Главная страница

«Реликты древнейшего класса слов», как называл местоимения В. В. Виноградов, занимают «среди других частей речи особое место», поскольку они «лишены не только грамматического, но и лексико-семантического единства» А. Н


Скачать 185.5 Kb.
Название «Реликты древнейшего класса слов», как называл местоимения В. В. Виноградов, занимают «среди других частей речи особое место», поскольку они «лишены не только грамматического, но и лексико-семантического единства» А. Н
Дата 06.03.2016
Размер 185.5 Kb.
Тип Анализ


«Реликты древнейшего класса слов», как называл местоимения В.В.Виноградов, занимают «среди других частей речи особое место», поскольку они «лишены не только грамматического, но и лексико-семантического единства» (А.Н.Гвоздев). Вопрос же частеречном статусе местоименных слов до сих пор остается открытым. Методические аспекты проблемы местоимения не менее сложны и не утратили своей актуальности.

Анализ практики преподавания и результатов обучения показывает, что тема «Местоимение» является объективно сложной как для современных шестиклассников, так и для самих учителей, которым зачастую приходится выбирать не только методический подход, но и лингвистическую концепцию о статусе местоимения в грамматической системе языка.

В чем же заключается лингвистическое своеобразие местоимения, какой должна быть методика изучения местоимения и почему для достижения поставленных учебно-методических целей полезно применять персональный компьютер?

Учитывая богатые и недостаточно раскрытые обучающие возможности темы, считаю, что нужно следовать сложившейся методической традиции, т.е. признать местоимение самостоятельной частью речи, не включать в это понятие местоименные наречия, чтобы «не размывать» границ частей речи и не создавать дополнительных трудностей для шестиклассника., но при этом изучать местоименность «в очень специальных отношениях к другим частям морфологическим категориям» (Л.А.Булаховский), поскольку этого требует лингвистическое своеобразие местоимения.

Известно, что в грамматической структуре слов «морфологические своеобразия сочетаются с синтаксическими в органическое единство. Морфологические формы – это отстоявшиеся синтаксические…» (В.В.Виноградов)

Лингвистическое своеобразие местоимения заключается в «синтаксичности» - эту особенность отмечал еще А.М.Пешковский. Он писал: «…взаимоотношения между отдельными местоименными значениями так сложны, так синтаксичны и так разнообразны… что картина этих отношений должна быть дана в описательном синтаксисе каждого отдельного языка».

Следовательно, местоимение как часть речи нужно рассматривать не только на уровне морфологии, но и на уровне синтаксиса. На мой взгляд, усиленное внимание к такому языковому свойству местоимения, как «синтаксичность», определяющему ему лингвистическую сущность, позволяет в должной мере реализовать обучающий потенциал темы, развивать и совершенствовать языковые умения школьников, а также эффективно организовывать пропедевтическую работу по синтаксису. Последнее особенно важно, поскольку неразвитость синтаксического мышления шестиклассников, о чём свидетельствуют исследования В. П. Озерской и других, связана с тем, что в практике преподавания русского языка все еще недостаточно полноценно реализуется одно из важнейших положений методики – изучение морфологии на синтаксической основе.

В ходе проведенных экспериментов было установлено, что синтаксический критерий для опознавания и классификации местоимения как части речи не используют более 50% учащихся. Учитывая все вышесказанное, были разработаны материалы, которые реализуют идею функционально-сематической направленности в обучении морфологии и позволяют сформировать у шестиклассников осознанное понятие о местоимении как части речи с учетом специфики его значения, морфологических особенностей и функции в предложении.

В работе над темой используются семь компьютерных программ: «Притяжательные местоимения», «Его, её, их в личном и притяжательном значении», «Относительные местоимения который, что в сложноподчиненном предложении». «Указательные местоимения», «Указательные слова в сложноподчиненном предложении», «Морфологический разбор местоимений»; в них особое внимание уделено синтаксическому аспекту в обучении. Такой подход создает условия для полноценного восприятия учащимися местоимения как языковой единицы, представляющей собой единство значения, функции и формального выражения.
Почему же для достижения поставленных целей следует использовать компьютерные программы?

Компьютер как современное техническое средство обладает уникальными обучающими возможностями, которые следует рационально использовать, а компьютерные программы – это «динамичные модели интеллектуальной деятельности человека» (В.П.Долматов). Следовательно, в них можно продуктивно реализовать модель изучения местоимения при активном взаимодействии морфологического и синтаксического языковых уровней, согласно принципу от общего (понятие «местоимение») к частному (к конкретной словоформе). Постоянное сопоставление понятий «местоимение» - «член предложения» - «компонент сложноподчиненного предложения» (при опережающем введении понятий «относительные слова», «указательные слова»), способствует формированию правильного способа действия, развивает способности к языковой дифференциации, создает условия для деятельности учащихся «в зоне их ближайшего», перспективного развития.

