|
Методическая разработка по теме №38: Анализ результатов учёбы и поведения суворовцев, использование его результатов в воспитательной работе
Московское суворовское военное училище
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
По теме № 38: Анализ результатов учёбы и поведения суворовцев, использование его результатов в воспитательной работе.
Исполнил:
Воспитатель 4 взвода 7 роты
подполковник запаса
Лобода Александр Николаевич
Дата: 11 апреля 2014 г
Анализ результатов учёбы и поведения суворовцев, использование его результатов в воспитательной работе.
Будучи основой обеспечения военной безопасности Российской Федерации, Вооруженные Силы составляют опору ее государственности. Они могут успешно выполнять свое историческое предназначение по обеспечению безопасности только при условии поддержания их качественного состояния и боевой готовности на необходимом уровне с учетом военно-политических целей и экономических возможностей страны. Для этого требуются должное кадровое обеспечение, укомплектованность войск (сил) гражданами, пригодными для успешного выполнения обязанностей на воинских должностях.
Современный этап развития Вооруженных Сил Российской Федерации предъявляет повышенные требования к военным кадрам, их деловым, профессиональным, общечеловеческим, морально-боевым и другим качествам, выдвигаются новые задачи по воспитанию военнослужащих.
На современном этапе реформы военного образования возрастающая роль воспитания обусловлена необходимостью достижения двух взаимосвязанных стратегических целей:
подготовке суворовца к поступлению в высшие образовательные учреждения, получение ими среднего (полного) общего образования в соответствии с государственными стандартами, первичных знаний и навыков военного дела, необходимых для выбора профессии и продолжения дальнейшего обучения;
-
развитие качеств личности гражданина, отвечающих национальным государственным интересам России, формирование моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированности, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации.
Считая воспитание и обучение единым процессом подготовки солдат к бою, М.И. Драгомиров все же приоритет отдал воспитанию, т.к. оно «ведает областью воли». «Воспитание солдата должно стоять выше образования, воспитание выпустить нельзя даже в том случае, если бы на подготовку новобранца дан был даже один только день».
Одним из элементов системы воспитательной работы с суворовцами является анализ учебно-воспитательного процесса в повседневной деятельности.
Для проведения качественного подведения итогов учебной деятельности и поведения, и получения необходимой и достоверной информации необходимо провести ряд мероприятий, по совокупности которых можно сложить портрет каждого суворовца и дать оценку его деятельности.
Что делается для сбора информации на подведение итогов:
- посещение учебных занятий воспитателями взвода;
- обмен мнениями с преподавательским составом;
- проверка записей в дневнике замечаний взвода;
- доклад командиров отделений и заместителя командира взвода;
- отчётный материал из LMS школы;
- обмен мнений с воспитателями роты;
- наблюдение за поведением суворовцев в процессе выполнения элементов распорядка дня;
- наблюдение за организацией рабочего места во время самоподготовки;
- наблюдение за поведением суворовцев во время самоподготовки;
- обмен информацией с родителями суворовцев;
- обмен информацией с психологом роты.
В ходе предварительной подготовки к проведению подведения итогов на обсуждении воспитателей вырабатываем единое мнение по совершенным действиям нашими суворовцами. Почему? По каким причинам? Что сподвигло? Из-за чего произошли те или иные положительные или отрицательные действия?
После обсуждения принимаем решение, что можно и надо предложить нашим суворовцам для развития положительных моментов и минимизации влияния отрицательных явлений на жизнедеятельность взвода. Что мы можем совместно с суворовцами, сделать для формирования положительного восприятия обучения в училище, подбираем рекомендации для каждого суворовца для его дальнейшей учёбы и поведения.
Ежедневное подведение итогов учебы и поведения в 4 взводе проводится в ходе проведения самоподготовки. В начале самоподготовки подводятся итоги за прошедший учебный день. Каждому суворовцу даётся оценка его работы на учебных заданиях, его поведению, выполнению домашних заданий, оценивается порядок на рабочем месте в классе, порядок в расположении, оценивается внешний вид. Говорю слова благодарности отличившимся суворовцам в лучшую сторону, даю возможность кратко высказаться отстающим. Ставится задача на следующий учебный день. Подведение итогов проводится кратко, сжато, без широких обсуждений, проводит его классный руководитель взвода.
