Шайхразиева Диана Раисовна,
заместитель директора по ВР,
I категория
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях».
Апрель, 2007г.
Блок
|
Содержание
|
Слайд
|
|
Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом.
Среди таких тем – взаимодействие семьи и школы. Чем обусловлено взаимодействие?
Во-первых,
- единым объектом (субъектом) воспитания;
— общими целями и задачами воспитания детей;
— возможностью всестороннего изучения детей и координации
влияний на их развитие;
— необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;
— возможностью объединения усилий школы и семьи в решении
проблем ребенка;
— возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного
коллективов, каждого участника взаимодействия.
Интерес к теме понятен: семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность или не - успешность не только всего образовательного процесса, образовательного учреждения, но и общества в целом.
Семья и школ всегда ставятся рядом, но при этом всегда стоит вопрос: кто отвечает за воспитание детей? Очень часто на самых разных уровнях за все ошибки в воспитании обвиняют школу, в том числе и родители. Т.е, говоря о взаимодействии, необходимо определиться в функциях семьи и школы.
|
Название
2. Факторы
|
|
Уважаемые коллеги, давайте попробуем определить функции школы во взаимодействии с семьей.
А вот так ответили на этот вопрос родители.
На каждом конкретном этапе развития общества характер и цели взаимоотношения семьи и школы определяются степенью соответствия общественного заказа на образование и государственной политики в области образования.
Суть современной государственной политики сформулирована Президентом РФ В.В.Путиным в сентябре 2005 года. В качестве ключевого вопроса государственной политики он выдвинул – существенное повышение качества жизни граждан России, при этом 4 компонента качества жизни: здоровье, образование, жилье, сельское хозяйство – стали основой приоритетных национальных проектов.
Если мы обратимся к истории образования, то убедимся, что и в начале нашего столетия родители совместно с педагогами искали способ сделать школу жизнеспособной и творческой, отвечающей требованиям жизни.
Осенью 1905 года министерство народного просвещения выпустило циркуляр, предусматривающий создание в порядке эксперимента при гимназиях и реальных училищах специальных органов, получивших название родительских комитетов. Их главной целью было оказание помощи педагогам во всех сферах школьной жизни, а председатель комитета, который избирался на общем собрании родителей, входил с правом решающего голоса в педагогический совет учреждения.
В дореволюционной России деятельность каждого образовательного учреждения осуществлялась при непосредственном участии попечительских советов. Их полномочия были достаточно обширными. Посмотрите, некоторые из них приведены на слайде:
содействие успешному приобретению учениками познаний по
предметам, пополнение библиотек и попечение об изыскании всех
способов к увеличению денежных и материальных средств;
изыскание средств к устройству общих ученических квартир и к
вспоможению бедным ученикам;
наблюдение за исправностью материальной части учебного заведения;
определение платы за обучение;
освобождение от платы за обучение малоимущих учеников;
представительство перед Городской думой о нуждах учебного
заведения.
Безусловно, в наше время иначе построено законодательство в области образования. Выполнение многих из перечисленных функций возложено на государственные и муниципальные органы управления образованием, однако и в наше время образовательное учреждение, образование в целом не перестало нуждаться в участии общества.
. В современном обществе школа становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию. Практика показывает, в том числе и на примере нашей школы, что сотрудничество семьи и школы становится всё более актуальным и востребованным. Не случайно в школе с 2004г. появилась и реализуется программа «Взаимодействие семьи и школы по формированию опыта гражданского поведения». Необходимость создания школьной программы воспитательной работы с семьей и детьми была обусловлена следующими причинами:
наличием сложного контингента учащихся, не имеющих достаточной возможности получить в рамках семьи традиционное воспитание и приобщение к духовно-нравственным ценностям (дети-сироты, социальные сироты, дети из неполных, малообеспеченных, социально неблагополучных семей и т.п.), это подтверждает и социальный паспорт школы.
