№
п/п
|
Наименование раздела. Тема.
|
Кол-во часов
|
Тип
урока
|
Элементы
содержания
|
УУД
|
Вид
контроля
|
Дата
|
Наглядность,
оборудование
|
П
|
Ф
|
|
1
|
Введение
|
1
|
Беседа. Тестирование
|
Книга в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним.
Диагностика уровня литературного развития учащихся.
|
Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. Решение тестов.
|
Ответ на вопросы
|
|
|
презентация
|
2-11
|
Устное народное творчество. Малые жанры фольклора Русские народные сказки.
«Царевна-лягушка»
«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель».
Проект: Составление под руководством учителя электронного альбома «Художники – иллюстраторы сказок».
Контрольная работа.
Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1. Каков мой любимый герой русской народной сказки? 2. Почему я люблю читать народные сказки? 3. Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло?
|
10
1
2
2
1
1
2
1
|
|
Практические работы.
Составление плана характеристики сказочного героя и рассказ о нем по плану. Составление развернутого устного и письменного ответа на проблемный вопрос (составление плана ответа, подбор материалов и цитат, аргументирование своего мнения). Сочинение загадки, скороговорки, колыбельной песни. Сочинение собственной сказки или сочинение по картине на сказочный сюжет. Создание иллюстраций к сказке.
|
Выразительное чтение малых фольклорных жанров и их истолкование. Выразительное чтение сказок (в том числе по ролям).
Выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров.
Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.
Различные виды пересказов.
Устные и письменные ответы на вопросы.
Участие в коллективном диалоге. Различение видов сказок.
Сопоставление вариантов сказок.
Устные рассказы о собирателях фольклора и о жанровых особенностях сказок.
Выявление в сказках разных видов художественных образов (образ человека, природы, животного, предмета).
Выявление характерных для народных сказок художественных приемов и фантастических элементов и определение их роли в сказке. Характеристика сказочных героев (в том числе сравнительная) и средств создания их образов.
Нравственная оценка героев сказок.
Устные и письменные ответы на вопросы.
Устное иллюстрирование.
Презентация и защита собственных иллюстраций.
Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.
Сочинение собственной сказки и малых жанров фольклора.
|
Сопоставительн. работа по жанрам фольклора. Словарная работа
|
|
|
презентация
|
12-13
|
Из древнерусской литературы. «Повесть временных лет»,
«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».
|
2
1
1
|
Обучение чтению, беседа
|
Понятие о летописи.
Практические работы.
Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих сходство летописи и фольклора.
Проект: Составление под руководством учителя электронного альбома «Сюжеты и герои русских летописей».
|
Выразительное чтение древнерусских текстов в современном переводе.
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров.
Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.
Пересказ сюжетов древнерусских летописей.
Устные и письменные ответы на вопросы.
Участие в коллективном диалоге.
Нравственная оценка поступков героев летописей.
Обсуждение произведений изобразительного искусства на древнерусские сюжеты.
Характеристика героев древнерусской литературы.
Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.
|
Словарная работа.
Составление цитатного плана
|
|
|
|
14-15
|
Из литературы XVIII века.
М.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…»
|
2
|
Обучение чтению, беседа
|
Понятие о юморе. Понятие о родах литературы (эпосе, лирике, драме) и начальные представления о ее жанрах.
Практические работы.
Анализ стихотворения по плану.
Составление таблицы «Роды и жанры литературы».
Проект: Составление под руководством учителя электронного альбома «М.В. Ломоносов – великий россиянин».
|
Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под рук. учителя).
Пересказ фрагментов публицистического и научно-популярного текстов.
Выразительное чтение стихотворения.
Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.
Устные ответы на вопросы.
Участие в коллективном диалоге.
Поиск в стихотворении юмористических элементов.
Работа со словарем литературоведческих терминов.
Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.
|
Выразительное чтение. Ответ на вопросы
|
|
|
презентация
|
16-18
|
Из литературы XIX в.
И.А.Крылов. «Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом» (на выбор). «Волк на псарне» другие басни (по выбору учителя).
|
43
3
|
|
Жанр басни в мировой литературе.
