|
Особенности курса «Литературное чтение» по программе «Начальная школа XXI века»
Особенности курса «Литературное чтение» по программе «Начальная школа XXI века»
(автор программы -Н.Ф. Виноградова, литературного чтения- Л.А. Ефросинина)
Содержание курса литературного чтения строится на основе тематического, жанрово-тематического, авторского, художественно-эстетического, эмоционально-эстетического принципов. Курс основывается на дифференциации обучения и учета индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Положительной особенностью курса является сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями, развитием речи учащихся.
Удачным является "переплетенность" чтения произведения и работы с детской книгой. Это позволяет максимально достичь литературного и читательского развития ребенка. Данный курс обеспечивает достаточный уровень начитанности младшего школьника. Этому способствуют удачно подобранный круг читаемых произведений, разнообразие тем и жанров художественных произведений.
Положительным моментом курса является введение уроков литературного слушания, что развивает способность детей слышать и слушать художественное слово. Интерес к художественному слову развивается в процессе чтения, в работе с детской книгой, при написании сочинений и изложений, отзывов.
Развитие читательского интереса обеспечивается содержанием программы, учебниками по литературному чтению, тетрадями. Данным курсом предусмотрено проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр, уроков-отчетов.
Большое внимание уделяется ориентировке учащихся младших классов в литературоведческих понятиях. Начиная с 1 по 4 классы целенаправленно ведется работа в этом направлении. Учащиеся знакомятся с различными жанрами художественных произведений: сказок, загадкой, пословицей, поговоркой, комиксом, стихотворением, басней, считалкой, былиной, легендой, пьесой-сказкой и др. Формируются знания об очерках, научно-популярных и научно-художественных произведениях. Дети знакомятся с элементами книги: обложкой, переплетом, титульным листом, оглавлением, иллюстрациями и др.
Большое внимание в курсе литературного чтения уделяется развитию творческой деятельности младших школьников. В программу каждого года обучения включен раздел "Творческая деятельность". На уроках чтения используются различные методы и приемы, развивающие творческую деятельность юного читателя: комментирование, интерпретация, анализ содержания художественного текста, выразительное чтение, драматизация произведения, иллюстрирование текста, творческий пересказ текста, дидактические литературные игры, составление отзывов о прочитанных книгах и т.п.
Таким образом, курс "Литературное чтение" способствует развитию личности младшего школьника, формированию его интеллекта и общей культуры.
Ведущей идеей курса "Литературное слушание" является углубление процесса восприятия художественного произведения, поддержка и развитие интереса к чтению в тот период, когда сам школьник еще недостаточно владеет навыком самостоятельного чтения (1 год обучения). Исходя из этого, уроки литературного слушания решают не столько дидактические задачи, связанные с детальным "препарированием" текста, сколько развивают оценочные суждения первоклассников, и умение анализировать эмоциональные состояния, вызванные слушанием конкретного произведения. Конструирование курса "Литературное чтение" подчинялось приоритетной задаче - углублению интереса к чтению и литературе, осознанию учеником значения читательской деятельности как средства успешности обучения и развития человека, формирование умений работать с произведениями разного жанра, вида и стиля. Исходя из этого, обновление содержания курса шло за счет расширения круга классических и современных произведений, при литературном анализе которых особое внимание уделялось сравнению произведений разных авторов, жанров и тематики, а также моделирующей деятельности учащихся.
Авторы УМК разработали курс «Литературное чтение». Это не чтение и не литература. Это сплав решения двух важнейших для начальной школы целей: научить читать и одновременно с этим развивать интерес к чтению и книге, научить работать с произведением, ориентироваться в тексте и книге. Конечно научить ребенка читать и пользоваться умением читать как средством своего развития- это труднейшие задачи, которые стоят перед учителем. От учителя начальных классов в значительной мере зависит, полюбят ли дети чтение или останутся равнодушными к литературе, станут ли они друзьями книги и постоянными её читателями. Для этого нужны уроки, которые бы показали дорогу к книге.
В УМК «Начальная школа XXI века» уже с первых уроков грамоты дети овладевают системой действий, умений и навыков работы с произведением, а на уроках слушания и читательскими умениями. В I классе в течении всего учебного года проводятся уроки литературного слушания. Значение таких уроков состоит прежде всего в развитии восприятия художественного текста, в обогащении опыта читателя- слушателя, в знакомстве с книгой и литературоведческими представлениями. Уроки слушания помогают решать важнейшую задачу обучения- научить детей слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников, формировать специальные читательские умения:
· правильно называть произведение и книгу;
· находить и называть фамилию автора и заголовок;
· определять тему чтения и жанр произведения.
Система уроков литературного слушания – это путь воспитания развития ученика- читателя. Уроки литературного чтения соответствуют словам А.С.Макаренко: «Знакомство с книгой должно начинаться с чтения вслух. Желательно, чтобы такое чтение сделалось привычным и постоянным праздником среди рабочих будней».
