Главная страница

Работа с неблагополучными семьями. В последние десть лет наблюдается тенденция увеличения количества неблагополучных семей


Скачать 39.33 Kb.
Название Работа с неблагополучными семьями. В последние десть лет наблюдается тенденция увеличения количества неблагополучных семей
Дата 09.02.2016
Размер 39.33 Kb.
Тип Документы

Работа с неблагополучными семьями.

В последние десть лет наблюдается тенденция увеличения количества неблагополучных семей.

В своей работе с неблагополучной семьей педагог должен опираться на положение об исключительном влиянии семьи на ребенка.


Поэтому выявление семьи, нуждающейся в помощи и реабилитации, должно происходить как можно раньше. Стараемся работать по алгоритму.

Алгоритм работы с неблагополучными семьями.

1-й этап: составление списков детей, которые должны прийти в школу, изучение семьи и осознание существующих в ней проблем.


2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи; составляется акт обследования и в котором для себя помечаем важные моменты по которым нужно работать (например: поставить на учёт в центр занятости, или подготовить беседу по теме которая важна в этой семье и т.д.)


3й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;(Общение с членами семьи должно проходить на уважительно-доверительном отношении, обращаться по имени отчеству, даже если родители младше вас)


4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;

(Всегда не стесняюсь обращаться за консультацией или с просьбой о помощи в любую службу: администрацию поселения, КДН, Отдел опеки и попечительства, инспекцию по делам несовершеннолетних, мед.пункт, ПУ, полицию и т.д. Со всеми межведомственными служба налажен хороший контакт.)


5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций; (анкетирование, беседа, наблюдение, посещение семьи на дому)


6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;

(тестирование (например: «Семейная социограмма»), беседа, наблюдения и т.д.)


7-й этап: составление карты семьи. (заполняется бланк карта семьи, где указывается всё о семье :дата рождения, семейное положение, статус, образование, где работают и т.д.)


8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения. Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.);


9-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей;


10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;


11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
Строгий контроль за посещением детьми школьных занятий (чистенькие, выспавшиеся, без синяков, поведение подавленое или весёлое, готовые к занятиям, опоздание с самого утра)
Занятость детей в кружках, секциях, в школьных и классных мероприятиях, в трудовой деятельности (посещение УПМ).

Особенно в каникулярное время, составляется план мероприятий на каникулы, с план знакомят детей перед каникулами, на летние каникулы составляются списки занятости каждого ребёнка, сами трудоустраиваем в лагеря при школе, круглосуточный оздоровительный лагерь «Робинзон», через «Центр занятости», работа на пришкольном участке.
Успеваемость по четвертям. Дополнительные занятия.
Посещение семей на дому. Где составляем беседу с родителями о успехах и о трудностях (либо в отношения, либо в учёбе, либо не желание и т.д.). Ходить одному опасно, нужно посещать комиссией. Был у меня случай в начале моей социально-педагогической деятельности, когда в прямом смысле слова меня выбросили взяв за ворот пальто.

Разговоры по телефону (если нужно срочно довести до сведения, но это тоже не всегда нужно делать, т.к. был случай когда один педагог прямо на уроке позвонила отцу ребёнка. А он после урока убежал, искали вместе с полицией.
Работа с комиссией по делам несовершеннолетних в администрации поселения, которая сразу собирается по мере поступления отношения со школы.
Что не получается: не хватает времени на заполнение документов (маленький ребёнок, не всегда получается вечером посетить семью, классное руководство занимает много времени на выполнение классом конкурсных заданий) и ещё не все родители понимают, что от них зависит будущее их детей, это особенно молодое поколение родителей, 2 года была в декретном отпуске и поэтому приходиться снова налаживать уважительно-доверительные отношения.
Было бы наивно полагать, что осуществление коррекционно-реабилитационной деятельности можно провести силами только одного социального педагога. В оказании помощи неблагополучной семье необходимо объединение организаций. Это Управление образования, Управление здравоохранения, Управление внутренних дел, Управление социальной защиты населения, КДН, инспекция по делам несовершеннолетних, Центр занятости, социально-психологические и реабилитационные центры и т.д. Их специалисты: учителя, социальные педагоги, психологи, врачи, инспектора, педагоги дополнительного образования и другие работники смогут оказать помощь и поддержку неблагополучной семье только тогда, когда между ними будет налажена четкая договоренность о том, кто, какую помощь и когда оказывает. Специалисты должны составить общий план комплексного сопровождения неблагополучной семьи, чтобы не дублировать друг друга, а дополнять и оказывать конкретную помощь.

Успех в работе учителя с семьей ученика будет тогда, когда отношения с родителями будут строиться на высоком уважении интересов семьи, родительского авторитета, на всемерном содействии семье в ее духовном обогащении и тем самым в ее культурном и моральном влиянии на детей.