Главная страница

Консультация педагога – психолога для педагогов доу какие формы агрессии могут проявляться у ребенка в дошкольном возрасте?


Скачать 91.2 Kb.
Название Консультация педагога – психолога для педагогов доу какие формы агрессии могут проявляться у ребенка в дошкольном возрасте?
Дата 14.02.2016
Размер 91.2 Kb.
Тип Документы

«Речевая агрессия у детей»

(консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ)

Какие формы агрессии могут проявляться у ребенка в дошкольном возрасте?
 
В психологии принято выделять различные формы агрессии, которые могут проявляться у ребенка уже в дошкольном возрасте:

  1. Физическая агрессия – это действия против кого-либо с применением физической силы (драка);

  2. Вербальная агрессия (ругань, угрозы, крики и т.д.).

  3. Раздражение (вспыльчивость по любому поводу, грубость в отношении окружающих);

  4. Косвенная агрессия. Она может быть двух видов:
    а) Направленная агрессия выражается в сплетнях или злобных шутках;
    б) Ненаправленная агрессия может выражаться в криках в окружающем обществе, топанье.

  5. Негативизм - это поведение, при котором любые действия окружающих будут

  6. Обида, как ни странно, это тоже проявление агрессии;

  7. Подозрительность и осторожность во всем;

  8. Ребенок может испытывать чувство вины без видимых на то причин.

Речевая агрессия
 
Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. Чаще всего у детей  проявляются физическая и вербальная (словесная) агрессия.


Словесная агрессия – это проявление грубости в речи ребенка, негативное речевое воздействие, обидное общение с окружающими людьми, очень яркое выражение негативных эмоций и намерений в оскорбительной форме.

Психологи выделяют несколько видов словесной агрессии:

  1. Косвенная вербальная агрессия – она направлена на обвинение или угрозы взрослому, сверстнику и так далее. Проявляется данный тип агрессии в разнообразных высказываниях в виде жалоб на обидчика (жалобы иногда выдуманные), демонстративного крика (для того чтобы обратили внимание и исполнили волю), агрессивных фантазий (о которых ребенок говорит).

  2. Прямая вербальная агрессия – это оскорбления и речевые формы унижения другого (оскорбления, «задирания», дразнилки).

 
Какими типами высказываний может быть представлена речевая агрессия ребенка?

Типы агрессивных высказываний:

Оскорбления

Проявляются в том, что ребенок использует слова и выражения, которые содержат обидную характеристику адресата.  Оскорбляя кого-либо - дошкольники чаще всего воспроизводят высказывания старших, копируют агрессивное поведение других людей.  Оскорбления в речи детей старшего дошкольного возраста носят уже более осмысленный и целенаправленный характер.
 
Оскорбления используются преимущественно при общении со сверстниками и младшими по возрасту, несколько реже - употребляются по отношению к старшим, значительно реже - возникают в конфликтном взаимодействии с взрослыми, особенно «неродными» (воспитателями, учителями, прохожими на улице и т. д.).
 
Основу детских оскорблений составляют слова, преимущественно связанные с понятиями «психическая болезнь» (например, «больной», «псих», «крезанутый», «сбежал из психушки», «сорвало крышу» и т. п.).   Именно детские оскорбления часто строятся на основе разного рода уничижительных преуменьшений - возраста, роста, статуса в группе сверстников и пр..


Враждебные замечания - это суждения о собеседнике отрицательного характера и выражение негативного отношения к его качествам, поступкам, личности в целом. Данные замечания сводятся к речевому обозначению агрессивной позиции ребенка.
 
Враждебные замечания всегда воплощаются в форме полных предложений,  и никогда не существуют в отдельных словах или словосочетаниях. Родителям следует отличать  необидные  прозвища, распространенные практически в любой детской компании и составляющие важную часть детской культуры общения: нейтральные, например производные от имен, фамилии и так далее.
 
Но и здесь есть одно «НО» если  прозвище ребенка явно обижает, вызывает реакцию отторжения, дискомфорт, агрессию, то в этом случае ее  относят к намеренному оскорблению.
Насмешка - язвительное замечание, колкость, издёвка – именно так определяют насмешку.
 
В общении детей младшего возраста не всегда и не все дразнилки имеют однозначно агрессивную направленность.  Одной из важных функций дразнилок, является утверждение норм поведения в группе и пресечение отклонений от них (дразнилки против ябед, жадин и т. д.). Однако  наиболее значимы дразнилки как способ испытания «социальной прочности» члена группы, особенно новичка, его умения постоять за себя».
 

