|
Основы патриотического воспитания у воспитанников старшего дошкольного возраста
Методическая разработка на тему:
Основы патриотического воспитания у воспитанников старшего дошкольного возраста
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
Важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания национального самосознания.
Чтобы превратить Россию в цивилизованное, экономически развитое государство, необходимо формировать у граждан высокие нравственные, морально-психологические и этические качества, среди которых важное значение за судьбу Отечества и готовность к его защите. Прежде всего, это относится к подрастающему поколению. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений и в документах регламентирующих их деятельность.
ФГОС ДО к структуре образования установило нормы и положения, обязательные для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.. Самой важной целью духовно-нравственного развития является: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного гражданина России.
Федеральный закон РФ «Об образовании» предлагает гуманистический характер воспитания и призывает воспитывать в детях взаимоуважение, гражданственность, патриотизм.
Различные авторы (Дыбина О.В., Анфисова С.Е., Кузина А.Ю. , Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др.), говоря о важности воспитания любви к Отечеству, связывают его с умственным, художественным развитием, систематическим обогащением знаний воспитанников.. Отмечая важность воспитания любви к Родине, тесно связывают его с умственным, художественным развитием, системой работы по формированию и углублению представлений о малой родине и Отечестве. Вывод о том, что знания о родном городе, крае, стране, её истории, культуре, труде людей, её населяющих, является важнейшим условием воспитания.
В результате анализа практической деятельности основного процесса дошкольного образования выявлен ряд недостатков.
Анализ недостатков в результатах:
- невысокий интерес воспитанников к отечественной культуре : песням, танцам, устному народному творчеству;
- дошкольники затрудняются в правильном определении государственных символов ( выборе флага и герба России);
- не сформированы знания об отечественных праздниках и традициях;
- испытывают затруднения в назывании улиц родного города;
- не имеют представлений о гербе Самарской области и Тольятти;
- отсутствуют знания о многообразии национальностей, населяющих город и край;
- не имеют представлений о национальных костюмах русского народа, мордовцев, чувашской, татарской национальностей;
- имеют слабые представления героях- земляках ( Никонов, Носов, Жилин); - не владеют знаниями о достопримечательностях родного города;
- недостаточно знаний о российской армии, Дне Победы.
Анализ результатов в основном процессе:
- недостаточно разработана деятельность по проведению народных и традиционных праздников;
- отсутствие систематического проведения экскурсий в краеведческий музей и к достопримечательностям родного города;
- недостаточное проведение дидактических игр по краеведению;
- отсутствие систематичности в проведении циклов бесед по темам : « Я живу на Самарской земле», « Мы живем в Тольятти», « Наша Родина- Россия»;
- недостаточное введение персонажей из народного фольклора в сюжетно-ролевые игры воспитанников;
- отсутствие консультаций для родителей по патриотическому воспитанию;
- редкое использование устного народного творчества (потешки) в режимных моментах;
- низкая мотивация родителей в совместных мероприятиях и экскурсиях.
Анализ результатов в условиях профессиональной деятельности:
- в группах нет наличия уголков по краеведению и патриотическому воспитанию дошкольников;
- небольшое количество народных костюмов для ряжения дошкольников;
- отсутствует подбор наглядного и дидактического материала для ознакомления с достопримечательностями родного края;
- отсутствует кружковая работа по формированию первичных представлений о малой родине и Отечестве у дошкольников;
- отсутствие ИКТ для работы с воспитанниками.
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве у детей старшего дошкольного возраста предполагает использование сюжетно- ролевых игр с элементами народного фольклора, однако отсутствие знаний о России и традициях русского народа не позволяют реализовать эту задачу в образовательном процессе.
Развитие первичных представлений о малой Родине и Отечестве у старших дошкольников происходит в коммуникативной деятельности, однако отсутствие тематических бесед делает этот процесс затруднительным.
Организация познавательно-исследовательской деятельности возможна при условии проведения экскурсий в музеи и к достопримечательностям города, однако материальные затраты не позволяют создать эти условия.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
На основе анализа выявленных недостатков формулируем профессиональную проблему по теме: « Создание и разработка системы работы по формированию первичных представлений у старших дошкольников о малой Родине и Отечестве».
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Целевой ориентир
|
Конкретизация цели в соответствии с возрастом и темой
|
Пример проявления качества (умения, представления и др.) в действии и речи ребенка
|
Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности
|
Формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках
|
Дети поют русские народные и патриотические песни, играют на народных музыкальных инструментах. Участвуют в фольклорных и народных праздниках, развлечениях, драматизациях народных сказок. Рисуют по мотивам народных промыслов.
|
Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
|
Углубление представлений о своей стране, народе и народном фольклоре
|
Играют в сюжетно-ролевые игры патриотического характера.