Будучи современным уникальным средством наглядности – «интерактивной наглядности», обеспечивающей учащемуся активное взаимодействие с динамическими таблицами, опорными схемами и сигналами, алгоритмами, - компьютер обладает способностью «выпукло», т.е. методически ярко, предъявить саму языковую наглядность, «материализовать» ее с помощью цвета, графики, системы подчеркиваний, динамики изображения, эффекта мерцания и т.д. – все это позволяет раскрыть именно «синтаксичность» местоимения, выявить связи и отношения местоимения с другими словами в словосочетании, предложении, а также связи частей сложного предложения. Все это значительно облегчает восприятие и понимание такого объективно сложного грамматического явления, каким является местоимение. Кроме того, при работе с компьютерными программами организуется активная познавательная деятельность каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей усвоения.

Разработанные материалы выполнены в русле программы «Компьютерная поддержка уроков русского языка». Установлено, что наиболее перспективной формой компьютерных учебных программ для уроков русского языка являются комбинированные программы, сочетающие в себе свойства учебника, тренажера и контролера.

Данный пакет компьютерных программ может быть использован на разных этапах урока: при объяснении нового материала, во время закрепления, в процессе осуществления контроля за ходом усвоения знаний и уровнем сформированности соответствующих умений и навыков. Каждая программа является комбинированной, функционально законченной, независимой. Общее в них – структура: обучающая программа, тренировочная, проверочная, возможность выбора режима работы, способ реакции машины на действия ученика, пошаговая подача материала, способ выделения наиболее значимой информации. Работа с компьютером организована в режиме диалога: ученику предлагают вопросы и задания, а за правильностью ответов следит компьютер, постоянная обратная связь информирующего и контролирующего характера позволяет шестикласснику не только овладеть правильным способом морфологического действия (с помощью предлагаемого алгоритма), но и развить способность к языковой рефлексии.

Пример: Программа «Относительные местоимения»
Обучающая программа
По структуре начало каждой обучающей части одинаково: целеполагание, демонстрация общей опорной таблицы «Разряды местоимений», затем опорного конспекта со сведениями о местоимении конкретного разряда, цепочка вопросов к таблице и опорному конспекту для конкретизации того общего, абстрактного, что представлено в таблице и опорном конспекте. Затем частное и конкретное в понятии о местоимении данного разряда отрабатывается с помощью специальных заданий, в основе которых – синтаксическое начало, внимание к предложению и местоимении. как его компоненту. В относительных местоимениях, как считают лингвисты, ярко выражена местоименная семантика, языковая сущность этой части речи, поэтому изучение местоимений данного разряда с неизбежностью превращается «В отдел синтаксиса» (А.М.Пешковский).

Цель данной программы – научить шестиклассника распознавать относительные местоимения и отличать их от вопросительных, знать место и роль относительного местоимения в сложноподчиненном предложении.
В программе предусмотрено обращение к ученику по имени и «на ты».

Первый фрагмент – повторение и закрепление ранее пройденного в режиме самопроверки с привлечением инструктирующих кадров опорной таблицы «Разряды местоимений», а затем опорного конспекта «Вопросительные местоимения».
На экране возникает цепочка вопросов:

  1. Что называется местоимением?

  2. Местоимения какого разряда ты знаешь? Перечисли их устно.

  3. Проверь, правильно ли ты ответил на поставленные вопросы.



После этого на экране появляется динамическая таблица «Разряды местоимений»: сначала «Личные», затем «Возвратное» и т.д. Поступление новой дозы информации регулирует сам ученик одним щелчком левой кнопки мыши. Некоторое время вся таблица остается на экране, а в следующем кадре высвечиваются только вопросительные и относительные местоимения.




Разряды


Местоимения



Синтаксическая роль в предложении


Личные

Я, мы, ты, вы,

он, она, оно - они

Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

(С.Есенин)

Возвратное


себя

Не хвали себя.

Притяжательные


мой, наш,

твой, ваш,

свой

Русь моя, люблю твои березы!

(Н.Рубцов)

Указательные

тот, этот, такой, таков, столько

Такова жизнь.

Определительные

весь, сам, самый, всякий, каждый, иной, любой, другой

Про иную совесть можно писать повесть.

