№ урока
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Тип урока
|
Содержание урока
|
Основные виды учебной деятельности (в соответствии с ФГОС)
|
Дата проведения
|
|
План
|
Факт
|
|
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
5.
|
6.
|
7.
|
8.
|
|
1
|
Лингвистика - наука о языке.
|
1
|
Урок общеметодической направленности
|
Знакомство с учебником, его содержанием и структурой, способами предъявления теоретического материала и основными типами упражнений
|
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения нового материала. Применять методы информационного поиска. Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)
|
1.09
|
|
|
2
|
Понятие о лингвистике.
|
1
|
Урок общеметодической направленности
|
Основные разделы лингвистики. Основные единицы языка и речи. Формирование представления о лингвистике как науке о языке.
Цели изучения лингвистики в школе. Роль языка в жизни общества.
|
2.09
|
|
|
Фонетика (4часа)
|
|
3
|
Фонетика как раздел лингвистики. Звуки речи.
|
1
|
Урок общеметодической направленности
|
Фонетика как раздел лингвистики. Звук – основная единица фонетики. Фонетическая транскрипция как специальный способ записи звучащей речи
|
Овладевать основными понятиями фонетики.
Осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука.
Распознавать гласные и согласные, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые, парные и непарные по мягкости/твердости, звонкости/глухости звуки.
Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова устно и с помощью элементов транскрипции; звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги и возможностей переноса слова с одной строки на другую.
Проводить фонетический анализ слова.
Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава.
Наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их.
Выразительно читать прозаические и поэтические тексты.
Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую. Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами.
|
2.09
|
|
|
4
|
Фонетическая транскрипция.
|
1
|
Урок общеметодической направленности
|
Обобщение сведений о звуках русского языка и их классификации. Смыслоразличительная роль звука в слове.
|
3.09
|
|
|
5
|
Фонетический разбор. Звукопись
|
1
|
Урок общеметодической направленности
|
Фонетический разбор. Фонетико-орфографический анализ слов (омофонов). Звукопись как прием художественной выразительности. . Словарный диктант ( упр. 44)
|
5.09
|
|
|
6
|
Слог как единица фонетики. Ударение.
|
1
|
Урок общеметодической направленности
|
Слог и ударение. Особенности словесного ударения в русском языке. Словесное ударение и логическое.
|
6.09
|
|
|
Орфоэпия (5 часов)
|
|
7
|
Орфоэпия как раздел лингвистики. Гласные звуки.
|
1
|
Урок общеметодической направленности
|
Орфоэпия как раздел лингвистики. Особенности произношения безударных гласных и согласных
|
Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека.
Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения: нормативное произношение безударных гласных звуков; мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах; сочетаний согласных (чн, чт и др.); грамматических форм (прилагательных на -его, -ого, возвратных глаголов с -ся, -сь и др.); иноязычных слов, русских имен и отчеств, фамилий, географических названий; нормативным ударением в словах и их формах, трудных с акцентологической точки зрения (слова типа квартал, договор, глаголы прошедшего времени, краткие причастия и прилагательные).
Анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректировать собственную речь.
Использовать орфоэпический словарь
Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова.
Использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, при написании СМС-сообщений
|
8.09
|
|
|
8
|
Орфоэпический разбор. Правила произношения согласных звуков.
|
1
|
Урок общеметодической направленности
|
Изменение звуков в речевом потоке. Оглушение и озвончение парных согласных звуков. Произношение мягкого или твердого согласного перед Э в иноязычных словах.
|
9.09
|
|
|
9
|
Основные правила произношения согласных звуков.
|
1
|
Урок общеметодической направленности
|
Допустимые варианты произношения и ударения.
|
9.09
|
|
|
10
|
Обобщение по теме «Произношение согласных звуков».
|
1
|
Урок общеметодической направленности
|
Орфоэпический словарь: его назначение, структура, содержание статьи. Орфоэпический разбор. Словарный диктант (упр. 63)
|
10.09
|
|
|
11
|
Повторение и обобщение материала разделов «Орфоэпия» и «Фонетика».
|
1
|
Урок рефлексии
|
|
12.09
|
|
|
Графика (7 часов)
|
|
12
|
Графика как раздел лингвистики. Алфавит.
|
1
|
Урок общеметодической направленности
|
Разделы лингвистики, изучающие письменную речь: графика, орфография, пунктуация. Графика как раздел лингвистики. Алфавит.
|
Знать алфавит и использовать его в практической деятельности.
