|
Обобщение опыта работы по организации экологического воспитания на базе мбоу лицей №1 г. Пролетарска
Обобщение опыта работы по организации экологического воспитания на базе МБОУ лицей №1 г. Пролетарска.
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.
Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.
Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.
Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования.
Целью настоящей работы явилось обобщение накопленного опыта экологического воспитания обучающихся, в частности внеклассной работы по экологии.
В данной работе решаются следующие задачи:
расширение экологических представлений школьников, формируемых на уроках;
углубление теоретических знаний обучающихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках обычных уроков, практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды.
Так как наше образовательное учреждение является лицеем, и приоритет отдается естественным наукам, поэтому особое внимание уделяется экологической направленности социализации школьников, приоритет отдается организации и проведению исследовательской деятельности обучающихся.
Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе.
Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.
Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем своего города, участвовать в научно-практических конференциях, обмениваться результатами исследований с ребятами из других школ, работающим по этим же проблемам.
Задача, которая ставится перед ребятами при выполнении исследований: приобретение знаний о родном крае, городе, приобретение навыков практической исследовательской деятельности, осознание значимости своей практической помощи природе.
Ребята, участвующие в выполнении экологических исследований. Имеют возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную активность.
Такая проектная деятельность используется в кружковой работе. На базе нашего лицея в течении 2009-13гг. работает кружок «География родного края» (руководитель Зивенко Н.В.). Основные цели программы кружка направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. привитие школьникам любви и бережного отношения к природе, углубление знаний по экологии и другим общеобразовательным наукам, совершенствование трудовой подготовки.
Ребята, посещающие занятия кружка, получают общие сведения о природе своего края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с современными вопросами охраны и рационального природопользования.
В программу кружка входят теоретические занятия и практическая работа – выполнение исследовательских проектов.
Позитивными результатами работы кружка являются:
Организация и проведение экологической конференции на базе лицея №1
«Экологическое состояние родного города», на которой были представлены результаты работы за трехлетний период. В работе конференции приняли участие учащиеся 1-10классов.
Целями проекта являлись:
воспитание чувства любви к природе;
уважение ко всему живому;
помощь обучающимся в осознании своей моральной ответственности за судьбу родного города;
создание условий для развития экологической культуры и исследовательской деятельности учащихся.
Состав участников (1-10кл.).
Корреспонденты
Социологи
Практики
Эксперты
Мед. работник школы
Директор школы
Экологический патруль (уч-ся 1-х кл.)
Учебные предметы: химия, география, биология, экология и литература;
Этапы проведения:
Подготовительный
Конференция (отчет о проделанной работе групп)
Круглый стол по вопросам экологического состояния в городе Пролетарске
Организация и проведение акции «Чистый город».
На первом этапе шел сбор необходимой информации, был проведен социологический опрос учащихся, родителей и работников лицея по экологическому состоянию города Пролетарка.
Вопросы социологического опроса:
Как изменилось экологическое состояние микрорайона города за последние 3 года? В чем это проявилось?
Результаты:
Диаграмма №1.Результаты социологического опроса по 1 вопросу.
Назовите «экологически грязные » места нашего города.
Результаты:
Таблица №1 . «Экологически» грязные места г.Пролетарска.
Предприятие
|
%
|
«ДОН-КАБЕЛЬ»
|
46
|
«КАВКАЗ»
|
13
|
«ВОДОКАНАЛ»
|
15
|
«НЕФТЕПЕРЕГОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ»
|
6
|
Теплосети
|
3
|
Часть города
|
%
|
п. Северный (прибрежная зона п. Солонка)
|
39
|
р-он Центра
|
3
|
Доротдел
|
14
|
р-он р.Чепрак
|
27
|
р-он ОПХ (поселок Гагарина)
|
17
|
Назовите «экологически чистые» места нашего города.
Результаты:
Таблица№2. «Экологически чистые» места нашего города.