Вопросительные

кто? что? который? какой? чей? каков? сколько?

Что шепчет тебе ветер?

Относительные

кто, что, который, какой, чей, каков, сколько

Расскажи ту сказку,

которую мама любила.

(Ю.Герман)

Отрицательные

никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего, нисколько

Никто меня не понимает.
(А.Пушкин)

Неопределенные

некто, нечто, несколько, некоторый, кое-что, кое-кто, кто-то, что-то, какой-либо, сколько-нибудь, что-нибудь

Кого-то нет, и тонкогубый ветер

О ком-то шепчет сгинувшем в ночи.

(С.Есенин)




В следующем кадре вновь появляется цепочка вопросов:

  1. Какие местоимения называются вопросительными? Перечисли их устно.

  2. Какова начальная форма вопросительного местоимения?

  3. Каковы морфологические признаки вопросительных местоимений?

  4. Какими членами предложения могут быть вопросительные местоимения?


Опорный конспект демонстрируется динамично: сначала 1 часть, затем 2 и 3 части. Ученик сам регулирует подачу информации, которая остается на экране столько времени, сколько это необходимо самому ученику.

Опорный конспект

«Вопросительные местоимения»


Вопросительные местоимения





1. кто? что? какой? чей? каков? который? сколько?





Служат для выражения вопроса в простом предложении: Который час? ;

вопроса к частям речи:
Нач. форма кто? что? – имя существительное

какой? чей? каков? – имя прилагательное

сколько? который? – имя числительное


2.Непостоянные признаки:
- падеж


И. кто? что? какой? чей? который? сколько? чьи?

Р. кого? чего? какого? чьего? которого? скольких? чьих?

Д. кому? чему? какому? чьему? которому? скольким? чьим?

В. кого? что? какой? чей? который? сколько? чьи(их)?
(ого) (ьего) (ого)

Т. кем? чем? каким? чьим? которым? сколькими? чьими?

П. о ком? о чем? каком? чьем? котором? скольких? чьих?


НЕТ ПАДЕЖА каков



- число


ед. какой? чей? который? каков?

мн. какие? чьи? которые? каковы?


НЕТ ЧИСЛАкто? что? сколько?



- род


м. какой? чей? который? каков?

ж. какая? чья? которая? какова?

ср. какое? чье? которое? каково?




  1. Синтаксическая роль

  1. Подлежащее (______________) Кто стучится в дверь ко мне?

  2. Сказуемое ( ) Каковы ваши условия?

  3. Дополнение ( ) О чем ты воешь, ветер?

  4. определение ( ) Чей это конь бежит?

  5. Обстоятельство ( ) В котором часу прибывает поезд?



После этого вновь возникают те же вопросы, на которые следует ответить ученику, а на экране комментарий: «Проверь, правильно ли ты ответил(а) на поставленные вопросы». Вновь возникает опорный конспект «Вопросительные местоимения».

Второй фрагмент – знакомство с опорным конспектом «Относительные местоимения», которые ученик должен уметь распознавать и классифицировать как часть речи, член предложения, компонент сложноподчиненного предложения.

На экране цепочка вопросов, на которые ученик должен ответить после знакомства с опорным конспектом.

Приготовься ответить на вопросы:


  1. В каком предложении и для чего употребляются относительные местоимения? Перечисли их устно.

  2. Каковы морфологические признаки относительных местоимений?

  3. Какими членами предложения могут быть относительные местоимения?


Вопросы исчезают. По частям, постепенно появляется опорный конспект, в котором основная информация синего цвета, важная – желтого, относительные местоимения мерцают.


Опорный конспект

«Относительные местоимения»





  1. Относительные местоимения


Кто, что, какой, чей, который, каков, сколько
употребляются для связи простых предложений в сложноподчиненном (две грамматические основы и более).
Сравним:

Кто пришел? Я спросил, кто пришел.
[Одна грамматическая основа – [две грамматические основы - простое,вопросительное сложноподчиненноепредложение]

предложение]

  1. Относительные местоимения имеют непостоянные морфологические признаки (падеж, число, род), как вопросительные местоимения




  1. Синтаксическая роль


Кто, какой, чей, который, каков, сколько

Всегда являются членами придаточного предложения: подлежащим, сказуемым, дополнением, определением, обстоятельством, например:


  1. И в коридорах узких те обои, которыми мы любовались в детстве. (А.Ахматова)

[ ], (которыми ).



  1. Каков приход, таков и расход.


(каков ), [ ].