наличием заинтересованного данной проблемой педагогического коллектива;
наличием диагностической работы, являющейся основой в данном направлении (ценности);
наличием тесных связей школы с внешкольными учреждениями (Центр «Семья», «Психолог +», «Второй дом», ДЮЦ, ДДК и т.д.);
наличие опыта тесного сотрудничества с родительским коллективом и согласием многих родителей оказывать поддержку школе.
Статус
|
2001-2002
|
2002-2003
|
2003-2004
|
2004-2005
|
2005-
2006
|
2006-
2007
|
Всего семей
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
740
|
Неполных семей
|
233
|
251
|
324
|
296
|
263
|
287
|
Только мама
|
216
|
228
|
310
|
262
|
145(по док-м)
|
233-одиночки
|
Только папа
|
17
|
23
|
14
|
18
|
18
|
10
|
Многодетных
|
88
|
69
|
55
|
46
|
50
|
45
|
Д/дом
|
44
|
49
|
50
|
41
|
53
|
48
|
Малообеспеченных
|
124
|
238
|
195
|
134
|
204
|
178
|
Опекаемых
|
16
|
14
|
15
|
16
|
17
|
15
|
Дети инвалиды
|
23
|
16
|
19
|
8
|
16
|
13
|
Проживают в общежитии
|
175
|
153
|
139
|
138
|
142
|
97
|
Имеют высшее образование
|
322
|
313
|
290
|
203
|
217
|
175
|
Работники ЧМЗ
|
209
|
204
|
190
|
161
|
141
|
118
|
Безработные
|
-
|
118
|
107
|
88
|
68
|
74
|
Проблемные семьи
|
3
|
5
|
6
|
8/44
|
10/43
|
20
|
Группа риска
|
6
|
11
|
12
|
17/66
|
15/20
|
10/14
|
Обучаются на дому
|
-
|
-
|
-
|
13
|
18
|
22
|
Обучаются в форме экс-ната
|
-
|
-
|
-
|
2
|
1
|
2
|
Всего учащихся
|
1329
|
1269
|
1220
|
1079
|
969
|
872
|
Реализация этой программы предполагает достижение следующих результатов.
- снижение остроты проявлений кризиса семьи в микрорайоне (снижение количества неблагополучных семей, беспризорных, безнадзорных детей, социальных сирот);
- укрепление института семьи, возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания (создание постоянно действующих семейных клубов, родительских общественных объединений, организация деятельности по обогащению совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками; систематическое проведение детско – родительских семейно – общественных акций на базе образовательного учреждения).
На данный период времени программа находится на II-ом – опытно-экспериментальном этапе, предполагающем:
- расширение зоны педагогического воздействия;
- проведение мониторинга семей в целях изучения потребностей в психолого –
педагогической информации по проблемам функционирования и развития семей,
- развитие системы консалтинговой службы школы, в которую включены психологи, социальный работник, медработник, логопед, классный руководитель и т.д. (психолого- педагогическая помощь семье);
На основании анализа тенденций, характеризующих взаимодействие школы и семьи, можно отметить ряд направлений, по которым возрастает роль родителей и других социальных партнеров как субъектов образования. Это их участие –
в инвестициях (финансирование отдельных мероприятий, спонсорская помощь в техническом обеспечении);
-в образовательном процессе (участие в учебно-педагогической деятельности);
-в управлении школой (Совет школы, Родительский комитет, инициирование формирования в школе попечительского совета).
Взаимодействие школы и семьи обусловливается их функциями и выше мы определились в их разграничении.
Семья «принимает», «реагирует», «выражает отношение», «содействует», «исполняет».
Школа «информирует», «курирует», «поддерживает», «корректирует», «выполняет», «диагностирует».
В данном взаимодействии непаритетные взаимоотношения: школа - институт профессиональный, в ней работают люди, обладающие психолого-педагогическим образованием, в то время как родители не имеют зачастую начальной психологической и педагогической подготовки, их искусство воспитания зачастую строится на базе любви, традиций, опыта, собственных воспоминаний детства - это в лучшем случае, а если семья проблемная, неблагополучная? Т.е. педагогам, как профессионалам все таки отводится главная роль. Но и те и другие должны понимать, что
основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей, и направлена она на решение следующих общих задач воспитания детей:
обеспечение качественного образования учащихся;
развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;
формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;
подготовка школьников к семейной жизни;
формирование потребности в здоровом образе жизни.
