|
«организация профориентационной работы в образовательном учреждении на III ступени обучения»
Зенина О.С.
Зам. директора по ВР
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА III СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ»
Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей жизни. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам; у отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонности к определенным видам деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т. д.
СЛАЙД Можно констатировать, что перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, это принятия решения о выборе профессии или ее смене, коррекции карьеры, а иногда анализа собственных профессиональных достижений.
Выбор профессии не может быть процессом стихийным, зависящим от случайных факторов. Он должен строиться так, чтобы возможности выбирающего профессию соответствовали и соотносились с потребностями общества. Таким образом, основная роль в подготовке молодежи к сознательному и обоснованному выбору профессии принадлежит средней общеобразовательной школе.
Заметим, что школа при фактическом отсутствии системы профориентационной помощи подросткам могла бы выступить главным интегратором и инициатором ее создания. Поэтому социально-психологическая служба нашего образовательного учреждения считает вести работу в этом направлении.
СЛАЙД Основные задачи профориентационной работы мы определили следующие:
формирование адекватного личного отношения к выбору профессии;
-
изучение личностных особенностей старшеклассников, таких как темперамент, склонности, возможности, предпочтения (карты, разработанные совместно с центром «ДАР», вот уже на протяжении 3 лет заполняют учащиеся 9,11 классов);
рекомендации и помощь в выборе наиболее предпочтительных профессий для учащихся (рекомендации после обработки данных);
предоставление более полной информации о выбираемой профессии (через оформления стенда, классные часы, приглашение специалистов).
Вышеперечисленные задачи решаются не только через систему практических занятий, диагностирование личностных особенностей, индивидуальное консультирование, а также через работу координационного совета по вопросам профориентирования, совместной работы с семьей и функционирования кабинета по профориентации.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОНОЙ РАБОТЫ НА БАЗЕ ШКОЛЫ.
РАБОТА КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИОНОЙ РАБОТЕ В ШКОЛЕ.
В целях обеспечения координации всей профориентационной работы в школе организуется совет по профориентации под председательством директора школы.
В состав совета входят:
- заместитель директора школы по воспитательной работе;
- психолог;
- классные руководители выпускных классов;
- руководители методических объединений;
- школьный библиотекарь;
- школьный врач;
- представители родительского комитета.
Структуру, состав и план работы совета по профориентации рассматривает и утверждает педагогический совет школы.
На завершающем этапе идет подготовка аналитических материалов об итогах работы:
- круглый стол: подведение итогов работы в рамках проекта (анализ анкет-отзывов; анализ анкет “Жизненные ценности и профессиональный выбор”)
- родительская конференция “Жизненные ценности и профессиональный выбор”
- проектирование перспектив, путей и способов дальнейшего развития профессиональной ориентации школьников.
ПРОФООРИЕНТАЦИОННЫЙ КАБИНЕТ КАК ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ К СОЗНАТЕЛЬНОМУ ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ.
Кабинет профориентации в школе служит для проведения систематической работы с учащимися, с родителями, а также для оказания методической помощи учителям.
Поэтому важно, чтобы оформление и обстановка кабинета содействовали определенной психологической настроенности учащихся.
Для этого кабинет профориентации оформляется, как правило, по двум разделам: информационному и методическому.
СЛАЙД В информационном разделе сосредоточивают материал, который должен обеспечить педагогов, школьников и их родителей сведениями, помогающими в выборе учащимися профессии. Обязательно в кабинете представлена библиотека, объединяющей справочно-информационную, научно-популярную и соответствующую художественную литературу, газеты, журналы. Также в кабинете составлена библиография по профориентации, которой могут воспользоваться как учащиеся, так и учителя.
В методическом разделе представляют рекомендации для учителей по организации, формам и методам проведения профориентационной работы со школьниками и их родителями.
Содержание материалов, представляемых в кабинете профориентации, следующее:
высказывания о труде и выборе профессии выдающихся общественных деятелей, ученых, писателей, педагогов;
материалы на темы: «Что значит правильно выбрать профессию», «Какие требования предъявляются профессией к человеку», «Что нужно знать, чтобы не ошибиться в выборе профессии», «Советы врача» (стенд о противопоказаниях к профессиональному выбору), «Советы психолога» (материал об осознании своего выбора профессии, о развитии интересов и способностей);
-
справочно-информационные материалы: «Куда пойти учиться?» (сведения о Н-Марском СГК, ПТУ-24, техникумах, вузах, условиях приема в них, профессиях и специальностях, которые можно в них получить), «Куда пойти работать?» (сведения о ведущих профессиях базовых предприятий, профессиях, в которых нуждается город, район, область);
материалы на темы: «Профессии ваших родителей» (яркие, интересные рассказы о профессиях с точки зрения родителей), «Дороги, которые мы выбираем» (о выпускниках школ, их трудовых успехах);
Диагностический материал (анкеты, тесты…).
