный гость, он здесь появится, если вы отгадаете загадку про него?
Из яйца появился.
Миру очень удивился.
Это - курочки ребёнок,
Жёлтый, маленький.
Дети (все вместе). Цыпленок.
Воспитатель. Правильно, молодцы. Давайте поздороваемся с цыпленком.
Дети (все вместе). Здравствуй цыпленок.
|
Создание положительного эмоционального фона.
Активизация внимания.
|
Воспитатель. Все малыши хотят поскорей вырасти, то и дело говорят: «Я уже большой!» совсем как наш гость цыпленок, историю о котором я вам хочу рассказать. Хотите послушать?
Садитесь удобнее, слушайте историю про цыпленка.
|
Привлечение внимания к литературному произведению.
|
2 ЧАСТЬ. Основная (≈ 15 минут).
2.1. Ознакомление с новым литературным произведением К. Чуковского «Цыпленок».
Воспитатель выразительно рассказывает сказку, показывая детям красочные иллюстрации.
Жил на свете цыпленок. Он был маленький. (Показывает. Вот такой).
Но он думал, что он очень большой, и важно задирал голову. (Показывает. Вот так).
И была у него мама. Мама его очень любила. (Показывает. Мама была вот такая). Мама кормила его червяками. (Показывает. И были эти червяки вот такие).
Как-то раз налетел на маму чёрный кот и погнал её прочь со двора. (Показывает. И был чёрный кот вот такой).
Цыплёнок остался у забора один. Вдруг он видит: взлетел на забор красивый большой петух, вытянул шею. (Показывает. Вот так). И во все горло закричал «Кукареку!» И важно посмотрел по сторонам: «Я ли не удалец? Я ли не молодец?»
Цыпленку это очень понравилось. От тоже вытянул шею. (Показывает. Вот так). И что было сил запищал: «Пи-пи-пи-пи! Я тоже удалец! Я тоже молодец!» Но споткнулся и шлепнулся в лужу. (Показывает. Вот так).
В луже сидела лягушка. Она увидала его и засмеялась. «Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха!» (Показывает. А была лягушка вот такая).
Тут к цыпленку подбежала мама. Она пожалела, приласкала его. (Показывает. Вот так).
2.2. Беседа по содержанию сказки.
Высказывания, вопросы воспитателя
|
На что направлены высказывания, вопросы
|
Воспитатель. Про кого рассказывается в этой сказке?
Дети (все вместе). Про цыплёнка.
|
Вопрос по сюжету (про главного героя).
|
Воспитатель. Какой был цыпленок? Давайте расскажем. Какого цвета? Какого размера?
Дети (индивидуальные ответы). Цыпленок желтенький, маленький, крошечный, кругленький, хорошенький, славненький, слабенький (слова дополняются мимикой и жестами с подачи воспитателя).
|
Подбор определения к заданному слову (обучение ребенка описывать, называть признаки).
Ориентация на предметно-эмоциональное восприятие.
Обучение составлять простые предложения.
Развитие мимики.
|
Воспитатель. Что есть у цыпленка? Я буду показывать, а вы рассказывайте.
Дети (индивидуальные ответы).
У цыпленка есть крылья. Сколько крыльев? Два крыла.
У цыпленка есть лапки. Сколько лапок? Две лапки.
У цыпленка есть маленький клюв.
(жестами показать крылья, лапки, клюв, с подачи воспитателя)
|
Обучение ребенка описывать.
Обучение согласовывать числительные с существительным.
Обучение составлять простые предложения.
Развитие моторики.
|
Воспитатель. Какая была мама-курица? Давайте расскажем. Какого цвета? Какого размера?
Дети (индивидуальные ответы). Курочка большая, рябая, добрая, ласковая, хорошая, заботилась о сыночке – значит заботливая (слова дополняются мимикой и жестами с подачи воспитателя).
|
Подбор определения к заданному слову (обучение ребенка описывать, называть признаки).
Ориентация на предметно-эмоциональное восприятие.
Обучение составлять простые предложения.
Развитие мимики.
|
Воспитатель. У курочки, так же как у цыпленка есть крылья, лапки, клюв. Только цыпленок маленький, а курочка?
Дети (все вместе). Большая (показывают жестами).
Воспитатель. Крылья, лапки, клюв у цыпленка маленькие, а у курочки?
Дети (все вместе). Большие (показывают жестами).
|
Развитие навыков сравнения.
Различение понятий большой – маленький (подбор антонимов к заданному слову).
Называние признака в единственном и множественном числе.
|
Воспитатель. Чем мама – курица кормила своего цыпленка в сказке? Посмотрите на картинку.
Дети (все вместе). Червяками.
|
Вопрос по сюжету (детали).
|
Воспитатель. А чем еще питаются курица и цыплята?
Дети (все вместе). Зернышками, пьют воду.
|
Описание повадок цыпленка, связь образа с реальным цыпленком.
|
Воспитатель. Давайте покажем, как курочка с цыпленком клюет зернышки.
Дети показывают (все пальцы соединены подушечками (в клюв), постучать по столу (курочка клюет зернышки)).