Понятие об аллегории и морали.
Понятие об эзоповом языке.
|
Составление сообщения о баснописце и устный рассказ о нем.
Поиск сведений о баснописцах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под рук. учителя).
Выразительное чтение басен (в том числе по ролям и наизусть) и басен собственного сочинения.
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров.
Устные и письменные ответы на вопросы (в том числе с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Составление вопросов к басням.
Составление характеристик героев басен.
Анализ различных форм выражения авторской позиции.
Работа со словарем литературоведческих терминов.
Создание собственных иллюстраций и их защита.
Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.
Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т.п.
|
|
|
|
|
19-20
21
|
В.А. Жуковский
«Спящая царевна»,
«Кубок».
|
2
1
|
|
Понятие о балладе.
|
Устный рассказ о поэте.
Восприятие и выразительное чтение сказки и баллады (в том числе наизусть).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров.
Устные ответы на вопросы (в том числе с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Составление плана произведения (в том числе цитатного).
Составление характеристик героев и их нравственная оценка.
Работа со словарем литературоведческих терминов.
|
|
|
|
|
22
23
24-26
27
|
А.С. Пушкин. «Няне»,
«У лукоморья дуб зелёный…»,
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и другие сказки.
Контрольные работы.
Письменный ответ на один из проблемных вопросов:
В чём превосходство царевны над царицей?
Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты?
В чём общность и различие «Спящей царевны» В. А. Жуковского и «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина?
Тестирование по творчеству И. А. Крылова. В. А. Жуковского, А. С. Пушкина
|
1
1
3
1
|
|
Понятие о лирическом послании. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, способы рифмовки.
Проекты:
Составление под руководством учителя электронной презентации «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира» (тексты народных и литературных сказок и их
герои в иллюстрациях). Создание электронного альбома «События и герои сказок А. С. Пушкина в книжной графике».
|
Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под рук. учителя).
Устный рассказ о поэте.
Выразительное чтение (в том числе наизусть).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров.
Поиск незнакомых слов и определение их значения.
Пересказы фрагментов сказки.
Выделение этапов развития сюжета.
Составление вопросов к сказке.
Устные и письменные ответы на вопросы (в том числе с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Составление плана характеристик героев (в том числе сравнительной).
Составление устных и письменных характеристик героев.
Нравственная оценка героев сказки.
Устное иллюстрирование событий и героев сказок.
Обсуждение произведений изобразительного искусства, книжной графики, созвучных стихотворению, прологу, сказке.
Создание собственных иллюстраций, их презентация и защита.
Составление плана (в том числе цитатного) литературного произведения, плана устного и письменного ответа на проблемный вопрос, плана письменного высказывания.
Сопоставительный анализ литературной и народной сказок.
Сопоставление сказки и анимационного фильма.
Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Создание письменных высказываний различных жанров. Сочинение.
Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.
Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т.п.
|
Выразительное чтение
|
|
|
презентация
|
28-29
30
31
|
Русская литературная сказка.
А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».
В.М. Гаршин «Attalea Princeps». П.П. Ершов
«Конек-Горбунок» (для внеклассного чтения).
|
2
1
1
|
|
Понятие о литературной сказке.
Практические работы.
Инсценирование фрагментов сказок
Составление отзыва о литературной сказке.
Поиск примеров художественной условности в сказках.
Создание иллюстраций к сказкам.
|
Выразительное чтение (в том числе наизусть и по ролям).
Поиск незнакомых слов и определение их значения.
Различные виды пересказов.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства.
Устное иллюстрирование.
Обсуждение произведений книжной графики к сказкам.
Создание собственных иллюстраций, их презентация и защита.
|
|
|
|
|
32-33
34
|
М.Ю. Лермонтов «Бородино»,
«Ашик-Кериб» (для внеклассного чтения).
|
2
1
|
|
Практические работы.
Обучение выразительному чтению.
Подбор цитатных примеров из сказки, иллюстрирующих понятия «сравнение», «гипербола», «эпитет», «метафора», «звукопись».
Инсценирование фрагментов сказки.
