Главная страница

Образовательная область «речевое развитие»


Скачать 246.57 Kb.
Название Образовательная область «речевое развитие»
Дата 23.03.2016
Размер 246.57 Kb.
Тип Документы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

(литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа.-М.,2014.)


  • Развитие речи:

  1. развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими;

  2. развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи;

  3. практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Перспективно-тематическое планирование


Тема

Месяц

Сроки

Непосредственно-образовательная деятельность

Методические приемы



Формы организации совместной взросло – детской (партнерской) деятельности

Самостоятельная деятельность

Тема / программное содержание

День Знаний

сентябрь

1 -2 неделя

1.09.

1.Беседа с детьми “Надо ли учиться говорить?”

Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на

занятиях по развитию речи.


Игровая ситуация «Буратино собирается в школу».

И/у «Опиши лису».

Рассматривание и описание образцов ткани


Игра-ситуация «День Всезнайки»

Беседы: о лете и летнем отдыхе

Речевые ситуации: «В какие игры мы играем дома и на улице»

И\у «Подбери слово

Рассматривание книги «Уроки грамоты для малышей».

Ролевая игра.

Рассматривание иллюстраций, фотографий

Игра-драматизация с использованием разных видов театров.


8.09.

2. Звуковая культура речи звуки с и сь.

Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи. Объяснить детям артикуляцию звука с; поупражнять их в произнесении изолированного звука, звука в слоге, в разных словах.

Игровая ситуация «Магазин потерянных вещей».

Р/упр «Кто как поет?».

Слушание народной песенки «Сорока,сорока…».


Рассказывание по картине

«Дети идут в школу»

Дидактические игры «Где я был?»

Д/и «Когда это бывает?»

Д/и «Мы уже большие»


Самостоятельная деятельность в книжном уголке.

Пальчиковый театр по выбору детей.




3-4 неделя

15.09.

3.Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка».

Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказать о ней при минимальной помощи педагога.


Игровая ситуация с неваляшкой.

Рассматривание неваляшки.

Рассказывание с использованием схем.


С/и «Опиши игрушку», «Опиши друга».

Чтение взрослого произведений на тему «Мои игрушки», «Детский сад».

Чтение стихотворения «Новая девочка» Н. Найденова

Рассматривание иллюстраций на тему «Детский сад»

Игры-драматизации

Д/и «Придумай предложение».

Ролевые игры на тему «Мои друзья », «Работники детского сада»

Рассматривание книг и иллюстраций детских писателей


Детский сад

22.09.

4.Чтение стихотворения И. Бунина “Листопад“. Составление рассказа о кукле.

Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке, познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.

Игровая ситуация «Незнайка и стихи»

Беседа о поэтах.

Чтение отрывка и произведения Носова «Незнайка в солнечном городе» ( глава «Как Незнайка писал стихи»)

Сл/и «Будем поэтами».

Рассматривание иллюстраций по теме «листопад»

Разыгрывание сюжетов по теме «Детский сад»


Рассматривание иллюстраций, фотографий

на тему «Детский сад».

Настольно-печатная игра

«Кому что нужно для работы».


29.09.

5. Игры и игровые упражнения «Услышь звук» (с – сь)

Развивать слуховое и речевое внимание.

Упражнять в произнесении изолированного звука, звука в слоге, в разных словах.



Игровая ситуация «Магазин потерянных вещей».

Р/упр «Кто как поет?».

Заучивание народной песенки «Сорока,сорока…».


Дидактические игры «Где я был?»,

«Когда это бывает?»,

«Мы уже большие».


Этюды по мотивам русских народных сказок.

Рассматривание новых книг в книжном уголке.


День пожилого человека

октябрь

1 неделя

6.10.

1.Чтение сказки К. Чуковского “Телефон“.

Порадовать детей чтением веселой сказки. Упражнять в инсценировке отрывков из произведения.

Беседа на тему «Детские писатели».

Чтение отрывка К.Чуковский «Телефон».

Ситуация «Разговор по телефону».

.

Игры - упражнения, пластические этюды.

Активизирующее общение на тему «Моя семья»


Творческая игра «В гости к бабушке в деревню»

Рассматривание фотоальбома «Моя семья»,

«Мы на отдыхе»

Осень

2-3 неделя

13.10.