Воспитатель. Давайте покажем, как курочка с цыпленком пьет водичку.
Дети показывают (локоть опирается на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмично наклонять и поднимать руку).
Воспитатель. Повторяйте за мной (пальчиковая гимнастика).
Как на нашем на дворе,
Зерна курочка клюет,
(все пальцы соединены подушечками (в клюв), постучать по столу (курочка клюет зернышки))
Чистую водичку пьет,
(локоть опирается на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмично наклонять и поднимать руку)
За собой цыплят ведет.
(пошагать по столу указательным и среднем пальцем двумя руками)
Можно провести два раза.
|
Проводится пальчиковая гимнастика (как элемент двигательной активности) для смены деятельности, активизации дальнейшего внимания.
Упражнение направлено на развитие мелкой моторики.
|
Воспитатель. Мама-курица гуляла с цыпленком во дворе, что случилось дальше? Кто прогнал маму курицу со двора?
Дети (все вместе). Кот.
|
Вопрос по сюжету (этапы фабулы (завязка), система персонажей).
|
Воспитатель. Покажите, как кот прогнал курочку. Повторяйте за мной.
Дети показывают коготки руками.
|
Моделирование эпизода сказки, чтобы легче усвоить ее образное содержание.
Развитие мелкой моторики.
|
Воспитатель. Кот был какой?
Дети (индивидуальные ответы). Кот большой, черный, злой, страшный, пушистый, усатый, с большим хвостом (слова дополняются мимикой и жестами с подачи воспитателя).
|
Подбор определения к заданному слову (обучение ребенка описывать, называть признаки).
Ориентация на предметно-эмоц.восприятие.
Обучение составлять простые предложения.
Развитие мимики.
|
Воспитатель. Кого увидел цыпленок на заборе?
Дети (все вместе). Петуха.
|
Вопрос по сюжету (система персонажей).
|
Воспитатель. Петух был какой? Давайте расскажем. Какого цвета? Какого размера?
Дети (индивидуальные ответы). Петух большой, красивый, разноцветный, важный, громко пел – голосистый (слова дополняются мимикой и жестами с подачи воспитателя).
|
Подбор определения к заданному слову (обучение ребенка описывать, называть признаки).
Ориентация на предметно-эмоциональное восприятие.
Обучение составлять простые предложения.
Развитие мимики.
|
Воспитатель. Как закричал петушок, а как цыпленок?
Дети (индивидуальные ответы). Петушок закричал «Кукареку!»
Воспитатель. «Я ли не удалец? Я ли не молодец!»
Дети (индивидуальные ответы). Цыпленок закричал «Пи-пи-пи!»
Воспитатель (начинает, дети подхватывают). «Я тоже удалец! Я тоже молодец». Сказал и потом споткнулся и шлепнулся в лужу.
|
Вопрос по сюжету (этап развития фабулы (события)).
|
Воспитатель. Кто смеялся над цыпленком, когда он споткнулся и шлепнулся в лужу?
Дети (все вместе). Лягушка.
|
Вопрос по сюжету (этап развития фабулы, система персонажей).
|
Воспитатель. Что сделала мама курочка?
Дети (индивидуальные ответы). Пожалела, приласкала, приголубила.
|
Вопрос по сюжету (развязка).
Развитие чувств сопереживания.
|
Воспитатель. Что бы ты сделал: когда цыпленок упал в лужу: стал бы над ним смеяться или пожалел бы его?
Дети (индивидуальные ответы). Пожалел.
|
Вопрос о личностной позиции.
Дидактическое воспитание хорошего поведения.
|
Воспитатель. Какие вы молодцы, какие вы добрые, такие же, как взрослая мама курочка.
|
Похвала.
|
2.3. Подвижное упражнение «Цыплята» (физкультминутка).
Высказывания воспитателя
|
На что направлено упражнение
|
Воспитатель. Давайте все вместе на минутку превратимся в героя нашей сказки, в цыпленк,а изобразим нашего героя. Вставайте и повторяйте за мной.
|
Упражнение проводится в качестве физкультминутки (как элемент двигательной активности) для смены деятельности, снятия нагрузки, связанной с сидением, активизации дальнейшего внимания.
Упражнение направлено на развитие общей моторики, координации речи с движением, развитие подражательности; совершенствование темпо-ритмической организации речи и движений.
|
Ходят желтые цыплята. – Пи-Пи-Пи! Пи-Пи-Пи! Идут на месте. Руки заложены за спину. Ритмично кивают головой. Произносят только звукоподражания.
|
Хоть они и маловаты. – Пи-Пи-Пи! Пи-Пи-Пи! Приседают на корточки. Произносят только звукоподражания
|
Могут зернышки искать. – Пи-Пи-Пи! Пи-Пи-Пи! Встают. Кивают головой влево-вправо. Произносят только звукоподражания
|
Землю лапкой разгребать. – Пи-Пи-Пи! Пи-Пи-Пи! Шаркают то левой, то правой ногой перед собой.
|
Воспитатель. Молодцы, садитесь.
|
2.4. Упражнение на фонематическое восприятие звука.