Еженедельно по субботам проводится подведение итогов за неделю. Особенностью еженедельного подведения итогов является активнейшее участие суворовцев в обсуждении произошедшего за неделю, поведения суворовцев, полученных оценок, в разборе занятых мест во взводе и роте. Они высказывают своё мнение о причинах своих успехов и неудач, почему и как они добились успехов или не смогли улучшить свои показатели в учебе и дисциплине, что им помогает или мешает в достойной учёбе. Очень живо обсуждают место взвода в общеучилищном распределении мест.
Задавая вопросы, делая небольшие замечания, принуждаю суворовцев рассуждать, высказывать своё мнение. Вместе со мной суворовцы вырабатывают коллективное мнение, учатся анализу и самоанализу, умению правильно оценить успех и поражение, видеть ступени своего роста, товарищей и коллектива, наметить пути улучшения работы по формированию внутриколлективных мнений и настроений, способствующих решению задач по поддержанию высокого уровня обучаемости и положительного поведения.
Организация совместного коллективного обсуждения приучает суворовцев к тактичному, взвешенному высказыванию своих замечаний, правильному построению возражений, грамотному оформлению предложений, адресованных друг другу и взрослым.
Важным элементом еженедельного подведения итогов является дисциплинарная практика, объявление дисциплинарных поощрений и взысканий. В приказе начальника училища № 133 от 13 мая 2013 г. «О введении дисциплинарного воздействия в отношении суворовцев Московского суворовского военного училища» определены виды поощрений и взысканий, применяемых к суворовцам. При проведении еженедельного подведения итогов к суворовцам взвода применяются поощрения в виде объявления благодарности и снятия ранее наложенного взыскания. Из мер дисциплинарного наказания объявляются замечания, выговор.
Причинами низкой успеваемости являются:
- крайне слабая доучилищная школьная подготовка;
- новые условия обучения;
- новая окружающая обстановка;
- новый коллектив;
- непонимание отдельными суворовцами «куда они вообще попали, в
вопросе обучения»;
- индивидуальные особенности характера, поведения суворовца;
- неспособность воспринимать учебный процесс как требуемую
необходимость.
Наряду с традиционными мерами воспитательной работы с суворовцами для повышения успеваемости, надо было искать что-то новое, интересное для их возраста, поэтому было решено попробовать применить такую дополнительную меру поощрения.
Суворовцы, имеющие средний балл выше 4.40 за неделю, имеют возможность посещать учебные занятия в следующую учебную неделю с офицерскими полевыми сумками. Первые пять суворовцев, набравшие больше 4.40 баллов за неделю, получают в качестве поощрения дополнительный один час к увольнению из расположения училища.
В то же время два суворовца, имеющие за неделю средний балл по учёбе меньше 4,00, не показавшие результат выше прошлой недели и занявшие два последних места, лишаются тридцати минут увольнения. Данная мера носит скорее профилактический, теоретический эффект наказания, чем практический. К слову сказать, данная мера была применена всего два раза.
Для суворовцев 5 класса данные меры имеют очень важное животрепещу-щее значение. Дополнительный час даёт немного больше времени побыть суворовцу дома, что очень положительно влияет на поведение детей, на их отношение к учёбе. Также они очень внимательно относятся к тем кто получает право на ношение офицерской полевой сумки. Если кто-то из суворовцев, не преодолевших барьер в 4,4 балла, примеряет офицерскую полевую сумку, ему тут же делается замечание суворовцами.
Так, например, суворовец В. прибыл из увольнения с офицерской полевой сумкой и самостоятельно взял её на занятия, суворовцы тут же высказали ему слова «что право носить офицерский планшет надо заработать» и первым эти слова сказал суворовец С., который поддерживает с суворовцем В. дружественные отношения и так же недобрал немного до требуемой суммы баллов.
Данная мера поощрения появилась во взводе с октября 2013 г. В первые недели показатели по учёбе не позволяли никому из суворовцев воспользоваться данной привилегией. В настоящий момент, в апреле 2014 г., уже 5-6 суворовцев еженедельно получают право ношения офицерской полевой сумки. Из уст суворовцев, пока не набирающих нужный средний балл, ни разу не прозвучали отрицательные высказывания по данному виду поощрения. Суворовцы - лидеры, снизившие показатели в учёбе до отметки менее 4.4, самостоятельно без напоминаний, перекладывают письменные принадлежности в обычные полевые сумки. Единственным их высказыванием звучат слова «мы на следующей неделе снова офицерские планшеты оденем».