  1. Преподаватель спросил о том, сколько человек отсутствует.


[ ], (сколько человек ).



Затем на экране появляется сообщение:

Дорогой друг! О синтаксической роли местоимения что ты узнаешь из следующей программы.
(Умению распознавать синтаксическую роль местоимения что шестиклассник обучается в процессе работы с программой «Относительные местоимения который, что в сложноподчиненном предложении»).

После этого ученику вновь предлагают вопросы по опорному конспекту, а затем следует комментарий: «Проверь, правильно ли ты ответил на поставленные вопросы» На экране еще раз появляется опорный конспект, ученик внимательно читает его.
Обратим внимание на то, что компьютерные варианты опорных конспектов несопоставимы с традиционными таблицами и схемами: в компьютерных конспектах материал не статичен, а динамичен, предъявляется каждому ученику столько времени, сколько лично ему необходимо для усвоения. Система активной самостоятельной работы ученика с опорным конспектом важна потому, что в его структуре отражен комплекс принципов, необходимых для распознавания и классификации местоимения как части речи. Опорный конспект – это и ориентировочная основа морфологического действия, которым должен овладеть ученик, он же – «помощь» в случае затруднений шестиклассника при выполнении заданий.

Третий фрагмент – демонстрация опорной схемы «Сложноподчиненное предложение», в которой графически показаны место и роль относительного местоимения. На экране:

Приготовься ответить на вопрос, каковы место и роль относительного местоимения в сложноподчиненном предложении.
Появляется опорная схема «Сложноподчиненное предложение», она демонстрируется ученику как «помощь», когда тот затрудняется определить место и синтаксическую функцию относительного местоимения.


Сложноподчиненное предложение

а) [_ ‗ ] , (относит.мест.)

кто всегда

главное пред. какой член прид.пр.

чей, каков

который

сколько

подл., сказ., доп.,

опр., обст.








б) (относит. мест),
кто [ _ ‗ ]

какой главное предл.

чей

который

сколько

подл., сказ., доп.,

опр., обст.



Схемы а) и б) выстраиваются на экране с привлечением технических возможностей компьютера: относительные местоимения не только выделены желтым цветом, они мерцают, подчеркнуты как члены предложения.
Четвертый фрагмент – ученик выполняет задание №1, учится распознавать относительное местоимение и отличать его от вопросительного. На экране постоянно находится предложение, меняются «шаги» задания, ученик действует с помощью курсора.

Задание №1.

  1. Прочитай предложение.

Кто на себе свой дом возит?

  1. Найди грамматическую основу (основы).


Ученик с помощью курсора находит сначала подлежащее; если действие правильно, то в следующем кадре он ищет сказуемое. Если подлежащее или сказуемое определено неверно, следует комментарий: «Ошибка, выполни задание еще раз»; в случае повторной ошибки: «Опять ошибка. Смотри, каким должен быть правильный ответ». Ученику предъявляется правильный ответ.
Затем на экране остается предложение и колонка выбора, ученик должен с помощью курсора выбрать ответ.


Кто на себе дом возит? Одна грам. основа (простое)

Две грам. основы (сложное)


Если ученик правильно выбрал ответ, то кадр меняется и возникает следующее задание, контролируется каждое действие ученика.
В следующем кадре:

  1. Найди, если есть, вопросительное, относительное местоимение. Подведи курсор к ответу: какое это местоимение?





Кто на себе дом возит? 1.Вопросительное местоимение

2.Относительное местоимение


Все действия ученик выполняет под контролем компьютера; если он ошибается более двух раз, ему предъявляют правильный ответ, а затем предлагают еще раз обратиться к инструктирующим кадрам опорного конспекта «Относительные местоимения».

В задании №1 представлены следующие предложения:
1) Кто на себе дом возит? 2) Кто руками рассуждает, тот плохо понимает. 3) Чьи в лесу шишки? 4) Никто не знает, чья рука положила эти цветы. 5) Каков разум, таковы и речи. 6)Каковы порядки?
После того, как ученик выполнил задание, ему предлагают ответить на вопрос: «Как отличить относительное местоимение от вопросительного? Сопоставь свой ответ с выводами, представленными в таблице». В следующем слайде постепенно выстраивается опорная динамическая таблица, в которой в оппозиции дана система отличения относительного местоимения от вопросительного.





Вопросительные местоимения

Относительные местоимения

1.

кто? какой? чей? который? каков? сколько?

Служат для выражения вопроса в простом вопросительном предложении?
О чем ты воешь, ветер?