Как правило, необходимость решения этих задач не вызывает сомнения ни у родителей, ни у детей. В то же время очень важно добиться понимания сути этих задач всеми участниками воспитательного процесса.
Между родителями и педагогами могут быть деловые и личные отношения, возникающие на основе потребности в общении, положительные, индифферентные, отрицательные.
В зависимости от отношения педагогов, родителей, детей к интересам, проблемам друг друга, наличия осознаваемой общей цели совместной деятельности, субъектности позиции можно выделить следующие типы взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация.
В основе соглашения лежит договоренность взаимодействующих сторон об их роли, позиции и функциях в коллективе, в конкретной деятельности». В ряде случаев этот тип взаимодействия является наиболее эффективным, например, если между взаимодействующими сторонами существует психологическая несовместимость, что вполне естественно».
Опека — это забота одной стороны о другой. Одни действуют только как передатчики, а другие — как активные потребители готового опыта, и, таким образом, взаимодействие носит односторонний, опекающе-потребительский характер. Такой тип взаимодействия часто встречается у педагогов по отношению к детям, а иногда переносится на родителей, в целом на отношения с семьями.
Подавление — достаточно распространенный тип взаимодействия, который проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой. Такое взаимодействие проявляется в виде открытых, жестких указаний, требований, предписаний, что и как сделать.
Подавление может быть неявным, скрытым, под влиянием личностной силы, авторитета педагога. Взаимодействие-подавление приводит к напряженности во взаимоотношениях, вселяет в детей и родителей неприязнь к педагогу. Ребенок перестает любить школу, где его заставляют делать то, что он не всегда понимает, принуждают выполнять неинтересную работу, игнорируют его как личность. Родители перестают приходить в школу.
Индифферентность — равнодушие, безучастность. При полной индифферентности родители и педагоги безучастны друг к другу, не беспокоят друг друга. Возможна односторонняя индифферентность, когда педагог пытается построить диалог с родителями, проявляет инициативу в установлении контактов, а родители безразличны к делам школы, класса, ребенка. Они считают, что педагоги сами должны решать свои педагогические проблемы и заниматься воспитанием их ребенка.
Конфронтация — скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой. Известно, что конфронтация может быть следствием неудачного диалога, соглашения или конфликта, психологической несовместимости людей. Независимо от причин возникновения конфронтации задача педагога — найти способы перехода к другим типам взаимодействия: диалогу, соглашению.
Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, вызывает недоверие и тревожность, накладывает отпечаток на психологическое состояние каждого человека. Конфликт требует обязательного решения.
При определенных условиях, например заинтересованность педагогов и родителей в успехе ребенка, конфликт может выполнять интегративную функцию и сплачивать педагогов и семью, побуждать их к поиску продуктивного решения проблемы.
Безусловно, инициативу в скорейшем разрешении конфликта с родителями должны проявить педагоги, как профессионалы, понимая, что, прежде всего, это может отразиться на ребенке.
Таким образом, правильно выстроенные отношения между педагогами и семьей способствуют приобщению родителей к педагогическому процессу и влияют на степень их удовлетворенности его организацией.
Результаты анализа участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса и в управлении школой имеют положительную динамику. Степень участия родителей в проведении внеурочной учебной работы; воспитательной работы (конкурсы, соревнования, семейные праздники и др.) составляет 75% в начальном звене и 45-60 % в среднем и старшем звене.
Формы взаимодействия школы и семьи разнообразны: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся тематические праздники, встречи с администрацией школы, организация разнообразных форм досуговой деятельности.
Данные диагностики отражают позитивное отношение участников образовательного процесса к школе.
