Из опыта работы интеграционного цикла «Образы русской культуры».
Посвящается памяти М.Н. Рат
Учитель гимназии имени А.С. Пушкина
г. Нижнего Новгорода
руководитель цикла «Образы русской культуры»
Якимова Е.Ю.
В рамках традиционной классно-урочной системы образования всегда существовали педагоги-энтузиасты, осознающие достоинства и недостатки этой системы. Они вели разработки альтернативных моделей школьного образования, на которые их подвигало чувство высокой ответственности педагога за будущее своих учеников.
Таким педагогом была директор нашей гимназии Марина Николаевна Рат – яркий и талантливый руководитель, инициатор многих исследований. Марине Николаевне удавалось создавать атмосферу творчества в педагогическом коллективе, душою и делом поддерживала она стремления учителей к разработке и внедрению новых подходов в отборе содержания и методики преподавания.
Так в 1994 году в учебном плане гимназии появился цикл «Образы русской культуры». Программа цикла отражала поиск альтернатив и в содержания учебных дисциплин, и в способах предъявления учебного материала учащимся.
Нам было очевидно, что присвоение культурного опыта (то, что мы вкладываем в понятие социализации личности) происходит во взаимодействии с окружающей культурной средой. А это предполагает особые качества и навыки взаимодействия с социокультурным пространством, основанные на осознании своей принадлежности к тысячелетнему национальному культурному наследию. Но осознания не происходит, если нет целостного восприятия национальной культуры. И тогда нет культурной преемственности, что и приводит к аномалиям в развитии духовно-нравственной сферы развивающейся личности.
Раздумья привели к созданию интеграционного цикла «Образы русской культуры» для учащихся 5-6 классов. Цикл состоит из учебных курсов «Прикладное искусство и этнография», «Мир русского слова. Славянская мифология», «Музыкальный фольклор», «Русские и европейцы. Фольклор, традиции, обряды». Каждый является пропедевтическим и имеет свое продолжение в программах других школьных гуманитарных предметах.
За эти годы в программу цикла вносились изменения, но основные положения актуальны и сегодня.
1. Разработка концептуальной основы объединения учебных курсов цикла учитывает процессы взаимодействия человека с духовной культурой и «переинтерпретацией» (позитивной трансформацией) традиционных ценностей в соответствии с сегодняшним временем. И в этом смысле было бы верным говорить о культуре как «форме самопроектирования человека», а о присвоение культурного опыта как о самовосхождении в культуре.
В предлагаемом подходе «самовосхождение» рассматривается как поэтапное освоение ребенком национального культурного наследия через педагогически организованную деятельность.
Такое освоение социокультурной среды в педагогически организованном общении, в организованной специальным образом среде общения способствует формированию навыков общения, взаимодействия с окружающей культурной средой; овладению способами созидательной деятельности, самореализации в культуре; поэтапному построению, расширению внутренней системы ценностей ребенка.
2. Существует определённый возрастной период (10-12 лет), когда становление духовного в ребёнке наиболее ориентировано на осмысление, принятие нравственных, духовных идеалов народа, нации, т.е. происходит создание личностно значимых аналогий, определяющих формирование внутренней системы ценностей.
Именно на этом возрастном этапе важным аспектом духовного развития ребёнка становится его непосредственная «рукотворящая» деятельность. Оказывается возможным, очень бережно «эксплуатируя» желание ребёнка создавать своими руками, подвести его к обдумыванию, к осмыслению истоков этой деятельности - ремесла и того, что за ним стоит.
Что в современной жизни явно несёт (сохраняет) признаки национального? С чем наши дети встречаются не как с учебным материалом? В раннем возрасте это сказки (если их ещё помнят бабушки и мамы), праздники, изделия народных промыслов, старинное рукоделие (сохранившееся в семьях) ... - всё то, что хоть в какой-то мере сохранило этнокультурную информацию. Обращение к знакомым детям вещам и предметам позволяет от них перейти к народному искусству, народному творчеству, к истокам национальной культуры и мировой культуры в целом.
Таким образом, через деятельность, в которую ребёнок вовлекает себя сам, возможно приобщить его к народной традиции, культуре. Необходимо только должным образом подобрать объект изготовления (предмет, вещь) и тот контекст - содержание, который позволит этот объект «оживить». И связка вещь-ритуал-идея (слово), которая проходит через осмысление учебного материала, является основой взаимодействия, общения учителя и ученика.
Многогранность народной культуры, сочетание индивидуального и коллективного осмысления культурных явлений, изустно-зрительный способ существования и развития народного творчества, его вариативность и импровизационная основа позволяют постоянно обогащать программу цикла.
Во многом сами дети привносят в содержание учебных курсов личностно значимые аспекты. Это особенно интересно, когда в классе есть представители других культурных традиций, сохраняющих свою этническую принадлежность. Все это обеспечивает процесс «восхождения в культуре» и каждого ребенка, и каждого педагога работающего в цикле.
3. Работа в цикле предполагает активные формы деятельности с преобладанием исследовательской направленности, которые позволяют сформировать у учащихся «глубокомыслие» (умение в простом увидеть загадку-вопрос, наметить пути поиска ответа, аргументировать предположение) и побуждают их эстетически воспринимать, эмоционально реагировать на язык национальной образной системы.