Вводят в сюжетно-ролевую игру персонажей из русского фольклора, изобретая новый сюжет.
С удовольствием наряжаются в народные костюмы и используют русскую народную атрибутику в игре. Играют в народные подвижные игры. Используют игры народов Поволжья.
|
Ребёнок обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живёт;
|
Углубление и уточнение представлений о Родине – России, знакомство с достопримечательностями региона, в котором живут дети; закрепление знаний о флаге, гимне и гербе России.
Углубление знаний о Российской армии, воспитание детей в духе патриотизма. Расширение знаний о государственных праздниках, воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям.
Расширение представлений детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны), проявление интереса к прошлому, настоящему, будущему своего города.
Формирование представлений о родном городе, гербе, реке Волге, о Жигулевском заповеднике, о народах Поволжья.
|
Во время звучания гимна России дети встают, мальчики снимают головные уборы. Возлагают цветы к памятникам и обелискам в День Победы. У мальчиков мощная мотивация к службе в российской армии, у девочек- уважение к мальчикам, как к будущим защитникам Родины. Знают и проявляют любознательность к традициям других народов, живущих в нашей стране.
Знают достопримечательности родного города и края. Узнают герб родного города, могут рассказать о Жигулевском заповеднике, Волге, народах, населяющих Поволжье.
|
4.Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Для решения проблемы по формированию представлений у дошкольников, о малой родине и Отечестве, необходимо:
составить перспективный план работы с родителями по формированию у детей познавательной активности вне НОД «Наша Родина - Россия»;
разработать деятельность по развитию духовно-нравственного воспитания детей («Край родной, навек любимый», "Мы живем на Самарской земле» и др.).
разработать проект «Я люблю Тольятти!».
Этические беседы («Дружба народов», «Мир без войны»).
Разучивание песен детских композиторов на патриотическую тему «Наша Родина» - Филиппенко, «Все мы моряки» - Лядовой, «Бравые солдаты», слушание гимна России.
Рассматривание иллюстраций с национальными костюмами.
Игры драматизации по русским народным сказкам. Русские народные игры-забавы.
Подбор дидактических пособий, демонстрационного материала, методической литературы, книг .
Помощь родителей в поиске материала и совместная работа при подготовке сообщений (“Что мы знаем о Тольятти”, “Любимый город”.)
Побудить у детей желание в создании альбома “Мы - тольяттинцы!”.
Сбор фотографий, иллюстраций, книг, календарей, открыток с видами главных улиц города.
Проведение праздников и развлечений «Новый год», «8 марта – мамин день», «Масленица», «День Победы», «23 февраля – день Защитника Отечества».
Экскурсия к памятнику Никонова в микрорайоне Шлюзовой.
Экскурсия в краеведческий музей.
Развитие речи “Чьи имена носят наши улицы”.
Просмотр фотографий, книг. Составление рассказов – описаний.
Дидактические игры “Экскурсия по городу Тольятти” (на материале фотографий), “Мой дом, моя улица” (на материале рисунков, фотографий, карты города.
Родительские собрания на тему «Традиции в нашей семье» и др. Проведение с родительской общественностью конференций и презентаций, в т.ч. и в виде круглого стола «Традиции нашей семьи», «Возрождаем народные традиции».
Консультации специалистов с педагогами, родителями «Патриотическое воспитание детей в семье».
Проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы), семейных спортивных праздников и квестов.
Содержание деятельности воспитателя
Вид деятельности
|
Форма
|
На что направлено
|
Игровая деятельность.
|
Сюжетно-ролевые игры «Путешествуем с народами Поволжья», «На кораблике по Волге-матушке»
|
Мотивация к участию в сюжетно-ролевых играх, побуждение к самостоятельной организации игр
|
Познавательная деятельность.
|
Познавательные беседы на темы: «Мы живем в России», «Край родной , навек любимый».
Проект «Я люблю Тольятти!».
|
Любознательность и интерес к Отечеству, малой родине. Вызвать эмоциональный отклик. совершенствование знаний о достопримечательностях, памятниках, улицах родного города, героях- земляках.
|
Проблемно-ценностное общение.
|
Этические беседы на темы: «Дружба народов», «Мир без войны». Театрализованные игры и игры-драматизации по мотивам русских народных сказок. Народные игры-забавы.
|
Мотивация к участию в народных играх, используют народные потешки, поют русские народные песни, соблюдают правила игр и управляют своим поведением.
|
Художественное творчество.
|
Проведение праздников и развлечений «Новый год», «8 марта – мамин день», «Масленица», «День Победы», «23 февраля – день Защитника Отечества».
|
Имеют представления о названии праздников и их истории, представления о государственной символике, детских произведениях о народных и отечественных праздниках.
|
Спортивно-оздоровительная деятельность.
|
Проведение совместных мероприятий, спартакиад.
|
Развитие патриотизма, национальной гордости, чувства долга, принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
|
Трудовая деятельность.
|
Дидактические игры “Экскурсия по городу Тольятти” (на материале фотографий), " Мой дом, моя улица" (на материале рисунков, фотографий, карты города.