апр.07 – 172 родителя
|
Сведения об удовлетворенности родителей
|
Ср. балл
|
|
1-А
|
1-Б
|
4-Б
|
4-Г
|
8-А
|
8-Б
|
10-А
|
10-В
|
7-Б
|
2007
|
2006
|
класс дружный
|
3,4
|
2,8
|
2,4
|
3,4
|
2,5
|
2,3
|
3,1
|
2,3
|
2,9
|
2,9
|
2,7
|
ребёнку комфортно
|
2,8
|
3,2
|
2,7
|
4,1
|
2,8
|
2,8
|
3,4
|
3,4
|
3,2
|
3,2
|
3
|
педагоги доброже-лательны к моему
|
3,5
|
3,5
|
3
|
3,5
|
2,8
|
3,2
|
3,2
|
2,5
|
3
|
3,1
|
2,9
|
есть взаимопонимание с адм.
|
3,1
|
3,1
|
2,7
|
3,4
|
2,8
|
2,7
|
2,9
|
2,9
|
3,1
|
3
|
2,8
|
хороший классный руководитель
|
3,7
|
3,9
|
3,7
|
4,1
|
3
|
3,5
|
3,7
|
2,2
|
3,2
|
3,4
|
3,3
|
достижения оценивают справедливо
|
3,7
|
3,6
|
2,9
|
3,2
|
2,6
|
3,2
|
3,3
|
2,2
|
3
|
3,1
|
2,9
|
ребенок не перегружен д/з
|
3,3
|
3,2
|
3,4
|
2,9
|
3
|
3,5
|
3,3
|
2,5
|
2,6
|
3,1
|
2,9
|
учителя учитывают инд. особ.
|
3
|
3,1
|
2,9
|
2,8
|
2,3
|
2,9
|
2,7
|
2,3
|
2,7
|
2,7
|
2,6
|
мероприятия интересные
|
3,2
|
3,2
|
3
|
3,4
|
2,9
|
3,5
|
2,8
|
2,9
|
3,1
|
3,1
|
2,9
|
кружки, секции
|
2,4
|
2,5
|
2,5
|
3
|
2,3
|
1,9
|
2,4
|
2,8
|
1,9
|
2,4
|
2,2
|
знания дают глубокие и прочные
|
3,4
|
3,4
|
3
|
3,1
|
2,8
|
2,7
|
3,1
|
2
|
2,9
|
2,9
|
2,9
|
заботятся о здоровье и физ. разв
|
3,4
|
3,1
|
3,3
|
3,3
|
2,9
|
2,9
|
3
|
2,5
|
2,9
|
3
|
3
|
формиров. дост. поведения
|
3
|
3,4
|
3
|
3
|
2,8
|
2,6
|
3,1
|
3
|
3
|
3
|
3
|
созд. услов для разв. способн.
|
3,1
|
3,2
|
3,1
|
2,7
|
2,8
|
2,6
|
3,3
|
2,6
|
2,8
|
2,9
|
2,9
|
готовят к самомтоят жизни
|
2,9
|
3,1
|
2,7
|
3
|
2,7
|
2,3
|
2,7
|
2,9
|
2,6
|
2,8
|
2,7
|
Именно этот фактор является одним из определяющих в современных условиях при оценке деятельности ОУ. Наверно, правомерно то, что опыт работы нашей с семьей был отмечен как положительный и получил поддержку со стороны правительства УР, в частности министерства социальной политики, в 2002г мы вошли в сеть пилотных площадок УР по работе с семьей и формированию осознанного родительства.
Работа с родителями предполагает следующие направления:
- организация диагностической работы по изучению семей и составлению соц. паспорта школы
- организация психолого-педагогического просвещения родителей
- организация совместной работы с учреждениями ДО, психологической и социальной службы
- создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении ОУ
- организация совместного досуга
- выявление и распространение положительного опыта семейного воспитания
На экране список мероприятий
-
|
2004-2005
|
2005-2006
|
2006-2007
|
|
Ярмарка «Дары Осени»
|
Ярмарка «Дары Осени»
|
Ярмарка «Дары Осени»
|
|
Сбор макулатуры
|
Сбор макулатуры
|
Сбор макулатуры
|
|
ГИ «Любимая книга – весёлый урок» - 4-Д, 3-А
|
ГИ «Любимая книга – весёлый урок» - 3-Д, 4-В
|
ГИ «Любимая книга – весёлый урок» - 3-А, 4-Б
|
|
ГК «Классные семейки» -5-Б
|
ГК «Классные семейки» - 8-В
|
ГК «Классные семейки» - 7-Б
|
|
К-с «мастерская деда Мороза»
|
К-с «мастерская деда Мороза»
|
К-с «мастерская деда Мороза»
|
|
К-с «Песни и строя» - 6,8 кл.
