Главная страница

Особенности курса «Литературное чтение» по программе «Начальная школа XXI века»


Скачать 88.61 Kb.
Название Особенности курса «Литературное чтение» по программе «Начальная школа XXI века»
Н.Ф. Виноградова
Дата 11.02.2016
Размер 88.61 Kb.
Тип Реферат

Особенности курса «Литературное чтение» по программе «Начальная школа XXI века»

(автор программы -Н.Ф. Виноградова, литературного чтения- Л.А. Ефросинина)

Содержание курса литературного чтения строится на основе тематического, жанрово-тематического, авторского, художественно-эстетического, эмоционально-эстетического принципов. Курс основывается на дифференциации обучения и учета индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Положительной особенностью курса является сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями, развитием речи учащихся. 

Удачным является "переплетенность" чтения произведения и работы с детской книгой. Это позволяет максимально достичь литературного и читательского развития ребенка. Данный курс обеспечивает достаточный уровень начитанности младшего школьника. Этому способствуют удачно подобранный круг читаемых произведений, разнообразие тем и жанров художественных произведений.

Положительным моментом курса является введение уроков литературного слушания, что развивает способность детей слышать и слушать художественное слово. Интерес к художественному слову развивается в процессе чтения, в работе с детской книгой, при написании сочинений и изложений, отзывов.

Развитие читательского интереса обеспечивается содержанием программы, учебниками по литературному чтению, тетрадями. Данным курсом предусмотрено проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр, уроков-отчетов.

Большое внимание уделяется ориентировке учащихся младших классов в литературоведческих понятиях. Начиная с 1 по 4 классы целенаправленно ведется работа в этом направлении. Учащиеся знакомятся с различными жанрами художественных произведений: сказок, загадкой, пословицей, поговоркой, комиксом, стихотворением, басней, считалкой, былиной, легендой, пьесой-сказкой и др. Формируются знания об очерках, научно-популярных и научно-художественных произведениях. Дети знакомятся с элементами книги: обложкой, переплетом, титульным листом, оглавлением, иллюстрациями и др.

Большое внимание в курсе литературного чтения уделяется развитию творческой деятельности младших школьников. В программу каждого года обучения включен раздел "Творческая деятельность". На уроках чтения используются различные методы и приемы, развивающие творческую деятельность юного читателя: комментирование, интерпретация, анализ содержания художественного текста, выразительное чтение, драматизация произведения, иллюстрирование текста, творческий пересказ текста, дидактические литературные игры, составление отзывов о прочитанных книгах и т.п.

Таким образом, курс "Литературное чтение" способствует развитию личности младшего школьника, формированию его интеллекта и общей культуры.

Ведущей идеей курса "Литературное слушание" является углубление процесса восприятия художественного произведения, поддержка и развитие интереса к чтению в тот период, когда сам школьник еще недостаточно владеет навыком самостоятельного чтения (1 год обучения). Исходя из этого, уроки литературного слушания решают не столько дидактические задачи, связанные с детальным "препарированием" текста, сколько развивают оценочные суждения первоклассников, и умение анализировать эмоциональные состояния, вызванные слушанием конкретного произведения. Конструирование курса "Литературное чтение" подчинялось приоритетной задаче - углублению интереса к чтению и литературе, осознанию учеником значения читательской деятельности как средства успешности обучения и развития человека, формирование умений работать с произведениями разного жанра, вида и стиля. Исходя из этого, обновление содержания курса шло за счет расширения круга классических и современных произведений, при литературном анализе которых особое внимание уделялось сравнению произведений разных авторов, жанров и тематики, а также моделирующей деятельности учащихся.

Авторы УМК разработали курс «Литературное чтение». Это не чтение и не литература. Это сплав решения двух важнейших для начальной школы целей: научить читать и одновременно с этим развивать интерес к чтению и книге, научить работать с произведением, ориентироваться в тексте и книге. Конечно научить ребенка читать и пользоваться умением читать как средством своего развития- это труднейшие задачи, которые стоят перед учителем. От учителя начальных классов в значительной мере зависит, полюбят ли дети чтение или останутся равнодушными к литературе, станут ли они друзьями книги и постоянными её читателями. Для этого нужны уроки, которые бы показали дорогу к книге.

В УМК «Начальная школа XXI века» уже с первых уроков грамоты дети овладевают системой действий, умений и навыков работы с произведением, а на уроках слушания и читательскими умениями. В I классе в течении всего учебного года проводятся уроки литературного слушания. Значение таких уроков состоит прежде всего в развитии восприятия художественного текста, в обогащении опыта читателя- слушателя, в знакомстве с книгой и литературоведческими представлениями. Уроки слушания помогают решать важнейшую задачу обучения- научить детей слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников, формировать специальные читательские умения:

·        правильно называть произведение и книгу;

·        находить и называть фамилию автора и заголовок;

·        определять тему чтения и жанр произведения.

Система уроков литературного слушания – это путь воспитания развития ученика- читателя. Уроки литературного чтения соответствуют словам А.С.Макаренко: «Знакомство с книгой должно начинаться с чтения вслух. Желательно, чтобы такое чтение сделалось привычным и постоянным праздником среди рабочих будней».