Части города
|
%
|
Центральная часть
|
46
|
Лицей№1
|
37
|
Парковая зона
|
13
|
Привокзальная площадь
|
4
|
Каковы Ваши предложения по улучшению экологического состояния родного города?
Результаты:
1.Продолжение работы по благоустройству и озеленению города;
2.Регулярное проведение общегородского конкурс а «Улица, двор образцового
содержания»;
3.Организация и проведение рейдов, направленных на выявление экологически
грязных мест и жителей города нарушающих правила уборки мусора вблизи своих подворий; Отражение в средствах СМИ результатов рейдов;
4. Проведение акций, направленных на воспитание экологической культуры
среди учащихся нашего лицея;
5.Увеличение количества часов в школьной программе на преподавание
Экологии;
По результатам опроса учащиеся 10 класса, в роли корреспондентов побывали на предприятиях и организациях города («Дон –Кабель», «Водоканал», «Кавказ» ) встретились с руководством (видеосъемка) и собрали информацию о воздействии данного предприятия на экологическое состояние г. Пролетарска.
Обучающиеся 9 –х классов провели исследования питьевой воды в разных частях города, определили ее состав, прозрачность, жесткость, содержание ионов Fе3+; Результаты были представлены на конференции:
Рисунок №1. Исследование донской и чепрачной питьевой воды, используемой жителями города Пролетарска.
Вывод: получив дистиллированную воду, сравнив ее с образцами питьевой воды (донской и чепрачной) пришли к выводу, что эти воды отличаются по составу,
(дистиллированная вода не содержит ни каких солей), по содержанию ионов железа – незначительное количество солей железа содержится в питьевой чепрачной воде и больше их содержится в речной воде. Речная вода имеет низкую степень прозрачности, а питьевая - высокую степень прозрачности. Проанализировав результаты опытов, пришли к выводу, что речная вода имеет самую высокую жесткость, т.к. содержание солей в ней самое высокое. В питьевой чепрачной воде жесткость будет выше, чем в донской воде, т.к. содержание солей будет выше. Итак, питьевая донская вода по составу, вкусовым качествам, жесткости превосходит водопроводную чепрачную.
В работе конференции (обучающимися 8-х классов) был представлен анализ состояния почвенного покрова и лиственного опада в районе предприятия «Дон –Кабель» и лицея №1 (ул. Превомайская), которые находятся в одном микрорайоне:
Рисунок №1.
Схема местоположения предприятия МБОУ лицея №1
Таблица №3. Исследование почвенного покрова
Контрольный участок
|
Проба №1
|
Проба №2
|
Проба №3
|
Проба №4
|
Наличие ионов свинца (Pb2+) в почвенной вытяжке
|
|
|
|
|
Наличие ионов хлора (СI-) в почвенной вытяжке
|
|
|
|
|
Вывод: На исследуемой территории в почвенной вытяжке обнаружены ионы свинца пробы№3,№4, ( в виде желтого хлопьевидного осадка) и хлора пробы№3,№4 (в виде незначительного помутнения белого цвета). Наличие ионов свинца является результатом деятельности предприятия «Дон – Кабель» (отрасль цветной металлургии) и увеличением потока транспортных средств на проезжей части вблизи предприятия(пр.№4) и на проезжей части по ул. Первомайской в близи лицея (пр.№3).
Таблица № 4. Исследование лиственного опада
Проба№1
(школьный двор)
|
Проба№2
(придор. часть ул. Первомайская)
|
Проба№3
(проезжая часть по ул. Первомайская)
|
Проба№4
(двор предприятия «Маныч Кабель»)
|
-
|
-+
|
++
|
+++
|
|
|
|
|
Вывод: На территории предприятия « Дон Кабель» пр.№4 обнаружено наибольшее содержание ионов свинца (Рb2+) в листьях растений.