|
К-с «Песни и строя» - 7,8 кл.
|
К-с «Песни и строя» - 6,7 кл.
|
|
Фестиваль молодёжной моды
|
Фестиваль молодёжной моды
|
Фестиваль молодёжной моды
|
|
Праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»
|
Праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»
|
Праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»
|
|
Праздник семейного чтения
|
Праздник семейного чтения
|
Праздник семейного чтения
|
|
Акция «Аллея выпускников»
|
Акция «Аллея выпускников»
|
Акция «Аллея выпускников»
|
|
Последний звонок
|
Последний звонок
|
Последний звонок
|
|
Выпускной
|
Выпускной
|
Выпускной
|
|
ГИ «Сказка за сказкой» 5-Г
|
ГП «Мамы замечательных людей» - 6-Г
|
Акция «За всё тебя благодарю» - 4-Г
|
|
Операция «Игрушка»
|
Посвящение в первоклассники
|
Посвящение в первоклассники
|
|
|
ИТИ «Моя Удмуртия» - 7-8 кл.
|
Юбилей школы
|
|
|
ГК «Чучело Масленицы» - 4-В
|
Республиканский семинар
|
|
|
ГК «Золушка-2006» - 4-А
|
Выставка работ семьи Берестовых
|
|
|
День Творчества
|
День Творчества
|
Не смотря на то, что активность родителей в школьной жизни растет, степень удовлетворенности школой достаточно высокая, имеется ряд серьёзных моментов, в которых необходима кардинальная перестройка.
Так, не удается выстроить взаимодействие семьи и школы по обеспечению вопросов всеобуча. Особенно сложно строятся отношения с проблемными семьями;
-
низкая степень ответственности многих родителей за получение их детьми образования обязательного уровня;
не достаточно используются специфические образовательные технологии, обеспечивающие качественное образование всем категориям учащихся, в т.ч. «трудным», «проблемным» детям;
инициатором проведения мероприятий, в большинстве случаев, выступает образовательное учреждение или муниципальный орган управления образованием и лишь в исключительных случаях – родители или общественные организации, хотя охотно принимают участие в мероприятиях, организуемых школой;
сегодня в обществе, у родителей не достаточно понимания необходимости их участия в управлении образованием, а, не участвуя в управлении, общество не имеет возможности влиять на качество образовательных ресурсов.
В последние годы наблюдается еще одна проблема, свидетельствующая о снижении ответственности родителей, и не только проблемных семей, в части соблюдения режимных моментов, законодательно установленных в образовании.
Подтверждением тому может быть увеличивающееся количество учащихся, не своевременно приступающих к занятиям после каникул, пропускающих уроки в субботу.
|
Отдыхают с родителями
|
По заявлению
|
По болезни
|
6 сентября 2006
|
12 (1,4%)
|
3
|
3
|
5 сентября 2005
|
6+4 в санатории
|
4
|
27
|
7 сентября
2004
|
7
|
0
|
19
|
Подобные факты имеют негативные воспитательные последствия, поскольку показывают детям пример безответственности и не обязательности, а также не заинтересованности родителей в результатах учебного труда своих детей. Это как раз тот случай, когда школа своевременно информирует, а семья принимает, реагирует и исполняет.
|
Дать возмож-ность обсу-дить и выска-зать т.з.