Создание иллюстраций к стихотворению и сказке.
|
Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под рук. учителя).
Устный рассказ о поэте.
Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть) и сказки (и по ролям).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров.
Поиск незнакомых слов и определение их значения.
Работа со словарем литературоведческих терминов.
Различные виды пересказов.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Характеристика и нравственная оценка героев.
Устное иллюстрирование.
|
|
|
|
|
35-37
38
|
Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Заколдованное место».
«Ночь перед Рождеством» (для внеклассного чтения)
|
3
1
|
|
Развитие представлений о фантастике и юморе.
Практические работы.
Инсценирование фрагментов повестей Н. В. Гоголя.
Обучение анализу реальных и фантастических эпизодов повестей (по выбору учителя).
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «юмор», «фантастика», «художественная условность».
Подбор цитатных примеров, демонстрирующих различные формы выражения авторской позиции.
Создание собственных иллюстраций к повестям
Н. В. Гоголя.
Проект:
Составление под руководством учителя электронной презентации «Фантастические картины "Вечеров на хуторе близ Диканьки" в иллюстрациях».
|
Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под рук. учителя).
Устный рассказ о писателе.
Выразительное чтение (в том числе по ролям).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.
Различные виды пересказов.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Характеристика героев повестей (в том числе сравнительная).
Нравственная оценка героев.
Составление плана и анализ эпизода по плану.
Анализ различных форм выражения авторской позиции.
Сопоставление повестей с народными сказками.
Сопоставление реальных и фантастических эпизодов.
Работа со словарём литературоведческих терминов.
Устное иллюстрирование.
Презентация и защита собственных иллюстраций.
Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.
|
|
|
|
|
39-40
41
|
Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»),
«На Волге» (для внеклассного чтения).
|
2
1
|
|
Развитие представлений об эпитете.
Практические работы.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «эпитет».
Подбор цитатных примеров, демонстрирующих различные формы выражения авторской позиции.
Сопоставление стихотворения «На Волге» с живописным полотном (И. Е. Репин. «Бурлаки»),
Создание собственных иллюстраций к произведениям Н. А. Некрасова.
|
Поиск сведений о поэте с использованием справочной и художественно-публицистической литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).
Устный рассказ о поэте.
Восприятие и выразительное чтение произведений (в том числе наизусть).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Поиск незнакомых слов и определение их значения с использованием справочной литературы.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Анализ различных форм выражения авторской позиции.
Работа со словарём литературоведческих терминов.
Устное иллюстрирование.
Презентация и зашита собственных иллюстраций.
|
|
|
|
|
42-44
45
|
И.С. Тургенев «Муму».
Контрольная работа.
Письменный ответ на один из проблемных вопросов:
Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?
Каковы друзья и враги Герасима?
В чём вина и в чём беда барыни'?
|
3
1
|
|
Развитие представлений о литературном герое, портрете и пейзаже.
Практические работы.
Инсценирование фрагментов повести.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «портрет», «пейзаж».
Обучение анализу портретных и пейзажных эпизодов повести.
Создание собственных иллюстраций к повести. Подбор цитат по заданной теме высказывания.
Проект:
Составление под руководством учителя электронного альбома «Словесные портреты и пейзажи в повести «Муму» глазами книжных графиков» (подбор к словесным фрагментам иллюстраций книжной графики, анализ изобразительно-выразительных средств в разных видах искусства.
|
Поиск сведений о писателе с использованием справочной и художественно-публицистической литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).
Устный рассказ о писателе.
Восприятие и выразительное чтение повести (в том числе по ролям).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Различные вилы пересказов.
Устные ответы на вопросы.
Участие в коллективном диалоге. ' Составление плана (в том числе цитатного).
Составление плана характеристики героя и сравнительной характеристики героев.
Рассказ о героях по плану (с использованием цитирования) и их письменная характеристика (в том числе сравнительная). Сочинение.
Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос.
Работа со словарём литературоведческих терминов. Устное иллюстрирование. Обсуждение произведений книжной графики.
Презентация и защита своих иллюстраций.
Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.
|
|
|
|
|
46
|
А. А. Фет. «Весенний дождь».
|
1
|
|
Практические работы.