Данный факт является результатом использования цветных металлов предприятием и увеличением нагрузки на проезжую часть вблизи предприятия. На проезжей части по ул. Первомайской пр.№3, что объясняется увеличением транспортного потока за исследуемый период.
Так же была представлена оценка загрязненности атмосферы по встречаемости лишайников исследуемого микрорайона за 2010-2012гг :
Таблица №5. Определение степени чистоты воздуха исследуемых объектов
Исследуемый период
|
Наличие или отсутствие лишайников
|
накипные
|
листоватые
|
кустистые
|
2009-10гг
|
+
|
+
|
-
|
2010-11гг
|
+
|
+
|
-
|
2011-12гг
|
+
|
_
|
-
|
Степень загрязнения воздуха
|
слабое
|
слабое
|
зона угнетения
|
Таблица №6. Оценочная таблица
Степень загрязнения
|
Наличие или отсутствие лишайников
|
накипные
|
листоватые
|
кустистые
|
Отсутствует
|
+
|
+
|
+
|
Слабое
|
+
|
+
|
+
|
Среднее
|
+
|
+
|
+-
|
Сильное («лишайниковая пустыня»)
|
2009-10гг
отсутствует
|
2010-11гг
отсутствует
|
2011-12гг
слабое
|
Вывод: В окрестностях предприятия на деревьях были обнаружены накипные и листоватые виды лишайников. За исследуемый период отмечено сокращение занимаемой площади, отсутствие кустистых, а осенью 2012г- листоватых видов лишайников, поэтому можно предположить, что состояние воздушной среды ухудшается.
Таблица №7. Определение степени чистоты воздуха на территории школьного двора.
Исследуемый период
|
Наличие или отсутствие лишайников
|
2010г
|
+
|
+
|
+
|
2011г
|
+
|
+
|
+
|
2012г
|
+
|
+
|
+-
|
Степень загрязнения воздуха
|
2010г.
отсутствует
|
2011г.
отсутствует
|
2012г.
минимальное
|
Большой интерес вызвал отчет ребята 7-х классов о климатических особенностях г. Пролетарска, особое внимание было уделено анализу «Розы ветров», по которой стало ясно, что на исследуемой территории преобладают ветра восточного направления.
Т.к. предприятие «Дон – Кабель» находится на северо – восточной окраине исследуемого микрорайона, поэтому, при восточном переносе воздуха большая часть поселка Северного, где проживает 1/3 учащихся Лицея№1, и само учебное заведение подвержена воздействию выбросов этого предприятия.
Обучающиеся 6-х кл. определили основные загрязнители и их воздействие на здоровье человека, провели сравнительный анализ динамики заболеваемости жителей микрорайона, учащихся и работников лицея за исследуемый период.
Таблица №8. Динамика заболеваемости жителей г. Пролетарска аллергическими заболеваниями за период с 2009-2012гг..
Заболевание
|
2009-10гг
|
2010-11гг
|
2011-12гг
|
Бронхиальная астма
|
26
|
257
|
359
|
Ремит
|
31
|
13
|
27
|
Вывод: В целом наблюдается рост числа больных, страдающих аллегическими заболеваниями за исследуемый период, среди учащихся Лицея она выросла с 6% до 8%, среди педработников с 12% до 18%.
Таблица №9. Динамика заболеваемости жителей г. Пролетарска раком.
Заболевание
|
2009-10гг
|
2010-11гг
|
2011-12гг
|
Раковые (по городу
|
625
|
631
|
642
|
По лицею
|
1
|
1
|
2
|
Вывод: за исследуемый период отмечен рост раковых заболеваний среди жителей города и обучающихся и работников лицея.
Учащимися 5кл. готовились плакаты и листовки экологического содержания. Начальные классы организовали конкурс поделок и костюмов из бытовых отходов, а также работ экологического содержания по региональной тематике. На конференции были представлены призеры.
Медицинские работники школы подготовили выступление о состоянии здоровья учащихся лицея №1, а эксперты (9-11 классы): разработали предложения по улучшению экологического состояния на основе результатов проделанной работы групп.
