Рекомендации для родителей по развитию детей со зрительными проблемами. Дошкольный возраст.
-
Ребёнку необходимо постепенно запомнить название страны, города, в котором он живёт; ребёнок должен знать домашний адрес.
Рассказывайте ребёнку о признаках весны, лета, осени, зимы простыми предложениями с непременной опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие.
Например: «Сейчас весна, солнышко уже светит ярко и греет нас. Чувствуешь, как оно согрело твою ладошку, щёчку? Весной на земле начинает расти трава. Посмотри глазами, найди травку руками. Погладь её. Какого она цвета? А какой длины эта травинка? Длинная. А эта? Короткая. »
«Птицы поют. Давай послушаем пение птиц. А как стучит дождь по асфальту, земле? Громко. Тихо. Чуть громче.»
Непременно беседуйте с ребёнком о том, что находится вверху, внизу в помещении и на улице. Во время разговора употребляйте вопросы типа: «А что находится над головой? Под ногами?».
-
Тренируйте в лучшем запоминании правой и левой руки, уха, ноги и т.д. Беседуйте о том, что находится с правой и с левой стороны от ребёнка.
-
Непременно помогайте ребенку при затруднении в ответах, начинайте отвечать сами, однако, дайте время подумать самому ребёнку, выбрать правильный ответ самостоятельно.
Гуляя, непременно обращайте зрительное внимание ребёнка на природу: деревья, кустарники, траву, цветы, небо, облака, солнце.
-
На улице тренируйте зрительное восприятие ребёнка, опираясь на природные краски, цвета. Обращайте внимание на цвет, форму, величину различных природных материалов: шишек, камушков, ракушек, листьев, конкретных овощей, фруктов, ягод.
Предлагайте игровые задания типа:
Найди глазками вокруг себя и назови всё красное (красные ягоды,
красные яблоки), всё зелёное, всё белое и т.д.
Собери в одно ведёрко большие камушки, в другое маленькие (ведра относительно друг друга также могут отличаться величиной).
Сделай большие и маленькие куличики (из разных ведёрок, формочек, коробочек).
Выкопай в песке большую нору для лисы и маленькую норку для мышонка.
-
На песке, земле, асфальте рисуйте веточками, палочками, цветными мелками круги, квадраты, треугольники, прямоугольники и фигуры (дом, паровозик и т.д.), состоящие из этих плоскостных форм.
Непременно беседуйте по поводу нарисованного, просите ребёнка нарисовать так же, как Вы плюс свой рисунок,
Ищите вместе с ребёнком на улице одинаковые по форме листья, одинаковые цветы, шишки; ищите разные. Спрашивайте: «Разные или одинаковые ты нашёл шишки, листья».
Упражняйте ребёнка в счёте
-
Спрашивайте, сколько ему лет, попросите показать столько пальчиков, сколько лет. Вместе сосчитайте пальчики. Если затрудняется, покажите сами, пусть он за вами повторит.
Используйте задания типа:
Покажи 2 (3) пальца. Один спрятался. Сколько пальцев осталось?
Сколько у тебя рук? (Ответ: У меня две руки); Сколько у тебя ног, ушей, а сколько у мамы глаз? У собачки хвостов? И т.д.
Положи в формочку 1 (2, 3) камушек. Дай зайчику 3 (4) морковки. Нарисуй каждому шарику по одной ниточке. Поставь в каждый гараж по две машинки.
Постоянно используйте собственный показ!
Убедитесь, в том, что ребёнок, внимательно смотрел на Ваши действия с игрушками и предметами. Если ребёнок отвлёкся, пожалуйста, повторите ещё раз.
Все эти задания имеют своей целью и развитие аналитико-синтетического мышления. Все игровые задания и упражнения должны выполнятся с одновременным участием зрения, осязательного восприятия и параллельным называнием того, что ребёнок видит и на что показывает.
Так постепенно вырабатывается и автоматизируется одновременная зрительно-моторная и речедвигательная координация.
Эта координация необходима для дальнейшего успешного восприятия явлений, объектов, процессов в окружающем мире, в конечном итоге для успешного обучения.
|