Подбор цитатных примеров для иллюстрации изобразительно-выразительных средств, использованных в стихотворении.
Анализ стихотворения по плану анализа лирики.
|
Выразительное чтение (и наизусть).
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Устное иллюстрирование.
Составление плана анализа лирического произведения.
|
|
|
|
презентация
|
47-49
50
|
Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник».
Контрольная работа.
Письменный ответ на один из проблемных вопросов:
1.Каковы друзья и враги пленного Жилина?
2.Почему у Жилина и Костылина разные судьбы?
3.Какие мысли Л. Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник» мы называем гуманистическими?
Тестирование по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л.Н. Толстого.
|
3
1
|
|
Понятие о сюжете. Развитие понятия о сравнении. Практические работы.
Инсценирование фрагментов рассказа.
Подбор цитат по заданной теме.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сюжет», «сравнение».
Определение роли сравнений в рассказе.
Обучение анализу эпизода рассказа.
Создание собственных иллюстраций к рассказу.
Проект:
Составление под руководством учителя электронной презентации «Жилин и Костылин: два характера - две судьбы».
|
Поиск сведений о писателе с использованием справочной и художественно-публицистической литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).
Устный рассказ о писателе.
Восприятие и выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.
Различные виды пересказов.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной).
Нравственная оценка героев рассказа.
Составление плана (цитатного плана)
Выявление этапов развития сюжета.
Работа со словарём литературоведческих терминов.
Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос.
Устное иллюстрирование.
Обсуждение произведений книжной графики.
Презентация и защита собственных иллюстраций.
Работа нал коллективным (индивидуальным) учебным проектом.
|
|
|
|
Фонохрест.
|
51-52
|
А. П. Чехов. «Хирургия» и другие рассказы (для внеклассного чтения).
|
2
|
|
Развитие понятия о юморе. Понятие о речевой характеристике персонажей.
Практические работы.
Инсценирование рассказов Л. П. Чехова. Подбор цитат по заданным темам (например, интерьер земской больницы, внешность героев, их реплики).
Описание кадров киносценария по рассказу «Хирургия».
Обучение составлению киносценария.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «юмор», «речевая характеристика».
Создание собственных иллюстраций к рассказам А. П. Чехова.
Проект:
Составление под руководством учители электронного альбома «Юмористические рассказы Л. П. Чехова в иллюстрациях»
|
Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).
Устный рассказ о писателе.
Выразительное чтение рассказов (в том числе по ролям).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Поиск незнакомых слоя и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.
Различные вилы пересказов.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Характеристика и нравственная оценка героев.
Составление плана (цитатного плана).
Выделение этапов развития сюжета.
Устное иллюстрирование.
Обсуждение произведений книжной графики
Презентация и защита собственных иллюстраций.
Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом
|
|
|
|
иллюстрации
|
53-54
55
56
57
58
|
Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной..»
А. В. Кольцов. «В степи»; А. Н. Майков. «Ласточки»;
И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне»
И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок)',
А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок).
|
2
1
1
1
1
|
|
Практические работы.
Конкурс на лучшее чтение стихов о Родине и родной природе.
Обучение анализу стихотворения.
Создание собственных иллюстраций к стихотворениям.
Проект:
Составление под руководством учителя электронного альбома «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях»
|
Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть) и их анализ по вопросам учителя (с использованием цитирования).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Устные ответы на вопросы.
Участие в коллективном диалоге.
Устный рассказ о стихотворении по плану анализа лирики.
Письменный анализ стихотворения по вопросам учителя.
Аргументация своего мнения с помощью цитат.
Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов.
Устное иллюстрирование.
Презентация и зашита собственных иллюстраций.
Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.
|
|
|
|
|
59
60
|
Из литературы XX века (30 ч).
И. А. Бунин. «Косцы».
«Подснежник» (для внеклассного чтения).
|
1
1
|
|
Практические работы.
Обучение анализу эпизода рассказа.
Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия
«антитеза», «повтор».
Создание собственных иллюстраций к рассказам.
|
Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).
Устный рассказ о писателе.