Во II классе все произведения для слушания включены в учебник. Начинающий читатель второклассник может самостоятельно перечитать прослушанное произведение, выполнить задание в учебнике и тетради. Для дополнительного чтения разработана учебная хрестоматия «Литературное чтение.2 класс». На каждом уроке, работая с текстом произведения, мои семилетние читатели не только отрабатывают навык чтения, но и учатся пользоваться чтением как средством для получения информации и обогащения своего читательского опыта. Ученики моего класса открывают мир литературы через слушание, чтение, наблюдение, и сравнение произведений разных по форме и содержанию, учатся высказывать свои суждения.

Ребята сами в процессе наблюдений должны «пораскинуть умом», задуматься , и главное выразить свою мысль словом

Для включения каждого ребёнка в активный познавательный процесс, для формирования специальных читательских умений- это умение ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения, на своих уроках я применяю метод моделирования - введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, дополнительным заместителем является цвет, он раскрывает тему произведения, а также составление схематических планов, модели обложки ( геометрические фигуры).

Во втором классе, когда дети уже хорошо начинают писать и читать, то даётся такое задание при работе с произведениями.

- Найдите и запишите: Фамилия автора

Название произведения

- Укажите, что написал автор (жанр) и на какую тему? (дети вспоминают систему «заместителей»)

Сравните свои модели с моделью на доске.

1.Работа с произведением В. Сутеева «Снежный зайчик»

 

- Дополните модель обложки

- Что вы читали дома сказку, или рассказ?

Покажите модели.

- О ком или о чём этот рассказ?

- Как называется рассказ Сутеева?

Впишите в модель обложки.

 

2 Работа с моделями.

На доске предлагаются две модели. Дети соотносят их с прочитанными произведениями, называют их, определяют жанр. Проводится в итоговой теме «Проверь себя» по произведениям о родной природе.

На доске

- Что общего у этих произведений?

(Они о природе, тема одна, есть заголовок и фамилия автора, авторское произведение )

- Чем различаются? (стихи и рассказы, разные авторы)

- Назовите авторов и название произведений подходящих к этим моделям.

А. Пушкин « уж небо осенью дышало…» (2)

Г. Скребицкий «Осень» (1)

М. Пришвин «Осеннее утро» (1)




СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМАТИЧЕСКИХ ПЛАНОВ.

Важным направлением учебной деятельности на уроках чтения является работа с текстом произведения. Прежде всего учу второклассников видеть текст, его структурные элементы(часть, главу, абзац). Это очень важно для ориентации в тексте. Спрашиваю у детей: «Сколько частей в тексте, глав.»

Знание частей текста ускоряет и улучшает работу с текстом, служит для дифференциации заданий – чтение разных по объему частей с разными навыками чтения. Например, одна группа самостоятельно читает I часть, а самую большую основную часть готовят хорошо читающие дети.

Для проверки понимания содержания текста после самостоятельного чтения использую на уроках схематические планы.

1.     Деление текста на части;

Составление схематического плана по ключевым словам (Учитель работает на доске, дети- на листочках)

Н. Носов «Заплатка»

- На сколько частей можно разделить весь текст?

По такому плану даже слабый ребёнок при помощи наводящих вопросов сможет пересказать текст.

2.     Составление схематического плана- цепочки событий.

Учитель на доске показывает пример составления плана, а дети продолжают самостоятельно.

М. Зощенко «Самое главное»

-Рассказать сказку по плану «от лица» белочки. (Сильные ученики)

- Рассказать сказку для себя (слабые ученики)

- Рассказать сказку для одноклассников (средние ученики)

Составление таких видов планов помогает выполнять следующие учебные действия:

ü Перечитывать текст;

ü Делить его на части;

ü Прослеживать сюжетную линию;

ü Включить каждого ребёнка в работу, которую он сможет выполнить в соответствии с уровнем своей подготовки.

Почему я использую схематические планы на своих уроках?

1.     Это способ «углубления » и «погружения» в произведение.

2.     Схематический план помогает овладеть разными видами пересказа (

подробный, сжатый, выборочный)

3.     Схематический план позволяет включать детей в творческую деятельность (добавлять ещё одну часть; продолжить текст; предугадать, что будет дальше)

4.     Схематический план позволяет детям сочинять свои истории с героями изученных произведений.

На уроке схему можно использовать и для организации дифференцированной работы и для отработки читательских умений:

ü Читать вслух и молча;

ü Читать отдельные отрывки выразительно;

ü Работать с текстом произведения;

ü Пересказывать произведения или его части;

ü Рассказывать об отношениях героев произведения.

Литературное чтение решает вопросы человековедческого характера: добро и зло, честь, долг, совесть, человек и природа, человек и человек, жизнь и смерть, человек и человечество и т.д.

На каждом уроке закладываются основы духовности и нравственности. Каждая встреча с художественным произведением, с его героями и их поступками заставляет маленького читателя задуматься, а эмоции, пережитые ребенком во время этой встречи, становятся его нравственно- этическим опытом. Учитель является мудрым другом, который помогает разобраться в поступках героя, понять что есть добро и зло. На каждом уроке работая, работая с текстом произведения, учащиеся должны получить нравственный урок, обогатить свой эстетический опыт. На это и должна быть направлена работа учителя.