3. Вопрос
4. о (f) школы
5-6. Документы
7. Полномочия
8. Условия для создания программы
9. Соц паспорт
10. Ценности
8. Условия для создания программы
11. Результаты
12. II этап предполагает
13. Функции См
14. Функции Школы
15. Цель взаим
16. Задачи
17. Табл. ТИПЫ
18. Формы взаимодейств.
19. Удовлетво-ренность
20. Направле-ния работы
21-22. Мероприят.
23-27 фото
28. Статистика
|
|
Следствием недостаточно выстроенного взаимодействия семьи и школы, недостаточно сформированной культуры здоровья, в обществе в целом, отсутствием необходимого контроля со стороны родителей за соблюдением детьми режимных норм, являются и результаты сохранности здоровья учащихся в условиях обучения.
Сравнительная заболеваемость по школе №2.
-
|
2001-2002
|
2002-2003
|
2003-2004
|
2004-2005
|
2005-2006
|
2006-2007
|
Количество учащихся
|
1329
|
1269
|
1220
|
1079
|
969
|
872
|
ОРВИ, грипп
|
849 (64%)
|
916 (71%)
|
801 (66%)
|
812 (75%)
|
747 (76%)
|
784(90%)
|
Пониженная острота зрения
|
306 (23%)
|
335 (26%)
|
324 (27%)
|
268 (25%)
|
236(24%)
|
234 (27%)
|
Нарушение осанки
|
101 (76%)
|
274 (21%)
|
258 (21%)
|
151 (14%)
|
210(21%)
|
195(22%)
|
Эндокринные заболевания
|
13 (0,98%)
|
23 (1,8%)
|
22 (1,8%)
|
24 (2,2%)
|
22(2,2%)
|
23(2,6%)
|
Болезни органов дыхания
|
61 (4,6%)
|
112 (8,7%)
|
85 (7,0%)
|
71 (6,6%)
|
69(7%)
|
69(7,9%)
|
ВСД МЦД
|
119 (9,0%)
|
103 (8,0%)
|
74 (6,0%)
|
72 (6,7%)
|
67(6,8%)
|
93(10,7%)
|
Энурез
|
15 (1,1%)
|
13 (1,0%)
|
12 (0,98%)
|
9 (0,83%)
|
14(1,4%)
|
14(1,6)
|
ДЖВП
|
59 (4,4%)
|
42 (3,3%)
|
47 (3,9%)
|
46 (4,3%)
|
49(5%)
|
57(6,5%)
|
Заболевание почек мочеполовой системы
|
29 (2,2%)
|
28 (2,2%)
|
33 (2,7%)
|
24 (2,2%)
|
23(2,3%)
|
30(3,4%)
45(5,2%)
|
Остеохондроз
|
5 (0,38%)
|
3 (0,23%)
|
1 (0,08%)
|
1 (0,09%)
|
3(0,3%)
|
4(0,5%)
|
Плоскостопие
|
54 (4,1%)
|
76 (5,9%)
|
76 (6,2%)
|
56 (5,2%)
|
64(6,5%)
|
80(9,2%)
|
Да, есть так называемые школьные болезни: нарушение осанки, понижение остроты зрения, но обеспечить здоровье ребенка должна все-таки семья.
|
29. Заболеваемость
|
|
В рамках подготовки к педсовету было проведено анкетирование родителей. Давайте посмотрим на его результаты.
|
30-33
|
|
Давайте заглянем в кузницу взаимодействия семьи и школы - в класс, в коллектив, где учатся первоклассники. Многое в отношении школы и семьи зависит от первой встречи. Какова роль родителей в адаптации к школе? На чём строится взаимодействие? Расскажет ЗАБОЛОТКИХ Н.В. - педагог, которому доверяют родители, который учится сам и учит их.
