«Особенности автоматизации звуков у детей с разной доминантной модальностью»
Однообразность и монотонность работы по автоматизации изолированного звука, звука в слогах вызывают определённые трудности у детей с ОНР III уровня на фоне стёртой дизартрии.
Решение проблемы можно найти, обратившись к труду американского психолога Лорен Брэдуэ «Ребёнок от 3 до 7 лет». Она пришла к выводу, что способ познания у конкретного ребёнка, установленный путём выявления органа чувств – зрения, слуха, осязания – посредством которого этому ребёнку предпочтительнее усваивать информации. Об окружающем мире, является врождённой особенностью человека.
Способ познания мира ребёнком в самые первые годы жизни оказывает непосредственное влияние на его дальнейшую способность адаптироваться в обществе, его физическое развитие и успехи в учёбе. Следовательно, определение способа познания у детей имеет огромное практическое значение для родителей и для педагогов.
Для определения способа познания у детей можно обратиться к экспериментальной диагностике ведущей сенсорно-перцептивной модальности Г.А.Ванюхиной.
Визуальный тип или визуалист:
воспринимает информацию в виде зрительных образов, часто жестикулирует, как бы рисуя в воздухе представляемые образы, любит наблюдать, внимательно наблюдает, часто употребляет слова: посмотри, я видел, любуюсь; голову держит прямо.
Аудиальный тип или аудиалист:
внимателен к любым звуковым проявлениям; должен не смотреть, чтобы слышать; использует слова: послушай, я слышал, тише; голова склонена набок.
Кинетико-кинестетический тип или кинетик:
внимателен к ощущениям движений, использует слова: чувствую, взять, схватить, тяжело, легко; вспоминает о событиях при воссоздании определённых положений тела, действий; голова опущена.
Тактильно-кинестетический тип или осязатель:
ребёнок с развитой тактильной чувствительностью; должен прикоснуться, чтобы понять; использует слова: холодно, тепло, уютно, поближе; старается находиться рядом с познаваемым, опускает глаза.
Обонятельно-кинестетический тип или одорант:
ребёнок с обострённым чувством обоняния, часто принюхивается, быстро реагирует на смену запаха, тянет к носу новые предметы, использует слова: фу, пахнет; часто морщит нос, чуть вытягивает вперёд шею.
Вкусо-кинестетический тип или вкусовик:
ребёнок с утончённым вкусом (на физическом и эстетическом плане), аккуратный, несколько брезгливый, пытается лизнуть незнакомый предмет, использует слова: вкусно, огорчился, надоело; часто покусывает губы, может держать во рту палец.
Эмоциональный тип или эмотивист:
действует в зависимости от симпатий, обидчив, но уступчив во избежание конфликтов; старая деталь другим приятное, легко поддаётся чужому влиянию и сам воздействует на других своим настроением, обладает обострённым чувством любви ко всему окружающему; использует восторженные, экспрессивные, ласковые слова.
Мыслительный тип или логик:
ориентирован на порядок, закон; любит анализировать, решать задачки, отгадывать загадки; стабилен в своих чувствах, несколько скрытен, индифферентен к чувствам других людей, использует слова: понимаю, знаю, интересно.
Речевой тип или вербалик:
говорит много и подолгу; ограничены невербальные средства коммуникации, любит рассуждать, спорить, сопровождать речью собственные и чужие действия, использует слова: сказал, не замолчу.
Смешанный тип и полисенс:
ребёнок с гармонично развитой сенсорно-перцептивной системой.
Учитывая эти данные на подгрупповых и индивидуальных занятиях по автоматизации звуков используют определённые игры.
ВИЗУАЛИСТЫ
для них эффективны игры, основанные на индивидуальной ориентировке.
Для автоматизации изолированного звука.
Веди глазами по прямой, волнистой или ломаной линии и тяни чистый звук.
Глядя на ряд букв, назови только ту, в которой живёт заданный звук.
Для автоматизации звука в словах пригодны игры для развития целостного зрительного восприятия, но насыщенные нужным звуком.
«Незнакомые рисунки», «Наложенное изображение».
«Найди точечный рисунок на заданный звук, назови его, обведи по контуру».
«Весёлое путешествие». Проведи путь от одного героя к другому, перемещаясь глазами по ячейкам с картинками только с заданным звуком.
Для автоматизации звука в предложениях и связной речи.
«Кто чем занимается». Ребёнок по контурным изображениям и опорным картинкам догадывается, чем занимаются дети.
Составление рассказа по опорным картинкам на заданный звук. Например, белка, волк, лапа, дупло.
ОСЯЗАТЕЛИ
пригодны игры, основанные на тактильной чувствительности.
Для автоматизации изолированного звука.
Потяни звук, проводя пальцем по дорожкам из солённого теста. Обходя бугорки, звук усиливай – произноси громче.
Повтори звук, одновременно раздвигая пальцами тугую или слабую резинку.
Потяни звук, одновременно пропуская между подушечками пальцев шнур, проволоку, ниточку.
Для автоматизации звука в словах.
«Чудесный мешочек». Определи на ощупь и назови предметы, подобранные на заданный звук. Например, для звука [Ш] – шарик, шуруп, шина от игрушечной машины, матрёшка, шишка, карандаш.
-
Определи на ощупь, какая поверхность, и найди наоборот. Например, при автоматизации звука [Р]: гладкая – шершавая, мягкая – твёрдая, сухая – мокрая.
КИНЕТИКИ
им важно ощущать движение во время игры.
Для автоматизации звука в слогах.
Звуковой парад. Маршируй, повторяя на каждый шаг слог ша-ша-шу.
Звуковая зарядка. Ша – руки в стороны, шу- руки вперёд, ши – вверх прямые руки, шо – вверх круглые руки, шэ – руки на пояс.
Проговаривай слоги с движением игрушки (машинки, самолёта, мотоцикла) к буквам.
Для автоматизации звука в словах.
« Весёлый лабиринт». Назови картинки, проводя пальцем по лабиринту.
Для автоматизации звука в связной речи.
«Расскажи стихи руками».
Нарисуй картинку на тему. Например, «Огород»: изобрази всё, что видишь на звук [Р] в огороде (помидор, картофель, огурцы, горох, морковь, забор, конура), сопровождая свои действия пояснениями; затем эту картинку можно подарить ребёнку – визуалисту, и с ним тоже закрепить произношение звука (активная невербальная деятельность позволяет направить их энергию в нужное русло).
Проводя логопедические занятия с детьми с учётом их доминантного канала восприятия, можно достичь положительного эффекта. Ребёнок следует природосообразности, поэтому ему легче и интереснее справиться с обучающими и коррекционными задачами занятия. Ребёнок чувствует уверенность в своих силах, быстрее включается в работу, лучше запоминает, удерживает образцы верного звукопроизношения, следовательно, быстрее и качественнее происходит автоматизация поставленных звуков.
|