Грубое требование

Воплощает намерение ребенка избавиться от адресата  или как-то повлиять на него, принудить к совершению какого-либо действия в своих интересах.
 
В грубых детских требованиях преобладают глаголы «идти». Используются и «отсылочные»  фразы. Для старших дошкольников характерны изощрённые словесные формы грубых требований, носящие игровой характер.

Агрессивный протест, возражение, отказ

Ребенок не использует в своей речи вежливые отказы и вежливые выражения несогласия. Агрессивные формы высказывания отличаются от приемлемых форм общения тем, что:

  1. отсутствуют необходимые формулы вежливости – «извините», «пожалуйста»;

  2. ребенок использует в своей речи агрессивную интонацию – грубый, повышенный, резкий, враждебный тон;

  3. ребенок не объясняет причины отказа

Угроза (запугивание, устрашение)

Эти агрессивные высказывания ограничены рамками детской среды и почти не используется в общении с взрослыми людьми. Для детских угроз всегда характерны обещания каких-либо действий со стороны третьих лиц.
Упрёк, обвинение

Дети упрекают или обвиняют взрослых или своих друзей в сложившейся ситуации. Не видят и не признают своей вины.


Жалоба

Жалоба предполагает под собой то, что произойдет «переадресация наказания» более влиятельному лицу. Дошкольники часто  прибегают преимущественно к явной речевой агрессии и гораздо реже проявляют ее скрыто, завуалировано. Детская речевая агрессия может быть направленной непосредственно на собеседника – переходно-смещенной, опосредованной - непереходной.

В зависимости от объекта детской речевой агрессии: чаще  она направлена на сверстников или младших и реже - на взрослых, более старших. Основная причина - боязнь порицания и наказания, лишения чего-то значимого.

Именно в детской среде речевая агрессия часто принимает групповые, коллективные формы. Психологи определяют  подобные действия как mobbing (от англ. mob - толпа) - травля одного человека несколькими.
Агрессия в детском коллективе всегда узнаваема по характерным словам таким, как «объявить бойкот», «поднять на смех», «устроить темную» или другим выражениям. Иногда имеют место распространение сплетен.

Можно выделить несколько типов ответных детских реакций на речевую агрессию:
 

  1. Ответная словесная агрессия - наиболее типичная реакция ребенка на речевое нападение «агрессора» - ровесника и младшего по возрасту;

  2. Жалоба - подразумевает сообщение об обидчике - воспитателю, родителям, друзьям, старшим детям;

  3. Игровые способы – это так называемые «отговорки», ответы на «дразнилки»: «возврат» оскорбления;

  4. Переходная (толкнуть, ударить) и непереходная физическая агрессия (испортить одежду, игрушку «обидчика»; поставить в неловкое, комичное положение - подложить кнопку, налить клея в пенал, отодвинуть стул).

Ю.В. Щербинина  предлагает игровую классификацию наиболее ярких типов речевого поведения маленьких «агрессоров», основой которой послужил сюжет сказочной повести А. К. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которые находят место в повседневной жизни:

  1. Арлекин – дразнится, обзывается задирается, часто угрожает детям.

  2. Пьеро – плаксив, всегда обижается, упрекает окружающих, не является агрессором, защищается от окружающих. Утверждает, что он «особенный» и исключительный, часто «упивается» ролью жертвы и она ему нравится. Часто фантазирует на тему обид.

  3. Буратино - пользуется ситуативной речевой агрессией, терпит воспитание родителей, но часто срывается.

Причины проявления агрессии в детской речи
 
Причины возникновения речевой агрессии могут быть самые различные: от ошибок воспитания до расстройств личности. Речевая агрессия в младшем дошкольном возрасте может возникать как неосознанное подражание поведению взрослых, «как взрослый».

В старшем дошкольном возрасте, как правило, речевая агрессия – это протест ребенка против прямого или косвенного насилия взрослых, которое выражается в авторитарном подходе, давлении на детей, уничижающих высказываниях в их адрес, в нежелании считаться с их интересами и мнением.

Речевая агрессия детей является острой проблемой для педагогов, родителей и психологов. Ю.В. Щербинина выделяет типы агрессивного речевого поведения у детей

  1. Агрессивность ребенка приобретает характер устойчивой личностной черты и формирует такие установки, модели, тенденции речевого поведения, которые обобщенно можно определить как ориентацию на словесное нападение (наиболее обидным оскорблениям, явным угрозам, прямым обвинениям, язвительным насмешкам) с намерением причинить коммуникативный вред.

  2. Речевая агрессия преимущественно как реактивный выплеск отрицательных переживаний, спонтанную разрядку, защитную реакцию - на неприятность, какой-то внешний раздражитель, ту же грубость (ябедничество, грубые отказы, протесты).