Восприятие и выразительное чтение рассказов (в том числе по ролям).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.
Различные виды пересказов.
Устные отпеты на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Устный и письменный анализ эпизода.
Устное иллюстрирование.
Работа со словарём литературоведческих терминов.
|
|
|
|
|
61-63
64
|
В.Г. Короленко «В дурном обществе».
Контрольная работа.
Письменный ответ на один из проблемных вопросов:
1.Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?
2.Каковы отношения между сыновьями и отцами в двух семьях: Тыбурция и судьи?
3.Что помогло Васе и его отцу прийти от вражды к пониманию?
4. Почему у Маруси и Сони два разных детства?
|
3
1
|
|
Понятие о композиции литературного произведения.
Практические работы.
Подбор цитат к теме «Портрет как средство характеристики литературных героев».
Анализ портретных характеристик героев и определение их роли в повести.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих элементы композиции повести (портрет, городской пейзаж и др.).
Создание иллюстраций к повести.
Проект:
Составление под руководством учителя иллюстрированного электронного альбома «Мои ровесники в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе».
|
Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).
Устный рассказ о писателе.
Выразительное чтение повести (в том числе по ролям).
Различные виды пересказов.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Сочинение.
Участие в коллективном диалоге.
Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.
Нравственная оценка героев повести.
Сопоставление персонажей и составление плана их сравнительной характеристики.
Письменная сравнительная характеристика героев повести.
Выявление элементов композиции повести.
Составление плана (цитатного) самостоятельного письменного высказывания.
Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос.
Устное иллюстрирование.
Презентация и защита собственных иллюстраций.
Работа со словарём литературоведческих терминов.
Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.
|
|
|
|
Фонохрест.
|
65
|
С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...».
|
1
|
|
Практические работы.
Обучение анализу стихотворения.
Создание иллюстраций к стихотворениям.
|
Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Анализ стихотворения по плану анализа лирики.
Устное иллюстрирование.
Презентация и защита собственных иллюстраций.
|
|
|
|
|
66-67
|
П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»
|
2
|
|
Сказ как жанр литературы.
Практические работы.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сказ», «сказка» и сопоставление этих понятий.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «реальность» и «фантастика». Обучение анализу эпизода сказа. Создание собственных иллюстраций к сказу.
|
Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).
Устный рассказ о писателе.
Выразительное чтение сказа (в том числе по ролям).
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной).
Рассказ о героях и их нравственная оценка.
Анализ эпизода произведения.
Устное иллюстрирование.
Презентация и защита собственных иллюстраций.
Работа со словарем литературоведческих терминов.
|
|
|
|
|
68
69
|
К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб»
«Заячьи лапы» и другие сказки (вн. чт.)
|
1
1
|
|
Развитие понятия о пейзаже.
Практические работы.
Инсценирование фрагментов сказок.
Анализ языка пейзажных фрагментов сказки.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «реальность» и «фантастика».
Выявление фольклорных образов сказки и определение их художественной функции.
Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «пейзаж». Создание собственных иллюстраций к сказке.
|
Устный рассказ о писателе.
Выразительное чтение сказки (в том числе по ролям).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.
Различные виды пересказов.
Устные отпеты на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Работа со словарём литературоведческих терминов.
Устное иллюстрирование.
Презентация и защита собственных иллюстраций.
|
|
|
|
|
70-72
73
74
|
С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».
Сказки для детей (вн.чт.)
Контрольная работа.
Письменный ответ на один из проблемных вопросов:
1. Чем похожи и чем отличаются Падчерица и Королева?
2. Почему в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло?
3.Чем похожа пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» на народные сказки?
|
3
1
1
|
|
Драма как род литературы.
Практические работы.
Инсценирование фрагментов сказки. Сопоставление литературной пьесы-сказки и ее фольклорных источников. Подбор цитат для характеристики героев.
Составление плана высказывания «Драма как род литературы». Создание иллюстраций к сказкам.
Проект:
Постановка под рук. учителя спектакля по пьесе-сказке (выбор фрагмента, распределение ролей и составление «замечаний для господ актеров»; возраст героя, его жесты, мимика, основные интонации; оформление сцены и т.п.).
|
Устный рассказ о писателе и обобщение сведений о его сказках.