В ходе работы конференции были представлены результаты проделанной работы, с использованием видео, фото, презентаций.
На конференции директор лицея выступил с информацией о затратах на оплату водоснабжения и потребления электроэнергии учебного заведения и необходимости экономии. Большой положительный эффект произвело выступление экологического патруля.
Результатом проекта стали регулярные субботники по очистке побережья реки Чепрак и пруда Солонка, участие в акциях «Чистый город», «Пролетарск – город зеленый» и др. Итоги работы экологической конференции были отражены в Экологическом вестнике лицея.
Работа Редько О. «Экологическое состояние родного города», в которой был представлен отчет о проведении общешкольной экологической конференции была признана лучшей среди работ учащихся 10-11кл. Данная работа привлекла внимание и активизировала деятельность учащихся, работников лицея, родителей по улучшению экологического состояния родного города. В 2011г учащимися Журавлевым С. и Субочевым Н. работа «Экологическое исследование микрорайона лицея№1 г. Пролетарска» была представлена на региональный конкурс исследовательских проектов школьников «Устойчивое развитие: инновации и традиции», проходивший на базе ДГТУ и заняла второе место.
В 2010г нашим учебным учреждением было налажено сотрудничество с Ростовским экологическим центром учащихся, в рамках которого начата работа по экологическому исследованию водных объектов Пролетарского района. Субочев Николай, учащийся 10 «А» класса в 2011г принял участие в региональном этапе «Российского национального конкурса водных проектов старшеклассников 2011» с работой «Географическое исследование реки Чепрак!». На первом этапе - провели географическое исследование реки Чепрак. Были проанализированы различные источники информации, проведены наблюдения за состоянием реки и ее обитателями в течение 2010-2011 учебного года и собраны данные о реке Чепрак. Проведена оценка качества воды реки.
Для того чтобы привлечь внимание учащихся и учителей лицея – жителей города Пролетарска к экологическим проблемам, которые были выявлены в ходе исследования, было решено написать статью в школьную газету «Экологический вестник» «Живи, Чепрак!», ведь защита природы касается всех нас. Эта работа получила высокую оценку участников конкурса и жюри.
Рисунок №3. Статья «Живи, чепрак!» в экологическом вестнике лицея
В 2009-11г.г. обучающимися нашего лицея Колесниченко С. Бухтияровой С. была выполнена проектно - исследовательская работа « Озеро Грузское – жемчужина родного края». Цель проекта: географическое исследование озера Грузского, проведение химического анализа грязей, составление бизнес - плана грязелечебного кабинета, с использованием лечебных грязей исследуемого озера для комплексного лечения.
Задачи проекта: привлечение внимания к уникальным природным объектам, расположенным на границе Пролетарского и Орловского районов для дальнейшего использования.
Подготовительный этап работы содержит сбор и анализ необходимой справочной литературы по теме: посещение районной поликлиники для отслеживания динамики заболеваемости жителей нашего города по определенным видам заболеваний, библиотеки г. Новочеркасска, использование ресурсов сети интернет;
Таблица №10. Динамика заболеваний жителей г.Пролетарска и Пролетарского района за 2009-11гг.
Заболевания
|
2009г.(чел)
|
2010г.(чел)
|
2011г.(чел)
|
Анемия
|
129
|
133
|
144
|
Кожные заболевания
|
294
|
292
|
463
|
Костные заболевания
|
375
|
377
|
405
|
Органы пищеварения
|
984
|
982
|
1088
|
Остеохондроз
|
194
|
190
|
207
|
Диаграмма №2. Рост численности заболеваний за 2009-11гг.
Как видно из диаграммы по всем видам заболеваний наблюдается рост. Представленные данные подтверждают востребованность лечебных грязей озера Грузского и использования для лечения жителей нашего города.