Уметь провести анализ звукового и буквенного состава слова.
|
13.09
|
|
|
13
|
Использование алфавита.
|
1
|
Урок общеметодической направленности
|
Элементарные сведения из истории происхождения письменности русского алфавита.
|
15.09
|
|
|
14
|
Обозначение звуков буквами.
|
1
|
Урок общеметодической направленности
|
Обозначение звуков буквами. Значение письменности в жизни общества.
|
16.09
|
|
|
15
|
Использование ь для обозначения мягкости.
|
1
|
Урок общеметодической направленности
|
Роль Ь в обозначении звукового состава словоформы.
|
16.09
|
|
|
16
|
Двойная роль букв е, ё, ю, я.
|
1
|
Урок общеметодической направленности
|
Обозначение звуков с помощью букв Е, Ё, Ю, Я.
|
17.09
|
|
|
17
|
Подведение итогов изучения раздела «Графика»
|
1
|
Урок рефлексии
|
Сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова
|
19.09
|
|
|
18
|
Контрольная работа
№ 1. Диктант с языковым анализом.
|
1
|
Урок развивающего контроля
|
Проверка уровня подготовки учащихся по орфографии и пунктуации в пределах материала, изученного в начальных классах; проверить умения, сформированные по итгам изучения разделов «Фонетика» и «Графика».
|
20.09
|
|
|
Морфемика (6 часов)
|
|
19
|
Морфемика как раздел лингвистики. Окончание –грамматическая морфема.
|
1
|
Урок общеметодической направленности
|
Морфема – значимая часть слова. Отличие морфемы от звука. Словарь значения морфем. Окончание- грамматическая морфема.
|
Овладеть основными понятиями морфемики и словообразования.
Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования.
Опознавать морфемы и членить слова на морфемы; характеризовать морфемный состав слова.
Различать изученные способы словообразования слов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; характеризовать словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; наблюдать за использованием выразительных средств морфемики и словообразования в речи.
Использовать морфемный, словообразовательный словари.
Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов
|
22.09
|
|
|
20
|
Словообразующие морфемы.
|
1
|
Урок общеметодической направленности
|
Корень, приставка, суффикс, окончание - морфемы, передающие информацию о слове. Морфемы словообразующие и формообразующие. Выразительные возможности словообразующих морфем.
|
23.09
|
|
|
21
|
Контрольная работа(входная). Развитие речи.
|
1
|
Урок контроля
|
Научиться выполнять тестовую работу и самопроверку
|
23.09
|
23.09
|
|
22
|
Контрольная работа(входная). Тесты.
|
1
|
|
|
24.09
|
24.09
|
|
23
|
Морфемная модель слова. Работа над ошибками.
|
1
|
Урок общеметодической направленности
|
Морфемная модель как схема морфемного построения слов определенной части речи. Морфемный разбор слова.
|
26.09
|
|
|
24
|
Корень слова. Этимология.
|
1
|
Урок общеметодической направленности
|
Однокоренные слова. Выразительные возможности однокоренных слов. Корни-омофоны и корни-омонимы. Этимология как раздел лингвистики.
|
27.09
|
|
|
25
|
Чередование гласных в корне.
|
1
|
Урок «открытия» нового знания
|
Корень слова. Выразительные возможности однокоренных слов. Чередование о/а в корне слова.
|
29.09
|
|
|
26
|
Чередование согласных в корне. Чередование о и е с нулем звука.
|
1
|
Урок «открытия» нового знания
|
Чередование гласных и согласных в корне слова. Подведение итогов изучения раздела «Морфология»
|
30.09
|
|
|
Лексикология (5 часов + 2 часа на развитие речи)
|
|
27
|
Лексикология как раздел лингвистики. Способы объяснения лексического значения слова.
|
1
|
Урок общеметодической направленности
|
Лексикология как раздел лингвистики. Слово – единица языка и речи. Лексическое значение слова. Основные способы объяснения лексического значения.
|
|
30.09
|
|
|
28
|
Объяснение лексического значения слова путем подбора синонимов и антонимов.
|
1
|
Урок общеметодической направленности
|
Объяснение лексического значения слова путем подбора синонимов и антонимов. Толковый словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи.
|
|
1.10
|
|
|
29
|
Объяснение лексического значения слова путем подбора однокоренных слов.
|
1
|
Урок общеметодической направленности
|
Объяснение лексического значения слова путем подбора однокоренных слов. Словари синонимов и антонимов: их назначение, структура, содержание словарных статей.
|
|
3.10
|
|
|