В течение занятий ребенок оказывается «погруженным» в организованную специальным образом предметную, культурную, знаковую среду, благоприятную для ситуации общения по поводу конкретного понятия или образа-символа, с помощью которых ребёнок мог бы представлять, осмысливать и осознавать окружающий его мир.
В цикле такими образами-символами являются пары: дом-дорога, семья – родство, община-народ, жизнь-судьба, пир – битва, хлеб-труд, площадь-праздник.
Результатом этого общения, педагогически направляемого путем расстановки мировоззренческих акцентов, становится поэтапно формирующаяся система ценностей в духовном мире самого ребенка в процессе общения с национальной культурой и постижения её духовного начала через предлагаемый учебный материал.
Подход к отбору содержания и интеграции четырех учебных курсов в одном цикле создает условия для целостного восприятия культуры, обеспечивает согласованное развертывание и расшифровку учебного материала, формирует единое информационное и эмоциональное образовательное пространство. Это позволяет в системе, а не эпизодически углублять, расширять знания, полученные детьми и актуализировать информацию до полного её осмысления и усвоения.
4. Используемые модели уроков имеют свою специфику, которая отражает особенности сферы бытования народной культуры в целом и учитывает изустно – зрительные и импровизационные способы как в предъявлении и передачи учебного материала, так и в деятельности детей.
Разносторонняя и многогранная деятельность детей по освоению программы цикла реализуется на уроках – размышлениях, дискуссиях, исследованиях, экскурсиях, праздниках. Например, уроки – экскурсии в цикле являются базовым элементом, акцентирующим внимание на синкретичность народной культуры. Обзорные экскурсии не только эстетически и эмоционально настраивают на предстоящую работу, но и повышают общий уровень осведомленности, а тематические – помогают в обобщении изученного материала. На уроках – экскурсиях дети не просто бегло знакомятся с экспозицией музея, сообщениями экскурсовода, но и сами дополняют рассказ этнографическими «подробностями». Опыт работы подтверждает, что к таким урокам в музее быта народов Нижегородского Поволжья, музее истории художественных промыслов, Нижегородском кремле учащиеся с интересом готовятся.
Импровизационно-ролевая основа деятельности детей в реконструировании среды бытования традиционной культуры создает ситуации погружения в традиции, ритуалы, обряды. Это уроки-праздники: «Святки-Коляда», «Масленица», «Сороки» и др. Неподдельный интерес детей к игре, их познавательный азарт, непосредственность реакций созвучны языку праздника.
Праздники, проводимые в рамках цикла, способствуют актуализации знаний детей, полученные на уроках, создают условия для включения каждого в атмосферу коллективного и индивидуального творчества, а поэтапность воссоздания среды бытования праздника прививает навыки культуры его проведения. Эти уроки, как «точки схождения» содержания отдельных курсов цикла, и создают целостную картину того или иного культурного явления.
5. Уроки-праздники являются своеобразной формой итогового контроля и на отдельных этапах освоения программы цикла, и по ее завершении. Сценарий такого урока включает этапы разработки, подготовки и проведения, содержит формы отслеживания уровня сформированности специальных и общих навыков, способов деятельности, самооценки. Тем самым, на каждом этапе создаются условия для предъявления учащимися своих достижений при освоении программ каждого учебного курса.
Это позволяет фиксировать успехи каждого участника урока в безотметочной форме и определять эффективность цикла по следующим направлениям:
- уровень устойчивого интереса учащихся к рассматриваемому материалу и уровень его
усвоения, индивидуальные особенности мотивации;
- уровень деятельностной активности, креативности;
- уровень выполнения индивидуальных творческих работ;
- уровень владеть способами совместной деятельности в предложенных ситуациях;
- уровень готовности пропагандировать народную культуру в ее различных проявлениях.
6. Творческие задания цикла, выполняемые детьми, направлены на изучение семейных традиций. В таких работах ребенок может рассказать о сохранившихся в семьях старинных вещах и предметах, первой игрушке родителей, детстве бабушек и дедушек, самых интересных семейных преданиях, составить родословную своей семьи. Работы всегда искренние, личностно значимые, и каждая – повод для общения детей со своими родными и гордости за семью.
По отзывам родителей, эти задания позволяют детям задуматься о значимости преемственности поколений на примере своей семьи, а родителям – рассказать детям о том, что за повседневностью кажется незначительным. Так в совместную работу вовлекаются все члены семьи, проявляется и укрепляется связь поколений, а учителя в лице родителей находят первых помощников. Например, к проведению уроков праздников дети и родители готовятся заранее. Дети готовят маски, костюмы, подбирают загадки, пословицы, а родители к этим праздникам готовят угощение: дары колядовщикам – на Святки, блины – на Масленицу, печеных птиц – к Сорокам. Сценарии таких уроков обязательно предусматривают участие родителей, то в образе хозяек на праздник Коляды, то Деда-Всеведа на Сороки, то посетителей ярмарки на Масленицу.
За 18 лет существования цикла ни один учебный год не был похож на предыдущий. Учителя, работающие по программам учебных курсов (Клюшина Н.В., Кривоносова Т.А, Рат Р.Н., Патунина Е.А., Якимова Е.Ю.) каждый раз ставят перед собой новые задачи, решают педагогические проблемы, осваивают информационные технологии. Но, все же, главным в работе является возможность вместе с детьми совершать важные открытия об уникальности их семей и родной культуры.
|