Экскурсия в краеведческий музей, к памятнику Никонова в микрорайоне Шлюзовой.
|
Мотивация к ознакомлению с произведениями культуры и искусства, аккуратному обращению с предметами народной культуры, картинами, книгами.
Испытывают чувство уважения к ветеранам, чувство гордости за свое Отечество.
|
Досугово- развлекательная деятельность
|
Разучивание песен детских композиторов на патриотическую тему «Наша Родина» - Филиппенко, «Все мы моряки» - Лядовой, «Бравые солдаты», слушание гимна России.
Родительские собрания на тему «Традиции в нашей семье» и др. Проведение с родительской общественностью конференций и презентаций, в т.ч. и в виде круглого стола «Традиции нашей семьи», «Возрождаем народные традиции».
Консультации специалистов с педагогами, родителями «Патриотическое воспитание детей в семье».
|
Имеют представления о своей семье и е традициях, знают свой домашний адрес, фамилию, имя отчество свое и своих родителей. Имеется навык связного составления небольших рассказов при использовании презентаций и проектов, навык установления причинно- следственных связей.
|
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы описана в ОП ДОУ. Используется на основе программы "Детство" под редакцией Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В.
Контроль осуществляется по следующим критериям:
- Имеет представление о столице, государственном флаге, гербе, содержании основных государственных праздников России, ярких исторических событиях, героях России.
- Имеет представление о себе, своей семье, социальном мире, в котором он живет.
- Имеет представления о городе и родном крае, их достопримечательностях.
- Имеет представление о РФ, культурных ценностях, мире.
- Проявляет толерантность по отношению к людям разных национальностей, интерес к национальным сказкам, играм, песням.
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Согласно требованиям ФГОС к условиям реализации основной программы, для того чтобы работа над развитием духовно-нравственного воспитания была успешной и плодотворной, в работе ДОУ должны произойти существенные изменения:
Кадровые:
- Нужно, чтобы в ДОО работали квалифицированные педагоги, а администрация вовремя обеспечивала их профессиональное и своевременное обучение, проводила работу над повышением духовно-нравственных устоев, т.е. педагоги должны внутренне приобщаться к национальной духовной традиции – фольклору, архитектуре, искусству, литературе, т.к. только духовный человек может развивать духовность и нравственность в детях.
Научно-методические:
- Приобрести в методический кабинет новинки по патриотическому воспитанию дошкольников.
- Программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле» / под ред. О. В. Дыбиной. – Ульяновск: Издатель Качалин А.В. 2014. – 210 с.
- Отсутствие мониторинга по патриотическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО.
Материально-технические:
- Оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной среды для проведения занятий на более высоком уровне.
- Приобрести мультимедийное оборудование для показа детям различных познавательных фильмов и дидактических игр по формированию первичных представлений об отечественных традициях и праздниках.
- Пополнить фонотеку классической и народной музыки.
- Приобрести различные костюмы для проведения театрализованной деятельности и народных праздников.
Нормативно-правовые:
- ФЗ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
- Постановление от 15 мая 2013 года №26 об утверждении СанПин 2.4. 1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009 г.;
- Постановление Правительства Самарской области от 26. 09. 2007 №201 «О Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области».
- Письменные разрешения родителей для посещения музеев, экскурсий.
- Для проведения экскурсий договор с экскурсионным агентством и разрешение заведующего ДОУ.
Информационные:
- литература:
1) «Алгоритмы реализации регионального компонента «патриотическое воспитание» ООП ДО в ДОУ: учеб. -метод. пособие. / Под ред. О.В. Дыбиной. – Ульяновск: Издатель Качалин А.В. 2013. – 214 с.
2) Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Работа ДОУ с семьёй – М.: Сфера, 2004 – 112 с.
3) Полякова Т.В. Знакомим детей с малой Родиной. ар 2004. Alledu/document/380/839
- компьютер для проведения электронно-дидактических игр с детьми, дистанционного общения с коллегами с целью обмена опытом и информацией об отечественных традициях и праздниках на сайтах MAAM.ru, портал Наша сеть, сайт Дошколенок и др.
Организационные:
- обеспечение разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающих свободный выбор детей для формирования первичных представлений об отечественных традициях и праздниках;
- периодическая сменяемость игрового материала по патриотическому воспитанию, стимулирующих познавательную активность детей;
- разработка конспектов ОД;
- подборка дидактических игр по темам "Я живу на Самарской земле" и
"Наша Родина- Россия".
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем, городом.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. И основной этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
|
|
|