Выразительное чтение сказок (в том числе по ролям и наизусть) и пьесы-сказки.
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Различные виды пересказов.
Устные ответы на вопросы (с использованием нитрования).
Участие в коллективном диалоге.
Выявление черт фольклорной традиции в пьесе-сказке, определение художественной функции фольклорных образов.
Составление плана сравнительной характеристики народной сказки и пьесы-сказки.
Нравственная оценка героев. Сочинение.
Определение родовых особенностей драмы, жанровых особенностей пьесы-сказки. Составление плана (цитатного) самостоятельного письменного высказывания.
Устное иллюстрирование.
Презентация и защита собственных иллюстраций.
Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.
|
|
|
|
Фонохрест.
|
75-76
|
А.П. Платонов. «Никита».
|
2
|
|
Развитие представления о фантастике в литературном произведении.
Практические работы.
Сопоставление реальных и фантастических элементов рассказа.
Подбор цитат для характеристики героя.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «фантастика».
|
Устный рассказ о писателе.
Выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов.
Устное рецензирование выразительного чтения и пересказов одноклассников, чтения актёров.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Составление плана характеристики героев и их нравственная оценка.
Письменная характеристика героя (с использованием цитирования).
Подбор материалов и цитат, аргументирование своего мнения.
Работа со словарём литературоведческих терминов.
|
|
|
|
Фонохрест, иллюстрации
|
77-78
79
|
В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»
Контрольная работа.
Письменный ответ на один из проблемных вопросов:
1.Какой изображена русская природа в творчестве С. А. Есенина, П. П. Бажова, К. Г. Паустовского, В. П. Астафьева (по одному произведению)?
2.Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение в произведениях К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафьева (по одному произведению)?
|
2
1
|
|
Практические работы.
Подбор цитат, иллюстрирующих бесстрашие, терпение героя, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции.
Создание иллюстраций к рассказу.
|
Устный рассказ о писателе.
Восприятие и выразительное чтение рассказа, пересказ ею фрагментов.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Составление плана и письменная характеристика героя (с использованием цитирования). Сочинение.
Нравственная оценка героя рассказа.
Анализ различных форм выражения авторской позиции.
Устное иллюстрирование.
Обсуждение произведений книжной графики к рассказу.
Презентация и защита своих иллюстраций.
Составление плана (в том числе цитатного) самостоятельного письменного высказывания.
Подбор цитат из текста по заданной теме.
Составление письменного ответа на проблемный вопрос
|
|
|
|
|
80
81
|
«Ради жизни на земле...».
К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...».
А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»
|
1
1
|
|
Практические работы.
Обучение анализу стихотворений. Сопоставительный анализ стихотворений. Создание собственных иллюстраций к стихотворениям
|
Краткий рассказ о поэтах и их военной биографии.
Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Устный и письменный анализ стихотворений.
Устное иллюстрирование.
Презентация и защита своих иллюстраций к стихотворениям.
|
|
|
|
иллюстрации
|
82
83
84
85
|
Русские поэты XX века о Родине и родной природе.
И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер»;
Дон-Аминадо «Города и годы»;
Д. Кедрин «Алёнушка»; А. Прокофьев. «Алёнушка»;
Н. Рубцов «Родная деревня».
|
1
1
1
1
|
|
Практические работы.
Сопоставление образов русской природы в волшебных сказках и лирических стихотворениях.
Сопоставление стихотворения с живописным полотном (В. М. Васнецов. «Алёнушка»),
Создание собственных иллюстраций к стихотворениям.
Проект:
Составление под руководством учителя электронного альбома «Русские поэты XX века о Родине и родной природе» с иллюстрациями учащихся
|
Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Определение общего и индивидуального в литературном образе Родины в творчестве разных поэтов.
Устный и письменный анализ стихотворений.
Устное иллюстрирование.
Презентация и защита собственных иллюстраций к стихотворениям.
Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом
|
|
|
|
|
86-87
88
|
Писатели улыбаются. Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь - Робинзон», «Дневник Фокса Микки».