Исследовательский: посещение озера Грузского, пробоотбор грязей и рапы, минеральной воды источника «Маныч», проведение лабораторных экспериментов, географическое исследование территории вблизи озера.
Опыт №1 «Проверить наличие хлорид ионов»
Оборудование: ил, вода, р-р AgNO3, набор лабораторной посуды, фильтр.
Методика: растворили ил в воде, полученный раствор отфильтровали. К 2мл фильтрата добавили несколько капель AgNO3. Образовался белый творожестый осадок.
Вывод: образование осадка черного цвета свидетельствует о наличии сульфидов в иле Грузского озера (см.Приложение №8)..
Cu2+ + S2- = CuS(черный осадок)
Опыт №2 Обнаружение сульфид ионов
Оборудование: ил, вода, р-р CuSO4, набор лабораторной посуды, фильтр.
Методика: растворили ил в воде, полученный раствор отфильтровали. Добавили 1мл CuSO4 .Раствор приобрел мутно-серый цвет. Далее отфильтровали черный осадок (см.Приложение №9).
Вывод: образование осадка черного цвета свидетельствует о наличии сульфидов в иле Грузского озера.
Cu2+ + S2- = CuS(черный осадок)
Результаты:
• В озере высоко минирализованная вода – рапа или тузлук с высоким содержанием хлористого натрия.
• Уникальные сульфидо-иловые грязи обладают целебными свойствами.
• С помощью грязи и воды озера можно излечиться от многих костных и кожных заболеваний, анемии, болезней спинного и головного мозга, хронических заболеваний пищеварительной системы, нарушения обмена веществ.
Практический: подготовка бизнес плана по организации оздоровительного грязелечебного комплекса.
Таблица №11. Бизнес план водогрязелечебницы.
Основные расходы
|
Текущие расходы ( в мес.)
|
Доходы ( в мес.)
|
Белье: 10000руб.
|
Комунальные:
Газ (зима-100м3, лето – 100-200м3) – 4100руб
|
1 чел – 150руб
Минимальный курс- 10 дней;
В сутки-20 чел; В месяц – 22 раб. дня -70000руб.
|
Мебель: 40000руб.
|
Транспортные расходы: 1000руб
|
Оборудование: 5000руб.
|
Арендная плата 7000-10000руб
|
|
Установка душевых кабин:90000руб.
|
Зарплата (3 чел) -18000руб
|
|
Ремонт:55000руб.
|
Моющие средства – 500руб
|
|
|
Платеж по кредиту-6000руб
|
|
Итог:200000руб
|
36400руб
|
33600руб (чистая прибыль)
|
Итоги: открытие водогрязелечебницы на территории нашего города при поддержке органов местного самоуправления, позитивно скажется на здоровье населения, демографической обстановке, формировании здорового образа жизни.
Школьники, участвующие в работе кружка "География родного края " стали участниками и призерами в конкурсах «Славен, Дон!», конкурса «Водных проектов старшеклассников- 2011», научно – практических конференций на базе лицея, ДГТУ Итогом проведенной работы становится участие в муниципальных и областных научно-исследовательских конференциях.
В соответствии с региональным образованием в школьный курс географии (6, 8-9, 10 классы) введено изучение географии своего края, области, района, региона. Включение этого содержания в федеральный компонент объясняется тем, что изучение малой Родины, ее географических особенностей позволяет наиболее полно раскрыть воспитательный и развивающий потенциал географии.
Итогом трехлетней работы в использовании информационных технологий в преподавании географии Ростовской области и Пролетарского района является создание учителем Зивенко Н.В. электронного учебного пособия «Природа Ростовской области и Пролетарского района» и рабочей тетради к нему «Пролетарская земля – мой родной край» (Ростов – на – Дону, Издательство РИПК и ППРО, 2012г.), где один из разделов посвящен охране природы, изучению экологического состояния природных объектов Ростовской области и Пролетарского района, для этого в рабочей тетради помещен «Полевой дневник» с практическими заданиями по построению розы ветров, графиков годового хода температур, составлению календаря погоды, зеленого паспорта школьного двора с инструкциями, паспорта родника, определение качества воды в ближайшем водоеме, механического состава почв, составление описания водоемов, обследований родника, изменений природы в зависимости от численности населения и хозяйственной освоенности территории своей местности и др.