2.Звуковая культура речи звуки з и зь.

Упражнять в произношение изолированного звука з (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками з, зь.

Игровая ситуация с водой.

Игра с комариком.

Чтение стихотворения А. Прокофьева.

Игра на внимание.

Игра-ситуация «Осенние хлопоты»

Рассказывание об осени.


Самостоятельная художественно-эстетическая деятельность детей.

20.10.

3. Заучивание русской народной песенки “Тень-тень-потетень.“

Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку

Игровая ситуация

«Осень в гости к нам пришла».

Заучивание песенки «Тень-тень-потетень».


Д/и «Овощи-фрукты»

Ролевая игра «Овощной магазин»

Самостоятельная художественно- эстетическая деятельность детей.

Д/и «Найди различия и сходства».


Дети и дорога

4 неделя

27.10

4.Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов- описаний игрушек.

Приобщить детей к восприятию поэтической речи.

Беседа на тему «Мы живем в России».

Д/и «Осенние приметы».

Заучивание стихотворения по мнемотаблицам.

Сл/и «Слова-родственники».



Д/и «Дорожные знаки»

Беседа «Пешеходы и водители»

Д/и «Узнай сказку по предмету»

Игры на макете дорожного движения.


Все профессии нужны

ноябрь

1 - неделя

3.11.

1. Чтение сказки «Три поросенка».

Познакомить детей с английской сказкой “Три поросенка “(пер. Михалкова), помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка.

Отгадывание загадки.

Чтение (беседа).

Объяснение смысла пословиц.

Дыхательная гимнастика.


Отгадывание загадок о домашних животных.

Речевые игры «Скажи ласково», «Кому что нужно для работы?».

Рассматривание альбома «Профессии»

С/р. Игры: «Парикмахерская», «Семья», «Строители» и т.д.



Мониторинг

2 неделя

10.11.

2.Звук Ц.

Упражнять детей в произнесении звука Ц (изолированного, в слогах, в словах), совершенствовать интонационную выразительность речи, учить различать слова, начинающихся со звука Ц, ориентируясь не на смысл, а на его звучание

Речевая зарядка (различение звуков на слух).

Загадывание загадок.

Выделение звука Ц в словах.


Развивающая игра «Раз, два, три, четыре, пять – как животных нам назвать?».

Чтение сказки К.Чуковского «Телефон»

Н/п игра“Собери сказку”

Рисование «Сказочный домик».

Рассматривание книг и иллюстраций детских писателей.


Мой дом, моя семья, моя Родина

3 -4 - неделя

17.11.

3. Рассказывание по картине “Собака со щенятами “.

Чтение стихов о поздней осени.

Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии.

Рассматривание картины.

Составление описательного рассказа (озаглавить).

Физ. минутка.

Чтение стихотворения об осени (беседа по содержанию).


Беседа “ Моя семья»

Дидактическая игра «Сравни разных зверят».

Чтение стихотворения «Все начинается с мамы» (А. Костецкий)



С /р. игра «Кафе - мороженое»


24.11.

4.Составление рассказа об игрушке.

Дидактическое упражнение “Что из чего“

Формировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке.

Упражнять детей в умении образовывать слова по аналогии.

Мимическая гимнастика.

Игровая ситуация (приходит кукла Хрюша)

Р/упр. «Какой? Какая? Какое?».


Игровое упражнение «Котята и щенята».

Беседа «Чем можно порадовать маму».

Театрализованная игра «Репка»


Рассматривание иллюстраций в книге «Югра».

С/ролевая игра «Семья»



Край, в котором я живу

декабрь

1 – 2 неделя

1.12.

1.Чтение детям русской народной сказки “Лисичка-сестричка и волк “. Познакомить детей с русской народной сказкой “Лисичка-сестричка и волк “, помочь оценить поступки героев.

Сюрпризный момент

(приход Зайки – попрыгайки с книжкой )

Рассматривание книжки с рассказыванием.

Чтение русской народной сказки.

Разыгрывание отрывка сказки.


Беседа «Мой край -Югра»

Дидактическая игра «Какое время года».

Отгадывание загадок о природных явлениях зимой.

Сл.и. «Подбери слова» (тема: Зима).