Н. А. Тэффи. «Валя» (для внеклассного чтения).
|
2
1
|
|
Развитие понятия о юморе. Практические работы.
Выявление способов создания комического в рассказах Саши Чёрного.
Подбор из рассказов цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор».
Создание иллюстраций к рассказам
|
Устные рассказы о писателях.
Выразительное чтение рассказов, пересказ их фрагментов.
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Работа со словарём литературоведческих терминов.
Устное иллюстрирование.
Презентация и защита собственных иллюстраций
|
|
|
|
|
89-90
91-93
94-95
96-97
98-100
101-102
103
|
Из зарубежной литературы (15 ч).
Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мёд»;
Д. Дефо «Робинзон Крузо»;
X. К. Андерсен. «Снежная королева» и другие сказки;
Ж. Санд. «О чём говорят цветы»;
М. Твен. «Приключения Тома Сойера»;
Джек Лондон «Сказание о Кише».
Контрольная работа.
Письменный ответ на один из проблемных вопросов:
1.Почему Герда победила Снежную королеву?
2.Какие герои олицетворяют добро и зло в сказках Андерсена?
3.О чём мечтал Андерсен в своих сказках?
4.Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?
5.Совпадают ли внешний облик и внутренний мир Тома Сойера?
6.Чем похожи герои романа «Приключения Тома Сойера» на моих сверстников?
7.Как Том Сойер и его друзья стремились сделать окружающий мир интересным?
8.Какими я вижу Тома Сойера и Гекльберри Финна на памятнике этим литературным героям?
|
2
3
2
2
3
2
1
|
|
Понятие о художественной детали.
Понятие об аллегории в повествовательной литературе.
Практические работы.
Инсценирование фрагментов произведений.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «баллада», «деталь», «символ», «аллегория».
Создание собственных иллюстраций к произведениям.
Составление викторин по произведениям.
Сопоставительный анализ романа «Робинзон Крузо» и произведений, иллюстрирующих жанр робинзонады в литературе («Иду домой» В. Белова; «Васюткино озеро» В. Астафьева).
Проекты:
Составление под руководством учителя электронной презентации «Памятники литературным героям».
Создание электронного альбома «Герои произведений Джека Лондона в экстремальных ситуациях».
|
Поиск сведений о зарубежных писателях с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).
Устные рассказы о писателях.
Выразительное чтение произведений (в том числе по ролям и наизусть).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Различные виды пересказов.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Устное иллюстрирование.
Обсуждение произведений книжной графики.
Презентация и защита собственных иллюстраций.
Составление плана письменной характеристики героев (в том числе сравнительной) и их характеристика по плану (с использованием цитирования).
Составление речевой характеристики персонажей.
Работа со словарём литературоведческих терминов.
Составление плана и письменного ответа на проблемный вопрос.
Составление плана (цитатного плана) письменного высказывания.
Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом
|
|
|
|
|
104-
105
|
Уроки итогового контроля (2ч).
Проект:
Литературный праздник «Путешествие по стране Ли- тературии 5 класса».
Контрольные работы.
Выразительное чтение стихотворений, выученных наизусть.
Устные и письменные пересказы произведений. Сообщения о произведениях и литературных героях. Толкование изученных литературоведческих терминов и их иллюстрирование примерами. Тестирование.
|
1
1
|
|
Практическая работа.
Проект:
Литературный праздник «Путешествие по стране Ли- тературии 5 класса».
Контрольные работы.
Выразительное чтение стихотворений, выученных наизусть.
Устные и письменные пересказы произведений. Сообщения о произведениях и литературных героях. Толкование изученных литературоведческих терминов и их иллюстрирование примерами. Тестирование.
|
Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретённых в 5 классе.
Выразительное чтение (в том числе наизусть). Устный монологический ответ. Различные виды пересказов.
Устные и письменные рассказы о произведениях и героях.
Иллюстрирование примерами изученных литературоведческих терминов. Решение тестов.
Отчёт о выполнении индивидуальных и коллективных учебных проектов
|
|
|
|
презентация
|