Высказывания воспитателя
|
На что направлено упражнение
|
Воспитатель (утрированно произносит звук [к]).
Послушайте стихотворение про курицу и цыплят:
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Не ходите далеко!
Куд-куда? Куд-куда?
Ну-ка, ну-ка, все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?
|
Упражнение для развития слухового внимания.
|
Воспитатель. Какой звук все время повторяется.
Дети (все вместе). [к].
|
Фонематическое восприятие - различение звука [к].
|
2.5. Упражнение на автоматизацию звука [к].
Высказывания воспитателя
|
На что направлено упражнение
|
Воспитатель. Как курочка звала цыплят?
Дети (все вместе). Ко-ко-ко
|
Закрепление правильного произношения звука [к]. Упражнение детей в звукоподражании.
|
Воспитатель. Как курочка волнуется, грустит, что потеряла цыплят?
(воспитатель произносит с соответствующей интонацией, дети повторяют)
Дети (все вместе). Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Воспитатель. Покажите грустную курочку.
|
Закрепление правильного произношения звука [к]. Упражнение детей в звукоподражании.
Развитие интонационной выразительности речи.
Развитие мимики.
|
Воспитатель. Как курочка ругается на цыплят, за то, что они разбрелись.
(воспитатель произносит с соответствующей интонацией, дети повторяют)
Дети (все вместе). Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Воспитатель. Покажите сердитую курочку.
|
|
Воспитатель. Как курочка приласкала цыплят.
(воспитатель произносит с соответствующей интонацией, дети повторяют)
Дети (все вместе). Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Воспитатель. Покажите добрую курочку.
|
|
Воспитатель. Как курочка громко зовет цыплят?
Дети (все вместе). Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! (громко)
|
Закрепление правильного произношения звука [к]. Упражнение детей в звукоподражании.
|
Воспитатель. Как цыплята тихо отзываются своим тоненьким голосом?
Дети (все вместе). Пи-пи-пи! Пи-пи-пи!
|
Развитие речевых модуляций.
|
Воспитатель. Как петух громко будет цыплят по утру?
Дети(все вместе). Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
|
Закрепление правильного произношения звука [к]. Упражнение детей в звукоподражании.
Развитие интонационной выразительности речи.
|
Воспитатель. Курочка говорит громко, а цыплята ей отвечают?
Дети. Тихо.
|
Развитие навыков сравнения.
Пополнение словаря антонимов: громко-тихо, низкий-высокий
|
Воспитатель. У курочки голос низкий, а у цыплят?
Дети. Тонкий
|
Образовательные задачи: воспитатель обращает внимание детей на то, что взрослые птицы кричат громким, низкими голосами, а маленькие птицы — тихим, тонкими.
|
Воспитатель распределяет роли домашних птиц между детьми, затем читает текст повторно. Воспитатель начинает строчку, дети продолжают голосом птиц.
Наши курочки в окно — Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
И цыплята вслед за ней – Пи-Пи-Пи! Пи-Пи-Пи!
А как Петя-петушок Рано-рано поутру
Нам споет: ку-ка-ре-ку!
|
Закрепление правильного произношения звука [к]. Упражнение детей в звукоподражании.
Развитие внимания, памяти.
|
2.6. Разукрашивание цыпленка из сказки.
Высказывания воспитателя
|
На что направлено упражнение
|
Воспитатель. Про кого я рассказала вам сказку? Понравился Вам цыпленок? Давайте нарисуем нашего героя?
|
Развитие мелкой моторики, цветовосприятия, творческого воображения.
|
Воспитатель. Сейчас я вам покажу, как мы будем разукрашивать цыпленка. Какого цвета будет цыпленок?
Дети (все вместе). Желтого.
|
|
Воспитатель. Какого цвета клюв у цыпленка?
Дети (все вместе). Красного.
|
|
Воспитатель. Какого цвета лапки у цыпленка?
Дети (все вместе). Красного.
|
|
Воспитатель. Давайте нарисуем цыпленка
|
|
3 ЧАСТЬ. Подведение итогов (≈ 3 минут).
Воспитатель. Про кого я рассказала вам сказку?
Дети (все вместе). Про цыпленка.
|
Актуализация услышанной сказки.
|
Воспитатель. Понравился Вам цыпленок?
Дети (все вместе).
|
Вопрос для выражения личного отношения.
|
Воспитатель. Хотите, чтобы цыпленок снова пришел к нам в гости? Давайте его пригласим.
Дети (все вместе). Приходи к нам цыпленок.
|
Вопрос для выражения личного отношения.
|
Воспитатель. За то, что вы так хорошо играли с цыпленком, он приготовил для вас подарки. Воспитатель раздает детям картинки с цыплятами для разукрашивания.
|
Похвала. Поощрение за работу.
|
Воспитатель. Когда цыпленок придет к нам снова, мы сделаем нашего героя из пластилина и подарим ему наши рисунки?
Дети (все вместе). Да.
|
Связь со следующим занятием.
|
Воспитатель. А сейчас давайте попрощаемся с цыпленком.
Дети (все вместе). До свидания. Приходи к нам в гости еще.
|
Завершение занятия.
|
|
|
|