При разборе поведения суворовцев мы разделяем нарушения дисциплины по категориям:
- влияющие, на учебно-воспитательный процесс, на общую морально-психологическую обстановку во взводе;
- являющиеся, проявлениями характера, то есть личностными, не задевающие товарищей по взводу, роте.
Разбирая проступки суворовцев, объясняю им, что любые нарушения недопустимы, каждый проступок является нарушением поведения, нарушением Устава Московского суворовского военного училища. Объясняю различие в тяжести проступков первого и второго пунктов.
Вовлекая суворовцев в обсуждение своих проступков и проступков товарищей, вырабатываю у них правильную оценку произошедшему. Обучаю умению ясно, грамотно, не оскорбляя товарищей высказать своё мнение, отстаивать свою точку зрения, грамотно мотивировать свои решения. Какие меры, действия необходимо предпринять для развития положительного отношения к учебе и поведению.
Никакое эффективное педагогическое взаимодействие с подростком невозможно без учета особенностей его мотивации. Именно это влияет на успешность воспитательной работы. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащегося требуемых знаний, умений и навыков, что очень важно на сегодняшний момент. Пример, суворовец Б., в первые недели обучения, показывал весьма слабые, посредственные результаты в обучении, а по результатам обучения в частной школе являлся твердым «хорошистом». При выяснении причин такой слабой учёбы выяснили, что при обучении в частной школе, домашнее задание не задавалось, ребёнка не учили выполнять домашнее задание и в училище он элементарно не понимал как и что надо делать на самоподготовке, как надо правильно оформлять в тетради самостоятельную работу по тому или иному предмету. После проведения индивидуальной работы воспитателей, учителей, родителей, суворовец уяснил требования, предъявляемые в училище к учёбе, что и как ему надо делать и сейчас его показатели в учёбе позволяют ему занимать лидирующие позиции во взводе.
Следует отметить, что контроль, учет, анализ и оценка результатов учебно-воспитательной работы органически входят в воспитательный процесс и строятся в соответствии с общей его структурой. Они позволяют систематизировать всю воспитательную работу, сделать ее более целеустремленной и планомерной и в то же время являются средством совершенствования педагогической деятельности воспитателей.
Главное требование ко всей системе контроля, учета, анализа и оценки результатов учебно-воспитательной работы состоит в том, чтобы она позволяла повысить эффективность руководства системой воспитания в учебной роте.
Используя имеющиеся данные по каждому суворовцу, выстраивая взаимоотношения с родственниками суворовцев в позитивном ключе, учитывая индивидуальные особенности каждого суворовца, мы смогли в 4-м взводе добиться понимания суворовцами своего местоположения и предназначения. Свидетельством тому успешная учёба, в первый месяц обучения на «4» и «5» училось 4-5 суворовцев, по итогам третьей четверти во взводе один отличник учёбы и девять суворовцев закончили на «4» и «5».
К сожалению, приходиться констатировать факт своей неудачи в работе с суворовцем А. Своими действиями, поведением он мешал нормальной жизнедеятельности взвода. Не удалось найти ключ к его сознанию, не смогли принятые меры выработать у него качества необходимые для обучения в училище, поэтому пришлось с ним расстаться. Он был отчислен.
Заключение:
Проводимая работа позволяет дисциплинировать суворовцев взвода, давать им регулярные ориентиры для дальнейших успешных действий. В тоже время, отдельным суворовцам взвода, при подведении итогов, ещё приходиться постоянно повторять и указывать на те, или иные недостатки, совершаемые в повседневной деятельности. Недостатки, указываю как на общем подведении итогов взвода, так и персонально в индивидуальном порядке, дифференцированно подходя к каждому суворовцу. Для дальнейшей работы с данными суворовцами необходимо давать им более конкретные указания, которые в свою очередь должны быть продуманными, взвешенными, позволяющие суворовцам понимать, что, где, когда и как они должны действовать.
Плановое, грамотно организованное, умело проведённое подведение итогов с постановкой конкретных, реальных задач, направленных на подготовку суворовца к поступлению в военные ВУЗы, на развитие качеств личности гражданина, отвечающих национальным государственным интересам России, формирование моральной и психологической готовности к защите Отечества, дисциплинированности, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации является одним из важных элементов воспитательной работы, проводимой с суворовцами 4-а взвода 7-й роты.
|
|
|