Во II классе все произведения для слушания включены в учебник. Начинающий читатель второклассник может самостоятельно перечитать прослушанное произведение, выполнить задание в учебнике и тетради. Для дополнительного чтения разработана учебная хрестоматия «Литературное чтение.2 класс». На каждом уроке, работая с текстом произведения, мои семилетние читатели не только отрабатывают навык чтения, но и учатся пользоваться чтением как средством для получения информации и обогащения своего читательского опыта. Ученики моего класса открывают мир литературы через слушание, чтение, наблюдение, и сравнение произведений разных по форме и содержанию, учатся высказывать свои суждения.
Ребята сами в процессе наблюдений должны «пораскинуть умом», задуматься , и главное выразить свою мысль словом
Для включения каждого ребёнка в активный познавательный процесс, для формирования специальных читательских умений- это умение ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения, на своих уроках я применяю метод моделирования - введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, дополнительным заместителем является цвет, он раскрывает тему произведения, а также составление схематических планов, модели обложки ( геометрические фигуры).
Во втором классе, когда дети уже хорошо начинают писать и читать, то даётся такое задание при работе с произведениями.
- Найдите и запишите: Фамилия автора
Название произведения
- Укажите, что написал автор (жанр) и на какую тему? (дети вспоминают систему «заместителей»)
Сравните свои модели с моделью на доске.
1.Работа с произведением В. Сутеева «Снежный зайчик»
- Дополните модель обложки
- Что вы читали дома сказку, или рассказ?
Покажите модели.
- О ком или о чём этот рассказ?
- Как называется рассказ Сутеева?
Впишите в модель обложки.
2 Работа с моделями.
На доске предлагаются две модели. Дети соотносят их с прочитанными произведениями, называют их, определяют жанр. Проводится в итоговой теме «Проверь себя» по произведениям о родной природе.
На доске
- Что общего у этих произведений?
(Они о природе, тема одна, есть заголовок и фамилия автора, авторское произведение )
- Чем различаются? (стихи и рассказы, разные авторы)
- Назовите авторов и название произведений подходящих к этим моделям.
А. Пушкин « уж небо осенью дышало…» (2)
Г. Скребицкий «Осень» (1)
М. Пришвин «Осеннее утро» (1)
СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМАТИЧЕСКИХ ПЛАНОВ.
Важным направлением учебной деятельности на уроках чтения является работа с текстом произведения. Прежде всего учу второклассников видеть текст, его структурные элементы(часть, главу, абзац). Это очень важно для ориентации в тексте. Спрашиваю у детей: «Сколько частей в тексте, глав.»
Знание частей текста ускоряет и улучшает работу с текстом, служит для дифференциации заданий – чтение разных по объему частей с разными навыками чтения. Например, одна группа самостоятельно читает I часть, а самую большую основную часть готовят хорошо читающие дети.
Для проверки понимания содержания текста после самостоятельного чтения использую на уроках схематические планы.
1. Деление текста на части;
Составление схематического плана по ключевым словам (Учитель работает на доске, дети- на листочках)
Н. Носов «Заплатка»
- На сколько частей можно разделить весь текст?
По такому плану даже слабый ребёнок при помощи наводящих вопросов сможет пересказать текст.
2. Составление схематического плана- цепочки событий.
Учитель на доске показывает пример составления плана, а дети продолжают самостоятельно.
М. Зощенко «Самое главное»
-Рассказать сказку по плану «от лица» белочки. (Сильные ученики)
- Рассказать сказку для себя (слабые ученики)
- Рассказать сказку для одноклассников (средние ученики)
Составление таких видов планов помогает выполнять следующие учебные действия:
ü Перечитывать текст;
ü Делить его на части;
ü Прослеживать сюжетную линию;
ü Включить каждого ребёнка в работу, которую он сможет выполнить в соответствии с уровнем своей подготовки.
Почему я использую схематические планы на своих уроках?
1. Это способ «углубления » и «погружения» в произведение.
2. Схематический план помогает овладеть разными видами пересказа (
подробный, сжатый, выборочный)
3. Схематический план позволяет включать детей в творческую деятельность (добавлять ещё одну часть; продолжить текст; предугадать, что будет дальше)
4. Схематический план позволяет детям сочинять свои истории с героями изученных произведений.
На уроке схему можно использовать и для организации дифференцированной работы и для отработки читательских умений:
ü Читать вслух и молча;
ü Читать отдельные отрывки выразительно;
ü Работать с текстом произведения;
ü Пересказывать произведения или его части;
ü Рассказывать об отношениях героев произведения.
Литературное чтение решает вопросы человековедческого характера: добро и зло, честь, долг, совесть, человек и природа, человек и человек, жизнь и смерть, человек и человечество и т.д.
На каждом уроке закладываются основы духовности и нравственности. Каждая встреча с художественным произведением, с его героями и их поступками заставляет маленького читателя задуматься, а эмоции, пережитые ребенком во время этой встречи, становятся его нравственно- этическим опытом. Учитель является мудрым другом, который помогает разобраться в поступках героя, понять что есть добро и зло. На каждом уроке работая, работая с текстом произведения, учащиеся должны получить нравственный урок, обогатить свой эстетический опыт. На это и должна быть направлена работа учителя. |
|
|