СЛАЙД «ФОТО» Таким образом, функционирование профориентационного кабинета и координационного совета повышает эффективность профориентационной работы.
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ.
Профессиональное самоопределение учащихся зависит не только от успешной систематической работы школы в этом направлении, но и от воспитания в семье. Однако влияние родителей на выбор профессии не всегда бывает положительным, потому что многие из них не имеют достаточно ясных представлений об интересах, склонностях, способностях своих детей и особенностях избираемых профессий.
Сложившиеся практика такова, что любящие родители часто бросаются в две крайности:
1. Пытаются принимать решения вместо своего ребенка;
2. Самоустраняются, снимая с себя любую ответственность (кроме «одеть» и «накормить»).
И здесь школа призвана прийти родителям на помощь. Если не проводить с родителями отдельного тренинга по специальной программе, то все-таки можно их вовлечь в процесс, хотя бы заочно.
СЛАЙД Педагогическое просвещение родителей, занимая одно из ведущих мест в деятельности современной школы. Формы педагогического просвещения разнообразны. Сюда относятся беседы, практические занятия типа «Интересы вашего ребенка», родительские лектории, собрания, конференции. Тематика родительских собраний многообразна, это и «Куда пойти учиться?» (где обсуждаются формы дальнейшего образования после 9-го класса), «Первый раз в 10-ый класс» (происходит обсуждение психофизиологических особенностей юношеского возраста, преодоление совместно с родителями трудностей в развитии) и многое другое.
Однако только просвещение родителей, даже хорошо поставленное, еще не дает желаемого эффекта, если они не привлекаются к активной деятельности по профориентации: организации экскурсий; подготовке и проведению «декад», посвященных отдельным группам профессий.
Участие родителей в профориентационной работе значительно расширяет возможности школы в ознакомлении учащихся с профессиями, с современным производством.
СЛАЙД Если говорить о классных часах в работе с учащимися, то на наш взгляд, очень значим уровень коммуникативной культуры учащихся, ведь сегодня успешен тот, кто является профессиональным коммуникатором. Профессиональная деятельность чаще ориентирована (сопоставима) на общение с людьми, поэтому мы целенаправленно работаем над расширением возможностей в познании мира, себя, окружающих, над повышением социальной компетентности, по овладению старшеклассников искусством самопрезентации.
Одной из ключевых является тема «Самооценка. Самоценность», «Десять шагов уверенности в себе». На этих занятиях говорится об умении принимать себя и других такими, какие есть, об уважении и любви к себе и к окружающим как важных составляющих позитивного мышления и развития личности. Уверенный человек открыт для общения, для восприятия нового опыта, в том числе и профессионального.
На уроках учащиеся знакомятся с более конкретными советами безошибочного устройства на работу, это и как составить резюме, обретение навыков делового общения по телефону, а также условий прохождения собеседования. Также старшеклассников знакомят с конкретными учебными заведениями, специальности которые предлагает то или иное учебное заведение, а также условия приема. Ребята анализируют объявления в газетах и знакомятся с описанием профессиональных требований к той или иной специальности. Хорошо воспринимается информация о реальной ситуации на рынке труда и образовательных услуг.
Заключительное упражнение «Чемодан в дорогу», вызывает особый интерес. Учащиеся «собирают» каждому однокласснику рекомендации по профессиональной направленности на основе его личностных ресурсов. Эта удачная форма обратной связи на занятии позволяет углубить самопознание, обобщить полученные знания, подвести итоги.
После проведения практических занятий на любом из трех этапов психолог предлагает индивидуальные консультации по вопросам профессионального самоопределения.
Анализируя работу в данном направлении, хотелось бы отметить достаточно качественный уровень реализации сложившейся системы профориентационной работы и её результаты. Каждый год мы подводим итоги поступления учащихся в учебные заведения, и около 75% учащихся выбирают учебное заведение в соответствии с профилем обучения и, более того, согласно рекомендациям, полученным в школе.
Мы считаем, что реализации программы способствовали:
- ресурсы организации образовательного учреждения: профориентационный кабинет, опыт и мотивация сотрудников;
- партнерство с Центром занятости, ПМПС «ДАР», Н-Марский СГК, ПТУ-24 и других образовательных учреждений;
- поддержка родителей учащихся по вопросам профессионального самоопределения.
Подводя некоторые итоги сотрудничества, трудно не согласится, что использование современных подходов и технологий являются залогом успеха в реализации профориентационных программ. Позитивные изменения, которые можно наблюдать в деятельности нашей работы, достигаются путем организации грамотного взаимодействия всех заинтересованных сторон и ведомств.
|
|
|