Рисунок №4. ЭУП «Природа Ростовской области и Пролетарского района», рабочая тетрадь «Пролетарская земля – мой родной край».
Таким образом, разработанный мною УМК является не только методологической основой основ экологических исследований, но и способствует развитию практических навыков в экологическом воспитании школьников.
В 22 апреля 2011г. в рамках дня защиты Земли была организована экскурсия в Ростовский степной заповедник (участок Орловский), в ходе, которой ребята познакомились с флорой и фауной территории родного края.
Стало традиционным празднование Дня птиц, в рамках которого ранней осенью ребята начальных классов с помощью родителей мастерят кормушки для птиц, а весной скворечники. Проводится конкурс, в ходе которого определяются победители. По лицею проводятся классные часы о птицах, выставка работ.
На базе лицея №1 ежегодно активно работает школьный «Центр здоровья и развития учащихся». Одним из направлений его работы является организация клубов по интересам на базе летнего оздоровительного лагеря «Солнышко», где в период с 2008-2012гг действует клуб «Край родной люби и знай и здоровье сберегай», целями работы которого являются:
1. Сохранение и коррекция физического и психического здоровья детей, гармонизация отношения к природе, воспитание ответственности за сохранение окружающей среды, развитие способности выделять экологические проблемы, способствовать их преодолению.
2. Создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала детей.
3. Развитие практических умений и навыков детей: памяти, логического мышления и творческих способностей.
4. Создание социальной ситуации развития детей, среды общения в микросоциуме, обучение модулированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности.
Участниками клуба являются учащиеся 1-6 классов. В работе клуба выделены три взаимосвязанных направления: образовательное, развивающее, оздоровительное. В рамках 1-го направления ведется работа по изучению истории и природы родного края (изучение лекарственных растений, животных, водных объектов, работа с архивными и справочными материалами, ресурсами сети Интернет ) ; в рамках 2-го – проводятся практические занятия и коллективные творческие мероприятия, викторины, турниры, диспуты, экскурсии ( «Экологический экспресс», «На степных тропинках», Фестиваль «Юные знатоки природы», экскурсии по г. Пролетарску, на озеро Казинка и др.). Ребята участвуют в рейдах по уборке территории, охране окружающей среды.
3 направление – проведение здоровьесберегающих мероприятий, которые предусматривают проведение физкультминуток и минуток здоровья, точечного массажа, водных процедур, дыхательной гимнастики («Думаем на природе!», « Природная лаборатория», «Экология и здоровье» и др.).
Главным направление работы клуба в летний период 2012г. стало комплексное исследование пришкольного участка с целью улучшения экологического состояния и его благоустройства.
Работу начали с изучения местности лицея и составления плана пришкольного участка и близлежащих объектов (дорог, парков, домов, учреждений). Всю лагерную смену участники клуба Шмелева Анастасия, Дворцова Ангелина вели дневник наблюдений за погодой, с помощью которого за исследуемый период была определена средняя, максимальная и минимальная температура воздуха, количество ясных, пасмурных и дождливых дней, составлена «Роза ветров».
Натарова Юлия дала характеристику поверхностных горизонтов почвы на исследуемой территории, определила ее механический состав и водопроницаемость.
Наиболее интересным этапом работы стало исследование чистоты воздуха школьного двора, в ходе наблюдений Бахмацкая Яна и Ведерников Игорь провели расчет количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта, проезжающего по улице Первомайской, по специальным методикам определили степень запыленности воздуха в различных точках пришкольной территории.
