Главная страница

Мотивация деятельности обучающихся на уроке и создание условий для её развития. Мотив направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней (т е.


Скачать 37.65 Kb.
Название Мотивация деятельности обучающихся на уроке и создание условий для её развития. Мотив направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней (т е.
Дата 15.03.2016
Размер 37.65 Kb.
Тип Документы

Мотивация деятельности обучающихся на уроке и создание условий для её развития.
Мотив - направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней (т. е., то ради чего учится школьник, что побуждает его к учению).

Что же может побудить ученика учиться - авторитет родителей, учителя, оценки, интерес к предмету, желание получить высшее образование, стремление расширить кругозор.

Мотивационную сферу можно разделить на познавательные и социальные мотивы.

познавательные мотивы

социальные мотивы

  • направленность на изучение материала по предмету

  • процесс познания

  • приёмы приобретения знаний

  • организация учебного труда

  • самообразование

  • направленность на общение с людьми

  • отношения с другими людьми

  • стремление занять определённое место среди сверстников

  • заслужить авторитет

  • осознавать анализировать способы своего сотрудничества и взаимодействия

В начальном звене ученик слабо понимает, для чего он учится - чаще всего для родителей, учителя, ради оценки. Это создаёт трудности в научении осознанного овладения знаниями. Но с другой стороны, остаётся мощный стимул – оценка.

Средний школьный возраст характеризуется как этап овладения самостоятельными формами работы, время интеллектуальной, познавательной активности, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной мотивацией.

Для мотивации учебной деятельности в старшем возрасте необходимо обратить внимание на предстоящий выбор профессиональной деятельности учащихся, подготовку к ней, достижение компетентности, выбор социальной роли учащегося, позицию будущего гражданина. Главная мотивация старшего возраста – овладеть приемами учения и самообразования.

Задачи формирования мотивации определяются резервами в каждом возрасте, т. е., зоной ближайшего развития. Эти резервы не развиваются сами по себе, а мобилизуются только в ходе включения школьников в активные виды деятельности и социальных взаимоотношений.

Урок обладает большими мотивационными возможностями, которые реализуются через его компоненты: содержание учебного компонента, методы и средства обучения, организационные формы и стиль взаимодействия учителя и учащегося.

  • При подготовке к уроку необходимо учитывать мотивационное обеспечение урока

  • Постоянно стимулировать и мотивировать положительного отношения к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда;

  • Создавать ситуации успеха;

  • Стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

  • Способствовать развитию как “сильных”, так и “слабых” учащихся, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию;

  • Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.

Большую роль в создании мотивации играют цели урока.

  • Цель должна указывать на её достижение; у учителя должны быть способы и приемы проверить достигнута ли цель урока;

  • Общие цели урока должны быть детализированы микроцелями, т.е. задачами этапов урока;

  • Необходимо проектировать перспективные цели, рассчитанные на весь период изучения курса (цель курса реализуется через систему уроков)

  • Необходимо обеспечивать понимание и принятие цели учащимися как собственную, значимую для себя, для своего духовного, интеллектуального развития и личностного становления;

  • Цель должна соизмеряться с возможностями учащихся;

  • Проектируя урок, учитель, должен быть внутренне готов к тому, чтобы принимать оперативные решения и вносить в ткань урока необходимые изменения

Одним из стимулов мотивации является оценка.

Оценка мотивирует, но не всегда. Оценка мотивирует

  • Когда ученик уверен в её объективности;

  • Когда ученик воспринимает её как полезную для себя;

  • Знает что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей;

  • Уверен, что ему окажут в этом достижении помощь;

  • Уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия - места, где это можно реализовать.

Для поддержания мотивации учения необходимы положительные эмоции:

  • связанные со школой в целом, пребыванием в ней;

  • обусловленные отношениями с учителями, другими учащимися;

  • связанные с осознанием учеником своих больших возможностей и способностей;

  • положительные эмоции от получения новых знаний (любознательность, любопытство);

  • от самостоятельного добывания знаний, от овладения новых способов добывания знаний.

Все выше названные эмоции образуют атмосферу эмоционального комфорта.

Эмоции с отрицательной модальностью:

Отрицательные эмоции должны включаться в процесс учения и сменяться положительными, иначе возможен переход в стресс и невроз.

При работе с индивидуальными особенностями учащегося важно исходить из принципов:

  • процесс обучения должен приводить не к нивелированию, т.е., уравниванию знаний учеников, а к возрастанию их индивидуальных различий;

  • показ учителем школьнику того, что активное овладение способами учебной деятельности, приемами целеполагания способствует развитию его индивидуальности.

Сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создаёт пробудившийся у школьника интерес к предмету. Существует широкий спектр способов и приёмов развития такого интереса.

Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношения учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций.

Закончить я хочу словами Л. Н.Толстого: «Хорошему учителю достаточно иметь два качества — большие знания и большое сердце».