Агрессия - это сложное явление.  Психологи выделяют несколько основных подходов, объясняющих природу возникновения детской и человеческой агрессии в целом:

  1. Биологический -  определяет агрессию как врождённое, качество;

  2. Социальный – рассматривает агрессию как приобретаемое ситуативное поведение в процессе социальной адаптации.

Все теории, существующие в психологии, признают, что агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.

Так же психологи отмечают, что предпосылкой проявления детьми речевой агрессии можно считать:

  1. Психологические кризисы развития. Они характеризуются высокой возбудимостью, конфликтным поведением, неустойчивым настроением. Происходят изменения в отношении к окружающему миру, всем людям, своему «Я». Все эти преобразования находят отражение в речи ребенка;

  2. Ограниченные физические возможности ребенка, несовершенство моторных навыков, отсутствие необходимого жизненного опыта (не могут самостоятельно одеться, завязать шнурки, объяснить взрослому что ему нужно);

  3. У ребенка может возникнуть потребность в самоутверждении, самореализации, самозащите и он будет их реализовывать посредствам речевой агрессии;

  4. Вербальную агрессию может провоцировать патологическая речевая среда в которой общается малыш (семья, двор и т.д.);

  5. Пропаганда тех или иных форм агрессивного взаимодействия в современных средствах массовой информации, прежде всего, на телевидении, интернете и компьютерных играх;

  6. Ускоренный темп жизни, когда ребенок и родители находятся постоянно в напряжении.

У большинства детей в дошкольном возрасте проявляется склонность к речевой агрессии, а у некоторых малышей эта форма поведения становится постоянной, сохраняется и развивается, становясь устойчивым качеством личности.
 От взрослых, которые находятся рядом с детьми, требуется постоянная работа над собой, самоконтроль речи, поведения, поступков. Важно изменить свой взгляд на ребенка, увидеть в нем не объект для воспитания, а субъекта – личность, имеющую свои права; создать условия, обеспечивающие психологическую безопасность личности ребенка.


Исследования в области психологии показывают, что контролировать агрессию в речи детей дошкольного возраста особенно важно, так как эта склонность находится в стадии становления и ещё можно предпринять своевременные меры для профилактики и коррекции поведения.
 
Формирование умения контролировать агрессию слова, совершенствование навыков эффективного общения, не  допускающего грубости, бесконтактности, недоброжелательности,  -  важнейший момент воспитания ребёнка на этапе дошкольного детства.
 
Работа с детьми по коррекции вербальной агрессии может включать в себя следующие направления:

  • Особое внимание педагогам необходимо уделять развитию речевой активности детей, направлять ее в позитивное русло.

  • Создавать в каждой группе позитивный микроклимат: эмоционально-положительную атмосферу принятия каждого ребенка, творческого поиска, общего радостного переживания успехов всех детей .

  • Использовать сюрпризные моменты, методы, приемы, направленные на снятие психоэмоционального напряжения (элементы психогимнастики, арт-терапии, дыхательной и пальчиковой гимнастики, минутки шалости и тишины, образно-ролевые игры);

  • Создавать в группе культ правильной литературной речи;

  • Отслеживать самочувствие и настроение всех детей своей группы с использованием индивидуальных бесед - анализов «Что меня радует, что огорчает в детском саду», «Как прошел день в детском саду».

  • Обучать детей самоанализу своих поступков.

  • Включать в воспитательно-образовательный процесс социоигровые методы и приемы: взаимодействие детей в парах, тройках, группах.

  • Расширять круг общения детей посредством приглашения в группу гостей, посещения соседних групп, разных помещений детского сада с целью взаимодействия с другими детьми и сотрудниками.

  • Развивать диалогическую речь детей через специально-спроектированные ситуации общения. Использовать вопросы проблемного характера, проблемные ситуации, побуждающие детей к дискуссии.

  • Ориентировать детей на познание другого человека (сверстника, взрослого), развивать способность понимать его интересы, настроение, эмоциональные проявления. Обучать детей умению соотносить собственные чувства и желания с возможностями и желаниями других.

  • Обучать детей умению решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

  • Напоминать детям о формулах словесной вежливости. Поощрять попытки детей высказывать свое мнение, употреблять слова в точном соответствии со смыслом.


Таким образом, положительный пример взрослого (выдержка, такт, культура речи, использование форм вежливости), доброжелательное, небезразличное отношение к ребенку как к субъекту образовательного процесса, сохранение физического и психического здоровья – вот залог того, что речевая агрессия уйдет из поведения наших детей.