Подвижная игра: «Смелые мышки».

Рассматривание иллюстраций с изображением зимних пейзажей.

Рисование «Деревья зимой».

Конструирование «Наш поселок»,«Моя улица».

8.12.

2.Чтение и заучивание стихотворений о зиме. Приобщить детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения.

Беседа о времени года.

Чтение стихотворений русских писателей о зиме.

Разучивание стихотворения Н. Некрасова «Не ветер…».


Дидактическая игра «Какое время года».

Отгадывание загадок о природных явлениях зимой.

Сл.и. «Подбери слова» (тема: Зима).

Подвижная игра: «Смелые мышки».

Рисование «Снеговик»

Н/п игра «Времена года»




3 – 4 неделя

15.12.

3.Обучение рассказыванию по картине “Вот это снеговик!“.

Учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации. Обучать умению придумывать название картине.

Беседа на тему «Зимние забавы детей».

Рассматривание картины.

Физ. минутка.

Рассказывание по картине «Вот это Снеговик».


Подвижная игра «Гуси-лебеди»,

Д. и. «Кто как разговаривает».

Чтение стихотворения про новый год, сказка «Снежная Королева»

Игровое упр. «Одеваем куклу на прогулку»

Экспериментирование «снег- вода»

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

Н/и игра «Сравни», «Наоборот», «Хорошо-плохо».

Зима




22.12.

4.Звук Ш.

Показать детям артикуляцию звука Ш, учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах), различать слова со звуком Ш.

Игра с «Язычком» (артикуляционная гимнастика).

Д.и. «Угадай звук» (на слух).

Дыхательная гимнастика «Дуй перышко».

Чтение стихотворения «Улитка».

.

Наблюдение за погодными изменениями в природе.

П/игра «Гуси-лебеди»



Изготовление из бумаги новогодней гирлянды-цепочки для оформления группы.

5 неделя

29.12

5. Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения А. Барто “Я знаю, что надо придумать”

Повторить программные стихотворения.

Развивать долговременную память.

Прививать интерес к детской художественной литературе.

Чтение любимых стихотворений.

Заучивание стихотворения

Обыгрывание по стихотворению.


Беседа на прогулке «Правила поведения на участке»

Чтение стихотворений А.Барто.

Игры-импровизации по стихотворениям А.Барто.

День вежливости

январь

1 – 2 неделя

12.01.

1.Чтение детям русской народной сказки “Зимовье“.

Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой “Зимовье. “

Д.и. «Угадай сказку»

Д.и. «Придумай слово» (со звуком ш).

Чтение сказки.

Игровое упражнение «Определи звук».

.

Беседа «Ежели вы вежливы».

Этюд «Скажи вежливое слово».


Н/п. игра «Дикие животные»

19.01.

2. Звуковая культура речи: звук Ж

Упражнять детей в произнесении звука Ж (изолированного, в слогах, в словах), совершенствовать интонационную выразительность речи, учить различать слова, начинающихся со звука Ж, ориентируясь не на смысл, а на его звучание

Игра с «Язычком» (артикуляционная гимнастика).

Д.и. «Угадай звук» (на слух).

Дыхательная гимнастика

Чтение отрывка из рассказа «Поющий букет».

Беседа «Мы вежливые»

Чтение стихотворений «Здравствуйте», «Вежливые слова»

Игровая ситуация «Мы идем в гости»,

«День рожденье куклы Маши»


Я вырасту здоровым

3 -4 неделя

26.01.

3. Обучение рассказыванию по картине “ Таня не боится мороза“. Учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности; учить придумывать название картины.

Игровая ситуация (приходит кукла Таня).

Описательный рассказ зимней одежды куклы.

Беседа по картине.

Рассказывание по картине детьми.


Беседа « Полезная и вредная еда».

Дидактическая игра «Отгадай одежду».

Наблюдение за деревьями на прогулке.

С.р.и. «Мы ждем гостей».

Игра- эстафета «Гонки на санках»

Рассматривание куклы в зимней одежде.

Игры со строительным материалом «Мы строим горку»

Игровые упражнения в уголке ФИЗО.

Я - человек

февраль

1 неделя

2.02.

1.Мини-викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе».

Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К.Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе».

Рассматривание выставки книг.

Д.и. «Угадай сказку».

Чтение сказки «Федорино горе».

Разыгрывание отрывка сказки.


Беседа «Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком»

Игра- драматизация «Узнай себя»

Чтение произведения К. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Настольно-печатные игры «Живая природа», «Где чей домик. «Живое домино»


День защитника Отечества

2-3 неделя

9.02.

2.Звук Ч.

Объяснить детям, как правильно произносится звук Ч, упражнять в произнесении звука (изолированно, в словах, стихах). Развивать фонематический слух детей.

Артикуляционная гимнастика (песенка паровоза).

Проговаривание чистоговорок со звуком Ч.

Д.и. «Угадай звук» (на слух).

Оформление газеты «Мой папа - солдат».


Рассматривание альбома «Военные профессии».


16.02.

3.Составление рассказов по картине “На полянке» Помогать детям рассматривать и описывать картину в определенной последовательности. Продолжать учить придумывать название картине.


Дидактическая игра «Когда это бывает».

Беседа по картине.

Физ.минутка.

Составление рассказа детьми.


Беседа «Защитники Отечества».

Разучивание стихотворений об армии.


Рассматривание альбома «Наши солдаты».

Р/игра «Будь природе другом».


Неделя родного языка

4 неделя

23.02.

4.Урок вежливости. Рассказать детям о том, как принято встречать гостей, как и что лучше показать гостю, чтобы он не заскучал.

Сюрпризный момент (приход медвежонка).

Драматизация ситуации “К нам в группу пришел новый мальчик (девочка)”.

Разучивание пословицы дружбе.


Экскурсия в группу к малышам.

Рассматривание книг в книжном уголке.

С/р игра «Мы в гостях».

Международный женский день

Март

1 неделя

2.03.

1.Готовимся встречать весну и Международный женский день.

Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева “Весна“. Поупражнять в умении поздравлять женщин с праздником.

Д. и. «Угадай время года» (приметы).

Беседа о мамах, о празднике- Международном женском дне

Чтение стихотворения.


Беседа «Мамы разные нужны, мамы всякие важны».

Д.и. «Подбери слово», «Собери цветок».


Н/и игра «Мозаика» (цветок для бабушки, мамы, сестрёнки).

Творческая деятельность «Подарок для мамы»

Весна


2-3 неделя

9.03.

2. Звуки Щ-Ч.

Упражнять детей в правильном произнесении звука Щ и дифференциации звуков Щ-Ч.

Артикуляционная гимнастика “Кто дальше загонит мяч “

Проговаривание чистоговорок со звуками Щ, Ч.

Д.и. «Угадай звук».

Заучивание пословицы.


Беседа о весне.

Загадывание загадок.

Р/упр. «Придумай сравнение».

Н/п.игра «Времена года»

Рассматривание иллюстраций о весне.

16.03.

3.Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки “Петушок и бобовое зернышко.

Помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных им сказок. Познакомить со сказкой “Петушок и бобовое

зернышко. “

Беседа “Как выразить сочувствие к товарищу “

Знакомство с новой сказкой.

Д. и. «Угадай сказку».


Экспериментирование со снегом (снег - вода).

Чтение русских народных сказок.


Театрализованная деятельность по русским народным сказкам.

Театральная палитра


4 неделя

23.03.

4.Составление рассказов по картине.

Проверить, умеют ли дети придерживаться определенной последовательности, составляя рассказ по картине, поняли ли они , что значит озаглавить картину.

Д.и. «Угадай время года».

Беседа по картине.

Физ.минутка (подвижная игра «День - ночь»).


Игры- забавы с воздушным шариком

С.р.и. «Театр».

Работа в книжном уголке- рассматривание выставки детской художественной литературы.

Игра «Веселые жмурки»

5 неделя

30.03

5.Литературный калейдоскоп

Выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки.

Литературная викторина

“Мое любимое произведение “:

-вспомнить наиболее понравившиеся произведения


Беседа о театре и людях, работающих в нём.

Р/упр. «Угадай по голосу».

Игры-пантомимы.

Рассматривание плакатов, иллюстраций и альбомов в книжном уголке.