кто, какой, чей, который, каков, сколько

Служат для связи слов простых предложений в составе сложноподчиненных

Тот в слове стоит твердо, кому оно дорого.


2.


Морфологические признаки одинаковые


3.

Член простого предложения:

Подл., сказ., доп., опр., обст.

Член придаточного предложения:

Подл., сказ., доп., опр., обст.

Время работы ученика с обучающей частью - 7-10 минут, несмотря на ее большую информационную емкость.

Тренировочная программа
Первый фрагмент программы традиционен – это закрепление и повторение пройденного по опорным конспектам «Вопросительные местоимения», «Относительные местоимения» в режиме самопроверки с помощью цепочки вопросов.

Второй фрагмент – выполнение учеником задания №2: ученик отрабатывает умение распознавать относительное местоимение, определять его функцию в придаточной части. Здесь, если ученик ошибается в определении разряда местоимения (вопросительное, относительное), ему в качестве «помощи» предъявляется опорный конспект «Относительные местоимения». В кадре постоянно находится предложение:


  1. Прочитай предложение (предложения появляются поочередно)


Знает кошка, чье мясо съела.


  1. С помощью курсора найди относительное местоимение (если оно есть).


Ученик выполняет задание, постоянно получая информацию о правильности или неправильности своих действий, например: «Молодец, правильно», - после чего ученик переходит к следующему «шагу» задания. Если допущена ошибка, то следует комментарий: «Ошибка! Выполни задание еще раз». В случае повторной ошибки предъявляется правильный ответ и ученик должен вновь обратиться к опорному конспекту «Относительные местоимения».

На экране находится предложение, задание и колонка выбора, относительное местоимение выделено желтым цветом, мерцает.


  1. Подведи курсор к ответу, каким членом предложения является относительное местоимение.


Шестиклассник с помощью курсора находит ответ в колонке выбора, местоимение не только мерцает, но и подчеркивается как член предложения.
3.Знает кошка, чье мясо съела.
1. Подлежащее ( ____________)

2. Сказуемое ( )

3. Дополнение ( _ _ _ _ _ _ _ _ )

4. Определение ( )

5. Обстоятельство ( _ . _ . _ . _ . _ . __ .)

При выполнении этого задания часть операций сворачивается, уходит во внутренний план (ученик не ищет грамматическую основу, не делает вывода о том, сложное это предложение или простое)
В задании №2 представлены следующие предложения:
1) И какое в свете чудо? 2) Знает кошка, чье мясо съела. 3) Кто ничем не рискует, тот ничего не получает. 4) И по его щекам поползли капельки, какие бывают на окнах во время дождя. 5) Кто это выдумал, друг?
Для тех, кто допускал много ошибок в программе предусмотрено задание № 3, аналогичное заданию № 2, в котором такой список предложений:
1) Что с вами случилось? 2) Вспомним тех,, кто легендой овеян. 3) Каковы дружки, таковы им и пирожки. 4) Дама вспомнила, какое на ней было платье.
С тренировочной программой учащиеся работают в течение 5 минут, с привлечением дополнительного задания – 7-8 минут.

Проверочная программа
Программа содержит два контрольных задания: 4 и 5 (для тех, кто плохо справился с заданием № 4). Оба задания аналогичны заданию №2 в тренировочной программе.

В проверочной программе правильные или неправильные действия ученика не комментируются, но ошибки фиксируются, а по окончании работы предъявляются ученику и демонстрируются правильные ответы.
Список предложений к заданию №4:


    1. Что же я стою у дороги и плачу? 2)Какова земля, таков и хлеб. 3) Кто сам собой доволен, тот разумом болен. 4) Ты о чем поешь? 5) Чей хлеб ешь, того обычай и тешь. 6) Из какой ты сказки?


Список предложений для дополнительного задания №5:
1) Какое незримое зарево нас до света сводило с ума? 2) кто родителей почитает, тот век счастливым живет. 3) Каков промысел, такова и добыча. 4) Я тот, чей взор надежду губит.
Учащийся работает с программой в течение 5 минут, с привлечением дополнительного задания – 10 минут. Оценка выставляется по пятибалльной системе.
Созданные обучающие компьютерные программы, наряду с традиционными методическими средствами, могут быть использованы на любом этапе урока в соответствии с поставленными целями и задачами. Причем учитель имеет постоянную возможность получать сведения о том, как шестиклассник усваивает учебный материал на любом этапе формирования способа действия, а ученик может корректировать свою познавательную деятельность благодаря наличию постоянной обратной связи информирующего и контролирующего характера.