Диаграмма № 3. Изменение загазованности территории вблизи лицея за период с 2010-2012гг.
Средний показатель за дневное время суток:
За час было зафиксировано 74 проезжающих автомобилей (2010.) 81(2011г.) 87 (2012г.). Следовательно, за сутки.
При выполнении алгебраических вычислений мы получили следующие данные 79,86,91 угарного газа; 14.4, 17,6, 20,8 кг оксида азота.
Вывод: за исследуемый период наблюдается рост загазованности территории
вблизи лицея. Это связано с ростом числа автомобилей в городе. Сравнивая
результаты с другими участками города был отмечен невысокий уровень
загазованности.
Как известно, одними из главных пылеуловителей, а также поглотителями шума болезнетворных микроорганизмов являются растения. Поэтому Дулимова Наталья и Чепурной Дмитрий составили «зеленый паспорт школьного двора», в котором подсчитали количество деревьев (100), их пород (16) и кустарников(7). Их количество на территории двора лицея с 2009г уменьшилось, в связи с вырубкой фруктового сада для строительства плавательного бассейна.
Таблица №12. Зеленый паспорт школьного двора.
|
Название
|
Количество деревьев
|
Средняя толщина
|
Средняя высота
|
Дендропарк
|
Тополь, сосна, ель, пихта, дикий каштан, клен, ясень, берест, береза ,ива, шиповник.
|
68 (7 кустарников)
|
50см
|
4м
|
Аллея
|
Акация, пихта, клен, ясень, берест, липа
|
32
|
85см
|
5-6м
|
Диаграмма №4. Динамика изменения количества деревьев и кустарниковна территории лицея №1.
1
2010г 2011г 2012г
Таблица №13. Расчет количества деревьев на количество учащихся лицея.
Учебный год
|
Количество
учащихся
|
Количество
деревьев на
1 человека
|
Площадь двора
школы
|
2009-10гг.
|
440 чел.
|
0,35
|
200м2
|
2010-11гг
|
434 чел.
|
0,25
|
150м2
|
2011-12гг
|
451 чел.
|
0,23
|
150м2
|
После несложных расчетов определили, что на одного учащегося приходится менее 1 дерева (по данным Всемирной организации здравоохранения необходимо не менее 1-2), что является недостаточным. В ходе исследования было выявлено, что более 60% деревьев (в основном растущие по пер. Красный) имеют возраст более 50 лет, а значит, требуется посадка новых зелёных насаждений. В результате начавшего строительства плавательного бассейна уничтожена одна из немногих клумб, украшавших школьный двор.
Итог работы участников клуба «Край родной люби и знай и здоровье сберегай» - проект озеленения пришкольной территории. Основой его стали результаты анкетирование среди участников лагеря « Солнышко», работников лицея, родителей:
-
для озеленения пришкольной территории надо учесть конвейер цветения растений, сочетание окраски цветов, высоту и фактуру кустарников, посадку деревьев определенным образом, т.е. формировать композиции из деревьев и кустарников;
увеличить количество цветников (клумб, рабаток, бордюров) ;
вырубить деревья по переулку Красный, начать посадку «Аллеи выпускников»;
создать уютные беседки со скамейками, вьющимися растениями по периметру школьного двора;
прибавить посадки из вечнозеленых растений: туи, голубой ели, кипариса;
Эти пункты проекта мы собираемся осуществить с весны следующего года.
В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшей более глубокой разработке проблемы экологического воспитания школьников, т.к. при проведении такой работы решаются следующие задачи:
развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях я природой;
эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;
формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.
Итак, экологическое воспитание школьников необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.
ФИО
|
Название организации
|
Должность
|
Контактный телефон
|
Зивенко Наталья Валентиновна
|
МБОУ лицей №1 г. Пролетарска
|
Руководитель творческой группы учителей лицея по экологическому воспитанию обучающихся.
|
8-918-529-12-06
|
|
|
|