Д.и. «Чудесный мешочек»

Р/игра «Шнуровка»


Неделя детской книги


Апрель

1 неделя

6.04.

1.Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка “Сказка про Комара Комаровича- Длинный нос и про Мохнатого Мишу- Короткий хвост. “Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять, почему автор так уважительно называет комара.

Чтение.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа по сказке.

П/и «Зайка серенький».



Игра «Добавь словечко».

Д/игра. «Да - нет».

Работа в книжном уголке «Книжкина больница»


Рассматривание иллюстраций любимых сказок.

Трудовые поручения по отбору «больных» книг.

День авиации и космонавтики


2 неделя

13.04.

2. Звук Л, ЛЬ.

Упражнять детей в четком произнесении звука Л ( в звукосочетаниях, словах, фразовой речи), совершенствовать фонематическое восприятие- учить определять слова со звуками Л, ЛЬ.

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы».

Игра с язычком

Выделение звука л,ль в словах.


Презентация «Что такое космос?»

КМД «Ракета». Постройка космического корабля с использованием крупных модулей.

Художественно-продуктивная деятельность (рисование – «Космос»).

Ролевая игра «Полёт на ракете».

День земли


3 неделя

20.04.

3.Обучение рассказыванию.

Учить детей создавать картину и рассказывать о ее содержании, развивать творческое мышление.

Составление картин на фланелеграфе

(тема «Лесная полянка»)

Составление рассказа по выложенным картинкам

Пальчиковая гимнастика.

Беседа о сезонных изменениях в природе.

Чтение стихотворений о весне.

Рассматривание глобуса

Игры со строительным материалом.


Мониторинг


4 неделя

27.04

4.Заучивание стихотворений.

Помочь детям запомнить и выразительно читать одно из стихотворений «Олененок» Ю. Кушак.

Игровая ситуация с оленёнком.

Заучивание.

Динамическая пауза «Оленёнок».

Рассказывание по ролям.

Игра «Мяч катай, слово называй».

Подвижная игра «Кот и мыши».

Чтение русской народной песенки «Дед хотел уху сварить».

Д.и. «Кто чей детеныш».

Р.и. «Волшебный квадрат»


Праздник весны, труда и Победы



Май

1 - 2 неделя

4.05

1.День Победы.

Выяснить, что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Т. Белозерова “Праздник Победы “.

Беседа “Как мы отмечаем праздники “(с рассматриванием иллюстраций).

Заучивание стихотворения.


Чтение: С. Александрова “Май в Москве “.

Хороводная игра «Зайка».


Рассматривание иллюстраций с изображением парада Победы.

Д.и. «Разрезные картинки» (природа весной).


11.05

2.Звуки Р, РЬ.

Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука Р (изолированно, в чистоговорках, в словах)


Артикуляционная гимнастика “Чистим зубки “, “Маляр “.

Проговаривание звукоподражаний со звуком р и рь.

Проговаривание скороговорки.

И/упр. «Не ошибись».

Музыкальная игра «Оркестр»

П/и «Попади в цель»


Н/и «Будь другом природы», «Назови детёныша»


Семейные посиделки

посиделки


3 неделя

18.05

3.Прощаемся с подготовишками.

Оказать внимание детям, которые покидают детский сад, пожелать им доброго пути.



Беседа «Почему мне нравится в детском саду?»

Чтение стихотворений А.Барто.

Рассмотреть с детьми «диплом» выпускника, полюбоваться фотографиями.

Аппликация «Первоцветы»(подарок выпускникам)


С/р. игра “Детский сад “



Моя безопасность





4 неделя

25.05

4.Литературный калейдоскоп

Повторить с детьми любимые стихи, сказки, рассказы,

загадки и считалки

Сл./игра «Закончи предложение»

Чтение стихотворений.

Рассказывание сказок

Сл./игра «Отгадай»

Повторение считалок.

Беседа «Как избежать неприятностей»

Д/и «Правила дорожного движения»

Рассматривание книг в книжном уголке



  • Художественная литература:

  1. воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи;

  2. воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

В режиме дня выделяется время для ежедневного чтения детям. Читается не только художественная литература, но и познавательные книги, детские иллюстрированные энциклопедии, рассказы для детей по истории и культуре родной страны и зарубежных стран. (Приложение 2)