|
34, 35-42
|
|
В целях оказания всесторонней помощи семье в обучении навыкам самостоятельности в образовании, воспитании и развитии творческих способностей обучающихся в школе на протяжении многих лет создаются группы продленного дня. Доверяя своего ребёнка школе родитель должен знать, как организуется работа в группе, оценивать эффективность пребывания в ней. О формах и направлениях работы ГПД, взаимодействии с семьей расскажет Н.Б. Иванова
|
43, 44-52
|
|
В 5-м классе дети переходят к новой системе обучения: «классный руководитель — учителя-предметники», уроки проходят в разных кабинетах. К тому же переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства - достаточно стабильным периодом развития. Большинство детей переживает это событие как важнейший шаг в своей жизни. Некоторые гордятся тем, что они повзрослели, другие мечтают начать «новую жизнь». Однако, роль «школьного треугольника» существенного меняется. Ольга Владимировна Евстафьева поделиться своими наблюдениями за детьми, расскажет об особенностях взаимодействия с семьей в этом возрасте.
|
53, 54-56
|
|
Родители и педагоги – две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно недооценить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика. Как хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Особенно это становиться актуальным, когда ребенок имеет некоторые дефекты в речи или задержку в психическом развитии. Основная задача логопедической службы - устранение у детей отклонений, воспитание правильного отношения к своему дефекту, к себе, к своему месту в коллективе, а также развитие их интеллектуальных способностей, этических и нравственных представлений. Об этой стороне взаимодействия расскажет Светлана Вилисовна.
|
57, 58-67,68
|
|
Немаловажное значение для детей и их родителей имеет и библиотека. Доступ к знаниям и богатствам мировой культуры, как и непрерывное образование и грамотность стали приоритетами нашего общества. Качественная детская библиотека прививает ребенку навыки грамот-ности и непрерывного самообразования, поощряет его участие в общественной жизни. Библиотека должна постоянно откликаться на увеличивающиеся социальные изменения и стремиться удовлетворять информационные, культурные и досуговые потребности всех детей. Л.П. Корягина расскажет нам об этом.
|
69, 70-84
|
|
Дети взрослеют, а педагоги и родители всё время находятся в поиске ответов то на одни вопросы, то на другие. Педагогу зачастую приходится решать очень трудные задачи. Кто-то называет это кризисом переходного возраста, кто-то зеркалом семьи, кто-то терпеливо принимает в надежде на лучшее. Тамара Михайловна Малых – классный руководитель 9-Б класса. Её девизом могли бы стать слова «Принять. Понять. Помочь». Об особенностях взаимодействия с родителями и детьми пусть она нам и расскажет.
|
85,86-94
|
|
Как известно, многим детям свойственны временные отклонения от поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение какой-то части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, протекая с затруднениями, не приносит желаемого успеха. Таких детей относят к категории «трудных». О работе социальной службы готовы рассказать соц. педагоги
|
95,96-99
|
|
Психолог
Успешность либо неуспешность педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранными педагогом методическими и психологическими основами этого взаимодействия, его стратегией и тактикой. О психологической стороне вопроса поведет разговор Владислав Юрьевич.
|
100-103
|
|
Заключение
В заключение хотелось бы сказать, что все вышеизложенное сегодня обнадёживает и позволяет прийти к выводу о том, что в школе ведется планомерная работа по организации взаимодействия с семьёй, что есть определённые резервы в привлечении родителей к работе школы и класса. Анализ работы педагогов с родителями показал, то часть (около 30%) осознанно, профессионально и педагогически грамотно организуют работу с родителями, понимают значимость совместной деятельности родителей и детей. Это позволяет определить задачи на следующем этапе работы.
|
104,
105-106 –Литература
107-108
Темы собра-ний, посещаемость
|
|
ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ:
Ввести в практику проведение общешкольных родительских конференции.
Шайхразиева Д.Р
С целью популяризации семьи и повышения заинтересованности родителей во взаимодействии их со школой проводить в школе «Дни Семьи».
Шайхразиева Д.Р., ноябрь 2007
Возобновить деятельность школьных мини кружков по интересам, организуемых родителями.
В рамках общешкольного Дня Творчества проводить выставки «Мир увлечений моей семьи»
Шайхразиева Д.Р., классные руководители, апрель 2007
Разработать общешкольную программу " Взаимодействие школы и семьи" на 2007–2012 гг.
Шайхразиева Д.Р., сентябрь 2007
|
109
110 - финал
|
|